ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1922/07 от 14.09.2007 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

26 сентября 2007 года Дело № А74-1922/2007

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2007 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коршуновой Т.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Коршуновой Т.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, г. Абакан,

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Абакан,

к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 07.09.2007 был объявлен перерыв до 14.09.2007.

В судебном заседании 07.09.2007 и 14.09.2007 принимали участие представители:

УГАДН по РХ: ФИО2 доверенность от 27.08.2007 № 1241;

предпринимателя: ФИО3 доверенность от 05.09.2007;

ФИО4 доверенность от 06.06.2007.

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленные требования, пояснив, что в ходе проведения внеплановой проверки 26.07.2007 и 02.08.2007 Управлением был установлен факт осуществления Предпринимателем перевозок пассажиров автобусами с нарушением условий лицензирования, а именно: Предприниматель осуществляла перевозку по маршруту № 10 города Абакана при отсутствии согласованного расписания (графика) движения. Представитель Управления также пояснил, что в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» внеплановые мероприятия по контролю могут проводиться в случае: получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в данном случае - невыполнение требований по организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров (раздел 5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.01.1997г. № 2); обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими обязательных требований, а так же получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Управление имеет право проводить контрольные мероприятия на линии совместно с другими контрольными, надзорными органами (ГИБДД, УКХТ и др.). Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе.

Представители Предпринимателя требование Управления не признали. Представители считают, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, так как в результате проведения Управлением мероприятия по контролю нарушены права Предпринимателя на получение информации о проведении проверки, на присутствие при проведении проверки надлежащим образом уполномоченного представителя и на возможность представить свои пояснения по факту проводимой проверки. Предприниматель не была уведомлена о дате и времени составления протокола. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Предпринимателя. Представители также полагают, что в действиях Предпринимателя отсутствует вина, поскольку наличие при осуществлении перевозок согласованного расписания (графика) движения не является лицензионным требованием.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1  зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия 09 марта 2006 года свидетельство серии 19 № 000651990 (основной государственный регистрационный номер 306190106800080).

В целях осуществления перевозки пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации Предприниматель получила лицензию АСС-19-1947 сроком действия с 22.03.2006 по 22.03.2011.

26.07.2007 и 02.08.2007 государственным инспектором Управления ФИО2 была проведена внеплановая проверка Предпринимателя на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автобусами.

В ходе проведения внеплановой проверки Управлением установлено нарушение Предпринимателем условий лицензирования, а именно: Предприниматель осуществляла перевозку по маршруту № 10 города Абакана при отсутствии согласованного расписания (графика) движения.

По результатам проверки 26.07.2007 и 02.08.2007 уполномоченным лицом Управления составлен рапорт.

09.08.2007 в отношении Предпринимателя составлен протокол № АА77 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для составления протокола об административном правонарушении Предприниматель приглашалась телеграммой от 06.08.2007. Телеграмма Предпринимателем не получена по причине отсутствия адресата. Предприниматель в назначенное время для составления протокола не явилась.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Предпринимателя. Копия протокола направлена Предпринимателю почтой 09.08.2007.

Составленный Управлением в отношении Предпринимателя протокол об административном правонарушении от 09.08.2007 № АА77 с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" (в редакции от 14.12.2006г. № 1767) установлено, что работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями соответственно федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, осуществляющих инспекторские функции, государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, государственных инспекторов гражданской авиации и должностных лиц государственной речной судоходной инспекции.

Согласно подпункту 7 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации" федеральные государственные служащие органов Российской транспортной инспекции, осуществляющие инспекторские функции, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом - государственным инспектором Управления ФИО2

Оценив приведённые Управлением доводы, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения Предпринимателя к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт административную ответственность в виде штрафа.

Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Статьёй 2 названного закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение о лицензировании), одними из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Пунктом 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 г. № 12, предусмотрено, что движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию, порядок утверждения которого устанавливается Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.

Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, в целях организации перевозочного процесса, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров, предусматривает обязанность владельцев автобусов разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами (пункт 5.2.2.).

Пунктом 2.3.6 указанного Положения предусмотрена обязанность владельца автобуса обеспечить водителя необходимыми путевыми и иными документами, установленными действующими нормативными правовыми актами.

На основании пункта 5.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, к путевым документам относятся путевые листы, документы на перевозимый груз, графики движения установленной формы. Пункт 5.7.4. Положения устанавливает, что каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров.

Согласно абзацу 1 пункта 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200, а также параграфу 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 № 176 (в редакции от 12.06.1990), расписания движения автобусов и таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждаются по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов.

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города, обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе.

Согласно пункту 14 статьи 44 Устава города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского совета депутатов от 28.12.2005 № 222, к полномочиям администрации города отнесена координация работы всех транспортных предприятий и организаций, осуществляющих перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории города, утверждение маршрутов и графиков движения пассажирского транспорта общего пользования на территории города. В городе Абакане организацией транспортного обслуживания населения города занимается Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана (далее – УКХТ).

В соответствии с пунктами 5.1 - 5.4 Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 29.11.2005 № 220, перевозки пассажиров по всем городским автобусным маршрутам осуществляются перевозчиком по графикам, утвержденным УКХТ по результатам проведенного конкурса. Сроки проведения конкурса на отдельные городские маршруты определяются УКХТ. Конкурс проводится один раз в три года. Рабочие маршрутные расписания утверждаются ежегодно, после опубликования городской маршрутной сети, утвержденной постановлением Мэра г. Абакана. Рабочее маршрутное расписание аннулируется по истечении календарного года.

Утвержденного расписания на 2007 год Предприниматель не имеет. Доказательств обратного Предприниматель арбитражному суду не представила.

Поскольку Предпринимателем не были соблюдены установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, её действия верно квалифицированы Управлением как нарушение лицензионных условий.

Ссылки Предпринимателя на судебную практику 2006 года арбитражный суд полагает несостоятельными. Данное дело не является преюдициальным по отношению к настоящему делу. Кроме того, часть нормативно-правовых актов, положенных в основу выводов суда отменена, приняты новые нормативно-правовые акты.

Довод представителей Предпринимателя о несоблюдении Управлением при оформлении результатов мероприятий по проверке Предпринимателя положений Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» арбитражный суд полагает несостоятельным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанный Федеральный закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе. В силу пункта 3 статьи 1 положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с проведением государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте.

Арбитражный суд полагает, что проводимая Управлением проверка подпадает под действие вышеназванных норм.

Следовательно, представители Предпринимателя необоснованно ссылаются на обязательность применения в рассматриваемом случае процедуры проведения проверки, предусмотренной Федеральным законом от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Вместе с тем, арбитражный суд, не находит оснований для удовлетворения требований Управления в связи с нарушением процедуры привлечения Предпринимателя к ответственности.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. При его составлении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Вышеуказанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Согласно абзацу 4 пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении № АА78 составлен в отсутствие Предпринимателя 09 августа 2007 года. Телеграмма с предложением Предпринимателю явиться в Управление для составления протокола об административном правонарушении не доставлена по причине отсутствия адресата и отказа членов семьи от приема телеграммы. Каких-либо дополнительных мер направленных на извещение Предпринимателя о дате и времени составления протокола об административном правонарушении Управлением не предпринималось.

Таким образом, Предприниматель была лишена возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представить свои возражения.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает обязательность участия лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении. Отсутствие данного лица при составлении протокола предусмотрено Кодексом в виде исключения при наличии данных о его надлежащем извещении.

Таким образом, административным органом должны быть предприняты всевозможные меры для извещения лица о времени и месте составления протокола.

Арбитражный суд полагает, что Управлением не было предпринято достаточных мер для извещения Предпринимателя. Управление ограничилось направлением Предпринимателю по месту его регистрации телеграммы. Отсутствие Предпринимателя по месту его проживания и отказ членов семьи от получения телеграммы невозможно расценить как уклонение от получения корреспонденции, поскольку телеграмма направлялась только один раз, а члены семьи не являются лицами, обязанными получать корреспонденцию, адресованную ФИО1 как предпринимателю. У Управления имелась возможность направления извещения по месту ведения предпринимательской деятельности; доставления извещения нарочным. Однако, названные меры по извещению не были использованы.

Пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Названное выше нарушение является существенным, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Поскольку протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он не может быть принят во внимание в качестве доказательства правонарушения и, соответственно, не может служить основанием для привлечения Предпринимателя к административной ответственности.

Одновременно при обращении в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Управление обратилось с заявлением о взыскании с Предпринимателя почтовых расходов в размере 157 рублей 88 копеек.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).

Почтовые расходы, понесенные Управлением в связи с необходимостью извещения Предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не относятся к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде и не подлежат взысканию с Предпринимателя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Управлению государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в удовлетворении заявления о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 почтовых расходов в размере 157 рублей 88 копеек.

Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, путем подачи апелляционной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Т.Г. Коршунова