АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Дело №А74-1907/2010
17 июня 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 17 июня 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Хабибулиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Кольмиллер Ю.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Абаканский опытно-механический завод», г. Абакан,
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе, г. Красноярск,
о признании незаконным и отмене постановления от 19 апреля 2010 года № 19-10-029/пн о назначении административного наказания.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: ФИО1 (доверенность от 30 апреля 2010 года), ФИО2 (доверенность от 30 апреля 2010 года);
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе: отсутствовал.
Открытое акционерное общество «Абаканский опытно-механический завод» (далее – общество, ОАО «Абаканский ОМЗ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (далее – Региональное отделение, административный орган) от 19 апреля 2010 года № 19-10-029/пн о назначении административного наказания.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за непредставление в Региональное отделение ежеквартального отчета эмитента, составленного за отчетный (четвертый) квартал 2009 года, в срок до 15.02.2010, в виде штрафа в сумме 700 000 рублей.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование на основании доводов, изложенных в заявлении, и документов, представленных в материалы дела.
Региональное отделение, извещённое о дате, времени и месте судебного заседания в соответствии с правилами статей 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление от 25.05.2010 №75652), в судебное заседание не явилось, направило в арбитражный суд отзыв на заявление, материалы административного дела иходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Регионального отделения, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество «Абаканский опытно-механический завод» зарегистрировано в качестве юридического лица 17 ноября 1993 года Регистрационной палатой администрации города Абакана за номером 447, о чём 10 декабря 2002 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1021900535513, выдано свидетельство серии 19 № 000768915.
12 марта 2010 года должностными лицами Регионального отделения составлен акт о том, что в нарушение статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», пункта 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённого Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н обществом нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме представления в Региональное отделение ежеквартального отчета эмитента, а именно, в срок до 15.02.2010 включительно не представлен отчет эмитента за отчётный (четвёртый) квартал 2009 года.
Уведомлением от 12.03.2010 № 19-10-ВГ-07/0828 руководитель ОАО «Абаканский ОМЗ» вызван на 10 час. 00 мин. 05 апреля 2010 года в Региональное отделение по адресу: <...>, каб. 308, для составления и подписания протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное уведомление получено обществом 15 марта 2010 года (почтовое уведомление от 12.03.2010 № 05444).
05 апреля 2010 года начальником информационно-аналитического отдела Регионального отделения ФИО3 в присутствии представителя общества ФИО2 в отношении ОАО «Абаканский ОМЗ» составлен протокол № 19-10-058/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе отражено, что обществом нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, в Региональное отделение не представлен ежеквартальный отчёт эмитента, составленный за отчётный (четвёртый) квартал 2009 года, в срок до 15.02.2010 включительно, чем нарушены требования статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пункта 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённого Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н.
Указанное нарушение квалифицировано административным органом по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В объяснении представитель общества ФИО2 указал, что согласно приказу от 01.09.2009 представляет в Региональное отделение отчётность; о том, что за четвёртый квартал 2009 года необходимо представить отчётность в срок до 15.02.2010 не знал, так как ранее этим не занимался; полагал, что отчётность представляется после составления бухгалтерской отчётности.
Определением от 05 апреля 2010 года о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в производстве по делу, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Абаканский ОМЗ» назначено на 15 час. 00 мин. 19 апреля 2010 года.
Копия протокола об административном правонарушении и указанное определение направлены обществу с сопроводительным письмом от 06.04.2010 № 19-10-ВГ-04/1160 и получены 09 апреля 2010 года (почтовое уведомление от 06.04.2010 № 18243).
19 апреля 2010 года руководитель Регионального отделения ФИО4 в присутствии представителя общества ФИО2 рассмотрел материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Абаканский ОМЗ» и вынес постановление № 19-10-029/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхза непредставление в Региональное отделение ежеквартального отчёта эмитента, составленного за отчётный (четвёртый) квартал 2009 года. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 700 000 рублей.
В оспариваемом постановлении отражено, что в нарушение статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах), пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг), пункта 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н, обществом не представлен в Региональное отделение ежеквартальный отчёт эмитента, составленный за отчётный (четвёртый) квартал 2009 года, в срок до 15.02.2010.
При рассмотрении дела представитель общества ФИО2 пояснил, что непредставление в Региональное отделение ежеквартального отчёта за четвёртый квартал 2009 года произошло по его вине. ФИО2, назначенный приказом общества от 01.09.2009 ответственным за представление отчётности в Региональное отделение, полагал, что ежеквартальный отчёт за четвёртый квартал 2009 года должен быть представлен после составления бухгалтерской отчётности. Общество представило в Региональное отделение ежеквартальный отчёт за четвёртый квартал 2009 года 05.04.2010. Учитывая указанные обстоятельства, ФИО2 просил прекратить производство по делу об административном правонарушении, возбуждённое в отношении ОАО «Абаканский ОМЗ» в связи с малозначительностью.
Копия постановления от 19 апреля 2010 года № 19-10-029/пн о назначении административного наказания направлена в адрес ОАО «Абаканский ОМЗ» с сопроводительным письмом от 21.04.2010 № 19-10-ВГ-04/1396 и получена обществом 27 апреля 2010 года (почтовое уведомление от 21.04.2010 № 23370).
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Заявление в арбитражный суд подано в пределах сроков, установленных частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами §2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания при рассмотрении данного дела входят обстоятельства, свидетельствующие о законности и обоснованности оспариваемого решения, наличии у административного органа, принявшего оспариваемое решение, соответствующих полномочий, наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности, о соблюдении установленного порядка привлечения к ответственности, сроков давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возложена частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на административный орган, принявший оспариваемое решение.
По результатам проверки обстоятельств возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса в пределах их компетенции.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, отнесено статьей 23.47 Кодекса к компетенции должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, его территориальных органов.
В силу части 2 названной статьи рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, его заместители; 2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, их заместители.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.11.2004 № 04-936/пз-н утвержден Перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым от имени указанных органов протоколы об административных правонарушениях вправе составлять: руководители территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, их заместители; начальники отделов территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, их заместители; иные должностные лица территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, специально уполномоченные их приказами осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о рынке ценных бумаг, пунктами 1.3, 2.1.1 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе, утвержденного приказом ФСФР России от 25.08.2006 №06-140/нз, Региональное отделение является органом, осуществляющим контроль за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Протокол об административном правонарушении составлен начальником информационно-аналитического отдела Регионального отделения ФИО3, оспариваемое постановление вынесено руководителем Регионального отделения ФИО4
Учитывая изложенное, арбитражный суд признал, что протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами Регионального отделения в пределах предоставленных полномочий.
Требования статей 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ при составлении протокола, а также вынесении оспариваемого постановления соблюдены.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Размер штрафа определён Региональным отделением в пределах минимального размера санкции части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
По вопросу о наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения является нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Закона об акционерных обществах открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно абзацу 1 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет). Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала (абзацы 4, 10 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг).
Абзацем 19 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее – Положение).
Пунктом 5.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
В соответствии с пунктом 5.6 Положения ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Акционерное общество открытого типа «Абаканский опытно-механический завод» (далее – АООТ «АОМЗ») учреждено 11 ноября 1992 года в порядке приватизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 № 721. План приватизации АООТ «АОМЗ» утвержден решением Государственного комитета по управлению имуществом «О преобразовании государственного предприятия Абаканский опытно-механический завод в акционерное общество открытого типа «Абаканский опытно-механический завод» от 11.11.1992 № 66.
В силу абзаца 2 пункта 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721, и абзаца 5 подпункта 1 пункта 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 № 547 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», утвержденный Государственным комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия является проспектом эмиссии его акций.
Согласно подпункту 2.3 второго раздела плана приватизации АООТ «АОМЗ» 49 процентов акций общества подлежали свободной продаже, то есть размещались среди заранее неопределенного круга лиц. Выпуск ценных бумаг АООТ «АОМЗ» зарегистрирован Министерством финансов Республики Хакасия 04 декабря 1992 года, государственный регистрационный номер 80-1п-028.
Реализация акций, подлежащих свободной продаже третьим лицам, круг которых в плане приватизации не определялся, подтверждена материалами дела.
Следовательно, ОАО «Абаканский ОМЗ» обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.
Факт непредставления в Региональное отделение ежеквартального отчета эмитента, составленного за отчётный (четвёртый) квартал 2009 года, в срок до 15.02.2010, подтвержден материалами дела (актом от 12 марта 2010 года, протоколом об административном правонарушении от 05 апреля 2010 года № 19-10-058/пр-ап, постановлением от 19 апреля 2010 года № 19-10-029/пн о назначении административного наказания) и не оспаривается заявителем.
При таких обстоятельствах вывод Регионального отделения о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, является обоснованным.
Арбитражный суд не усмотрел допущенных нарушений при вынесении оспариваемого постановления (в части соблюдения требований статьи 28.2 Кодекса), рассмотрения дела об административном правонарушении (в части соблюдения требований статей 24.4, 25.1, 26.3, 29.4 Кодекса), поскольку административным органом представлены доказательства надлежащего извещения ОАО «Абаканский ОМЗ» о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Вместе с тем согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированно.
Арбитражный суд, оценивая конкретные обстоятельства совершения ОАО «Абаканский ОМЗ» административного правонарушения, пришел к выводу о том, что материалы дела не подтверждают причинение обществом существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из следующего.
Ежеквартальный отчет эмитента, составленный за отчётный (четвёртый) квартал 2009 года, представлен ОАО «Абаканский ОМЗ» в Региональное отделение 05.04.2010, то есть с нарушением установленного срока. Вместе с тем суд приходит к выводу, что общество не имело намерения скрыть информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.
Несвоевременное представление ОАО «Абаканский ОМЗ» в Региональное отделение ежеквартального отчета эмитента, составленного за отчётный (четвёртый) квартал 2009 года, не повлекло вредных последствий и не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Заявитель в силу его имущественного положения, незначительной роли на рынке ценных бумаг не может расцениваться судом как субъект рынка ценных бумаг, оказывающий существенное влияние на правоотношения, связанные с оборотом акций общества.
Нарушение прав акционеров, инвесторов, и иных лиц, наличие жалоб на действия общества материалы дела не содержат. Не установлено административным органом и наступления тяжелых последствий, в частности для иных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе акционеров заявителя, а также для осуществления государственного контроля в сфере рынка ценных бумаг.
Административным органом документально не подтверждено, что несвоевременное представление обществом спорной информации привело или приведет в будущем к каким-либо негативным последствиям, в том числе для неопределенного круга лиц.
Кроме того, из представленного заявителем отчёта за 12 месяцев 2009 года следует, что по итогам 2009 года обществом получен убыток в сумме 6 052 000 рублей, общая кредиторская задолженность составляет 77 280 000 рублей, задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами – 23 348 000 рублей, задолженность перед персоналом организации – 1 720 000 рублей.
Таким образом, тяжелое финансовое положение ОАО «Абаканский ОМЗ» подтверждено соответствующими документами. В связи с этим арбитражный суд полагает, что назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в сумме 700 000 рублей является для общества значительным.
В конкретном случае необходимо руководствоваться конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод о разумном балансе публичного и частного интересов. Европейский суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно обращал внимание на то, что при оценке соразмерности вмешательства государства необходимо принимать во внимание характер и суровость (строгость) санкций (наказания), примененных к заявителю (постановление от 12.02.2008. дело «Гуджа (Guja) против Молдавии» (жалоба № 14277/04), постановление от 22.10.2007. дело «Лендон (Lindon), Очаковски-Лоран (Otchakovsky-Laurens) и Жюли (July) против Франции»).
Из представленных заявителем в материалы дела доказательств (отчета за 12 месяцев 2009 года) усматривается, что общество находится в тяжелом имущественном положении.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, тяжелого имущественного положения общества, примененная мера административного взыскания в виде штрафа в сумме 700 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер. Следовательно, применение административным органом к обществу указанной меры административного наказания нарушает установленный в международном праве принцип соразмерности наказания характеру совершенного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание существо совершенного обществом правонарушения, последующее устранение нарушения, отсутствие умысла на причинение государству материального ущерба, отсутствие наступления негативных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (фактическое исполнение обязанности, возложенной на общество законом), а также тяжелое имущественное положение общества, учитывая позицию, изложенную в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004. № 10, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае совершенное обществом административное правонарушение следует расценивать как малозначительное.
В соответствии с абзацем 2 пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004. № 10 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
На основании изложенного арбитражный суд полагает удовлетворить заявление ОАО «Абаканский ОМЗ», признать незаконным и отменить оспариваемое постановление Регионального отделения в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление открытого акционерного общества «Абаканский опытно-механический завод», г. Абакан, - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе, г. Красноярск, от 19 апреля 2010 года № 19-10-029/пн.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.
В срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, оно может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Ю.В. Хабибулина