АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
10 июля 2007 года Дело № А74-1594/2007
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2007 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия,
г. Абакан,
о привлечении индивидуального предпринимателя Данильченко Сергея Ильича, с. Подсинее Алтайского района,
к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол судебного заседания вела судья Тутаркова И.В.
В судебном заседании принимали участие
от заявителя: Когалёнок С.П., доверенность от 28.03.2007г. №507,
предприниматель Данильченко С.И., свидетельство о государственной регистрации серии 19 №0199785.
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Данильченко Сергея Ильича (далее – Предприниматель) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленные требования, пояснив, что при проведении внеплановой проверки 21 июня 2007 года Управлением был установлен факт осуществления Предпринимателем перевозок пассажиров автобусами с нарушениями условий лицензирования, а именно:
необеспечение безопасности дорожного движения, выразившееся в выпуске на линию 15.06.2007г. водителя автобуса Яковлева В.В. без прохождения предрейсового медицинского осмотра;
несоблюдение требований, предъявляемых к заполнению и ведению путевых листов (от 15/16.06.2007г.), выразившееся в отсутствии учётных номеров в путевых листах, отсутствии сведений о фактическом времени в строке «выезд» и показания спидометра.
Индивидуальный предприниматель Данильченко Сергей Ильич отзыв на заявление не представил. При этом в судебном заседании пояснил, что признаёт вменяемые ему правонарушения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
Данильченко Сергей Ильич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Подсинского сельского Совета 05.12.2000г. (свидетельство №620), о чём Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 28.07.2004г. за номером 304190121000167 (свидетельство о государственной регистрации серии 19 №0199785).
В целях осуществления перевозки пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации 20.04.2007г. Предприниматель получил лицензию АСС-19-469 сроком действия по 20.04.2012г.
21.06.2007г. государственным инспектором Управления Когалёнком С.П. на основании распоряжения №328 от 21.06.2007г. в присутствии предпринимателя Данильченко С.И. была проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения им лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автобусами.
Основанием для проведения проверки послужила поступившая из Отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД г. Сорска письменная информация №5259, в которой зафиксировано выявленное в деятельности предпринимателя Данильченко С.И. нарушение лицензионной деятельности пассажирских перевозок и порядка их осуществления, выразившееся в непрохождении 15.06.2007г. Яковлевым В.В., водителем автобуса ГАЗ 322132 государственный номер АА 649, предрейсового медицинского осмотра.
В ходе проведения внеплановой проверки Управлением установлены следующие нарушения условий лицензирования:
необеспечение безопасности дорожного движения, выразившееся в выпуске на линию 15.06.2007г. водителя автобуса Яковлева В.В. без прохождения предрейсового медицинского осмотра;
несоблюдение требований, предъявляемых к заполнению и ведению путевых листов (от 15/16.06.2007г.), выразившееся в отсутствии учётных номеров в путевых листах, отсутствии сведений о фактическом времени в строке «выезд» и показания спидометра.
По результатам проверки составлен акт проверки №328 от 21.06.2007 года, подписанный Предпринимателем.
Данный акт проверки явился основанием для составления протокола №АА54 от 21.06.2007года об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, Предприниматель был ознакомлен, о чем имеется его подпись в протоколе №АА 54 от 21.06.2007года. Указанное обстоятельство он не отрицал в ходе судебного разбирательства.
При составлении протокола Предпринимателем даны объяснения. Согласно данным объяснениям индивидуальный предприниматель по невнимательности заполнил путевой лист не полном объёме, так как он в это время находился в г. Сорске, где отправил водителя проходить медицинский осмотр по пути на автостанцию.
Протокол об административном правонарушении составлен государственным инспектором Управления в присутствии предпринимателя Данильченко С.И., в котором выявленные при проверке нарушения квалифицированы как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Составленный Управлением в отношении Предпринимателя протокол об административном правонарушении №АА 54 от 21.06.2007года, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Арбитражный суд полагает, что факт совершения Предпринимателем правонарушения, а также его вина подтверждены представленными арбитражному суду доказательствами, в связи с чем имеются основания для привлечения Предпринимателя к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" (в редакции от 14.12.2006г. №1767) установлено, что работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями соответственно федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, осуществляющих инспекторские функции, государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, государственных инспекторов гражданской авиации и должностных лиц государственной речной судоходной инспекции.
Согласно подпункту 7 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации" федеральные государственные служащие органов Российской транспортной инспекции, осуществляющие инспекторские функции, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом - государственным инспектором Управления Когалёнком С.П.
Оценив приведенные Управлением доводы, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт административную ответственность в виде штрафа.
Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Статьёй 2 названного закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании и частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров является обязанность по организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации установлены Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённым приказом Минтранса Российской Федерации от 08 января 1997г. №2 и зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 14.05.1997г. № 1302 (далее – Положение №2 об обеспечении безопасности перевозок пассажиров).
Согласно пункту 2.3.6 названного Положения индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров, обязан обеспечить надёжность водителей автобусов путём обеспечения водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами.
Обязанность индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозочную деятельность на автомобильном транспорте, по оформлению и заполнению путевых листов предусмотрена приказом Минтранса Российской Федерации № 68 от 30.06.2000 "Об утверждении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" (далее - Приказ №68 «Путевая документация»).
Данным приказом утверждены формы путевых листов, форма журнала "Журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя" и Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями.
Согласно данному приказу с 1 октября 2000 года предприниматели обязаны применять утверждённые формы путевых листов, журналы регистрации путевых листов.
Порядком (п. 4) установлено, что при применении наёмного труда работников путевой лист каждому водителю оформляется предпринимателем или специально назначенным им лицом.
Пунктом 9 названного Порядка определен порядок заполнения путевого листа. Так, в строке "Путевой лист" проставляется его учётный номер. Под названием документа проставляется дата, в течение которой он действителен (число, месяц, год); в строках "Водитель" и "Номер водительского удостоверения" записываются фамилия и инициалы водителей. Раздел II заполняется предпринимателем на основании результатов транспортной работы за весь период действия.
В представленном арбитражному суду путевом листе от 15-16 июня 2007 года Предпринимателя Данильченко С.И. отсутствовали данные об учётном номере путевого листа, а также сведения о фактическом времени возврата в строке «возврат» и показания спидометра.
Представленные Управлением протокол об административном правонарушении от 21.06.2007г. № АА 54, акт №328 от 21.06.2007г., путевой лист от 15-16 июня 2007 года свидетельствуют о невыполнении Предпринимателем мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, поскольку предпринимателем не выполняется обязанность по оформлению и заполнению путевых листов в порядке, предусмотренном приказом Минтранса Российской Федерации № 68 от 30.06.2000 "Об утверждении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте".
Другим лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров, установленным подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании и частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
В соответствии со статьёй 23 названного закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации установлены Положением №2 об обеспечении безопасности перевозок и Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утверждённым приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г. №27 и зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 09.06.1995г. №868 (далее - Положение №27).
Пунктом 3.3.3 Положения №27, пунктами 1.6, 2.2. и 2.3.2 Положения №2 об обеспечении безопасности перевозок владелец транспортного средства обязан обеспечить контроль за своевременным прохождением водителями медицинского освидетельствования, регулярно проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, осуществлять контроль состояния водителей перед выездом на линию в порядке, определяемом Министерством здравоохранения.
Согласно пунктам 1 - 4 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной Министерством здравоохранения от 29.09.1989 N 555, предрейсовые медицинские осмотры водителей перед выездом на линию проводятся медицинским персоналом, о чём осуществляется отметка на путевых листах водителей путём проставления штампа "допущен к рейсу" и подписи медицинского работника.
Как следует из представленного в материалы дела путевого листа от 15-16 июня 2007 года, выданного предпринимателем Данильченко С.И. водителю автобуса ГАЗ 322132 регистрационный знак АА 649 19 Яковлеву В.В. перед выездом на линию по маршруту «Абакан-Сорск", в нём отсутствуют сведения о прохождении водителем автобуса предрейсового медицинского осмотра. Следовательно, Управление правомерно квалифицировало данные действия Предпринимателя, как необеспечение им надёжности водительского состава вследствие непроведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
Представленные Управлением протокол об административном правонарушении от 21.06.2007г. № АА 54, акт №328 от 21.06.2007г., путевой лист от 15-16 июня 2007 года свидетельствуют о невыполнении Предпринимателем мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, поскольку предпринимателем не выполняется обязанность по организации и проведению с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовых медицинских осмотров водителей.
Индивидуальный предприниматель не представил суду доказательств обратного.
Арбитражный суд пришёл к выводу, что Предприниматель, осуществляя перевозки пассажиров, не обеспечил соблюдение вышеперечисленных требований, что является основанием для констатации его вины в нарушении условий, предусмотренных в выданной ему лицензии. Между тем в выданной Данильченко С.И. лицензии предусмотрено в качестве лицензионного условия соблюдение установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.
Арбитражный суд считает вину предпринимателя в совершении правонарушения установленной, поскольку судом не выявлено обстоятельств, препятствующих выполнению предпринимателем требований действующих нормативных актов. Предпринимателем таких доказательств суду не представлено.
Поскольку невыполнение Предпринимателем указанных требований означает несоблюдение установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, арбитражный суд считает, что его действия правильно квалифицированы Управлением как нарушение лицензионных условий.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (с изменениями от 22.06.2007г. №116-ФЗ, вступившими в силу 08.07.2007г.) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от трёх до четырёх тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Арбитражный суд полагает возможным назначить нарушителю штраф в размере трёх тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 169, 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Данильченко Сергея Ильича к административной ответственности за совершение правонарушения на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Данильченко Сергея Ильича, родившегося 20.08.1953 года в селе В-Биджа Усть-Абаканского района Республики Хакасия, проживающего по адресу: ул. Енисейская, 5, кв. 1, с. Подсинее, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Подсинского сельского Совета 05.12.2000г. (свидетельство №620), о чём Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 28.07.2004г. за номером 304190121000167 (свидетельство о государственной регистрации серии 19 №0199785), административный штраф в размере трёх тысяч рублей.
3. Сумма штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам:
получатель - УФК по Республике Хакасия (Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта),
расчётный счет - 401 0181 02 000 000 10001,
ИНН - 190 100 61 51,
КПП – 190 101 001,
банк получателя - ГРКЦ НБ Республики Хакасия, г. Абакана,
БИК - 049 514 001,
ОКАТО - 954 01 000 000,
Код бюджетной классификации – 106 116 900 4004 0000 140.
4. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Копию квитанции (заверенную) об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
5. Выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, путём подачи апелляционной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия И.В. Тутаркова