ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1694/19 от 15.05.2019 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Абакан

21 мая 2019 года                                                                                        Дело № А74-1694/2019

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2019 года.

Решение  в  полном объёме изготовлено 21 мая 2019 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.И. Кузнецовой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия (ИНН 1901082829, ОГРН 1081901000345)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН 1901020149,                ОГРН 1021900538076)

о признании недействительным пункта 2 предписания от 17.12.2018 № 80-11-99/18-16-41                  в части нецелевого использования имущества на сумму 667 598 руб. 70 коп.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя  –  Сербина Л.С. по доверенности от 13.02.2019;

ответчика – Астахова Т.Г. по доверенности №29Д-ю от 10.01.2019.

Государственный комитет по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия (далее – госкомитет) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом принятых арбитражным судом уточнений к заявлению, т. 2) к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – УФК по РХ, управление) о признании недействительным пункта 2 предписания от 17.12.2018 № 80-11-99/18-16-41 в части, касающейся нецелевого использования имущества (в денежном выражении на сумму  667 598 руб. 70 коп.).

В судебном заседании представитель госкомитета заявленные требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении (т. 1), в уточнениях к нему (т. 2) и в письменных пояснениях к заявлению (т. 3). Полагает, что нормативными правовыми актами установлено право осуществлять переданные полномочия Российской Федерации субъектам Российской Федерации как сотрудникам отдела оперативного регулирования по охране животного мира, так и председателем госкомитета и его заместителями. Нецелевое использование материальных ценностей на выполнение функций, связанных с осуществлением переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению  «Основными средствами» (ГСМ, лебедка, видеорегистратор и карта памяти к нему)                     на общую сумму 667 598 руб. 70 коп., сотрудниками госкомитета не имело место.

Представитель управления просил в удовлетворении заявленных требований отказать, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление (т. 2), в возражениях на пояснения к заявлению (т. 3). Полагает, что если сотрудникам, источником содержания которых определен республиканский бюджет, дополнительно вменяется выполнение функций по осуществлению полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов, то это не означает необходимости оплаты этих расходов за счет средств федерального бюджета.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

На основании приказа УФК по РХ от 26.09.2018 № 512 в период с 01.10.2018 по 02.11.2018 управлением в отношении госкомитета проведена внеплановая выездная проверка соблюдения использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета на осуществление переданных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, и в области охраны и использования охотничьих ресурсов. Проверяемый период: 2016 год – 1 квартал 2018 года.

В ходе проверки управлением установлено нецелевое использование госкомитетом имущества (материальные ценности, приобретенные за счет субвенции федерального бюджета, использованы на финансирование деятельности) на общую сумму                                     1 031 373 руб.55 коп. (495 209 руб. 99 коп. (приложение № 2 к акту проверки) +                   457 138 руб. 56 коп. (приложение № 3 к акту проверки) + 8 418 руб. + 33 357 руб. +                18 750 руб. + 18 500 руб.).

Результаты проверки отражены в акте внеплановой выездной проверки от 02.11.2018.

На основании акта внеплановой выездной проверки руководителем УФК по РХ 17.12.2018 госкомитету направлено предписание № 80-11-99/18-16- 41, в пункте 1 которого указано на неправомерное расходование материальных ресурсов (бензин), приобретенных за счет средств субвенции на сумму 59 499 руб. 20 коп.

В пункте 2 оспариваемого предписания указано на нецелевое использование имущества, приобретенного за счет средств субвенции на сумму 1 011 073 руб. 55 коп. Даты совершения нарушения: 31.12.2016, 31.12.2017, 31.03.2018. Нарушены: статья 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте), пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее–Закон № 184-ФЗ), пункт 2 Правил предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 975 (далее – Правила № 975).

Согласно предписанию № 80-11-99/18-16-41 (с учетом уточнений управления от 30.01.2019 № 80-11-77/18-08-16, т. 1) госкомитет обязан устранить нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения:

-по пункту 1 - возместить стоимость неправомерного списанного бензина, приобретенного за счет средств субвенции из федерального бюджета, на КБК 09221835900011002151 «Возврат неиспользованных остатков прошлых лет. Единая субвенция бюджетам Российской Федерации и бюджету г. Байконура».

-по пункту 2 – восстановить нецелевое использование имущества, приобретенного за счет средств субвенции из федерального бюджета, путем отнесения расходов в сумме                 1 011 073 руб. 55 коп. на расходы республиканского бюджета.

Госкомитет обязан устранить указанные в настоящем предписании нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации не позднее 90 дней с даты получения предписания. О результатах исполнения предписания следует проинформировать УФК по РХ не позднее 3 рабочий дней с даты его исполнения. Указано, что неисполнение в установленный срок предписания влечёт административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с предписанием в части пункта 2 в части суммы 667 598 руб. 70 коп., госкомитет обратился в  арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий государственных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:

-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказать заявитель.

В соответствии с положениями части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ проверка законности оспариваемых актов производится арбитражным судом только применительно к основаниям принятия, указанным в них.

Поскольку оспариваемое предписание предусматривает возложение на заявителя определённых обязанностей, а также влечет юридические и экономические последствия для заявителя в случае их неисполнения, учитывая положения пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 АПК РФ, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что настоящий спор подведомственен арбитражному суду.

С учётом положений статьи 166.1, пункта 3 статей 265, 269.2, пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 5.(15)1 Положения о Федеральном казначействе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, подпункта «б» пункта 68 Правил о порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, суд установил, что проверка проведена и оспариваемое предписание вынесено управлением в пределах предоставленных полномочий.

Процедура проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания заявителем не оспаривается. Проверив данную процедуру, арбитражный суд признал её соблюдённой. 

При проверке соответствия предписания в оспариваемой части закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из пункта 2 оспариваемого предписания, госкомитету вменяется нецелевое использование имущества, приобретенного за счет средств субвенции в части суммы 667 598 руб. 70 коп. Указано на несоблюдение госкомитетом статьи 33 Закона об охоте, пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, пункта 2 Правил № 975.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Согласно пункту 7 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

В силу части 1 статьи 33 Закона об охоте Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов:

1) организация и осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

2) установление в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи;

3) регулирование численности охотничьих ресурсов;

4) определение видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации;

5) ведение государственного охотхозяйственного реестра и осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации;

6) заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов;

7) выдача разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации);

8) осуществление контроля за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты;

9) осуществление контроля за оборотом продукции охоты;

10) осуществление федерального государственного охотничьего надзора на территории субъекта Российской Федерации.

В силу частей 2, 3 статьи 33 Закона об охоте средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации на основании методик и критериев, утвержденных Правительством Российской Федерации, исходя из площади среды обитания охотничьих ресурсов, их видов и средней численности на единицу площади или объема пространства среды обитания, численности населения субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 975 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральной службе по надзору в сфере природопользования на соответствующий финансовый год на финансовое обеспечение полномочий в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов), осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О животном мире».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 371 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов.

Согласно письму Росприроднадзора от 12.09.2014 № ОВ-06-02-36/14141 субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов расходуются на содержание уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и проведение мероприятий в данной области.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственном комитете по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия», утвержденном       постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.05.2010 № 246 (далее - Положение о госкомитете, т. 2) госкомитет является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в области охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, согласно компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Госкомитет осуществляет на территории Республики Хакасия как переданные полномочия, предусмотренные статьей 33 Закона об охоте, так и полномочия субъекта.

Согласно разделу 2 Положения о госкомитете к переданным Российской Федерацией полномочиям относятся полномочия, перечисленные в части 1 статьи 33 Закона об охоте.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения о госкомитете председатель госкомитета осуществляет руководство деятельностью госкомитета, контроль за его деятельностью, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 № 299 утвержден Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (Приложение № 1).

В соответствии с указанным Перечнем должностные лица госкомитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, одновременно по должности являются:

1) председатель госкомитета по охране животного мира и окружающей среды Хакасии - государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Хакасия (государственным инспектором по охране природы Республики Хакасия);

2) заместители председателя госкомитета по охране животного мира и окружающей среды Хакасии - заместителями государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Хакасия (государственного инспектора по охране природы Республики Хакасия);

3) начальники отделов госкомитета по охране животного мира и окружающей среды Хакасии, заместители начальников отделов, государственные гражданские служащие Республики Хакасия категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей, ведающие вопросами федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий - государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Республики Хакасия (государственными инспекторами по охране природы Республики Хакасия).

В соответствии с пунктом 6 Положения о федеральном государственном охотничьем надзоре, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 29 «О федеральном государственном охотничьем надзоре» перечень должностных лиц (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и учреждений, находящихся в его ведении, осуществляющих государственный надзор на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На основании указанного постановления приказом госкомитета от 15.05.2013 № 75     «Об утверждении перечня должностных лиц Госкомитета, уполномоченных осуществлять федеральный государственный охотничий надзор» утвержден перечень должностных лиц (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды). Данным перечнем председатель госкомитета; его заместители; начальники отделов госкомитета; заместители начальников отделов, государственные гражданские служащие Республики Хакасия категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей включены в перечни должностных лиц госкомитета, осуществляющих федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный охотничий надзор (т. 2).

Согласно служебному контракту о замещении государственной должности Республики Хакасия председателя госкомитета, заключенному с Лебедевым В.Ю., должность председателя учреждена в целях обеспечения полномочий госкомитета в соответствии с Положением о госкомитете и структурой о госкомитете, утвержденной постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 19.02.2014  № 08-ПП.

Как следует из материалов дела, 09.01.2014 председателем госкомитета Харитоненко В.М. утвержден должностной регламент государственного гражданского служащего Республики Хакасия, замещающего должность заместителя председателя Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия – заместитель главного государственного инспектора Республики Хакасия по охране природы (т. 2).

В соответствии с названным должностным регламентом в перечень основных функций и должностных обязанностей заместителя председателя госкомитета входит, в том числе:

-контроль и координирование деятельности по сохранению и рациональному использованию объектов животного мира, проведению воспроизводственных и биотехнических мероприятий, государственному мониторингу и учету объектов животного мира (пункт 3.4);

-организация и осуществление охраны и воспроизводства животного мира (пункт 3.23);

-организация и осуществление федерального государственного охотничьего надзора и федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Хакасия (пункт 3.24);

-организация и осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания (пункт 3.25).

01.10.2018 председателем госкомитета В.Ю. Лебедевым утвержден должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя председателя Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия (т. 2).

В соответствии с названным должностным регламентом заместители председателя госкомитета в рамках переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляют следующие должностные обязанности:

-организуют и осуществляют сохранение и использование охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (пункт 3.2.2.1);

-организуют и контролируют работу по регулированию численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территория федерального значения (пункт 3.2.2.2);

-организуют и осуществляют контроль за использованием капканов и
других устройств, используемых при осуществлении охоты (пункт 3.2.2.4);

-организуют и осуществляют контроль за оборотом продукции охоты пункт 3.2.2.5).

Таким образом, названными нормативными правовыми актами, положением о госкомитета, должностными регламентами установлено право осуществлять переданные полномочия Российской Федерацией субъектам Российской Федерации как сотрудниками отдела оперативного реагирования по охране животного мира, так и председателем госкомитета и его заместителями.

Непосредственное выполнение председателем госкомитета и его заместителями спорных переданных полномочий Российской Федерации подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: актами проверок выполнения биотехнических мероприятий, путевыми листами и актами контрольных проверок зимних маршрутных учетов; путевыми листами и актами проверки нападения на с/х животных, на основании которых подготовлены соответствующие приказы о регулировании численности охотничьих животных (т. 2, 3).

Организация и осуществление указанными лицами федерального государственного охотничьего надзора на территории Республики Хакасия в виде проведения рейдовых мероприятий, направленных на выявление и пресечение использования, запрещенных капканов и устройств, осуществления контроля за оборотом продукции (выезды по информации населения о незаконной продаже продукции охоты или содержания в неволе охотничьих ресурсов) подтверждается путевыми листами, соответствующими приказами о проведении мероприятий по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора (т. 2, 3).

На стр. 3 акта проверки от 02.11.2018 указано, что в 2016 году сумма субвенций составила 5 534 000 руб., в 2017 году – 9 423 000 руб., в 2018 году – 9 850 000 руб.

Как следует из материалов дела, для исполнения переданных полномочий госкомитетом в спорный период были приобретены товарно-материальные ценности на сумму 667 598 руб. 70 коп. («Основные средства и материальные запасы, использованные на выполнение переданных полномочий Российской Федерации» - приложение № 1 к заявлению, т. 1, т. 2):

в 2016 году на сумму 294 897 руб. 62 коп. и переданы для исполнения полномочий следующим сотрудникам:

-председателю госкомитета Харитоненко В.М. на сумму 95 608 руб. 77 коп., из них: ГСМ на сумму 57 783 руб. 77 коп., запасных частей на автомобиль на сумму 37 825 руб.;

-заместителю председателя Дедашу М.В. на сумму 143 756 руб. 68 коп., из них: ГСМ на сумму 98 382 руб. 61 коп., запасных частей на автомобиль на сумму 45 374 руб. 07 коп.;

-заместителю председателя Балашову С.Е. - ГСМ на сумму 18 354 руб. 58 коп.;

-председателю Госкомитета Лебедеву В.Ю. ГСМ на сумму 37 177 руб. 59 коп.;

в 2017 году на сумму 341 343  руб. 51 коп. и переданы для исполнения полномочий следующим сотрудникам:

-председателю госкомитета Лебедеву В.Ю. на сумму 213 109 руб. 25 коп., из них на приобретение: ГСМ на сумму 176 341 руб. 75 коп., запасных частей на автомобиль на сумму 12 708 руб., видеорегистратора и карты памяти на сумму 5 559 руб. 50 коп., лебедки на сумму 18 500 руб.;

-заместителю председателя Балашову С.Е. на сумму 117 115 руб. 26 коп., из них на приобретение: ГСМ на сумму 110 555 руб. 76 коп., запасных частей на автомобиль на сумму 1 000 руб., видеорегистратора и карты памяти на сумму 5 559 руб. 50 коп.;

в 1 квартале 2018 года на сумму 31 357 руб. 57 коп. и переданы для исполнения полномочий следующим сотрудникам:

-председателю госкомитета Лебедеву В.Ю. - ГСМ на сумму 12 991 руб. 77 коп.;

-заместителю председателя  Балашову С.Е. - ГСМ на сумму 18 365 руб. 80 коп.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя госкомитета, все видеорегистраторы и карты памяти в количестве 30 штук каждого наименования были получены по товарной накладной от 29.09.2017 № 54 ведущим советником отдела управления Тюлькиным Е.В., который является материально ответственным лицом и отвечающим за выдачу товарно-материальных ценностей, хранящихся на складе. Сотрудникам отделов, выполняющим полномочия, финансируемые за счет средств субвенции, видеорегистраторы и карты памяти в количестве 24 штук каждого наименования переданы в пользование по служебным запискам и накладными на внутреннее перемещение от 02.10.2017. Два видеорегистратора и две карты памяти переданы в пользование председателю госкомитета Лебедеву В.Ю. и заместителю председателя госкомитета Балашову С.Е., которые также осуществляют как переданные полномочия, так и полномочия субъекта Российской Федерации. Один видеорегистратор и карта памяти были выданы начальнику мастерских отдела управления Приходько Ф.И. Оставшийся один видеорегистратор с картой памяти остался в подотчёте ведущего советника отдела управления Тюлькина Е.В. на складе. Начальник мастерских отдела управления Приходько Ф.И. сдал на склад видеорегистратор по накладной на внутреннее перемещение от 09.11.2017 № 87 и карту памяти по накладной на внутреннее перемещение от 09.11.2017 № 50.

По состоянию на 01.01.2018 и на момент внеплановой выездной проверки управлением на складе у ведущего советника отдела управления Тюлькина Е.В. числилось два видеорегистратора и две карты памяти на сумму 11 119 руб. 00 коп.

Приложение № 2 к отзыву на заявление содержит выборку использования материальных ресурсов, приобретенных за счет средств федерального бюджета, за 2016 год, приложение № 3 – за 2017 год – 1 квартал 2018 года (т. 2).

Факт приобретения госкомитетом за счет средств субвенции указанных товарно-материальных ценностей на сумму 667 598 руб. 70 коп. и их передачи поименованным выше должностным лицам госкомитета подтверждается государственными контрактами, поименованными в пункте 2 оспариваемого предписания, накладными на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов, товарными накладными, служебными записками от 02.10.2017, бухгалтерскими справками (т. 1), актами о списании материальных ценностей (форма 0504230), ведомостями выдачи материальных ценностей (приложения      № 2, 3 к акту проверки),

Вместе с тем, непосредственное выполнение председателем госкомитета и его заместителями переданных Российской Федерацией полномочий подтверждается перечисленными на стр. 7-8 настоящего решения доказательствами.

Так, материалами дела подтверждено, что приобретённые в рамках государственных контрактов спорные товарно-материальные ценности на сумму 667 598 руб. 70 коп. использовались председателем госкомитета и его заместителями для осуществления переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий. Это следует из актов проверки выполнения биотехнических мероприятий, актов контрольной проверки зимнего учета маршрутов 2-4, 1-1, 2-2, 7-2, 7-4, 4-1, 4-2, 3-3, 6-1, актов проверки нападения хищников на с/х животных, приказов госкомитета, изданных в 2016-2018 годах,    о проведении мероприятий по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, о проведении мероприятий по осуществлению экологического надзора.

Арбитражный суд полагает, что осуществление председателем госкомитета и его заместителями руководящих функций не исключает и не запрещает указанным должностным лицам выполнять отдельные полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные органам государственной власти Республики Хакасия Российской Федерацией. Это следует в том числе, из пункта 3.4 Положения о госкомитете, должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя председателя госкомитета (т. 2, 3).

Ведущий советник отдела управления Тюлькин Е.В. осуществляет хранение на складе переданных в подотчет материальных ценностей.

Согласно пункту 3.2.14 должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность ведущего советника отдела управления и реализации полномочий в сфере охраны животного мира и окружающей среды Тюлькин Е.В. осуществляет работу по обеспечению госкомитета необходимыми для служебной деятельности материальными ресурсами (оборудование и материалы для технического и электронного оснащения госкомитета), приём на склад, хранение и выдачу со склада различных материальных ценностей, организует хранение материалов и продукции с целью предотвращения их порчи и потерь (т. 3).

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о том¸ что средства субвенции в сумме 667 598 руб. 70 коп.израсходованы госкомитетом в соответствии с целями её предоставления. УФК по РХ не доказало нецелевое использование госкомитетом имущества, приобретенного за счет средств субвенции.

Поскольку в ходе рассмотрения дела арбитражным судом не установлено нецелевое использование госкомитетом имущества, приобретенного за счет средств субвенции, следовательно, у УФК по РХ отсутствовали основания для вынесения в отношении госкомитета предписания в части пункта 2 о восстановлении нецелевого использования имущества, приобретенного за счет средств субвенции из федерального бюджета, путем отнесения расходов в части суммы 667 598 руб. 780 коп. на расходы республиканского бюджета.

По итогам рассмотрения дела арбитражный суд пришёл к выводу, что оспариваемое предписание в части пункта 2 в части суммы 667 598 руб. 70 коп. не соответствует положениям БК РФ, Закону об охоте, Закону № 184-ФЗ, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, незаконно возлагая на заявителя обязанность по восстановлению нецелевого использования имущества.

Позиция УФК по РХ заключается в том, что если денежное содержание 16 сотрудников госкомитета выделяется из федеральной субвенции, значит и средства на осуществление переданных полномочий должны выделяться из данной субвенции только на выполнение функций этими 16 сотрудниками. Если же денежное содержание сотрудников осуществляется из республиканского бюджета, значит и средства на осуществление переданных полномочий данными сотрудниками должно осуществляться из республиканского бюджета.

Арбитражный суд отклоняет данные доводы ответчика, поскольку вышеназванная позиция ничем не обоснована, ни в одном нормативном акте нет такого толкования об использовании федеральной субвенции.

При этом арбитражный суд отмечает, что как следует из представленных документов, пояснений представителя госкомитета, 16 сотрудников, источником содержания которых являются средства федеральной субвенции, осуществляют свою деятельность только в двух отделах госкомитета (в отделе оперативного реагирования и отделе федерального государственного охотничьего надзора и федерального государственного надзора в области охраны объектов животного мира и среды их обитания). Эти 16 сотрудников составляют лишь часть от числа сотрудников данных отделов (общее количество 25 сотрудников).

Согласно положениям о данных отделах они осуществляют 5 из 10 переданных полномочий (т. 3). Если взять во внимание положение об отделе государственного учета, регулирования, воспроизводства и использования животного мира, то этот отдел осуществляет 7 переданных полномочий, то есть их основную часть. Несмотря на это, федеральная субвенция не является источником денежного содержания ни одного сотрудника данного отдела, так же как и руководителя госкомитета и его заместителей.

Из положений изложенных выше нормативных актов следует, что средства субвенции выделяются не на конкретных сотрудников, а именно на выполнение переданных полномочий, независимо от того из какого бюджета выделяются средства на их денежное содержание. Кроме того, средств федеральной субвенции на денежное содержание всех сотрудников, осуществляющих переданные полномочия, будет недостаточно (всего 37 сотрудников вместе с руководством) и, следовательно, не останется средств на осуществление самих переданных полномочий.

Учитывая изложенное, в силу положений части 2 статьи 201 АПК РФ  предписание в части пункта 2 в части суммы 667 598 руб. 70 коп. подлежит признанию недействительным.

Арбитражный суд полагает, что применительно к пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ факт признания предписания УФК по РХ в части пункта 2 в части указанной выше суммы недействительным устраняет допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и не требует указания судом на совершение ответчиком каких-либо действий по устранению данных нарушений.

Определением арбитражного суда от 05.03.2019 удовлетворено ходатайство госкомитета, приостановлено действие пункта 2 предписания УФК по РХ от 17.12.2018        № 80-11-99/18-16-41 в части, касающейся нецелевого использования имущества на выполнение функций, связанных с осуществлением переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, до вступления в законную силу судебного акта, принятого по итогам рассмотрения дела № А74-1694/2019 (т. 2).

Согласно части 4 статьи 96 АПК РФ в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют своё действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.

Принимая во внимание вышеизложенное, принятые по настоящему делу обеспечительные меры сохраняют своё действие до фактического исполнения настоящего решения.

Государственная пошлина по спору в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 6 000 руб., в силу статьи 110 АПК РФ относится на ответчика, но взысканию не подлежит, поскольку ответчик в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от её уплаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия.

Признать недействительным пункт 2 предписанияУправления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 17.12.2018 № 80-11-99/18-16-41 в части нецелевого использования имущества на сумму 667 598 руб. 70 коп. в связи с его не соответствием Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2009 № 209-ФЗ                 «Об охоте и о сохранении охотничьи ресурсов и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», Федеральному закону от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                         Е.В. Каспирович