ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1986/07 от 21.11.2007 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Дело №А74-1986/2007

28 ноября 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2007 г.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Гигель Н.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Саяногорск.

к Администрации города Саяногорска, г.Саяногорск,

о признании недействительным постановления Главы администрации муниципального образования город Саяногорск от 23 июля 2007 года № 1118.

В судебном заседании принимали участие:

представитель заявителя – ФИО2 (доверенность от 10.08.2007 г.),

представитель Администрации города Саяногорска – ФИО3 (доверенность от 13.04.2007 г. № 39).

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд к Администрации города Саяногорска с заявлением о признании недействительным постановления Главы администрации город Саяногорск от 23 июля 2007 года № 1118.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, полагает, что оспариваемое постановление не соответствует пункту 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 1 и 2, пункту 5 статьи 9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования город Саяногорск, утвержденного решением Саяногорского городского Совета депутатов № 140 от 21.12.2005 г., пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Предприниматель просит устранить нарушение его прав путем обязания Администрации города Саяногорска принять решение об изменении разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства с мини-рынка «Кантегир» на торговый дом «Кантегир».

Администрация города Саяногорска в отзыве на заявление, поддержанном представителем в судебном заседании, требования не признала, полагает, что оспариваемое постановление принято с соблюдением указанных заявителем правовых норм, в интересах населения города Саяногорска.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 01 июля 2005 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (основной государственный регистрационный номер записи 305190218200010).

ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1 850 кв.м по адресу: <...>., а также расположенного на нём двухэтажного нежилого здания площадью 1 564 кв.м. – мини-рынка «Кантегир», что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права от 05.07.2005 г. и от 24.10.2005 г.

06 апреля 2007 года предприниматель ФИО1 обратилась в Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости Администрации города Саяногорска с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства с мини-рынка «Кантегир» на торговый дом «Кантегир».

05 июня 2007 г. постановлением Главы муниципального образования город Саяногорск были назначены публичные слушания по вопросу изменения разрешенного использования указанного земельного участка и объекта капитального строительства.

06 июля 2007 г. Администрацией города Саяногорска были проведены публичные слушания, по результатам которых рабочей группой составлено заключение от 17 июля 2007 г. об отказе ФИО1 в изменении разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства в связи с тем, что согласно архитектурным, градостроительным и строительным нормам и правилам, проекту застройки микрорайона данное место было определено под строительство рынка для обеспечения потребности в рыночных торговых местах, а также для обеспечения жителей прилегающих микрорайонов товарами сельскохозяйственной, садово-огороднической и другими видами продукции; земельный участок предоставлялся непосредственно для организации розничного рынка и объект был предъявлен к приемке в эксплуатацию как мини-рынок, соответствует понятию розничного рынка на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Главе администрации г.Саяногорска рабочей группой даны рекомендации об отказе в удовлетворении заявления ФИО1.

23 июля 2007 года Главой администрации города Саяногорска принято постановление № 1118 об отказе ФИО1 в изменении разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства.

Предприниматель, не согласившись с указанным постановлением, оспаривает его, ссылаясь на нарушение пункта 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 1 и 2, пункта 5 статьи 9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования город Саяногорск, утвержденного решением Саяногорского городского Совета депутатов № 140 от 21.12.2005 г., пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменении в Трудовой кодекс Российской Федерации», статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8 и 35 Конституции Российской Федерации. Так, предприниматель полагает, что Администрацией города Саяногорска необоснованно не было учтено мнение граждан, проживающих в данной территориальной зоне и принявших участие в публичных слушаниях и выступающих за изменение разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства. Приведенные Администрацией города Саяногорска доводы об имеющейся потребности населения муниципального образования в дополнительных рыночных торговых площадях предприниматель считает несостоятельными. По мнению предпринимателя ФИО1, постановление нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право на свободное осуществление предпринимательской деятельности, поскольку отказ в изменении разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства и положения Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменении в Трудовой кодекс Российской Федерации» вынуждают её изменить форму осуществления предпринимательской деятельности, в целях организации работы рынка учредить юридическое лицо – управляющую компанию.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд пришел к выводу, что требования предпринимателя не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий.

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесённые в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.

В соответствии с пунктами 2 и 6 статьи 30 и статьёй 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до принятия правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешённого использования на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учётом результатов публичных слушаний.

Статьёй 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность проведения публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования.

Согласно пункту 4 названной статьи порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Из пояснений представителей сторон установлено, что правила землепользования и застройки в городе Саяногорске в установленном порядке не утверждены.

С учётом данного обстоятельства арбитражный суд пришёл к выводу о наличии у Администрации города Саяногорска полномочий на принятие решения об изменении одного вида разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой с учётом результатов публичных слушаний.

В соответствии со статьёй 1 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования город Саяногорск», утвержденного решением Саяногорского городского Совета депутатов № 140 от 21.12.2005 г., публичные слушания являются формой участия жителей муниципального образования город Саяногорск в осуществлении местного самоуправления. Публичные слушания организуются и проводятся с целью выявления мнения населения по существу выносимых на публичные слушания вопросов и обсуждения проектов нормативных правовых актов. Публичные слушания имеют своей целью изучение общественного мнения, обобщения и изучение предложений жителей муниципального образования город Саяногорск.

Статьёй 2 указанного Положения определено, что основным принципом организации и проведения публичных слушаний является учёт мнения жителей муниципального образования город Саяногорск. Каждый житель муниципального образования город Саяногорск вправе высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, представлять материалы для обоснования своего мнения, представлять письменные предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний. Проведение публичных слушаний осуществляется гласно. Каждый житель муниципального образования город Саяногорск вправе знать о дне, времени, месте проведения публичных слушаний, о вопросах, выносимых на публичные слушания. Участие в публичных слушаниях осуществляется добровольно. Никто не вправе принуждать жителей муниципального образования город Саяногорск к участию либо отказу от участия в публичных слушаниях.

Пунктом 5 статьи 2 Положения предусмотрено, что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.

Как следует из протокола проведения публичных слушаний от 06 июля 2007 года, против изменения разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, принадлежащих ФИО1, на публичных слушаниях выступили главный архитектор города Саяногорска ФИО4, заместитель главы муниципального образования г.Саяногорск ФИО5, за положительное решение этого вопроса выступили – граждане ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, которые отметили, что фактически «Кантегир» является магазином, обеспечивающим население 7-го и 9-го микрорайонов продуктами по приемлемым ценам, в связи с чем необходимо его переименовать с мини-рынка на торговый дом.

Учитывая данное обстоятельство, заявитель полагает, что Администрация города Саяногорска приняла оспариваемое постановление в нарушение положений подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», статьи 2 и пункта 5 статьи 9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования город Саяногорск», утвержденного решением Саяногорского городского Совета депутатов № 140 от 21.12.2005 г.

Арбитражный суд считает данный довод заявителя несостоятельным.

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих орган местного самоуправления принимать решения по вынесенным на публичные слушания вопросам в строгом соответствии с мнением граждан, выступивших в ходе публичных слушаний.

Как следует из пункта 5 статьи 2 и пункта 5 статьи 9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования город Саяногорск», утвержденного решением Саяногорского городского Совета депутатов № 140 от 21.12.2005 г., результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и лишь принимаются во внимание при принятии органами местного самоуправления муниципальных правовых актов по вопросам, которые были предметом обсуждения на публичных слушаниях.

Действительно, оспариваемое постановление и заключения рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний не содержат оснований, по которым не было принято во внимание мнение граждан, выступивших на публичных слушаниях в пользу изменения разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства.

Вместе с тем данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности постановления главы администрации города Саяногорска.

В силу положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением, в том числе и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно пунктам 15, 26 и 33 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, а также создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого предпринимательства.

По смыслу вышеназванных норм решение органами местного самоуправления перечисленных в статье 16 Федерального закона вопросов осуществляется исходя из интересов всего населения муниципального образования.

Арбитражным судом отклонены доводы заявителя о том, что администрация при принятии решения была обязана учитывать мнение исключительно тех граждан, которые проживают в территориальной зоне расположения мини-рынка «Кантегир», поскольку вопрос об организации работы розничного рынка носит комплексный характер и, как указывалось выше, связан не только с созданием условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли, но и с созданием условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействием развитию малого предпринимательства. Следовательно, указанные вопросы должны решаться с учётом интересов всех жителей муниципального образования.

В силу положений статьи 3 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекса Российской Федерации» розничный рынок представляет собой имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

Таким образом, рыночная торговля представляет собой особую форму розничной торговли (отличную от торговли через магазины, торговые дома и т.п.), предполагающую свободное определение цен на товары непосредственно при осуществлении продажи.

Согласно справке главного архитектора города Саяногорска от 05.11.2007 г. исх. № 1059 общая торговая площадь рынков в г.Саяногорске (муниципального рынка и минирынка «Кантегир») составляет 1 633, 7 кв.м, что соответствует рекомендациям СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (приложение № 7).

Из выступления в ходе публичных слушаний заместителя главы администрации города Саяногорска ФИО5 (протокол проведения публичных слушаний от 06.07.2007 г.) следует, что муниципальный рынок по ул. Ярыгина не обеспечивает потребности населения города в мясной, молочной и иной сельскохозяйственной продукции, а лица. имеющие подсобные, фермерские хозяйства, садово-огородные участки, не могут в полной мере реализовать излишки выращенной продукции, что способствует неорганизованной, стихийной торговле.

Из имеющихся в материалах дела документов – решения исполнительного комитета Саяногорского городского Совета депутатов от 01.07.1992 № 383 «О выделении товариществу с ограниченной ответственностью «Майдан ЛТД» территории в черте города», государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй № РХ-03-000070, выданного ТОО «Майдан ЛТД», заявления директора ООО «Майдан ЛТД» ФИО13 от 24.11.2003 г. о согласовании выкупа земельного участка в собственность, постановления Главы администрации города Саяногорска от 12.02.2004 г. № 177 «О внесении изменений в решение исполнительного комитета Саяногорского городского Совета депутатов № 383 от 01.07.1992 г.», договора купли-продажи земельного участка от 29.03.2004 г. № 27/04, акта приёма-передачи земельного участка от 30.03.2004 г., распоряжения Комитета по управлению имуществом города Саяногорска от 24.03.2004 г. № 330 «О предоставлении земельного участка в собственность» и постановления Главы администрации города Саяногорска от 30.09.2005 г. № 1738 «Об утверждении акта приёмки» следует, что спорный земельный участок изначально выделялся для строительства капитального рынка и организации микрорынка, был передан в собственность ООО «Майдан» с условием его использования в данном качестве, возведенное на земельном участке здание принято в эксплуатацию как мини-рынок.

В материалы дела ответчиком представлены документы, свидетельствующие о необходимости с учётом интересов населения муниципального образования город Саяногорск использования указанного земельного участка и расположенного на нём строения в качестве розничного рынка.

Так, из заявлений граждан, проживающих в городе Саяногорске и пригороде, поступивших в администрацию города Саяногорска 18.04.2005 г. и 21.12.2006 г., а также заявления указанных граждан, переданного на рассмотрение из Правительства Республики Хакасия 28.03.2007 г., следует, что население города Саяногорска и близлежащих населенных пунктов, а также предприниматели города испытывают потребность в торговых местах для продажи населению излишков сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебных участках, и иных товаров.

Убедительных доказательств обратного заявителем не представлено.

То обстоятельство, что некоторые граждане, проживающие на территории микрорайонов, расположенных вблизи мини-рынка «Кантегир», высказались за удовлетворение заявления ФИО1, не свидетельствует об отсутствии иного мнения у населения города Саяногорска.

С учётом вышеизложенного арбитражный суд полагает состоятельными доводы администрации города Саяногорска о необходимости сохранения мини- рынка «Кантегир» и об отсутствии оснований и возможности для изменения разрешённого использования земельного участка и объекта капительного строительства по заявлению ФИО1

Арбитражный суд считает также несостоятельными доводы заявителя о нарушении отказом администрации города Саяногорска её прав и законных интересов в связи с возникновением необходимости в целях приведения в соответствие с требованиями Федерального закона «О розничных ранках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» изменения формы осуществления предпринимательской деятельности (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности и учреждение юридического лица).

Действительно, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона ««О розничных ранках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» рынок может быть организован зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическим лицом, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

При этом пунктом 1 статьи 24 названного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 02.06.2007 № 86-ФЗ) предусмотрено, что организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 августа 2007 года.

Организация работы мини-рынка «Кантегир» в городе Саяногорске в настоящий момент не соответствует требованиям пункта 3 статьи 4 Федерального закона ««О розничных ранках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», поскольку рынок находится в собственности индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления обязанности принять решение об изменении разрешённого использования земельного участка и расположенного на нём здания.

Не могут быть приняты во внимание и доводы заявителя о нецелесообразности сохранения прежнего назначения земельного участка и строения в связи с тем, что порядок организации продажи товаров на рынке «Кантегир» более соответствует порядку розничной торговли в магазинах, чем рыночной торговле.

По своему смыслу положения Федерального закона «О розничных ранках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» направлены на обеспечение надлежащей работы розничных рынков на территории Российской Федерации и не могут быть истолкованы как позволяющие преобразовывать действующие рынки в иные объекты розничной торговли.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 данного закона рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

Реализация положений Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» о приведении розничных рынков в соответствие с требованиями данного Федерального закона не является нарушением гарантированного Конституцией Российской Федерации права на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

Таким образом, арбитражным судом не установлено несоответствие оспариваемогонистрации горолд Саяногорск горск горск постановления нормам статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», статьям 1, 2, пункта 5 статьи 9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования город Саяногорск.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании оспариваемого постановления недействительным не подлежат удовлетворению.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу составляет 100 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя. При подаче заявления государственная пошлина была полностью уплачена предпринимателем по квитанции Саяногорского ОСБ № 8147 от 13.08.2007 г., в связи с чем её взыскание не производится.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, частью 2 статьи 176, статьями 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Саяногорск, в удовлетворении требования о признании недействительным постановления Главы муниципального образования город Саяногорск от 23 июля 2007 года № 1118, в связи с несоответствием положениям статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 217-ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», статей 1 и 2 Положения о порядке организации и проведении публичных слушаний на территории муниципального образования город Саяногорск, утвержденного решением Саяногорского городского Совета депутатов № 140 от 21.12.2005.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г.Иркутск). Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Н.В. Гигель