ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2041/10 от 09.06.2010 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

16 июня 2010 года Дело № А74-2041/2010

Резолютивная часть решения объявлена 9 июня 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 16 июня 2010 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Хабибулиной Ю.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Хабибулиной Ю.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

прокурора города Абакана, г. Абакан,

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1,

г. Абакан,

к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения заявителя и ответчика, арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.

В судебном заседании принимали участие:

от заявителя: помощник прокурора города Абакана Тарасова А.В. (служебное удостоверением ТО № 091839);

индивидуальный предприниматель ФИО1 (паспорт).

Прокурор города Абакана (далее – прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В судебном заседании представитель прокурора поддержал заявленные требования со ссылкой на обстоятельства, изложенные в заявлении, и документы, представленные в материалы дела. За нарушение положений части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просил суд привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебном заседании признала заявленные требования в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, 7 июля 2008 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (свидетельство серии 19 № 000732307).

Индивидуальный предприниматель ФИО1 имеет лицензию от 11.03.2010. № ЛО-19-02-0000-87 на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств) сроком действия до 11.03.2015.

6 мая 2010 года Прокуратурой города Абакана совместно со специалистами Министерства здравоохранения Республики Хакасия, Министерства финансов Республики Хакасия проведена проверка исполнения законодательства в сфере закупки и оборота лекарственных средств, изделий медицинского назначения в аптечном пункте индивидуального предпринимателя ФИО1, расположенном по адресу: <...>.

По результатам проверки установлены следующие нарушения:

- лекарственные препараты списка «Б»: «сумамокс», «амоксициллин», «абактал», «нистатин» хранились в шкафу, который не оборудован замком;

- в холодильнике при температуре +6 °С хранился «линимент бальзамический», который должен храниться при температуре от +12°С до +15 °С.

- на полках аптеки при температуре +20 °С хранился бальзам «головит», который должен храниться при температуре до + 12 °С, в защищенном от света месте, сироп «алтея» (температура хранения от +12°С до +15 °С).

По результатам проведённой проверки составлен акт от 6 мая 2010 года. Копия акта проверки вручена администратору ФИО2 в день его составления.

18 мая 2010 года прокурором города Абакана принято постановление о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление деятельности с грубым нарушением условий лицензирования.

Предприниматель ФИО1 при возбуждении дела об административном правонарушении представила письменные объяснения, согласно которым для хранения лекарственных средств списка «Б» приобретены два шкафа, закрывающихся на замок, на одном из которых по ошибке изготовителя замок отсутствовал. В настоящее время замок врезан. Термо-слабительные средства хранятся в холодильнике. Температура отрегулирована. Нарушения в части хранения сиропа «алтея» устранены.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 присутствовала при возбуждении дела об административном правонарушении, копия постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении вручена предпринимателю 18 мая 2010 года, о чем свидетельствует её подпись в документе.

19 мая 2010 года прокурор города Абакана обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами § 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

По результатам проверки полномочий лица, составившего постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 18 мая 2010 года, арбитражный суд установил следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. С учётом изложенного арбитражный суд считает, что прокурор при возбуждении дела об административном правонарушении действовал в рамках предоставленных ему полномочий.

По вопросу о наличии оснований для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объективная сторона правонарушения, установленного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Статьёй 2 названного закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006. № 416, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах», правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

В пункте 5 Положения указано, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Согласно пункту 5.6 Отраслевого стандарта Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, к хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков «А» и «Б» предъявляются особые требования, в частности лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к спискам «А» и «Б» (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список «А») и в деревянных шкафах под замком (список «Б»).

Как следует из материалов дела (акта проверки от 06.05.2010., постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.05.2010, объяснительной от 18.05.2010.) в аптеке индивидуального предпринимателя ФИО1 лекарственные препараты списка «Б»: «сумамокс», «амоксициллин», «абактал», «нистатин» хранятся в шкафу, который не оборудован замком.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996. № 377 утверждена Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 4 Инструкции все лекарственные средства, в зависимости от физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды, делят на:

- требующие защиты от света,

- требующие защиты от воздействия влаги,

- требующие защиты от улетучивания и высыхания,

- требующие защиты от воздействия повышенной температуры,

- требующие защиты от пониженной температуры,

- требующие защиты от воздействия газов, содержащихся в окружающей среде,

- пахучие, красящие и отдельная группа лекарственных средств - дезинфицирующие средства.

Материалами дела (актом проверки от 06.05.2010, постановлением от 18 мая 2010 года о возбуждении дела об административном правонарушении) подтверждается, что на момент проверки в холодильнике в аптечном пункте индивидуального предпринимателя ФИО1, расположенном по адресу: <...> при температуре + 6 °С хранился «линимент бальзамический», который в соответствии с указанной выше Инструкцией должен храниться при температуре от +12°С до +15 °С.

В помещении аптеки на полках при температуре + 20 °С хранился бальзам «головит», который должен храниться при температуре до +12 °С в защищенном от света месте, сироп «алтея» (температура хранения от +12 °С до +15 °С).

В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.05.2010. предпринимателю ФИО1 вменяется нарушение требований подпункта 5.6 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 04.03.2003. № 80, а также пункта 4 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996. № 377.

С учётом приведенных правовых норм и фактических обстоятельств арбитражный суд полагает, что наличие события административного правонарушения в действиях (бездействии) предпринимателя ФИО1 доказано прокурором.

Арбитражный суд учитывает, что в судебном заседании предприниматель ФИО1 признала предъявленное ей правонарушение.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что фармацевтическая деятельность осуществлялась предпринимателем ФИО1 с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 2.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В части 2 названной статьи законодатель обозначил признаки вины в форме неосторожности, при которой лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Установленный статьёй 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истёк.

Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 18.05.2010. составлено с соблюдением положений статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вручено предпринимателю ФИО1 18.05.2010., что подтверждается подписью предпринимателя в документе.

Санкцией части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Арбитражный суд считает вину индивидуального предпринимателя ФИО1 в совершении правонарушения установленной, поскольку судом не выявлено обстоятельств, препятствующих выполнению индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований действующих нормативных актов.

Арбитражный суд усматривает вину предпринимателя ФИО1 в совершении указанного правонарушения в форме неосторожности, при которой предприниматель, осуществляя фармацевтическую деятельность, не предвидела возможности наступления вредных последствий несоблюдения законодательства в сфере оборота лекарственных средств,   хотя должна была и могла их предвидеть.

Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод, что у арбитражного суда имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку состав спорного правонарушения доказан заявителем.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что факт наличия отягчающих ответственность обстоятельств не выявлен, учитывая, что предпринимателем ФИО1 предприняты все меры для устранения выявленных нарушений, арбитражный суд полагает возможным применить наказание в виде минимального размера штрафа в размере 4000 рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 202, 206, 319 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Удовлетворить заявление прокурора города Абакана о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности.

2. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, город Абакан, штраф в размере четырех тысяч рублей.

Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам:

получатель – УФК по Республике Хакасия (Прокуратура Республики Хакасия)

номер счета получателя платежа: 4151169001000040

ИНН – <***>

КПП – 190101001

Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия Банка России, город Абакан

БИК банка получателя: 049514001

наименование платежа: административный штраф, дело № А74-2041/2010.

4. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

5. В случае неуплаты штрафа в установленный срок выдать исполнительный лист на взыскание штрафа.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья

Ю.В. Хабибулина