ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1703/08 от 23.07.2008 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

30 июля 2008 года Дело № А74-1703/2008

Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 30 июля 2008 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Парфентьевой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тетерниковой М.П. рассмотрел в судебном заседании заявление

Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, г. Абакан,

о привлечении индивидуального предпринимателя Корякина Евгения Юрьевича, г. Абакан, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании принимали участие

от заявителя: Когалёнок С.П., доверенность от 14.01.2008 №43,

предприниматель Корякин Е.Ю.. паспорт серия 9503 №480017.

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Корякина Евгения Юрьевича (далее – предприниматель) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование по обстоятельствам, изложенным в заявлении. Пояснил, что по результатам внеплановой проверки, проведённой с 25.06.2008 по 09.07.2008, было установлено нарушение предпринимателем требований действующего законодательства, в частности:

- пункта 2.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённого Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 27 от 09.03.1995,

- пункта 4 «б», «в» «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом...», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.2006 года,

- пункта 6 «Положения о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом», утверждённого заместителем министра автотранспорта РСФСР 20.01.1986, поскольку предпринимателем не обеспечено проведение служебного расследования, анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства предпринимателя, нарушений водителями установленных нормативными актами требований по безопасности дорожного движения, причин, способствующих их возникновению, специальных инструктажей водителей по безопасности дорожного движения, оснащение необходимым оборудованием и приборами помещения для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.

Пояснил, что предприниматель в течение года к административной ответственности не привлекался.

Предприниматель письменного отзыва арбитражному суду не предоставил. Вместе с тем, устно пояснил, что факт совершения административного правонарушения признаёт в полном объёме. Относительно вменяемых правонарушений пояснил следующее.

Служебные расследования по фактам совершения дорожно-транспортных происшествий, инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводятся, что отражается в специальных журналах. Вместе с тем служебное расследование и специальный инструктаж водителей по факту дорожно-транспортного происшествия от 30.05.2008 проведены с нарушением установленных сроков.

На сегодняшний день не располагает финансовыми средствами для оснащения необходимым оборудованием и приборами помещения для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Вместе с тем инструктаж и учёба водителей проводятся в арендуемом гараже, в котором имеются правила дорожного движения, дорожные знаки.

Пояснил, что устранил выявленные нарушения, вместе с тем информацию относительно устранения нарушений заявителю ещё не предоставил.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.

Корякин Евгений Юрьевич зарегистрирован Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Республике Хакасия в качестве индивидуального предпринимателя 08.11.2006г. (свидетельство о государственной регистрации серии 19 №000661479).

В целях осуществления перевозки пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации 31.05.2004г. предприниматель получил лицензию АСС-19-1703 сроком действия с 08 июня 2004 года по 08 июня 2009 года.

С 25 июня 2008 года по 09 июля 2008 года государственным инспектором Управления Донцовым С.П. на основании распоряжения №334 от 25.06.2008г. была проведена внеплановая проверка предпринимателя по факту ДТП от 30.05.2008г. на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автобусами. Проверкой установлены следующие нарушения условий лицензирования: необеспечение проведения служебного расследования, анализа дорожно-транспортных происшествий ДТП, в которых участвовали транспортные средства предпринимателя, нарушения водителями установленных нормативными документами требований по безопасности дорожного движения, выявление причин; необепечение наличия помещения для осуществления деятельности по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий; а также необеспечение проведения инструктажей по безопасности дорожного движения специальный) водительскому составу.

По результатам проверки составлен акт о результатах инспектирования №360 от 09.07.2008г., который явился основанием для составления протокола № 83 от 09.07.2008г. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, предприниматель был ознакомлен, о чём имеется его подпись в протоколе № 83 от 09.07.2008г. При ознакомлении с протоколом предприниматель указал, что с нарушениями согласен.

Составленный Управлением в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении № 83 от 09.07.2008г., предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Арбитражный суд полагает, что факт совершения предпринимателем правонарушения, а также его вина подтверждены представленными арбитражному суду доказательствами, в связи с чем имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" (в редакции от 14.12.2006г. №1767) установлено, что работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями соответственно федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, осуществляющих инспекторские функции, государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, государственных инспекторов гражданской авиации и должностных лиц государственной речной судоходной инспекции.

Согласно подпункту 7 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации" федеральные государственные служащие органов Российской транспортной инспекции, осуществляющие инспекторские функции, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом - государственным инспектором Управления Донцовым С.П.

Порядок составления протокола, предусмотренный статьей 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также срок его составления Управлением не нарушены.

Оценив приведённые Управлением доводы, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность в виде штрафа.

Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Статьёй 2 названного закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. №637 (далее - Положение о лицензировании), одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В силу статьи 20 названного закона лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются обязанность по организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; созданию условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализу и устранению причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Кроме того, задачи и требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения установлены Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённым приказом Минтранса Российской Федерации от 08 января 1997 года № 2 и зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 14.05.1997г. № 1302 (далее – Положение № 2), а также Требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемыми при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждёнными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994г. № 15, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённым приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г. № 27 (далее - Положение № 27), Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утверждённым Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 №15.

Пункт 3.4.3 Положения №27 устанавливает, что организация обязана с целью повышения ответственности водителей организовывать учёт и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершённых водителями, нарушений водителями требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения №27 основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются, в том числе: проведение служебного расследования, учёта и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению; оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.

Пунктом 3.4.1. Положения №27 предприниматель обязан обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения: об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения. Предприниматель должен осуществлять учёт сведений о проведении указанных инструктажей.

Представленные Управлением протокол об административном правонарушении от 09.07.2008г. №83, акт от 09.07.2008г. №360 свидетельствуют о невыполнении предпринимателем мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Арбитражный суд пришёл к выводу, что предприниматель, осуществляя перевозки пассажиров, не обеспечил соблюдение вышеперечисленных требований, что является основанием для констатации его вины в нарушении условий, предусмотренных в выданной ему лицензии. Между тем в выданной предпринимателю лицензии предусмотрено в качестве лицензионного условия соблюдение установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.

Арбитражный суд считает вину предпринимателя в совершении правонарушения установленной, поскольку судом не выявлено обстоятельств, препятствующих выполнению предпринимателем требований действующих нормативных актов.

Поскольку невыполнение предпринимателем указанных требований означает несоблюдение установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, арбитражный суд считает, что его действия правильно квалифицированы Управлением как нарушение лицензионных условий.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от трёх до четырёх тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

При назначении административного наказания арбитражный суд полагает необходимым учесть, что нарушение предпринимателем лицензионных требований связано с нарушением права граждан на обеспечение безопасных условий осуществления пассажирских перевозок и могло повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, аварий, нанесение ущерба здоровью и жизни граждан.

Кроме того, при назначении административного наказания арбитражный суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, принимает во внимание то, что предпринимателем признан факт совершения правонарушения, что отражено в протоколе об административном правонарушении от 09.07.2008 №83, и полагает возможным назначить предпринимателю штраф в размере трёх тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 169, 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Удовлетворить заявление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия.

Привлечь индивидуального предпринимателя Корякина Евгения Юрьевича к административной ответственности за совершение правонарушения на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Корякина Евгения Юрьевича, родившегося 05.02.1959 года в п. Первомайск Шилкинского района, Читинская область, проживающего по адресу: ул. Гапченко, 72, г. Абакан, действующего на основании свидетельства серии 19 №000661479, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия 08.11.2006г.,, административный штраф в размере трёх тысяч рублей, который подлежит зачислению в бюджет города Абакана по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Республике Хакасия (УГАДН по Республике Хакасия),

расчетный счёт: 401 0181 02 000 000 10001, ИНН/КПП 190 100 61 51/190 101 001,

банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия г. Абакан,

БИК 049 514 001, ОКАТО 954 01 000 000,

код бюджетной классификации – 106 116 900 4004 0000 140 («Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в местные бюджеты»).

3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

4. Выдать исполнительный лист на взыскание штрафа по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия О.Ю.Парфентьева