ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1844/11 от 12.08.2011 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

17 августа 2011 года Дело № А74-1844/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2011 года.

Решение в полном объёме изготовлено 17 августа 2011 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.Г. Коршуновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём И.И. Кузнецовой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Прометей-2» (ИНН 1910010813, ОГРН 1081903000981)

к муниципальному образованию Расцветовский сельсовет (ОГРН 1061903001490)

о взыскании убытков в сумме 142.604 рублей 42 копеек.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Прометей-2» - Можарова Т.Ю. на основании доверенности от 31 декабря 2010 года №1; Васильева Н.И. на основании доверенности от 28 мая 2011 года №7;

Администрации муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района - Иванова Ю.А. на основании доверенности от 30 марта 2011 года № 15-Д.

Общество с ограниченной ответственностью «Прометей-2» (далее – ООО «Прометей-2», общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному образованию Расцветовский сельсовет о взыскании убытков в сумме 497.672 рублей 61 копейки, возникших в результате разницы между экономически обоснованными тарифами предприятия и тарифами, утверждёнными для населения за декабрь 2010 года, в том числе: 34.480 рублей 81 копейка – теплоснабжение, 302.140 рублей 80 копеек – горячее водоснабжение, 117.223 рубля 70 копеек – холодное водоснабжение, 43.827 рублей 30 копеек - водоотведение.

В ходе рассмотрения иска представитель общества неоднократно заявляла ходатайство об уменьшении размера исковых требований. В окончательном варианте представитель истца просила взыскать с муниципального образования Расцветовский сельсовет убытки в сумме 142.604 рублей 42 копеек, в том числе: 81.714 рублей 36 копеек – теплоснабжение, 60.890 рублей 06 копеек – горячее водоснабжение, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении и письменных пояснениях по делу.

В соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшение суммы иска принимается арбитражным судом, дело рассматривается с учётом данного уточнения.

В судебном заседании представители сторон пояснили, что между ними проведена сверка объёма предоставленных услуг.

Представитель ответчика представила суду письменные дополнения к возражениям по существу заявленных требований, пояснив, что по результатам сверки объёмов оказанных услуг, расхождений с уточнёнными данными истца не выявлено. Вместе с тем заявленное обществом требование не подлежит удовлетворению, поскольку ответчик при принятии решения от 28 декабря 2009 года №44/10 «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения п. Расцвет, п. Тепличный, получающего услуги от ООО «Прометей-2» на 2010 год» действовал в соответствии с приказом Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 09 октября 2009 года №152-п, которым исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации установил предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям на 2010 год.

Представитель ответчика, со ссылкой на пункты 5 и 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 мая 2011 года №145, также полагала, что истец в подтверждение заявленных требований обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, которым истцу причинён вред, а также доказательства признания судом решения от 28 декабря 2009 года №44/10 недействующим.

Исходя из пояснений представителей лиц, участвующих в деле, и представленных в материалы дела доказательств, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Прометей-2» 30 апреля 2008 года зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1081903000981, о чём выдано свидетельство серии 19 № 000730424.

Согласно выписке из устава ООО «Прометей-2» основными видами деятельности данного общества является производство, передача и распределение тепловой энергии, а также оказание коммунально-бытовых услуг физическим, юридическим лицам и предпринимателям в виде горячего и холодного водоснабжения, удаления сточных вод на территории муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 27 ноября 2009 года № 83 для ООО «Прометей-2» на 2010 год утверждён тариф на тепловую энергию в размере 1089,24 руб./Гкал.

Постановлениями Главы муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 11 декабря 2009 года № 125-п и № 126-п на основании решения межведомственной комиссии по регулированию цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги для ООО «Прометей-2» на 2010 год утверждены экономически обоснованные тарифы: теплоснабжение – 1089,24 руб./Гкал, горячее водоснабжение – 76,27 руб./куб.м., холодное водоснабжение – 19,66 руб./куб.м., водоотведение – 29,80 руб./куб.м.

Решением Совета депутатов муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 28 декабря 2009 года № 44/10 утверждены тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения п. Расцвет и п. Тепличный, получающего услуги от ООО «Прометей-2», на 2010 год: теплоснабжение – 879,66 руб./Гкал, горячее водоснабжение – 60,13 руб./куб.м., холодное водоснабжение – 11,75 руб./куб.м., водоотведение – 29,23 руб./куб.м.

ООО «Прометей-2» обращалось к Администрации муниципального образования с заявкой на получение частичной компенсации убытков организацией, предоставляющей населению жилищные и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2010 году.

Поскольку органом местного самоуправления не были приняты меры по возмещению возникшей разницы в тарифах, общество обратилось в арбитражный суд.

Оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.

В силу положений части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан за коммунальные услуги в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация в границах поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения.

Пунктом 4.1 части 1 статьи 17 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения).

Таким образом, установление тарифов на водоснабжение и водоотведение относится к компетенции органов местного самоуправления. В то время как полномочиями по установлению тарифов на теплоснабжение органы местного самоуправления не наделены.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ, в статье 3 которого закреплены такие принципы регулирования тарифов и надбавок как достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Согласно части 2 статьи 5 названного Закона органы местного самоуправления осуществляют полномочия, в том числе по расчёту цен (тарифов) для потребителей, установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ним в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

В силу положений пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объёме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учётом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции, действовавшей до 01 января 2011 года) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее - Закона № 41-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 2 Закона № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и (или) их предельных уровней. 

Предельные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.

При регулировании тарифов на тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.

Статьей 6 Закона № 41-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.

Истец является организацией коммунального комплекса и отвечает данному понятию, установленному статьёй 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Как упоминалось выше, Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 27 ноября 2009 года № 83 для ООО «Прометей-2» на 2010 год утвержден тариф на тепловую энергию в размере 1089,24 руб./Гкал.

Постановлениями Главы муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 11 декабря 2009 года № 125-п и № 126-п на основании решения межведомственной комиссии по регулированию цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги для ООО «Прометей-2» на 2010 год утверждены экономически обоснованные тарифы: теплоснабжение – 1089,24 руб./Гкал, горячее водоснабжение – 76,27 руб./куб.м., холодное водоснабжение – 19,66 руб./куб.м., водоотведение – 29,80 руб./куб.м.

Решением Совета депутатов муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 28 декабря 2009 года № 44/10 утверждены тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения п. Расцвет, п. Тепличный, получающего услуги от ООО «Прометей-2», на 2010 год: теплоснабжение – 879,66 руб./Гкал, горячее водоснабжение – 60,13 руб./куб.м., холодное водоснабжение – 11,75 руб./куб.м., водоотведение – 29,23 руб./куб.м.

В качестве основания исковых требований ООО «Прометей-2» ссылается на то, что тарифы, утверждённые для населения органом местного самоуправления, не восполняют его собственных затрат на оказание услуг. В результате разницы между тарифами, утверждёнными для истца органами регулирования и отражающими реальные затраты истца на оказание жилищно-коммунальных услуг, и размером платы для населения, установленным органом местного самоуправления, у общества возникли убытки в виде неполученных доходов. В связи с этим из бюджета муниципального образования ему должна быть возмещена соответствующая разница в тарифах. Орган местного самоуправления не предусмотрел в полном объёме и не выделил средства для возмещения разницы в тарифах, что послужило поводом для предъявления настоящего иска.

Как следует из Устава муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, к вопросам местного значения муниципального образования относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (статья 9). При этом администрация муниципального образования разрабатывает проект бюджета муниципального образования, исполняет бюджет муниципального образования и готовит отчет о его исполнении, ведет реестр расходных обязательств муниципального образования (статья 50), а глава муниципального образования представляет на утверждение Совета депутатов проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета муниципального образования (статья 44).

Согласно подпункту «б» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 №609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать тарифы на услуги на основании подтверждённых экспертизой экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг.

Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Факт оказания коммунальных услуг и их объём подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Следовательно, орган местного самоуправления, установив для населения размер платы за коммунальные услуги, значительно отличающийся от экономически обоснованных тарифов, установленных для истца, обязан был обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

Между тем, Совет депутатов Муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, принимая решение об утверждении бюджета муниципального образования на 2010 год, не установил порядок и источники возмещения разницы в тарифах.

С учётом изложенного арбитражный суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что у него отсутствует обязанность по возмещению убытков в связи с принятием решения от 28 декабря 2009 года №44/10 в соответствии с приказом Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 09 октября 2009 года №152-п, которым исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации установил предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям на 2010 год.

Приложением 7 Ведомственной структуры расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2010 год к Закону Республики Хакасия от 21 декабря 2009 года № 139-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2010 год» предусмотрена компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в размере 3.500 тыс. руб., компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в размере 40.000 тыс. руб., компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в размере 16.000 тыс. руб.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 апреля 2010 года №213 утверждён порядок финансирования расходов республиканского бюджета Республики Хакасия в 2010 году на предоставление субсидий на частичную компенсацию убытков организациям, предоставляющим населению жилищные и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, согласно которому условиями предоставления муниципальному образованию субсидий является отсутствие у муниципальных образований, на территории которых расположены организации, обязательств, предусматривающих прекращение предоставления субсидий на возмещение затрат или недополученных расходов в связи с содержанием объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения; отсутствие (снижение) на отчётную дату просроченной задолженности управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией за полученные тепло-, энергоресурсы; предоставление в Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия до 10 числа второго месяца, следующего за отчётным кварталом, сводной заявки муниципального образования с приложением заявок организаций жилищно-коммунального комплекса, предоставляющих населению жилищные и коммунальные услуги, на получение ими субсидии.

Как следует из материалов дела, ООО «Прометей-2» представило в муниципальное образование Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия заявку на получение частичной компенсации убытков организацией, предоставляющей населению жилищные и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек за 2010 год.

По платежным поручениям: от 31 мая 2010 года №267 и 629, от 24 августа 2010 года №705, от 25 августа 2010 года №911 Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия перечислило ООО «Прометей-2» субсидию на компенсацию выпадающих доходов в общей сумме 1.112.663 рубля. По платёжным поручениям: от 11 ноября 2010 года №618 и 665, от 09 декабря 2010 года №344, от 30 декабря 2010 года №508 и 845 Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия перечислил обществу денежные средства в возмещение затрат недополученных доходов в связи с оказанием услуг в общей сумме 1.061.832 рубля, в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 49.927 рублей 27 копеек. Оставшаяся сумма убытков муниципальным образованием не возмещена.

В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Расчёт убытков, представленный истцом, основан на следующих показателях:

- вид оказываемых услуг (теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, отведение стоков);

- фактический объём оказанных услуг за год (в натуральных показателях);

- экономически обоснованный тариф, утверждённый для истца;

- тариф, утверждённый для населения;

- разница между тарифами;

- сумма убытков, возникших в результате ограничения роста тарифов для населения;

- профинансированные из местного бюджета суммы;

- суммы компенсации;

- фактические убытки истца.

Объём услуг, оказанных истцом населению, и фактические убытки истца за 2010 год усматриваются из направленной заявки на получение частичной компенсации убытков организацией, предоставляющей населению жилищные и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, ежемесячных расчётов фактического возмещения по начислению за коммунальные услуги населению, статистического отчёта по форме №22 ЖКХ (сводная) «сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы за январь – декабрь 2010 года».

При расчёте суммы иска истцом учтены поступившие от Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия субсидии в общей сумме 1.112.663 рублей и возмещение затрат от Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия в общей сумме 1.061.832 рубля, а также сумма убытков за первый квартал 2010 года в размере 333.742 рублей 99 копеек, взысканная с ответчика по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 июня 2010 года по делу №А74-1824/2010 и уплаченная им по платёжному поручению от 09 июня 2011 года №1002004.

На основании предоставленных истцом и проверенных судом расчётов убытки общества за 2010 года составили 142.604 рубля 42 копейки, из них 81.714 рублей 36 копеек – за теплоснабжение, 60.890 рублей 06 копеек – за горячее водоснабжение.

Доказательств, свидетельствующих об ином, ответчиком арбитражному суду не предоставлено.

Арбитражный суд отклоняет довод ответчика о том, что общество в установленном порядке не оспорило решение Совета депутатов Муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 28 декабря 2009 года №44/10, не представило доказательств противоправности названного решения, в связи с чем заявленные требования о возмещении убытков не подлежат удовлетворению. Данный довод ответчик основывает на пунктах 5 и 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 мая 2011 года №145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» (далее – информационное письмо №145).

Пункт 5 информационного письма №145 предусматривает, что, требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинён вред.

В пункте 6 названного письма указано, что требование о возмещении вреда, причинённого в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.

Следует отметить, что предметом данного спора является взыскание убытков, возникших в результате разницы между экономически обоснованными тарифами предприятия и тарифами, утверждёнными для населения за декабрь 2010 года.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество, предъявляя требование о взыскании убытков, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, а именно доказать факт несения убытков, их размер, наличие причинной связи между действиями (бездействием) органа местного самоуправления и наступившими неблагоприятными последствиями, а также противоправность таких действий (бездействия).

Как следует из материалов дела такие доказательства ООО «Прометей-2» суду представлены.

Кроме того, суд в ходе рассмотрения данного спора не оценивает законность нормативного правового акта, которым утверждены тарифы за коммунальные услуги для населения. В данном случае суд устанавливает и оценивает на предмет законности бездействие органа местного самоуправления по обеспечению возмещения экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги, предусмотренного законодательством.

В пункте 5 информационного письма №145 также указано, что бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике. Соответствующих доказательств такого бездействия ответчиком суду не представлено.

При определении стороны, с которой подлежит взысканию сумма убытков, арбитражный суд руководствовался следующим.

В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьёй 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьёй 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в том числе, о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, соответственно.

В силу положениями Устава муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия данное муниципальное образование имеет собственный бюджет, который разрабатывается и утверждается в форме решения Совета депутатов. Администрация муниципального образования разрабатывает проект бюджета муниципального образования, исполняет бюджет муниципального образования и готовит отчёт о его исполнении, ведёт реестр расходных обязательств муниципального образования, обеспечивает выполнение муниципальных правовых актов. Какого-либо иного финансового органа, кроме бухгалтерии Администрации муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, не имеется.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счёт казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

На основании изложенного, исковые требования к муниципальному образованию Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия подлежат удовлетворению за счёт средств казны муниципального образования.

Государственная пошлина по настоящему делу на день вынесения решения составила 5.278 рублей 13 копеек. При обращении с исковым заявлением в арбитражный суд обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения дела по существу.

С учётом результатов рассмотрения дела в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика.

По смыслу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается ответчиком, если он не освобождён от её уплаты.

Согласно подпункту 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем взыскание государственной пошлины с ответчика не производится.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Прометей-2».

Взыскать с муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района в лице Администрации Муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия за счет средств казны муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Прометей-2» убытки за 2010 год в сумме 142.604 рублей 42 копеек (сто сорок две тысячи шестьсот четыре) рублей 42 копеек, состоящие из разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, утвержденными для населения на 2010 год.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Т.Г. Коршунова