АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
03 декабря 2018 года Дело № А74-19121/2017
Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Ищенко, при ведении протокола судебного заседания до и после перерыва секретарем судебного заседания Т.А. Горбуновой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Утилизация твердых бытовых отходов» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 946 337 руб. 95 коп.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 30.11.2018 объявлялся перерыв в течение дня до 15 часов 30 минут 30.11.2018. Информация о перерыве в судебном заседании размещалась на официальном Интернет-сайте Арбитражного суда Республики Хакасия.
В судебном заседании до и после перерыва приняли участие представители:
истца – ФИО1 по доверенности № 5 от 04.12.2017,
ответчика – ФИО2 по доверенности от 09.01.2018.
Администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Утилизация твердых бытовых отходов» (далее – ответчик, ООО «УТБО») о взыскании 1 307 227 руб. 56 коп. задолженности по договору аренды земельного участка от 13.05.2008 за период с 01.01.2017 по 17.11.2017, о расторжении договора аренды земельного участка от 13.05.2008.
Определением арбитражного суда от 07.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Протокольным определением арбитражного суда от 12.03.2018 принято уменьшение размера требований о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 13.05.2008 до 1 300 226 руб. 56 коп.
Определением арбитражного суда от 23.05.2018 удовлетворено ходатайство администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее – истец) о вступлении в дело № А74-19121/2017 в качестве соистца о взыскании с ООО «УТБО» 923 480 руб. 50 коп., в том числе 860 478 руб. 34 коп. задолженности по договору аренды земельного участка от 13.05.2008 за период с 01.03.2017 по 01.05.2018 и 63 002 руб. 16 коп. неустойки.
Определением арбитражного суда от 23.05.2018 принят отказ администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от исковых требований к ООО «УТБО» о взыскании 1 300 226 руб. 56 коп. задолженности по договору аренды земельного участка от 13.05.2008 за период с 01.01.2017 по 17.11.2017, о расторжении договора аренды земельного участка от 13.05.2008 и прекращено производство по делу по указанным требованиям.
Протокольным определением от 19.11.2018 принято заявление истца об увеличении размера исковых требований до 942 210 руб. 74 коп., в том числе 853 477 руб. 33 коп. задолженности по договору аренды земельного участка от 13.05.2008 и 88 733 руб. 41 коп. неустойки.
Протокольным определением от 30.11.2018 судом принято заявление истца об увеличении размера исковых требований до 946 337 руб. 95 коп., в том числе 853 477 руб. 35 коп. задолженности по договору аренды земельного участка от 13.05.2008 за период с 01.01.2017 по 31.03.2018 и 92 860 руб. 60 коп. неустойки за период с 02.05.2017 по 27.11.2018.
Представитель истца в судебном заседании до и после перерыва поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что за предъявленный период ответчиком не произведена оплата арендных платежей по договору аренды в полном объеме.
Представители ответчика в судебном заседании, в письменном отзыве на иск и в дополнении к отзыву просили в удовлетворении требований истца отказать, указав, что:
- занимаемый ответчиком земельный участок не является землями населенных пунктов и относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, форма собственности - собственность публично-правовых образований, что подтверждается публичной кадастровой картой, сведениями в Едином государственном реестре недвижимости, а также решения Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 09.10.2014 № 34, которым внесены изменения в генеральный план муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия, утвержденный решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 43;
- по условиям договора размер арендной платы составляет 7 000 руб., истец произвел оплату указанной суммы в 2017 году и в 2018 году;
- Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района РХ и Советом депутатов Усть-Абаканского района незаконно произвели значительное увеличение арендной платы, что подтверждается предупреждением и решением антимонопольного комитета;
- земельный участок с кадастровым номером 19:10:010101:0008, предоставленный по договору аренды от 13.05.2008, вопреки условиям договора, без уведомления арендатора и внесения изменений в договор, в границах арендуемого земельного участка сформированы два участка с кадастровыми номерами 19:10:010101:2059 (вид разрешенного использования - для размещения грунтового резерва к реконструкции автомобильной дороги Р-257 «Енисей» на участке км 389+000 км) и участок 19:10:010101:2058 (для размещения полигона для утилизации ТБО), сведения об объектах недвижимости имеют статус «временный», то есть прав на данные участки не зарегистрированы, дата присвоения кадастровых номеров -27.11.2014); администрация Усть-Абаканского района уведомила ООО «УТБО» о снятии земельных участков с кадастрового учета 25.12.2017, что подтверждается выписками из ЕГРН от 13.03.2018 и 16.01.2018. В письме от 20.10.2017 № 3209 на письмо ответчика, администрация Усть-Абаканского района подтвердила незаконное формирование двух участков, данный участки сняты с кадастрового учета 25.12.2017, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 15.01.2018. Указанное обстоятельство, а также изменение вида разрешенного использования и фактическое изъятие земельного участка у ответчика свидетельствует о невозможности использования арендуемого земельного участка ООО «УТБО» в 2017 году по причинам, не зависящим от него, в связи с чем арендная плата на основании норм статей 611, 612, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предъявляется незаконно, следовательно, расчет арендной платы за 2017 год можно произвести только по участку 19:10:010101:2058, так как именно он соответствует лицензируемой деятельности общества в области размещения твердых бытовых отходов, для целей которых между ООО «УТБО» и МО Усть-Абаканский район был заключен договор аренды земельного участка;
- в основу расчета исковых требований на 2018 год положены изменения условий договора, поскольку в результате его применения произошло одностороннее изменение как размера арендной платы, так и механизма ее расчета, что является нарушением статей 424, 450, ГК РФ;
- ответчик не согласен с расчетом арендной платы, поскольку при увеличении арендной платы не учтена специфика деятельности общества;
- Управлением имущественных отношений Усть-Абаканского района РХ нарушены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582;
- Решение Совета депутатов МО Усть-Абаканский район от 28.04.2008 № 38 действовало в спорный период 2017 год и отменено в 2018 году решением Совета депутатов № 24 от 23.05., в связи с этим, заявленное требование об уплате арендных платеже за 2017 год по формуле «Ап = КС х Кв х Ки» за 2017 год является необоснованным и незаконным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между муниципальным образованием Усть-Абаканский район (арендодатель) и ООО «УТБО» (арендатор) 13.05.2008 заключён договор аренды земельного участка (далее – договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 350 028 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, находящийся по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, пгт. Усть-Абакан; в северной части пгт. Усть-Абакан в районе ООО «Подкунинский хребет» (бывший полигон ОАО «Мибиэкс»), кадастровый номер: 19:10:01 01 01:0008, для размещения полигона для утилизации твердых бытовых отходов в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды участка устанавливается с 13.05.2008 до 13.05.2057 - 49 лет.
Пунктами 2.2, 2.3, 2.6 договора предусмотрено, что на момент заключения договора размер арендной платы составляет 7 000 руб. на весь земельный участок в год. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными платежами в срок до 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября текущего года. Размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения ставок арендной платы Усть-Абаканским районным Советом депутатов. Официальным источником информации об изменении ставок арендной платы является Усть-Абаканская районная газета «Усть-Абаканские известия». Расчет арендной платы определен в приложении № 1 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
За нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени в размере, установленном договором аренды, но не менее одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности за каждый календарный день просрочки (пункт 5.2 договора).
По акту приема-передачи от 13.05.2008 ответчику передан земельный участок в аренду.
Ответчик произвел частичную оплату арендных платежей за спорный период в размере 21 003 руб., в том числе платежным поручением от 22.08.2017 № 364 на сумму 7 001 руб., платежным поручением от 11.07.2017 № 286 на сумму 7 001 руб., платежным поручением от 13.09.2018 № 405 на сумму 7 001 руб.
Во исполнение обязательного претензионного порядка урегулирования споров, установленного частью 5 статьи 4 АПК РФ, Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района направило ответчику уведомление от 07.04.2017 № 183 с расчетом за 2017 год и претензию от 04.07.2017 об уплате арендных платежей по договору аренды, которые получены ответчиком 25.04.2017 и 18.07.2017 соответственно; письмо от 27.04.2018 № 701 об уплате арендных платежей за 2017 год в уменьшенном размере с приложением расчета, уведомление от 27.04.2018 с требованием об оплате задолженности по арендным платежам с приложением расчета арендных платежей за 2017 год, уведомление от 06.04.2018 с требованием об оплате задолженности по арендным платежам с приложением расчета арендных платежей за 2018 год (получено ответчиком 19.04.2018).
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендной платы по договору послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Оценив доводы сторон, а также представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Из материалов дела следует, что отношения сторон по настоящему делу возникли из договора аренды земельного участка и регламентированы главой 34 ГК РФ.
Согласно статье 606 ГК РФ арендодатель обязуется предоставить имущество арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Акт приёма-передачи от 13.05.2008 подтверждает передачу истцом земельного участка ответчику в аренду.
В соответствии со статьями 614, 616, 654 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование земельными участками. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В рамках настоящего дела истец просит взыскать задолженность по арендным платежам за период с 01.01.2017 года по 31.03.2018.
Расчёт арендой платы за указанные периоды истец произвёл в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия» (далее – постановление Правительства РХ № 05) с учетом внесенных изменений постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.12.2017 № 678 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Республики Хакасия» в отношении арендных платежей за 2018 год (в части определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия, вступили в силу с 1 января 2018 года); исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 27.10.2016 № 147-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленного и иного специального назначения Республики Хакасия», с применением индекса инфляции, коэффициента вида разрешенного использования (земли промышленности), установленного решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 23.03.2017 № 40 (с учетом внесенных изменений решением Совета депутатов Усть-Абаканского района решением от 16.08.2017 № 83).
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Как было указано выше, в пункте 1.1 договора аренды стороны согласовали передачу истцом ответчику в аренду земельный участок общей площадью 350 028 кв. м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, пгт. Усть-Абакан; в северной части пгт. Усть-Абакан в районе ООО «Подкунинский хребет» (бывший полигон ОАО «Мибиэкс»), кадастровый номер: 19:10:01 01 01:0008, который относится к категории земель - земли населенных пунктов.
В заявлении от 05.04.2014 ответчик обратился к главе администрации Усть-Абаканского поссовета с просьбой исключить арендуемый земельный участок из границ населенного пункта Усть-Абаканского района в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», так как земельный участок предоставлен для размещения полигонов для утилизации твердых бытовых отходов.
Решениями Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 09.10.2014 № 34, от 23.12.2014 № 58 внесены изменения в Генеральный план муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденный решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 43, относительно арендуемого ответчиком земельного участка изменена категория на земли производственных объектов (зона производственных объектов 4 класса (П3), соответственно, изменены границы населенного пункта – указанный земельный участок выведен из границ населенного пункта Усть-Абаканского района.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13.02.2018, представленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по запросу арбитражного суда от 07.02.2018, категория земель арендуемого ответчиком по договору аренды земельного участка – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения (далее – земли промышленности).
Представленным истцом письмом Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района от 10.05.2018 № 42 и фрагментом карты генерального плана Усть-Абаканского поссовета подтвержден факт нахождения арендуемого ответчиком земельного участка в зоне СН5 (зона специального назначения 1 класса, основным видом разрешенного использования являются: объекты специального назначения 1 класса, объекты специального назначения 2-5 классов.
Таким образом, ответчику предоставлен в аренду земельный участок из категории «земли промышленности», государственная собственность на который не разграничена, в связи с этим, порядок определения размера арендной платы за пользование спорным земельным участком, а также порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются органами государственной власти Республики Хакасия, а именно, постановлением Правительства РХ № 05.
Пунктами 2.1, 2.2 постановления Правительства РХ № 05 определено, что арендная плата за использование земельных участков устанавливается от их кадастровой стоимости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Хакасия и настоящим Положением.
Размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по формуле:
Ап = КС x Кв x Ки, где:
Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.,
КС = S x УПКС, где:
S - площадь земельного участка, кв. м,
УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м (УПКС в отношении земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет и предоставленных юридическим и физическим лицам на срок менее одного года, применяется в размере среднего значения УПКС для соответствующего вида разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале);
Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования;
Ки - коэффициент инфляции. В случае если в результате расчетов коэффициент Ки получается не целым числом, он округляется до третьего знака после запятой.
В первый год применения результатов государственной кадастровой оценки земель (далее - ГКОЗ) для соответствующей категории земель Ки принимается равным 1.
Во второй и последующий годы применения результатов ГКОЗ Ки рассчитывается как произведение индексов потребительских цен в Российской Федерации (декабрь к декабрю) за годы, предшествующие расчетному (начиная с первого года применения результатов ГКОЗ).
Из представленных ответчиком документов следует, что ООО «УТБО» направило жалобу от 23.03.2018 № 04-1724/О-И в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Хакасия (далее – УФАС России по РХ) о нарушении Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия антимонопольного законодательства, связанного с предъявлением уведомления от 07.04.2017 № 183 с приложением к нему расчета арендной платы за 2017 год, в котором значительно увеличен размер арендной платы по договору аренды.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС России по РХ вынесло предупреждение от 26.03.2018 №6-П-18, в котором установило факт нарушения Комитетом и Советом депутатов Усть-Абаканского района пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предложило Совету депутатов Усть-Абаканского района организовать работу по приведению в соответствие в требованиями действующего законодательства порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район, Управлению – отозвать предъявленное ответчику уведомление от 07.04.2017 № 183 с приложением расчета арендной платы за 2017 год, рассчитать размер арендной платы для ООО «УТБО» в соответствии с нормативным правовым актом Совета депутатов Усть-Абаканского района, приведенным в соответствии с требованием действующего законодательства.
Как следует из указанного предупреждения и пояснений представителя истца, расчет арендных платежей за 2017 год истец в уведомлении № 183 от 07.04.2017 производил исходя из коэффициента вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за пользование земельным участком 0,035 (земельные участки, предназначенные для захоронения твердых бытовых отходов), утвержденного решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23.03.2017 № 40 «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район».
Во исполнение предупреждения УФАС России по РХ решением от 16.08.2017 № 83 Совет депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия внес изменения в решение от 23.03.2017 № 40, исключив из раздела «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности» строку 11, устанавливающую коэффициент 0,035.
Учитывая данное обстоятельство, истец при обращении с настоящим иском обоснованно производит начисление ответчику арендных платежей за 2017 год с учетом внесенных изменений, применяя коэффициент 0,015, отнесенный к землям промышленности, поскольку в разделе «Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель промышленности» землям иного специального назначения определен коэффициент 0,015.
Кадастровая стоимость в размере 42 468 897 руб. 24 коп. исчислена согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 27.10.2016 № 147-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленного и иного специального назначения Республики Хакасия», также подтверждается представленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по запросу арбитражного суда от 07.02.2018 выпиской из Единого реестра недвижимости по состоянию на 13.02.2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
К числу таких принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление № 582), относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Проверка обоснованности установления порядка (методики) расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта в установленном законом порядке.
Доказательств оспаривания постановления Правительства Республики Хакасия 23.01.2008 № 05, приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 27.10.2016 № 147-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленного и иного специального назначения Республики Хакасия», а также установленной кадастровой стоимости ответчик арбитражному суду не представил, в связи с чем, его довод о завышении размера арендных платежей за 2017 год в ходе рассмотрения дела не подтвержден.
Представленное ответчиком решение решением комиссии по рассмотрению споров по результатам определения кадастровой стоимости (созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 № П/0319/12) от 16.10.2018 № 459 об оспаривании ООО «УТБО» кадастровой стоимости (установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости на объект недвижимости с кадастровым номером 19:10:01 01 01:0008) не имеет правового значения, поскольку ответчиком оспаривалась кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01.01.2016, которая не применена истцом в рамках настоящего дела и относится к иному периоду. Кроме того, данным решение заявление ООО «УТБО» отклонено по причине несоответствием представленного отчета № 15 от 24.08.2018 некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Южно-Сибирская Организация Профессиональных оценщиков и экспертов» требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».
ПостановлениемПравительства Республики Хакасия от 27.12.2017 № 678 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Республики Хакасия» в постановление Правительства Республики Хакасия 23.01.2008 № 05 внесены изменения в части определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия, которые вступили в силу с 1 января 2018 года.
Согласно пункту 2.2.1 постановления размер годовой арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, равен размеру рыночной стоимости годовой арендной платы, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Арендодатель в установленном действующим законодательством порядке обеспечивает проведение оценки рыночной стоимости арендной платы за земельный участок, относящийся к категории земель промышленности, подлежащий передаче в аренду.
По ранее заключенным договорам аренды арендодатель обеспечивает проведение оценки рыночной стоимости арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, расположенные на территории Усть-Абаканского, Бейского и Алтайского районов Республики Хакасия, до 01 апреля 2018 года. Арендная плата за 1 квартал 2018 года в указанных случаях вносится в течение 15 дней с момента получения от арендодателя уведомления об установленном размере арендной платы.
Согласно подготовленному индивидуальным предпринимателем ФИО3 по договору на оказание оценочных услуг от 02.02.2018 № 01-АП/18 с Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района отчету №01-НИ/18 от 28.02.2018 стоимость земельного участка кадастровый номер: 19:10:01 01 01:0008, находящийся по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, пгт. Усть-Абакан; в северной части пгт. Усть-Абакан в районе ООО «Подкунинский хребет» (бывший полигон ОАО «Мибиэкс»), составила 949 787 руб. 56 коп.
Доказательств оспаривания результатов оценки (отчет 01-НИ/18 от 28.02.2018) в установленном порядке ответчик суду не представил.
В пункте 2.2 договора аренды стороны согласовали, что арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными платежами в срок до 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября текущего года, в связи с этим, арендная плата за период с 01.01.2018 по 31.03.2018 составила предъявленную истцом сумму 237 446 руб. 89 коп. (949 787 руб. 56 коп.: 4).
Арбитражный суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что сумма арендных платежей составляет 7 000 руб. за год, которая определена в договоре и исчислена исходя из фиксированной платы, установленной решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район № 38 от 28.04.2008 «Об установлении фиксированной арендной платы для организаций, независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальных предпринимателей, занимающихся утилизацией твердых бытовых отходов» (отменено решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23.05.2018 №24) по следующим основаниям.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды» разъяснено, что, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В части 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как следует из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенных в постановлении от 02.02.2010 № 12404/09, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11). Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми, поэтому стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Кодекса, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Кроме того, в пункте 2.6 договора аренды указано, что размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения ставок арендной платы Усть-Абаканским районным Советом депутатов.
Согласно статье 13 ГК РФарбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Арбитражный суд полагает, что РешениеСовета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский района № 38 от 28.04.2008 «Об установлении фиксированной арендной платы для организаций, независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальных предпринимателей, занимающихся утилизацией твердых бытовых отходов» противоречит части 1 статьи 424 ГК РФ, постановлению Правительства РХ от 23.01.2008 № 05, в связи с чем не подлежит применению в рамках настоящего дела, и считает обоснованным произведенный истцом расчет исходя из положений постановления Правительства РХ от 23.01.2008 № 05.
Довод ответчика о том, что увеличение арендной платы нарушает его права, поскольку деятельность ООО «УТБО» сопряжена с определенной спецификой, выражающейся в необходимости включения в тариф на оказание услуг расходов, в том числе в виде арендных платежей, арбитражный суд не находит состоятельным с учетом вышеизложенных выводов (регулируемая цена), а также с учетом статьи 2 ГК РФ, согласно которой предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Общество является субъектом предпринимательской деятельности, обладая правоспособностью в соответствии со статьей 49 ГК РФ, и, определяя вид деятельности, обладающим определенной спецификой, несет риск осуществляемой им предпринимательской деятельности.
Возражая против иска, ответчик указал на невозможность использования части арендуемого земельного участка в 2017 году в связи с незаконным межеванием без его ведома земельного участка и формированием двух земельных участков, один из которых имеет вид использования, отличного от деятельности ответчика, что, по его мнению, исключает обязательство ответчика по оплате арендных платежей в соответствии со статьями 611, 612, 614 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что истец обратился в администрацию Усть-Абаканского поссовета с письмом от 23.08.2017 № 53 о снятии с учета земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:010101:2059 и 19:10:010101:2058.
В ответе от 20.10.2017 № 3209 истец сообщил, что в ходе проверки документов и сведений, указанных в обращении, установлено, что земельные участки с указанными кадастровыми номерами сформированы с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, администрация посчитала возможным снять эти участки с кадастрового учета, имеющие статус «временные».
Факт постановки земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:010101:2059 (вид разрешенного использования - для размещения грунтового резерва к реконструкции автомобильной дороги Р-257 «Енисей» на участке км 389+000 км) и 19:10:010101:2058 (для размещения полигона для утилизации ТБО) со статусом «временный» на кадастровый учет 27.11.2014 и снятия с кадастрового учета 25.12.2017 подтвержден представленными ответчиком выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 16.01.2018 (регистрационный номер 19-0-1-59/4123/2018-129) и 13.03.2018 (регистрационный номер 19-0-1-59/4123/2018-637).
Вместе с тем, как было указано выше, договор аренды земельного участка заключен между истцом и ответчиком 13.05.2008, два участка сформированы 27.11.2014, что подтверждает, в том числе, кадастровая выписка о земельном участке от 30.03.2015 № 1900/15-47888. Однако ответчик производил частичную оплату в 2017 году (платежные поручения от 11.07.2017 № 286, от 22.08.2017 № 364) и в 2018 году (платежное поручение от 13.09.2018 № 405) и не обращался с заявлением об отказе от исполнения договора аренды ввиду невозможности использования части арендуемого земельного участка, договор сторонами не расторгнут до настоящего времени. Доказательств обращения с соответствующим иском в арбитражный суд, невозможности использования земельного участка, последний арбитражному суду не представил.
Истцом в материалы дела представлено письмо от 04.11.2011, подписанное директором ООО «УТБО» и скрепленное печатью, согласно которому вопрос использования части спорного земельного участка для устройства карьера не территории полигона при реконструкции автодороги Р-257 «Енисей» на участке 389000 км-397000 согласован с ответчиком. Также представлено соглашение о временном занятии части земельного участка от 18.12.2014, заключенное между ООО «УТБО» и федеральным казенным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства», в соответствии с которым ответчик предоставил названному учреждению право временно занимать часть земельного участка с кадастровым номером 19:10:01 01 01:0008 для проведения работ по реконструкции автомобильной дороги Р-257 «Енисей» Красноярск-Абакан-Кызыл-граница Монголии на участке км 397-000-км 397-000 Республики Хакасия, срок использования земельного участка не более чем по 31.12.2018. Согласно пунктам 2.1, 2.2 соглашения стороны установили размер убытков, причиненных временным занятием части земельного участка, 2 145 292 руб., оплата которых производится в течение 10 банковских дней после заключения соглашения.
Таким образом, ответчик самостоятельно предоставил право пользования частью арендуемого им земельного участка другому юридическому лицу, следовательно, представленные истцом доказательства опровергают довод ответчика о невозможности использования им земельного участка в 2017 году.
При установленных обстоятельствах сам по себе факт постановки земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2059 для размещения грунтового резерва к реконструкции автомобильной дороги Р-257 «Енисей» на участке км 389+000 км со статусом «временный» на кадастровый учет также не может свидетельствовать о невозможности использования ответчиком арендуемого земельного участка по договору аренды.
На основании изложенного, поскольку ответчик доказательств перечисления арендной платы в полном объеме по договору за период с 01.01.2017 по 31.03.2018 не представил, требование истца о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 853 477 руб. 35 коп., в том числе, в сумме 623 031 руб. 46 коп. за 2017 год и в сумме 230 445 руб. 89 коп. за 1 кварта 2018 года является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В связи с несвоевременным внесением арендных платежей истец просит взыскать с ответчика 92 860 руб. 60 коп. неустойки за период с 02.05.2017 по 27.11.2018 на основании пункта 5.2 договора.
Под неустойкой статья 330 ГК РФ понимает предусмотренную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком сроков уплаты арендных платежей, арбитражный суд в соответствии со статьями 330, 332 ГК РФ признал обоснованным требование истца о взыскании неустойки.
Проверив расчет неустойки, выполненный истцом, арбитражный суд признал его неверным в связи с неправильным применением ставки рефинансирования при расчете, исходя из следующего.
Как указано выше, согласно пункту 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени в размере, установленном договором аренды, но не менее одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности за каждый календарный день просрочки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1340 и указанием Банка России от 11.12.2015 № 3984-у к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом. С 01.01.2016 самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается.
Согласно информации Центрального банка Российской Федерации от 14.09.2018 ключевая ставка Банка России составляет 7,50%, которая действует на дату принятия решения. В связи с тем, что неустойка ответчиком не оплачена, следует при расчете применять ставку, действующую на дату принятия решения (7,50 %).
Кроме того, согласно пункту 2.3 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными платежами в срок до 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября текущего года, поэтому срок уплаты арендных платежей за 1 квартал 2017 года наступил 14.03.2017, период просрочки исчисляется с 15.03.2017. Между тем, истец начисляет неустойку за 1 кварта 2017 года с 02.05.2017, что не противоречит статье 9 ГК РФ и не нарушает прав ответчика, поэтому арбитражный суд принимает расчет истца в указанной части.
По расчету суда общий размер неустойки составил 87 029 руб. 34 коп., исходя из следующего:
- 1 квартал 2017 года: 159 258 руб. 37 коп. (сумма задолженности) х 7,50% / 300 х 71 день (период с 02.05.2017 по 11.07.2017) = 2 826 руб. 84 коп.; 152 257 руб. 37 коп. (сумма задолженности с учетом оплаты 11.07.2017) х 7,50% / 300 х 42 дня (период с 12.07.2017 по 22.08.2017) = 1 598 руб. 70 коп.; 145 256 руб. 37 коп. (сумма задолженности с учетом оплаты 22.08.2017) х 7,50% / 300 х 462 дня (период с 23.08.2017 по 27.11.2018) = 16 777 руб. 11 коп.;
- 2 квартал 2017 года: 159 258 руб. 37 коп. (сумма задолженности) х 7,50% / 300 х 531 день (период с 15.06.2017 по 27.11.2018) = 21 141 руб. 55 коп.;
- 3 квартал 2017 года: 159 258 руб. 37 коп. (сумма задолженности) х 7,50% / 300 х 439 дней (период с 15.09.2017 по 27.11.2018) = 17 478 руб. 61 коп.;
- 4 квартал 2017 года: 159 258 руб. 37 коп. (сумма задолженности) х 7,50% / 300 х 378 дней (период с 15.11.2017 по 27.11.2018) = 15 049 руб. 92 коп.;
- 1 квартал 2018 года: 237 446 руб. 89 коп. (сумма задолженности) х 7,50% / 300 х 132 дня (период с 05.05.2018 по 13.09.2018) = 7 835 руб. 75 коп.; 230 445 руб. 89 коп. (сумма задолженности с учетом оплаты 13.09.2018) х 7,50% / 300 х 75 дней (период с 14.09.2018 по 27.11.2018) = 4 320 руб. 86 коп.
Учитывая, что материалами дела подтверждается факт нарушения ответчиком сроков внесения арендных платежей, ответчик не заявил об уменьшении неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ и не представил соответствующих доказательств, требование истца о взыскании неустойки является обоснованным и подлежит удовлетворению частично в сумме 87 029 руб. 34 коп.; в удовлетворении остальной части требования следует отказать.
Всего по результатам рассмотрения спора с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 940 506 руб. 69 коп., в том числе 853 477 руб. 35 коп. задолженности и 87 029 руб. 34 коп. неустойки; в удовлетворении остальной части иска следует отказать.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 21 927 руб., в доход федерального бюджета истцом уплачена не была, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ государственная пошлина относится на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований: на истца в сумме 135 руб. 11 коп., на ответчика в сумме 21 791 руб. 89 коп. По результатам рассмотрения спора государственная пошлина в сумме 21 791 руб. 89 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, государственная пошлина в доход федерального бюджета с истца не взыскивается, поскольку он освобожден от уплаты государственной пошлины по указанным выше причинам.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить исковые требования частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Утилизация твердых бытовых отходов» в пользу администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия 940 506 (девятьсот сорок тысяч пятьсот шесть) руб. 69 коп., в том числе 853 477 руб. 35 коп. задолженности и 87 029 руб. 34 коп. неустойки.
Отказать в удовлетворении остальной части иска.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Утилизация твердых бытовых отходов» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 21 791 (двадцать одна тысяча семьсот девяносто один) руб. 89 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный (г. Красноярск) суд в течение месяца со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Ищенко