АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
26 июля 2017 года Дело №А74-1775/2017
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2017 года
Полный текст решения подготовлен 26 июля 2017 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.М. Зайцевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Е.В. Карамашевой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ИНН <***>, ОГРН <***>), в лице Абаканского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Красноярской железной дороге
к Отделу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными отказов в переоформлении разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему, выраженных в уведомлениях от 30 декабря 2016 года №21/538 и № 21/539.
В судебном заседании принимали участие:
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 15.10.2014 серии 19 АА 0269688 (л14), паспорт; ФИО2 на основании доверенности от 15.10.2014 серии 19 АА
0269686 (л139), паспорт;
от Отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия – ФИО3 на основании доверенности от 23.01.2017 №4, паспорт; ФИО4 на основании доверенности от 14.04.2017 №13 (л129), паспорт.
Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГУП ВО ЖД России), в лице Абаканского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Красноярской железной дороге(далее – предприятие, отряд) обратилось в арбитражный суд к Отделу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – отдел) с заявлением (с учётом уточнения) о признании незаконными отказов в переоформлении разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему, выраженных в уведомлениях от 30 декабря 2016 года №21/538 и № 21/539.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Полагал, что предприятию необоснованно отказано в переоформлении разрешений на хранение и использование оружия и патронов, по причине отсутствия подключения охранно-пожарной сигнализации комнат хранения оружия на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны. По мнению заявителя, действующее законодательство РФ предусматривает, что охранно-пожарная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Представитель отдела с требованием заявителя не согласился, указал, что основанием для отказа в выдаче разрешения послужило нарушение отрядом пункта 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, выразившееся в отсутствии подключения охранно-пожарной сигнализации комнаты хранения оружия на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии и необеспечения, тем самым, учёта и сохранности оружия. Представил заявление об истребовании доказательств, протокольным определением отделу отказано в удовлетворении указанного заявления.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.04.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Центральному административному округу г. Москвы.
Согласно уставу Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», утверждённому приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 06.03.2015 № 71 (л33), предприятие имеет филиал - филиал федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации на Красноярской железной дороге» (пункт 1.12.13 устава).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Абаканском отряде ведомственной охраны – структурном подразделении филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации на Красноярской железной дороге», утверждённым приказом ФГП ВО ЖДТ России от 30.03.2010 №К-10/96 (далее – Положение об отряде), отряд является структурным подразделением филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Красноярской железной дороге.
Отряд осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей юридических и физических лиц, в том числе эксплуатирующих объекты транспортной инфраструктуры, независимо от того, находятся ли они в собственности или используются на ином законном основании, в охране перевозимых грузов, объектом железнодорожного транспорта и подвижного состава, а также осуществления деятельности по предупреждению и тушению пожаров на объектах, в грузовом и пассажирском подвижном составе на железнодорожном транспорте Российской Федерации. Отряд вправе осуществлять в соответствии с законодательством защиту охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с заключёнными договорами (пункт 2.1 Положения об отряде).
Предприятие имеет разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему: от 15.12.2015 серии РХИ № 0207321 сроком действия до 11.06.2018 (л28) и от 20.01.2015 серия РХИ №0207284 сроком действия до 20.01.2020 (л31).
20.12.2016 предприятие обратилось в отдел с заявлениями № 2-1-738 (л122), № 2-1-754 (л127) о переоформлении разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему от 15.12.2015 серии РХИ № 0207321 и от 20.01.2015 серия РХИ №0207284.
В рамках рассмотрения заявлений отделом проведены проверки комнат хранения оружия. В ходе проверок установлено, что охранно-пожарная сигнализация указанных комнат подключена на пульт охраны собственного подразделения и не находится под контролем подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии.
Результаты проверки зафиксированы в актах осмотра оружия от 27.12.2016 и актах проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов от 30.12.2016 (л85, 87, 90, 92).
30.12.2016 должностным лицом отдела составлены заключения об отказе в переоформлении разрешений на хранение и использование оружия (л88, 93) и патронов и выданы уведомления от 30.12.2016 № 21/538, № 21/539 (л16, 17) в которых сообщено предприятию об отказе в переоформлении разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему в связи с обстоятельствами, предусмотренными в пункте 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 12.04.1999 № 288.
Не согласившись с отказами, содержащимися в уведомлениях № 21/538, № 21/539, предприятие направило соответствующую жалобу в адрес начальника отдела.
Письмом от 24.01.2017 № Т-1 начальник отдела дал ответ предприятию о законности отказа в переоформлении разрешений (л27).
Оспаривая полученные отказы, выраженные в уведомлениях от 30.12.2016 № 21/538, № 21/539 предприятие, в срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Дело рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с положениям частей 1, 4 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемых решений, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемых решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, возлагается на орган или лицо, которые приняли указанные решения (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Проверяя полномочия должностного лица на рассмотрение заявлений о переоформлении разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему и принятие по ним соответствующих решений, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон № 150-ФЗ) контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных и соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возложено, в том числе выполнение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Согласно пунктам 15, 16, 24, 25 части 1 статьи 9 Закона № 226-ФЗ войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, вести в соответствии с федеральным законом учёт оружия и патронов к нему; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; проверять места производства, хранения оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются; устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных пунктами 15 и 18 настоящей статьи; продлевать срок действия и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом
В соответствии с подпунктом 16 пункта 9 Положения об Отделе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия, утверждённым приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 №188, на территории Республики Хакасия отдел осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных документов, связанных с оборотом оружия. Обязанность по организации выдачи гражданам и юридическим лицам при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензий на хранение гражданского и служебного оружия, продления срока действия и переоформления выданной лицензии и разрешений, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возложены на основании должностного регламента на заместителя начальника отдела – начальника центра лицензионного разрешительной работы Отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия.
На основании изложенного арбитражный суд пришёл к выводу, что оспариваемые решения об отказе в переоформлении лицензий приняты должностным лицом отдела в пределах предоставленных ему полномочий. Порядок принятия решений и полномочия должностного лица отдела заявителем не оспариваются.
По вопросу о соответствии оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, предприятие обратилось 20.12.2016 в отдел с заявлениями (л122, 127) о переоформлении разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему от 15.12.2015 серии РХИ № 0207321 и от 20.01.2015 серия РХИ №0207284 в связи с изменением количества оружия и патронов к нему в комнатах хранения оружия.
Порядок рассмотрения указанных заявлений регламентируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение оружия и (или) патронов, утверждённым приказом МВД России от 05.05.2012 № 408 (далее – Регламент).
Согласно пункту 9.2 Регламента основанием для переоформления разрешения является, в том числе изменение сведений, указанных в разрешении.
В соответствии с пунктом 9.2.1. названного регламента для переоформления разрешения в связи с изменением сведений, указанных в разрешении (за исключением сведений об адресе места хранения оружия, его количества либо адресе места жительства), непригодностью разрешения либо его утратой к заявлению прилагаются документы, послужившие основанием для внесения указанных изменений.
В соответствии с пунктом 13.2 Регламента основанием для отказа в выдаче разрешения является невозможность обеспечения учёта и сохранности оружия либо необеспечение этих условий.
По результатам рассмотрения заявлений уведомлениями от 30.12.2016 № 21/538, № 21/539 (л16, 17) предприятию отказано в переоформлении разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему в связи с несоблюдением заявителем положений пункта 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 12.04.1999 № 288. Согласно актам от 27.12.2016 (л85) и от 30.12.2016 (л90) в комнатах хранения оружия установлена охранно-пожарная сигнализация с выводом на два рубежа, имеется дублирующий источник питания, с выводом на ПЦН Управления ФГП. Таким образом, отделом установлено, что охранно-пожарная сигнализация комнат хранения оружия подключена на пульт ведомственной охраны, тогда как, по мнению отдела, охранно-пожарная сигнализация комнат хранения оружия должна быть подключена на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны национальной гвардии.
В соответствии со статьёй 22 Закона № 150-ФЗ гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (далее - Правила № 814), юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащённых техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
В соответствии с пунктом 58 Правил № 814 требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, а также требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 (далее – Инструкция № 288), комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
В абзаце пятом данного пункта Инструкции указано, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
В соответствии с пунктом 1.4. устава Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», утверждённого приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 06.03.2015 № 71 (л33), заявитель является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта, деятельность которой регулируется Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - Закон о ведомственной охране).
Согласно статье 2 Закона о ведомственной охране основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее – Положение).
Согласно пункту 2 Положения ведомственная охрана создаётся Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для участия в обеспечении транспортной безопасности, организации и осуществления профилактики пожаров.
Таким образом, ФГУП ВО ЖД России осуществляет охранную деятельностью на объектах, где размещаются оружие и патроны, на законных основаниях.
Пунктом 19 Положения предусмотрено, что инструкция о порядке учёта, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему утверждается Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 № 232 утверждена Инструкция о порядке учёта, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему (далее – Инструкция). Указанный документ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.07.2011 за № 21272.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.3 названной Инструкции, для хранения оружия, патронов и специальных средств в караульном помещении отводится отдельная комната (помещение). Комната хранения оружия и патронов должна быть смежной с комнатой начальника караула и дверь в комнату хранения оружия должна находиться под постоянным контролем начальника караула или лица, его замещающего. Комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814». В абзаце втором пункта 3.3 Инструкции указано, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны оперативного дежурного по филиалу (отряду), начальника караула подразделения ФГП ВО ЖДТ России и (или) поста охраны. При этом в названном абзаце имеется ссылка на пункт 169.6 Инструкции № 288.
Таким образом, из анализа вышеприведённых норм следует, что заявитель, обязанный в силу Закона №150-ФЗ исполнять требования, предъявляемые к хранению оружия и (или) патронов, может подключать комнаты хранения оружия и (или) патронов как на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны национальной гвардии так и на собственный пульт охраны, поскольку, как установлено выше,ФГУП ВО ЖД России осуществляет охранную деятельностью на объектах, где размещаются оружие и патроны, на законных основаниях.
Указанный вывод арбитражного суда согласуется с правовой позицией, содержащейся решении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 № ГКПИ2003-1234, который указал, что из содержания абзаца пятого пункта 169.6 Инструкции следует, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Учитывая изложенное, арбитражный суд отклоняет доводы отдела со ссылкой на представленное им в материалы дела письмо Управления лицензионно-разрешительной работы Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии от 05.07.2017 № 09/1309, о том, что комнаты хранения оружия ведомственной охраны должны подключаться на пульты централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны Росгвардии, поскольку согласно данному письму Управлением даны ответчику разъяснения относительно толкования абзаца 1 пункта 169.6 Инструкции № 288, о чём ответчик просил в своём письме от 13.06.2017 № 741/8-647. Вместе с тем в рассматриваемом деле спор между сторонами возник относительно применения абзаца 5 пункта 169.6 Инструкции № 288. Кроме этого, указанное письмо не является нормативным правовым актом, а носит лишь информативный характер, разъясняя ситуацию по конкретно заданному вопросу.
Арбитражный суд также отклоняет довод ответчика о том, что на момент вынесения оспариваемого предписания пунктом 7 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р, было предусмотрено, что комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны отнесены к числу объектов, подлежащих обязательной охране полицией.
Согласно пункту 7 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией (действовавшего в спорный период), утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 №1629-р, подлежали обязательной охране полицией комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии), иных юридических лиц с особыми уставными задачами, участков инкассации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и на объектах, подведомственных Минприроды России. Таким образом, указанный пункт содержал оговорку о том, что комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций подлежат обязательной охране полицией только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии, тогда как законодательство об оружии, в том числе, приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 № 288, не содержит таких обязательных требований, предоставляя заявителю право самостоятельно осуществлять в установленном порядке подключение охранно-пожарной сигнализации комнаты хранения оружия отряда на свой пульт охраны, централизованного наблюдения.
Указанный вывод суда подтверждает и то обстоятельство, что приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 № 232, была утверждена Инструкция о порядке учёта, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему, в которой содержались аналогичные положения, что и в абзаце пятом пункта 169.6 Инструкции № 288. Данный приказ был принят позднее распоряжения Правительства РФ и прошёл проверку и регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.07.2011 за № 21272.
Кроме этого, в ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что законодатель и в дальнейшем утвердил указанный выше правовой подход, устранив неясность в толковании норм вышеуказанных инструкций и распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 №1629-р, признав утратившим силу данное распоряжение (постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 568). Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 928-р, принятому 15.05.2017, к объектам, подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации отнесены лишь комнаты хранения оружия и патронов юридических лиц, занимающихся производством оружия или торговлей им, физкультурно-спортивных организаций и (или) спортивных клубов, образовательных организаций, требования к инженерно-технической укреплённости которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (пункт 37 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации). Таким образом, спорная комната хранения оружия и (или) патронов и в настоящее время не отнесена к объектам, подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии РФ.
Арбитражный суд также отклоняет ссылку ответчика на приведённую им судебную практику, поскольку указанные заявителем судебные акты принимались по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу, что подключение охранно-пожарной сигнализации, установленной в комнате хранения оружия заявителя, на пульт централизованной охраны подразделения ведомственной охраны полностью соответствует Федеральному закону «Об оружии» и вышеприведённым правовым нормам, следовательно, ведомственной охраной соблюдены все установленные законодательством требования к охране оружия. Таким образом, арбитражный суд считает, что отказы отдела в переоформлении разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему, выраженные в уведомлениях от 30 декабря 2016 года №21/538 и № 21/539, по рассматриваемому основанию следует признать незаконными, как не соответствующие положениям Федерального закона «Об оружии».
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с изложенным отказы отдела в переоформлении разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему, выраженные в уведомлениях от 30 декабря 2016 года №21/538 и № 21/539, подлежат признанию незаконными, как несоответствующее положениям Федерального закона «Об оружии» и нарушающее права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом ответчик обязан в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Государственная пошлина по делу в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 6000 руб.
Заявителем оплачена государственная пошлина в размере 6000 руб. по платёжным поручениям от 07.02.2017 №223 и от 02.03.2017 №432.
По результатам рассмотрения дела, расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить требование Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Признать незаконными отказы Отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия в переоформлении разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему, выраженные в уведомлениях от 30 декабря 2016 года №21/538 и № 21/539, как не соответствующие положениям Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
2. Обязать Отдел Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия устранить нарушение прав и законных интересов Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».
3. Взыскать с Отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия в пользу Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок после его принятия. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.М. Зайцева