ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1977/17 от 16.05.2017 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан                                                                                          

16 мая 2017 года                                                                                    Дело №А74-1977/2017

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.М. Зайцевой

рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению

публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 8 февраля 2017 года о назначении административного наказания по делу № 45-Т-16-АП об административном правонарушении,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, некоммерческого садоводческого товарищества «Сибиряк».

Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – общество, ПАО «МРСК Сибири») обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – антимонопольный орган, управление) от 08.02.2017 о назначении административного наказания по делу № 45-Т-16-АП об административном правонарушении.

Названным постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.

Общество не согласно с оспариваемым постановлением, указывая на то, что НСТ «Сибиряк» при обращении с заявлением о восстановлении и выдаче новых технических условий не выполнило требования подпунктов «а», «б» пункта 62, подпункта «а» пункта 61 Правил технологического присоединения (не представлены доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, не представлены правоустанавливающие документы; в заявлении отсутствовали наименование и место нахождения энергопринимающих устройств). Кроме этого общество указывало, что административным органом не обозначена норма права, относительно вменяемого обществу нарушения срока восстановления и выдачи новых технических условий. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие дату направления документов товариществом. На основании изложенного заявитель считает, что административным органом не доказаны вина общества, объективная сторона правонарушения, отсутствует состав административного правонарушения.

Определением арбитражного суда от 20.03.2017 заявление ПАО «МРСК Сибири» принято в порядке упрощённого производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено некоммерческое садоводческое товарищество «Сибиряк» (далее – товарищество, НСТ «Сибиряк»).

В установленный судом срок антимонопольный орган представил материалы административного дела и отзыв на заявление, в котором указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 руб. соответствует совершенному обществом правонарушению, является минимальным размером штрафа, установленного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

14.06.2016 от НСТ «Сибиряк» в адрес общества поступило заявление, подписанное и.о заместителя директора НСТ «Сибиряк» по реализации и развитию услуг, в котором товарищество просило восстановить в связи с утратой документы о технологическом присоединении к электрическим сетям, а именно: технические условия энергопринимающих устройств. В заявлении товарищество указало наименование и место нахождения энергопринимающих устройств: трансформаторная подстанция (ТП) - 400кВА, ЗРУ-10кВ, ЗРУ-0,4 кВэлектрооборудование дачного района; центр питания: ПС№31 110/10/6кВ «Сибирь», ЗРУ-10кВ, яч. №54.

К заявлению товарищество приложило копию постановления главы Администрации                 г. Черногорска от 18.09.1995 №1152, копию акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 19.09.2011.

28.06.2016 общество письмом № 17/203/6001-исх. сообщило товариществу о том, что в заявке отсутствует наименование и место нахождения энергопринимающих устройств согласно пункту 61 «а» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, также в приложенных документах к заявке отсутствуют правоустанавливающие документы, предусмотренные пунктом 62 «а». В связи с этим общество просило представить необходимый пакет документов.

27.07.2016 товарищество повторно обратилось с заявлением о восстановлении документов о технологическом присоединении, в котором указало, что в ранее поданном заявлении были обозначены отдельным абзацем наименование и место нахождения энергопринимающих устройств в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 19.09.2011. К заявлению была приложена копия постановления главы Администрации г. Черногорска от 18.09.1995 №1152, в соответствии с которым НСТ «Сибиряк» предоставлен в пользование земельный участок на котором расположены энергопринимающие устройства товарищества. На основании изложенного товарищество считало, что в выдаче технических условий отказано необоснованно и повторно просило выдать указанные документы.

05.08.2016 общество письмом № 17/203/7550-исх. сообщило товариществу, что по причине отсутствия дополнительной информации повторно направляет в адрес товарищества письмо от 28.06.2016 и просит представить план расположения (ситуационный план) электроустановок заявителя, а также устав и протокол общего собрания садоводов о назначении главы товарищества.

17.08.2016 товарищество обратилось в управление с жалобой (вх. №4455) в которой указало на неясность причин отказа в выдаче технических условий и отсутствие нормативного обоснования запроса обществом дополнительных документов в письме от 05.08.2016.

В ходе рассмотрения поступившего обращения письмом от 06.09.2016 № 05-6090/ЛС антимонопольный орган запросил у общества сведения и документы. В ответ на запрос общество письмом от 15.09.2016 № 17/297/9468-исх. представило в административный орган запрашиваемые документы и пояснения.

Письмом от 16.09.2016 № 05-6360ЛС антимонопольный орган сообщил товариществу о продлении срока рассмотрения заявления на два месяца.

Письмом от 10.10.2016 управление сообщило НСТ «Сибиряк» о возбуждении по результатам рассмотрения заявления административного производства в отношении ПАО «МРСК Сибири» по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

19.10.2016 НСТ «Сибиряк» представило в антимонопольный орган дополнительные документы.

24.10.2016 антимонопольный орган направил в адресПАО «МРСК Сибири» уведомление, о том, что 14.12.2016 в 09 час. 00 мин. состоится составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9.21 КоАП РФ. Указанное уведомление получено обществом 31.10.2016.  

27.10.2016 общество письмом от 26.10.2016 № 1-7/297/11365-исх. представило в антимонопольный орган дополнительные документы и пояснения.

14.12.2016 вр.и.о. руководителя управления в присутствии уполномоченного представителя общества составлен протокол №45-Т-16-АП по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением управления от 14.12.2016 рассмотрение дела №45-Т-16-АП об административном правонарушении назначено на 09 час. 00 мин. 08.02.2017.

Копии протокола и определения о назначении времени и места рассмотрения дела                 вручены уполномоченному представителю общества.

Постановлением антимонопольного органа от 08.02.2017 о назначении административного наказания по делу №45-Т-16-АП об административном правонарушении, вынесенным в присутствии уполномоченного представителя общества, действующего на основании доверенности, ПАО «МРСК Сибири» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100.000 руб. В постановлении отражено, что ПАО «МРСК Сибири» в нарушение пунктов 65 и 71 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861  (далее – Правила № 861), нарушило порядок и срок восстановления и выдачи новых технических условий.  

Не согласившись с указанным постановлением, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 АПК РФ.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется                        в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

С учётом положений части 1 статьи 28.3, статьи 23.48 КоАП РФ, пункта 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении», арбитражный суд пришёл                  к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен                              и оспариваемое постановление вынесено должностным лицом антимонопольного органа               в пределах предоставленных полномочий.

Содержание протокола, порядок и срок его составления соответствуют положениям статьи 28.2 КоАП РФ. Оспариваемое постановление отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Проверив процедуру привлечения общества к административной ответственности, арбитражный суд пришёл выводу о том, что данная процедура административным органом соблюдена, права лица, привлекаемого к административной ответственности, антимонопольным органом обеспечены. Данные обстоятельства общество не оспаривает.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективная сторона заключается в несоблюдении виновным лицом, установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Субъектом данного правонарушения выступают субъекты естественной монополии.

Основным видом деятельности общества, в том числе на территории Республики Хакасия, является оказание услуг по передаче электрической энергии.

Пунктом 1 приказа ФСТ России от 28.05.2008 № 179-э (под регистрационным №24.1.58) заявитель включён в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», в отношении него введено государственное регулирование и контроль.

Обществу вменено нарушение правил технологического присоединения в части нарушения порядка и срока восстановления и выдачи новых технических условий НСТ «Сибиряк».

Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права                       и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

Статьёй 3 названного Закона предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии; потребители электрической энергии – это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; услуги по передаче электрической энергии комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии,                   а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

Данные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединённой мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Разделом VIII Правил 861 установлен порядок и процедура восстановления и переоформления документов о технологическим присоединении.

 В соответствии с пунктом 57 Правил № 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).

Пунктами 60, 61 Правил № 861 предусмотрено, что в заявлении о переоформлении документов указываются следующие сведения:

а) реквизиты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов;

в) место нахождения лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов.

Лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии).

Пунктом 71 Правил № 861 предусмотрено, что при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных технических условий, если к заявлению о переоформлении документов приложены документы, указанные в подпунктах «г» или «е» пункта 62 Правил № 861, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации, сетевая организация осуществляет подготовку и выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, новых технических условий.

Сетевая организация подготавливает технические условия в соответствии с положениями, предусмотренными пункта 73 Правил №861. Срок восстановления и выдачи заявителю новых технических условий исчисляется со дня представления в сетевую организацию заявления о переоформлении документов и не может превышать 10 дней (в случае если технические условия подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, указанный срок не может превышать 25 дней).

Пунктами «г» и «е» пункта 62 Правил №861 предусмотрено предоставление: копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединённых энергопринимающих устройств (при наличии);  копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом «г» настоящего пункта.

Пунктом 65 Правил №861 установлено, что сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать представления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

В пункте 72 Правил №861 предусмотрены варианты действий сетевой организации при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий) при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами «в», «г», и «е» пункта 62 Правил №861.

На основании пункта 73 Правил технологического присоединения в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 Правил №861, сетевая организация подготавливает и выдаёт лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях, если технические условия в соответствии с названными Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах «г» или «е» пункта 62 Правил №861, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

Из содержания пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике следует, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Как усматривается из материалов дела, товарищество, относящееся к категории заявителей, указанных в пункте 59 Правил № 861, обратилось 14.06.2016 в общество с заявкой на восстановление технических условий в связи с утратой. Указанное заявление было подано в сетевую организацию в соответствии с положениями пункта 57, 59, 60, 61 Правил № 861, в заявлении была обозначена следующая информация: полное наименование юридического лица и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), дата внесения записи в ЕГРЮЛ, место нахождения юридического лица, почтовый адрес, ИНН, КПП, данные счетов, наименование и место нахождения энергопринимающих устройств. Одновременно товарищество представило копию постановления главы Администрации г. Черногорска от 18.09.1995 №1152, копию акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 19.09.2011. Заявление подписано председателем правления НСТ «Сибиряк»                   ФИО1. 

Кроме этого 27.07.2016 товарищество повторно представило в общество заявление о восстановлении технических условий с приложением документов.

По итогам рассмотрения заявлений от 14.06.2016 и от 27.07.2016 общество сообщило товариществу, что для восстановления документов о технологическом присоединении необходимо представить информацию о наименовании и месте нахождения энергопринимающих устройств, а также представить правоустанавливающие документы, в соответствии с  пунктами 61, 62 Правил № 861 (письма от 28.06.2016, от 05.08.2016).

Арбитражным судом установлено, что СНТ «Сибиряк» при подаче в общество заявлений от 14.06.2016 и от 27.07.2016 были выполнены положения пунктов 60, 61, 62 Правил № 861, доводы заявителя об обратном, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Между тем общество не представило доказательств, свидетельствующих о совершении с момента получения заявлений товарищества от 14.06.2016 и от 27.07.2016 действий, предусмотренных пунктом 71 Правил № 861, в целях выдачи новых технических условий.

Как усматривается из материалов дела, после получения вышеуказанных заявлений общество не выдало СНТ «Сибиряк» в предусмотренный пунктом 73 Правил № 861 срок новые технические условия, а письмом от 05.08.2016 в нарушение пункта 65 Правил № 861 запросило дополнительные документы.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришёл к выводу о доказанности управлением нарушения обществом порядка и срока восстановления и выдачи НСТ «Сибиряк» новых технических условий. 

Таким образом, в действиях общества установлены и доказаны признаки объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина                   в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном упомянутым Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу  частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил по причинам, не зависящим от юридического лица.

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется                     на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В пункте 16.1 упомянутого постановления Пленума ВАС РФ разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц статья 2.2 КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ (формы вины), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

С учётом предусмотренных статьёй 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Материалами дела не подтверждён факт отсутствия у общества возможности для соблюдения требований действующего законодательства.

Арбитражный суд пришёл к выводу, что в рассматриваемом случае вина общества состоит в том, что оно имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако не предприняло всех зависящих мер по выполнению мероприятий по восстановлению технических условий и их выдаче в установленный срок.

Обстоятельств, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства, административным органом и арбитражным судом не установлено. Доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом не представлено. Следовательно, вина общества подтверждена материалами дела.

Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждаются материалами дела, суд приходит к выводу о наличии                         в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения.

Учитывая изложенное, арбитражный суд отклоняет доводы заявителя об отсутствии вины общества и состава административного правонарушения.

С учётом изложенного, оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 71, 162 и 168 АПК РФ, суд пришёл                к выводу о том, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина общества в его совершении управлением доказаны.

Отягчающих, смягчающих либо исключающих привлечение к ответственности обстоятельств административным органом и судом не установлено, об их наличии обществом не заявлено.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности арбитражным судом не установлено. 

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истёк.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом не установлены. Обществом данные обстоятельства не обозначены, какие-либо доказательства не представлены. Из доказательств, имеющихся в материалах дела, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваются.

Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.

Сведения, позволяющие суду отнести заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалах дела отсутствуют, в Единый реестр субъектов малого                       и среднего предпринимательства, размещённый на официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы, общество не включено.

Размер административного штрафа определён управлением в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела.

Исключительных обстоятельств, являющихся основанием для назначения обществу наказания в виде административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального, управлением и судом не установлено.

Доказательства в обоснование ограничения финансовых возможностей общества                       в результате назначения административного штрафа в размере 100 000 руб., заявителем не представлены.

В целях установления наличия исключительных и смягчающих ответственность обстоятельств арбитражный суд в определении от 20.03.2017 предлагал заявителю представить соответствующие письменные пояснения и документы, однако такие пояснения и доказательства заявителем в материалы дела не представлены.

С учётом изложенного, арбитражный суд полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в силу части 3 статьи 211 АПК РФ в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности согласно части 4 статьи 208 АПК РФ государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 8 февраля 2017 года о назначении административного наказания по делу № 45-Т-16-АП об административном правонарушении.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы в течение пятнадцати дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                             Н.М. Зайцева