АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
12 июля 2010 года Дело № А74-1931/2010
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12 июля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Кузнецовой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Абаканского транспортного прокурора, г.Абакан,
о привлечении открытого акционерного общества «Аэропорт Абакан», г.Абакан, к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принимали участие:
от заявителя (Абаканского транспортного прокурора) - ФИО1 – старший помощник прокурора (доверенность от 01.06.2010 № 2-586-2010);
представители ОАО «Аэропорт» - генеральный директор ФИО2 (распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.05.2010 № 503-р), ФИО3 (доверенность от 17.05.2010).
Абаканский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Аэропорт-Абакан» (далее – ОАО «Аэропорт Абакан» или общество) в лице к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
В ходе судебного разбирательства представитель прокурора поддержал заявление.
ОАО «Аэропорт Абакан» в возражениях на заявление, поддержанных представителями в судебном заседании, с привлечением к административной ответственности не согласен, полагает, что в действиях общества отсутствует объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, арбитражный суд установил следующее.
ОАО «Аэропорт Абакан» зарегистрировано регистрационной палатой администрации города Абакана 28 декабря 1996 (регистрационный № 2996 ОГРН <***>). 23 октября 2002 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации ОАО «Аэропорт Абакан» № <***>.
Согласно пункту 7.2. Устава ОАО «Аэропорт Абакан» одним из основных видов деятельности общества является обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах.
Абаканским транспортным прокурором проведена проверка законодательства о лицензировании в ОАО «Аэропорт Абакан», в ходе которой установлено, что в ОАО «Аэропорт Абакан» создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (далее – СПАСОП), одной из основных задач которой является противопожарное обеспечение полётов и объектов аэропорта «Абакан» и других организаций, находящихся на его территории, проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта «Абакан».
СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях № 004953 от 25.02.2009, согласно которому одним из основных видов проводимых работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации, сертификат соответствия на поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полётов от 30.07.2009 № 000503.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 7, пункта 38 части 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, утвержденным приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 № 361, пункта 1.5. Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 № 98, Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», прокурором сделан вывод о том, что осуществляемая ОАО «Аэропорт Абакан» по противопожарному обеспечению полётов включает тушение пожаров, в связи с чем подлежит лицензированию.
Постановлением и.о. Абаканского транспортного прокурора Симоновой Н.А. от 7 мая 2010 года в отношении ОАО «Аэропорт Абакан» возбуждено дело об административном правонарушении на основании части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вынесении постановления присутствовал генеральный директор ОАО «Аэропорт Абакан» ФИО2, которому были разъяснены права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации, вручена копия постановления.
Основываясь на постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и приложенных к нему документах, прокурор полагает, что имеются основания для привлечения ОАО «Аэропорт» к административной ответственности.
Оценив материалы административного производства, доводы лиц, участвующих в деле и представленные в подтверждение доводов доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.
В соответствии со статьёй 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 38 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.
В соответствии с пунктом 1.5. Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 № 98, аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе: поисковое и аварийно-спасательное обеспечение – комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
Согласно Положению о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, утвержденному приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 № 361, основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, являются: противопожарное обеспечение полётов воздушных судов; обеспечение пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, в ОАО «Аэропорт Абакан» создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (далее – СПАСОП).
Согласно Положению о Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (СПАСОП) ОАО «Аэропорт Абакан», утвержденному и.о. генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» ФИО2 13.04.2009 (пункты 2.3., 2.4., 2.5) к основным задачам указанной службы отнесено противопожарное обеспечение полётов и объектов аэропорта «Абакан» и других организаций, находящихся на его территории, проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта «Абакан», организация пожарно-профилактической работы на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании и контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности в аэропорту «Абакан», проведение наземных поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта «Абакан».
В разделе 3 названного Положения обозначены функции СПАСОП, в числе которых: осуществление наземных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ при авиационных происшествиях и стихийных бедствиях в зоне ответственности во взаимодействии с подразделениями МЧС, МВД, МО, органами здравоохранения, предприятиями и организациями других министерств и ведомств; осуществление контроля за укомплектованностью и профессиональной подготовкой пожарно-спасательных расчетов.
Согласно штатному расписанию ОАО «Аэропорт Абакан» в штат СПАСОП включены начальник службы, его заместитель, (руководитель ведомственной пожарной охраны), инженер пожарной охраны, начальник пожарно-спасательной команды, начальник расчёта пожарной машины, пожарный, водители пожарного автомобиля.
Согласно протоколам территориальной ведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей гражданской авиации Красноярского управления государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № П-02/2008 от 14.01.2008 и № П-01/2009 от 19.03.2009 личный состав ВПО СПАСОП аттестован с присвоением квалификации «спасатель».
СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» имеет свидетельство № 004953 от 25.02.2009 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, действительное до 25.02.2012, к которым отнесены аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации.
ОАО «Аэропорт Абакан» имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта 30.07.2009, в соответствии с которым ОАО «Аэропорт Абакан» признано соответствующим требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что противопожарное обеспечение полётов заключается, в том числе, в осуществлении ОАО «Аэропорт» деятельности по профилактике, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, то есть подлежащей лицензированию деятельности по тушению пожаров.
В ходе судебного разбирательства представителями ОАО «Аэропорт Абакан» признано, что противопожарное обеспечение полётов и объектов инфраструктуры аэропорта производится обществом регулярно, но в ходе осуществления основной деятельности – аэропортовой, следовательно, носит вспомогательный характер по отношению к определенному сертификатом виду деятельности по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полётов и не имеет направленности на систематическое получение прибыли.
Федеральном законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» или Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625, не предусмотрено, что деятельность, подлежащая лицензированию, должна быть обязательно основной для лицензиата.
Деятельность по тушению пожаров представляет существенную социальную значимость. Тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
С учётом вышеизложенного и исходя из целей лицензирования, арбитражный суд полагает, что при осуществлении такой деятельности лицензирование является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации.
Сертификация не исключает лицензирование деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Таким образом, наличие у ОАО «Аэропорт Абакан» сертификата соответствия на противопожарное обеспечение полётов не освобождает общество от получения лицензии на тушение пожаров.
Вышеизложенное позволяет арбитражному суду сделать вывод о том, что деятельность по тушению пожаров возможна лишь при наличии лицензии на осуществление указанной деятельности безотносительно к тому, осуществляет ли лицо данную деятельность в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной.
О необходимости получения аэропортом лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров также свидетельствует ответ Сибирского Регионального центра МЧС России от 11.06.2010 на запрос Абаканского транспортного прокурора.
Арбитражный суд пришёл к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела документы подтверждают наличие в действиях ОАО «Аэропорт Абакан» события административного правонарушения.
То обстоятельство, что общество фактически не осуществляло непосредственное тушение пожаров в связи с их отсутствием, не свидетельствует о невозможности квалифицировать действия общества по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как уже указывалось выше, подлежащая лицензированию деятельность включает в себя не только действия по спасению людей, имущества и ликвидации пожаров, но и организацию и осуществление профилактики пожаров, а также организацию действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» под профилактикой пожаров понимается совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий; под организацией тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Функционирование в структуре ОАО «Аэропорт Абакан» Службы (СПАСОП), на которую в соответствии с положением об указанной службе возложены функции по организации пожарно-профилактической работы на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании и контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности в аэропорту «Абакан», свидетельствует об осуществлении ОАО «Аэропорт Абакан» деятельности, которая в силу пункта 38 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.
Об осуществлении СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» пожарно-профилактической работы также свидетельствует представленное прокурором предписание, выданное начальнику службы СиЭНС ОАО «Аэропорт Абакан» инженером СПАСОП ФИО4 21.09.2008, об устранении выявленных при проверке нарушений правил пожарной безопасности.
Вопрос о том, относится либо не относится подразделение СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» к ведомственной пожарной охране СПАСОП Федеральной авиационной службы России, не имеет существенного правового значения для рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с Положением о Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (СПАСОП) ОАО «Аэропорт Абакан» (раздел 4) структура указанного подразделения разработана в соответствии приказом ФАС России № 361 от 11.12.1998, которым утверждено Положение о ведомственной пожарной охране СПАСОП ФАС России.
Пунктом 3 приказа ФАС России № 361 от 11.12.1998 руководителям аэропортов и авиационных предприятий прямо предписано в решении вопросов по противопожарному обеспечению полетов и объектов аэропортов руководствоваться Положением о ВПО СПАСОП ФАС России.
Доводы общества о том, что деятельность ОАО «Аэропорт Абакан» по противопожарному обеспечению полётов не направлена на получение прибыли, в связи с чем не может быть признана предпринимательской, и её осуществление не образует состав административного правонарушения, признаны арбитражным судом несостоятельными.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия по осуществлению предпринимательской деятельности в отсутствие лицензии.
В соответствии со статьёй 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно уставу ОАО «Аэропорт» общество является коммерческой организацией, основной целью которого является получение прибыли (п.п. 1.1. и 7.1).
Общество не отрицает осуществление аэропортовой деятельности, направленной на получение прибыли.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.04.2009 № 76-т/3 утверждены для ОАО «Аэропорт Абакан» предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов, в соответствии с которым утвержден сбор за взлёт-посадку в размере 515 руб. за тону взлётной массы.
При формировании стоимостной основы и ставок аэропортового сбора за взлёт-посадку включены затраты по содержанию службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (СПАСОП): на оплату труда – 9 185 тыс. руб. (п.1.3. Формирования стоимостной основы) и за амортизацию комплекса аварийно-спасательного обеспечения – 186 тыс. руб. (п.3.5. Формирования стоимостной основы).
Как следует из актов формы «С» № 269 от 30.05.2010 и № 272 от 31.05.2010 общество фактически предъявляет к оплате аэропортовый сбор за взлёт-посадку.
Таким образом, формирование аэропортового сбора за взлёт-посадку с учётом расходов на содержание СПАСОП, свидетельствует о том, что деятельность указанного подразделения финансируется за счет доходов ОАО «Аэропорт Абакан» от аэропортовой деятельности, следовательно, осуществление возложенных на данное подразделение функций связано с предпринимательской деятельностью общества.
С учётом вышеизложенного ссылка общества на положения статьи 22 Федерального закона «О пожарной безопасности», устанавливающие, что тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не может быть принята во внимание арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При оценке обстоятельств дела арбитражный суд исходил из презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, основные принципы которой установлены в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем арбитражный суд полагает, что материалами дела доказана вина ОАО «Аэропорт Абакан» в совершении правонарушения.
Обществу было известно или должно было быть известно о необходимости получения лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров. Однако, оно не приняло всех зависящих от него мер по получению указанной лицензии, продолжая осуществлять аэропортовую деятельность.
Обстоятельств, препятствующих соблюдению ОАО «Аэропорт Абакан» требований законодательства о лицензировании, обществом не приведено и в ходе судебного разбирательства арбитражным судом не установлено.
С учётом вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения в форме неосторожности.
Частью 1 статьи 28.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право прокурора при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации возбуждать дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 той же статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьи 28.2. Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьёй 28.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Аэропорт Абакан» принято прокурором в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением порядка, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с положениями статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трёх месяцев со дня совершения или со дня обнаружения административного правонарушения (при длящемся правонарушении).
Поскольку аэропортовая деятельность представляет собой длительный непрерывный процесс, правонарушение в виде осуществления деятельности по тушению пожаров без лицензии носит длящийся характер, факт указанного правонарушения был установлен прокурором 07 мая 2010 года, следовательно, на момент принятия арбитражным судом настоящего решения срок давности привлечения общества к ответственности не истёк.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд полагает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание то, что обстоятельства, отягчающие ответственность общества, при рассмотрении дела не выявлены, арбитражный суд полагает возможным применить наказание в виде минимального размера штрафа в сумме сорока тысяч рублей без конфискации.
Руководствуясь статьями 169, 170, частью 2 статьи 176, статьей 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Заявление Абаканского транспортного прокурора удовлетворить. Привлечь открытое акционерное общество «Аэропорт Абакан», г.Абакан, к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
2. Взыскать с открытого акционерного общества «Аэропорт Абакан», зарегистрированного Регистрационной палатой администрации города Абакана 28 октября 1996 года (регистрационный номер 2996 ОГРН <***>), в бюджет города Абакана (получатель: УФК по Республике Хакасия (Прокуратура Республики Хакасия), расчетный счет: <***>, ИНН/КПП: 190 101017523/190101001, банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия Банка России г. Абакан, БИК 049 514001, ОКАТО 954 01 000 000, код бюджетной классификации – 415 116 900 00000000 140) административный штраф в сумме 40 000 (сорок тысяч) рублей.
3. Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
4. Выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) путем подачи апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск). Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.В. Гигель