ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1786/11 от 24.08.2011 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Абакан

26 августа 2011 года Дело № А74-1786/2011

Резолютивная часть решения вынесена 24 августа 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 26 августа 2011 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.М. Журба при ведении протокола судебного заседания секретарём Н.М. Беляевым рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, ИНН <***>, ОГРН <***>,

к обществу с ограниченной ответственностью «Джирим-Агро», ИНН <***>, ОГРН <***>,

о взыскании денежных средств в сумме 720 514 рублей.

В судебном заседании принимали участие представители:

истца – ФИО1 по доверенности от 29 декабря 2010 года № 34-1874;

ответчика – ФИО2 по доверенности от 21 июля 2011 года № 156.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее в тексте – Минсельхоз РХ) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Джирим-Агро» (далее в тексте – ООО «Джирим-Агро», Общество) денежных средств, израсходованных не по целевому назначению, в сумме 720 514 рублей.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленное требование, сославшись на то, что денежные средства в сумме 720 514 рублей, предоставленные ответчику на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в открытом акционерном обществе «Российский сельскохозяйственный банк» на закупку горюче-смазочных материалов и средств защиты растений, были израсходованы на текущую финансово-хозяйственную деятельность общества, не связанную с закупкой горюче-смазочных материалов и средств защиты растений, то есть не по целевому назначению.

Правовым основанием настоящего иска истец указывает статьи 78, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года № 90, а также Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного законодательства Российской Федерации».

Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, сославшись на то, что Общество обращалось в Минсельхоз РХ с заявлениями о предоставлении субсидии на возмещение процентов по кредитным договорам в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Полученные субсидии были направлены на уплату процентов, и спора с банком по поводу предоставленных кредитов нет. Доказательств нецелевого использования Обществом полученных от Минсельхоза РХ средств истцом не предоставлено, поскольку экспертное заключение по уголовному делу в отношении лица, не имеющего отношения к Обществу, нельзя считать надлежащим доказательством по рассматриваемому делу. Кроме того, по мнению ответчика, у Минсельхоза РХ отсутствуют полномочия на взыскание средств в доход федерального бюджета в судебном порядке.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

30 июня 2009 года между открытым акционерным обществом «Российский Сельскохозяйственный банк» (кредитор) и ООО «Джирим-Агро» (заёмщик) заключён кредитный договор <***>.

По условиям данного кредитного договора кредитор предоставил заёмщику 6 400 000 рублей под 19 % годовых на срок до 24 июня 2010 года.

В пункте 2.1 договора предусмотрена обязанность заёмщика использовать полученные денежные средства на приобретение горюче-смазочных материалов и средств защиты растений.

Перечисление 6 400 000 рублей заёмщику подтверждается мемориальным ордером
 № 208540 от 30 июня 2009 года.

17 сентября 2009 года ООО «Джирим-Агро» обратилось в Минсельхоз РХ с заявлением о возмещении разницы в процентных ставках по кредиту, полученному по кредитному договору <***> от 30 июня 2009 года.

Для получения субсидии обществом представлены следующие документы:

- договор на поставку средств защиты растений № 53 от 07 июня 2009 года на сумму 6 400 000 рублей, заключённый с поставщиком – ООО «Технология»;

- счёт-фактура № 151 от 07 июля 2009 года на сумму 6 400 000 рублей;

- товарная накладная № 151 от 07 июля 2009 года на сумму 6 400 000 рублей;

- платёжное поручение № 64 от 07 июля 2009 года об оплате по договору № 53 от 07 июня 2009 года 6 400 000 рублей;

- расчёт размера субсидий за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2009 года.

В качестве субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору <***> от 30 июня 2009 года Минсельхоз РХ перечислил на открытый в ОАО «Россельхозбанк» расчётный счёт Общества 285 215 рублей, из которых:

- 12 063 рубля – на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 24 декабря 2008 года № 489 (платёжные поручения №№ 79285, 79286, 72287 от 12 ноября 2009 года, № 85408 от 30 ноября 2009 года, № 93598 от 23 декабря 2009 года);

- 1 404 рубля – на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 16 февраля 2010 года № 67 (платёжное поручение № 25664 от 22 апреля 2010 года);

- 271 748 рублей – на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года № 90 (платёжные поручения №№ 73672, 73673, 73674 от 23 октября 2009 года, № 85356 от 30 ноября 2009 года, № 91794 от 18 декабря 2009 года, № 18437 от 31 марта 2010 года).

Основания произведенных платежей указаны в платежных документах.

18 сентября 2009 года между открытым акционерным обществом «Российский Сельскохозяйственный банк» (кредитор) и ООО «Джирим-Агро» (заёмщик) заключён кредитный договор <***>.

По условиям данного кредитного договора кредитор предоставил заёмщику 15 000 000 рублей под 17 % годовых на срок до 14 сентября 2010 года.

В пункте 2.1 договора предусмотрена обязанность заёмщика использовать полученные денежные средства на приобретение горюче-смазочных материалов и средств защиты растений.

Перечисление 15 000 000 рублей заёмщику подтверждается мемориальным ордером
 № 428050 от 18 сентября 2009 года.

20 ноября 2009 года ООО «Джирим-Агро» обратилось в Минсельхоз РХ с заявлениями о возмещении разницы в процентных ставках по кредиту, полученному по кредитному договору <***> от 18 сентября 2009 года.

Для получения субсидии обществом представлены следующие документы:

- договор на поставку ГСМ от 17 сентября 2009 года № 71 на сумму 7 500 000 рублей, заключённый с поставщиком – ООО «Технология»;

- счёт-фактура № 102 от 17 сентября 2009 года на сумму 7 500 000 рублей;

- товарная накладная № 102 от 17 сентября 2009 года на сумму 7 500 000 рублей;

- платёжное поручение № 110 от 21 сентября 2009 года об оплате по договору № 71 от 17 сентября 2009 года 7 500 000 рублей;

- договор на поставку средств защиты растений от 17 сентября 2009 года № 72 на сумму 7 500 000 рублей, заключённый с поставщиком – ООО «Технология»;

- счёт-фактура № 103 от 17 сентября 2009 года на сумму 7 500 000 рублей;

- товарная накладная № 103 от 17 сентября 2009 года на сумму 7 500 000 рублей;

- платёжное поручение № 170 от 25 сентября 2009 года об оплате по договору № 72 от 17 сентября 2009 года 7 500 000 рублей;

- расчёт размера субсидий за сентябрь, октябрь, ноябрь 2009 года.

В качестве субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору <***> от 18 сентября 2009 года Минсельхоз РХ перечислил на открытый в ОАО «Россельхозбанк» расчётный счёт общества 470 563 рубля, из которых:

- 15 300 рублей – на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 24 декабря 2008 года № 489 (платёжные поручения №№ 93592, 93593, 93594 от 23 декабря 2009 года);

- 6 497 рублей – на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 16 февраля 2010 года № 67 (платёжное поручение № 25667 от 22 апреля 2010 года);

- 448 766 рублей – на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года № 90 (платёжные поручения №№ 91788, 91789, 91790 от 18 декабря 2009 года, № 18431 от 31 марта 2010 года).

Основания произведенных платежей указаны в платежных документах.

Письмом прокурора Республики Хакасия от 17 марта 2011 года (исх.№ 7-10-2010) министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия поставлен в известность о том, что ходе рассмотрения материалов проверки в отношении директора ООО «Джирим-Агро» ФИО3 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество), установлено, что в 2008, 2009 годах ФИО3 неоднократно представлял в Минсельхоз РХ фиктивные договоры о приобретении ГСМ, средств защиты растений и иных товарно-материальных ценностей с целью получения субсидий на возмещение затрат на уплату процентов, выделяемых из федерального и республиканского бюджетов в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Заключением судебно-бухгалтерской экспертизы установлено расходование ООО «Джирим-Агро» предоставленных по кредитным договорам №093700/0172 от 30 июня 2009 года и №093700/00249 от 18 сентября 2009 года денежных средств не по целевому назначению. В Минсельхоз РХ представлены недостоверные документы о получении ООО «Джирим-Агро» горюче-смазочных материалов и средств защиты растений, фактическая поставка материальных ценностей по договорам, заключённым с ООО «Технология», не производилась.

В данном письме Минсельхозу РХ предложено обратиться в суд с требованием о взыскании с ООО «Джирим-Агро» субсидий, незаконно полученных за счёт средств федерального бюджета.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Минсельхоза РХ в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО «Джирим-Агро» в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 720 514 рублей, израсходованных не по целевому назначению.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы представителей сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета – в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из уточнения к исковому заявлению, предметом заявленного требования является взыскание субсидий, предоставленных ответчику из федерального бюджета на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 г. № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

Данным Постановлением утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее – Правила № 90).

Из пункта 1 Правил № 90 следует, что ими установлен порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил № 90 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по кредитным договорам (договорам займа), заключённым после 1 января 2008 г., - на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 90 предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заключённого соглашения о предоставлении субсидий.

01 апреля 2009 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Минсельхозпродом Республики Хакасия заключено соглашение № 837/17 о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, предусматривающее предоставлении субсидий, предусмотренных, в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года № 90.

В пунктах 1.2 и 1.3 Соглашения предусмотрено, что Министерство сельского хозяйства направляет Республике Хакасия денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду главы 082 по разделу 11 «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в форме субсидий по направлениям и в объёмах, предусмотренных в приложении № 1 к Соглашению для предоставления субсидий.

Уполномоченный орган перечисляет субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашения, получателям в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объёмов субсидий, утверждённых Республике Хакасия.

Согласно пункту 2.1.3 указанного соглашения субсидии направляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в бюджет Республики Хакасия путём перечисления на счета по учёту средств бюджета Республики Хакасия, открытые в территориальном органе Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджета Республики Хакасия.

Аналогичное по содержанию Соглашение №223/17 было заключено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Минсельхозпродом Республики Хакасия и 18 февраля 2010 года.

В абзаце третьем пункта 20 Правил № 90 установлено, что расходы бюджета субъекта Российской Федерации на мероприятия, источником финансового обеспечения которых в том числе является субсидия из федерального бюджета, осуществляются в порядке, устанавливаемом бюджетным законодательством Российской Федерации для исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, а при перечислении субсидий в местный бюджет - в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для исполнения бюджетов муниципальных образований.

В силу статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из федерального бюджета, предоставленные бюджету Республики Хакасия на поддержку сельскохозяйственного производства являются доходами бюджета Республики Хакасия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, спорные правоотношения регулируются бюджетным законодательством.

Согласно приложению 15 (Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2009 год) к Закону Республики Хакасия от 16 декабря 2008 года № 90-ЗРХ Минсельхоз РХ является главным распорядителем бюджетных средств по распределению субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2007 - 2010 годах на срок до 1 года.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период на территории Республики Хакасия действовали устанавливающие порядок предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия постановления Правительства Республики Хакасия от 24 декабря 2008 года №489 (на 2009 год) и от 16 февраля 2010 года № 67 (на 2010 год).

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 декабря 2008 года № 489, главным распорядителем средств республиканского бюджета по финансированию агропромышленного комплекса является Минсельхоз РХ.

Такое же положение закреплено в пункте 1.3 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2010 году, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 февраля 2010 года № 67.

Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств определены в пунктах 1 и 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в число бюджетных полномочий главного распорядителя входят: обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета.

Бюджетные полномочия главного распорядителя, как лица, участвующего в суде от имени публично-правового образования, закреплены в пункте 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и сводятся к наличию у данного лица права выступать в суде по определённой категории исков в качестве представителя ответчика.

При этом из указанной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетные полномочия главного распорядителя осуществляются им в рамках соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Положений, предусматривающих право главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации выступать в суде в качестве истца по взысканию средств в доход федерального бюджета, Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит.

В силу статей 282, 283 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств является основанием применения следующих мер принуждения: наложения штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также применения уголовного наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, при наличии состава преступления.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В пункте 1 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

В силу пункта 2 статьи 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке, установленном настоящим Кодексом, имеют право, в том числе списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных настоящей частью Кодекса.

Как установлено статьёй 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 года № 151, Министерство финансов Республики Хакасия является республиканским органом исполнительной власти и обладает статусом финансового органа, обеспечивающего формирование и реализацию бюджетной, финансовой и кредитной политики Республики Хакасия, исполнительно-распорядительные функции по управлению республиканскими государственными финансами, осуществляющим координацию деятельности в этих сферах иных органов исполнительной власти республики.

Таким образом, Минсельхоз РХ не наделён полномочиями по применению мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, поскольку не является ни федеральным органом исполнительной власти в области применения мер принуждения, ни органом, исполняющим бюджет Республики Хакасия.

Учитывая, что истец просит взыскать с ответчика средства, полученные в виде субсидий из федерального бюджета, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии у Минсельхоза РХ полномочий на обращение в суд с иском о взыскании средств в доход федерального бюджета.

Исследовав доказательства, представленные Минсельхозом РХ в обоснование заявленного требования, арбитражный суд установил, что основным и единственным доказательством нецелевого использования Обществом бюджетных средств является заключение № 110 от 28 мая 2010 года эксперта судебно-экономической экспертизы по уголовному делу № 388214, возбуждённому в отношении ФИО4 по признакам преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 286 (превышение должностных полномочий) Уголовного кодекса Российской Федерации. Как пояснили представители сторон в судебном заседании, ФИО4 не является работником ООО «Джирим-Агро», дело в отношении него прекращено.

Из письма прокурора Республики Хакасия от 17 марта 2011 года исх. № 7-10-2010, которое упоминалось выше, следует, что в ходе рассмотрения материалов проверки в отношении директора ООО «Джирим-Агро» ФИО3 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество), установлено совершение данным лицом в период 2008, 2009 годов действий по представлению в Минсельхозпрод Республики Хакасия фиктивных договоров о приобретении горюче-смазочных материалов, средств защиты растений и иных товарно-материальных ценностей с целью получения субсидий на возмещение затрат на уплату процентов, выделяемых из федерального и республиканского бюджетов в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».

Со ссылкой на заключение судебно-бухгалтерской экспертизы в письме указывается на то, что денежные средства, полученные ООО «Джирим-Агро» в ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» по кредитным договорам <***> от 30 июня 2009 года и <***> от 18 сентября 2009 года на приобретение горюче-смазочных материалов и средств защиты растений, израсходованы обществом на текущую финансово-хозяйственную деятельность, не связанную с приобретением горюче-смазочных материалов и средств защиты растений.

На основании этого прокурор Республики Хакасия делает вывод о том, что действиями ФИО3, выразившимися в незаконном получении субсидий, федеральному и республиканскому бюджетам причинён ущерб на сумму 720,5 тыс. рублей и 33,8 тыс. рублей соответственно.

Процессуальных документов, подтверждающих виновное поведение директора Общества ФИО3, арбитражному суду не предоставлено. Из постановления о производстве выемки от 08 июня 2011 года заместителя начальника СО при ОВД по Ширинскому району усматривается только, что 27 мая 2011 года в отношении ФИО3 возбуждено уголовное дело №517233 по части 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием освобождения от доказывания является вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делупо вопросам о том, имели ли место определённые действия и совершены ли они определённым лицом. Такой приговор является обязательным для арбитражного суда.

В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В представленном в обоснование заявленного требования заключении эксперта №110 от 28 мая 2010 года содержатся выводы о том, что:

- денежные средства, поступившие на расчётный счёт ООО «Джирим-Агро» в сумме 6 400 000 рублей по кредитному договору <***> от 30 июня 2009 года были направлены в адрес ООО «Технология» в счёт оплаты средств защиты растений, а затем возвращены обществом с ограниченной ответственностью «Юта» за минусом 1% (в сумме 6 336 000 рублей) в качестве оплаты за сельхозпродукцию по договору от 01 июля 2009 года. Впоследствии данные денежные средства израсходованы ООО «Джирим-Агро» на текущую хозяйственную деятельность, не связанную с приобретением средств защиты растений;

- денежные средства, поступившие на расчётный счёт ООО «Джирим-Агро» в сумме 15 000 000 рублей по кредитному договору <***> от 18 сентября 2009 года были направлены в адрес ООО «Технология» в счёт оплаты горюче-смазочных материалов и средств защиты растений, а затем возвращены обществом с ограниченной ответственностью «ЕнисейПромСнаб» за минусом 1% (в сумме 14 850 000 рублей) в качестве предоплаты за сельхозпродукцию по договору от 23 сентября 2009 года. Впоследствии данные денежные средства израсходованы ООО «Джирим-Агро» на текущую хозяйственную деятельность, не связанную с приобретением горюче-смазочных материалов и средств защиты растений.

Анализа операций, совершённых ООО «Джирим-Агро» с денежными средствами, полученными в виде субсидий на возмещение процентов по вышеназванным кредитным договорам, экспертное заключение не содержит. Сведений о том, что субсидии, направленные на выплату процентов, были использованы на другие цели, истцом не представлено.

В соответствии со статьёй 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определённым утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Сведений относительно вменяемых Обществу в рамках настоящего дела нарушений бюджетного законодательства, выразившихся в нецелевом использовании полученных в виде субсидий бюджетных средств, в экспертном заключении не содержится.

С учетом изложенного, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Минсельхозом РХ исковых требований.

В судебном заседании представитель истца заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия. В обоснование ходатайства положен довод о том, что субсидии были предоставлены за счет федерального бюджета, поэтому принятие судебного акта по данному делу повлияет на права и интересы Российской Федерации.

Рассмотрев данное ходатайство, арбитражный суд не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку полагает, что на интересы Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия решение по настоящему делу влияния не окажет.

Государственная пошлина по иску составляет 19 410 рублей 28 копеек и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения спора относится на истца.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты государственной пошлины. Поэтому учитывая положения статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не взыскивает с истца госпошлину в указанной сумме.

Руководствуясь статьями 105, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск. Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Н.М. Журба