АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Абакан
26 сентября 2008 года Дело № А74-1702/2008
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2008 года.
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Веселковой А.П., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Елена», город Абакан,
к Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, город Абакан,
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 27 июня 2008 года № 3565.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: ФИО1 по доверенности от 27 июля 2008 года;
ДГАЗ: ФИО2 по доверенности от 21 декабря 2007 года № 7117.
Общество с ограниченной ответственностью «Елена» (далее – ООО «Елена», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана (далее – ДГАЗ) об отказе в выдаче разрешения на строительство нулевого цикла административного здания производственной базы по адресу: <...>, выраженного в письме от 27 июня 2008 года № 3565.
В судебном заседании представитель общества поддержал требование и со ссылкой на статью 72 Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации», статью 44 Устава города Абакана указал, что отказ в выдаче разрешения на строительство выдан неправомочным лицом. Полномочиями на выдачу разрешения на строительство или на отказ в выдаче такого разрешения обладает только администрация города Абакана. ДГАЗ, рассматривая заявление общества по существу и вынося по нему конкретное решение, превысил свои полномочия, предоставленные ему и закреплённые в Уставе города Абакана и в Положении о ДГАЗ.
Представитель ДГАЗ требование заявителя не признал и пояснил, что в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для выдачи разрешения на строительство требуется предоставление перечисленных в данной норме документов. Между тем обществом не были приложены к заявлению правоустанавливающие документы на земельный участок, пояснительная записка, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Представленные материалы проектной документации не соответствовали требованиям градостроительного плана, строительных норм и правил и разрешённому использованию земельного участка. Заявление ООО «Елена» о выдаче разрешения на строительство от 16 июня 2008 года было передано администрацией города Абакана на рассмотрение в ДГАЗ, поскольку именно его должностные лица обладают специальными познаниями в области строительства и землепользования и полномочиями на подготовку правоустанавливающих документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости. Письмо от 27 июня 2008 года № 3565 подписано ФИО3 как исполняющим обязанности начальника ДГАЗ на время отпуска начальника ДГАЗ ФИО4
При рассмотрении дела арбитражным судом установлено следующее.
ООО «Елена» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия 16 июня 2006 года, о чём выдано свидетельство серии 19 № 000651119.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28 июля 2008 года № 19 АА 146032 общество имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
17 июня 2008 года общество обратилось к Мэру города Абакана с заявлением от 16 июня 2008 года о выдаче разрешения на строительство нулевого цикла административного здания производственной базы по адресу: <...>. В качестве приложений к заявлению указан: градостроительный план земельного участка, генплан производства земляных работ, проект организации строительства, архитектурное решение, стройгенплан производства земляных работ.
Письмом от 27 июня 2008 года № 3565 исполняющий обязанности начальника ДГАЗ ФИО3 сообщил ООО «Елена», что выдать разрешение на строительство не представляется возможным, так как представленные материалы не соответствуют градостроительному плану земельного участка и части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с отказом в выдаче разрешения на строительство, ООО «Елена» в установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок оспорило его в арбитражном суде.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 названной нормы).
Заявителем оспаривается решение ДГАЗ об отказе в выдаче разрешения на строительство, выраженное в письме от 27 июня 2008 года № 3565.
Согласно частям 1, 2, 4, 7, 11, 13, 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство и прилагает к заявлению установленные названной нормой документы.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку представленных документов и выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство подписан исполняющим обязанности начальника ДГАЗ ФИО3
При проверке полномочий на принятие указанным должностным лицом оспариваемого решения арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 3 стати 72 Закона Российской Федерации от 06 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 5 части 3 статьи 8, частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 26 части 1 статьи 9, пунктом 3 статьи 44 Устава города Абакана, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 28 декабря 2005 года № 222, установлено, что выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории города Абакана, отнесена к полномочиям администрации города Абакана.
Согласно части 6 статьи 34, частям 1, 2 статьи 39 Устава города Абакана администрация города Абакана является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов и решений городского Совета депутатов, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения города Абакана, органов местного самоуправления города Абакана. Администрацией города Абакана руководит Мэр города Абакана, который осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через заместителей мэра города.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 37 Устава города Абакана Мэр города Абакана имеет заместителей, в том числе одного первого заместителя. Заместители мэра города осуществляют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных мэром города, выполняют его поручения.
Частями 1, 2 статьи 40 Устава города Абакана установлено, что в структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят администрация города Абакана, департаменты, комитеты, управления и иные органы. Положения об органах администрации города, включающие описание структуры, полномочия, порядок формирования и организации работы, утверждаются Абаканским городским Советом депутатов по представлению Мэра города Абакана.
Согласно пунктам 1.1, 2.5 Положения о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 26 ноября 2004 года № 100, ДГАЗ является одним из исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - город Абакан и от его имени осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия, Уставом города Абакана, правовыми актами представительного органа местного самоуправления и Мэра города Абакана, а также настоящим Положением.
Департамент является юридическим лицом (пункт 2.1 Положения о ДГАЗ).
Согласно пунктам 3.2.6, 3.2.20, 3.2.21 Положения о ДГАЗ в соответствии с основными задачами ДГАЗ выполняет следующие функции:
- осуществляет в установленном порядке подготовку правоустанавливающих документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости;
- рассматривает заявления и обращения граждан и юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности и принимает решения в пределах своей компетенции;
- осуществляет контроль за соблюдением градостроительного законодательства, иных нормативных и правовых актов в соответствии с действующим законодательством.
Для осуществления возложенных на него функций ДГАЗ имеет право:
- участвовать в рассмотрении и обсуждении вопросов в области архитектуры, строительства и землепользования;
- давать разъяснения по вопросам землеустройства, архитектуры, планировки, застройки, а также всех видов строительства (пункты 4.1.2, 4.1.6 Положения о ДГАЗ).
ДГАЗ обязан рассматривать заявления, обращения, пожелания, жалобы по предмету деятельности ДГАЗ (пункт 4.2.2 Положения о ДГАЗ).
Постановлением Мэра города Абакана от 17 января 2007 года № 47 полномочия по подписанию разрешений на строительство в городе Абакане возложены на заместителя Мэра города Абакана - начальника ДГАЗ ФИО4
Между тем из материалов дела усматривается, что оспариваемое письмо от 27 июня 2008 года № 3565 подписано исполняющим обязанности начальника ДГАЗ ФИО3
По данному обстоятельству представитель ДГАЗ представила распоряжение Мэра города Абакана от 07 мая 2008 года № 239р, согласно которому на время отпуска ФИО4 исполнение обязанностей начальника ДГАЗ возложено на его заместителя ФИО3
Пунктом 6.1 Положения о ДГАЗ установлено, что руководство деятельностью ДГАЗ осуществляет начальник ДГАЗ. Начальник ДГАЗ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ДГАЗ задач и непосредственно подчиняется Мэру города Абакана.
Начальник ДГАЗ имеет заместителей. Во время отсутствия начальника ДГАЗ его обязанности исполняет один из заместителей начальника на основании приказа по ДГАЗ (пункт 6.4 Положения о ДГАЗ).
Арбитражным судом установлено, что ФИО4 является начальником ДГАЗ и одновременно заместителем Мэра города Абакана.
Тот факт, что на ФИО3 было возложено исполнение обязанностей начальника ДГАЗ на время отпуска ФИО4, не свидетельствует о том, что ФИО3 исполняет обязанности заместителя Мэра города Абакана. Так, распоряжением Мэра города Абакана от 07 мая 2008 года № 239р на ФИО3 возложено исполнение обязанностей начальника ДГАЗ, но не заместителя Мэра города Абакана.
Подписывая оспариваемый отказ, ФИО3 указал своё должностное положение как «исполняющий обязанности начальника ДГАЗ», но не как «исполняющий обязанности заместителя Мэра города Абакана».
Оспариваемое письмо выполнено на бланке ДГАЗ, то есть исходит именно от ДГАЗ, а не от администрации города Абакана.
Поскольку выдача разрешений на строительство относится к полномочиям исключительно администрации города Абакана, но не ДГАЗ, арбитражный суд приходит к выводу, что исполняющий обязанности начальника ДГАЗ ФИО3, подписавший оспариваемое письмо, не имел полномочий на решение вопроса о выдаче разрешения на строительство или отказ в его выдаче.
Учитывая изложенное, арбитражный суд констатирует, что оспариваемое решение не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам, приведённым в настоящем решении.
С заявлением от 16 июня 2008 года о выдаче разрешения на строительство общество обратилось к уполномоченному лицу - Мэру города Абакана, возглавляющему администрацию города Абакана. Данное обстоятельство подтверждается входящим штампом администрации города Абакана от 17 июня 2008 года.
Отказ неуполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Так, обратившись в уполномоченный орган - администрацию города Абакана с соответствующим заявлением, общество вправе ожидать рассмотрения по существу своего заявления уполномоченным органом и получения от него разрешения на строительство либо мотивированного отказа. Отказ в выдаче разрешения на строительство, принятый неуполномоченным лицом, нарушает права общества на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и на свободное участие общества в градостроительной деятельности, установленные статьёй 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь приведённой правовой нормой и учитывая, что оспариваемое решение принято неуполномоченным лицом, арбитражный суд полагает заявленные требования удовлетворить.
Государственная пошлина, составляющая по настоящему делу 2000 рублей, уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд по платёжному поручению от 10 июля 2008 года № 009 и по результатам рассмотрения спора в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ДГАЗ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью «Елена» удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана об отказе в выдаче разрешения на строительство, выраженное в письме от 27 июня 2008 года № 3565, в связи с его несоответствием Градостроительному кодексу Российской Федерации.
2. Взыскать с Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации <...>, город Абакан, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Елена», улица Лермонтова, 5-48Н, город Абакан, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
3. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Третий арбитражный апелляционный суд или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия
Судья Е.В. Каспирович