Арбитражный суд Республики Хакасия
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Абакан
22 декабря 2008 г. Дело № А74-2073/2008
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2008 г.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Кузнецовой Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия «Абаканские тепловые сети», г.Абакан,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия, г.Абакан,
о признании незаконным в части решения от 30 апреля 2008 года № 10 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, г.Абакан,
о признании незаконным решения от 28 мая 2008 г. № 448 о рассмотрении апелляционной жалобы муниципального предприятия «Абаканские тепловые сети» на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 30 апреля 2008 года № 10.
В судебном заседании принимали участие:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.10.2008;
ФИО2 по доверенности от 01.12.2006;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия –
ФИО3 по доверенности от 01.09.2008;
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия –
ФИО4 по доверенности от 06.11.2008.
Муниципальное предприятие «Абаканские тепловые сети» (далее – МП «Абаканские тепловые сети») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 30 апреля 2008 года № 10 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 28 мая 2008 г. № 448 о рассмотрении апелляционной жалобы Муниципального предприятия «Абаканские тепловые сети» на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 30 апреля 2008 года № 10.
В ходе судебного разбирательства по делу представители заявителя уточнили требования, оспаривают решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 30 апреля 2008 года № 10 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления единого социального налога в сумме 29 303 руб. 68 коп., начисления пени по единому социальному налогу в сумме 3 666 руб. 30 коп., в том числе: в федеральный бюджет - в сумме 3 009 руб. 62 коп., Федеральный фонд социального страхования – в сумме 207 руб. 40 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – в сумме 164 руб. 20 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – в сумме 285 руб. 70 коп., привлечения к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 5 860 руб. 74 коп.; решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 28 мя 2008 г. № 448 о рассмотрении апелляционной жалобы Муниципального предприятия «Абаканские тепловые сети» на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 30 апреля 2008 года № 10.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее – налоговая инспекция) и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – Управление ФНС) в отзывах на заявление, поддержанных представителями в судебном заседании, требования не признали.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
МП «Абаканские тепловые сети» зарегистрировано Абаканской регистрационной палатой 11 июня 1992 г. (регистрационный № 2169, ОГРН <***>) и состоит на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия.
Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка МП «Абаканские тепловые сети» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года.
По итогам проверки составлен акт выездной налоговой № 10 от 02 апреля 2008 года, в котором отражены выявленные нарушения налогового законодательства, в том числе неполная уплата единого социального налога в связи с невключением в состав налоговой базы по данному налогу премий, выплаченных руководителю ФИО5, в общей сумме 152 320 руб., в том числе: в 2005 году - за 3 квартал 2005 г. в сумме 17 920 руб., в 2006 году - за 4 квартал 2005 г. в сумме 33 600, за 1 квартал 2006 г. – в сумме 33 600 руб., за 2 квартал 2006 г. – в сумме 33 600 руб., за 3 квартал 2006 г. – в сумме 33 600 руб.
02 апреля 2008 г. экземпляр акта выездной налоговой проверки с приложениями был получен руководителем МП «Абаканские тепловые сети».
Уведомлением от 11 апреля 2008 г. МП «Абаканские тепловые сети» было приглашено в налоговую инспекцию на 24 апреля 2008 г. для рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и поступивших 09 апреля 2008 г. разногласий налогоплательщика
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника налоговой инспекции принято решение № 10 от 30 апреля 2008 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым МП «Абаканские тепловые сети» в связи с выявленным вышеизложенным нарушением доначислен единый социальный налог (далее - ЕСН) в сумме 29 303 руб. 68 коп., начислена пени по единому социальному налогу в сумме 3 666 руб. 30 коп., в том числе: в федеральный бюджет - в сумме 3 009 руб. 62 коп., Федеральный фонд социального страхования – в сумме 207 руб. 40 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – в сумме 164 руб. 20 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – в сумме 285 руб. 70 коп.
Кроме того, указанным решением МП «Абаканские тепловые сети» было привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату ЕСН в виде штрафа в сумме 5 860 руб. 74 коп.
МП «Абаканские тепловые сети» обжаловало решение налоговой инспекции в апелляционном порядке в Управление ФНС по Республике Хакасия; в результате рассмотрения апелляционной жалобы Управлением ФНС принято решение № 48 от 28 мая 2008 года, в соответствии с которым решение налоговой инспекции в обжалованной части оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения, решение налоговой инспекции утверждено.
Оспаривая решение налоговой инспекции и решение Управления ФНС, МП «Абаканские тепловые сети» указывает на несоответствие их положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 236, пункта 1 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
МП «Абаканские тепловые сети» обращает внимание на то, что выплата ежеквартальных премий руководителю производилась за счёт средств фонда потребления, то есть за счёт средств, остающихся в распоряжении предприятия после налогообложения прибыли.
Возражения налоговой инспекции и Управления ФНС сводятся к тому, что выплаты вознаграждения руководителю предприятия связаны с результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в связи с чем подлежат включению в налоговую базу по ЕСН независимо от того, за счёт каких средств такие выплаты осуществлены.
Оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, признаются налогоплательщиками ЕСН.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения ЕСН для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам.
Вместе с тем при определении объекта налогообложения по ЕСН нормы пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации применяются с учётом положений пункта 3 указанной статьи.
Пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вышеуказанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчётном периоде.
Согласно положениям статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения (пункт 1), в виде премий, выплачиваемых работникам за счёт средств специального назначения или целевых поступлений (пункт 22).
Как следует из обстоятельств дела, начисление и выплата премий руководителю МП «Абаканские тепловые сети» производились на основании Положения «О поощрении и вознаграждении руководителей муниципальных предприятий ЖКХ, работающих по трудовому договору», утвержденного постановлением мэра города Абакана от 2 февраля 2004 г. № 176 (в редакции постановления от 22.04.3005 № 697).
В разделе II Положения предусмотрено, что размер ежеквартального вознаграждения руководителям муниципальных предприятий ЖКХ за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия по итогам работы за квартал определяется решением балансовой комиссии Администрации г.Абакана.
Согласно пунктам 2.1, 2.4. Положения основанием для начисления вознаграждения являются положительные тенденции в работе предприятия, выявленные в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявленные в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия за премируемый период. При определении размера вознаграждения учитываются личные заслуги руководителя предприятия, показатели развития производственно-технической базы предприятия, уровень исполнения обязательств по основной и дополнительной деятельности предприятия.
Пунктом 2.5. Положения установлено, что руководителям муниципальных предприятий, не получающим дотаций из городского бюджета, предусмотрено вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности за счёт и в пределах прибыли, полученной за расчётный период (приложение № 2 к Положению).
Согласно приложению № 2 к положению в перечне муниципальных предприятий ЖКХ г.Абакана, указано МП «Абаканские тепловые сети».
Согласно распоряжению № 345р от 06 июля 2004 г. ФИО5 назначен директором МП «Абаканские тепловые сети», с ним заключен соответствующий трудовой договор от 06 июля 2004 г.
Непосредственным основанием для выплаты премий руководителю МП «Абаканские тепловые сети» явились распоряжения мэра города Абакана:
№ 562р от 12.05.2005 «О премировании руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы в III квартале 2005 года»,
№ 170р от 17.04.2006 «О премировании руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы в IV квартале 2005 года»,
№ 255р от 31.05.2006 «О премировании руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы в I квартале 2006 года»,
№ 467р от 25.09.2006 «О премировании руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы во II квартале 2006 года»,
№ 606р от 07.12.2006 «О премировании руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы в III квартале 2006 года».
Из пояснений представителей заявителя и налоговых органов следует, что МП «Абаканские тепловые сети» не включало произведенные выплаты в расходы в целях налогообложения прибыли.
Как следует из акта выездной налоговой проверки (стр.10) и решения № 10 от 30 апреля 2008 г. (стр.7), выплата премий руководителю производилась за счёт средств фонда потребления. Данное обстоятельство подтверждается также анализом счёта 84.3 МП «Абаканские тепловые сети».
Согласно уставу МП «Абаканские тепловые сети» фонд потребления самостоятельно формируется предприятием по итогам года за счёт остающейся в его распоряжении чистой прибыли (40%), то есть прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Согласно пункту 5.6. устава средства, зачисленные предприятием в фонд потребления, используются в установленном порядке, в том числе на материальное стимулирование сотрудников предприятия.
Из представленных МП «Абаканские тепловые сети» в материалы дела бухгалтерских балансов на 01 апреля 2005 г., на 01 октября 2005 г., на 01 января 2006 г., на 31 марта 2006 г., на 30 июня 2006 г, на 30 сентября 2006 г., на 31 декабря 2006 г., оборотно-сальдовых ведомостей за 2004 г., за 2005 г. и за 2006 г. усматривается, что у предприятия имелась чистая прибыль и остатки фонда потребления, достаточные для выплаты вознаграждения руководителю предприятия.
Анализ содержания норм пункта 3 статьи 236 и пункта 1 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации в совокупности позволяет сделать вывод о том, что выплаты в виде вознаграждения, производимые за счёт прибыли после налогообложения, не признаются объектом налогообложения ЕНС и не включаются в налоговую базу.
Данный вывод подтверждается судебной практикой по аналогичным спорам, в том числе: постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20 марта 2007 года № 13342/06, от 03 июля 2007 № 1441/07).
Арбитражным судом признан несостоятельным довод налоговых органов о необходимости применения к рассматриваемой ситуации положений статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3 и 25), в соответствии с которой к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты и начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, а также иные виды расходов, произведенных в пользу работников, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Положения статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно истолковываются налоговыми органами как исключающие возможность осуществления перечисленных в ней выплат за счёт чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после налогообложения.
В случае использования в качестве источника выплаты вознаграждения (в том числе, связанного с трудовыми результатами) прибыли после налогообложения подлежит применению специальная норма пункта 1 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не может быть принят во внимание и довод налоговых органов о неправомерном использовании МП «Абаканские тепловые сети» в качестве источника выплаты премий руководителю фонда потребления.
Целевое назначение фонда потребления, обозначенное в уставе МП «Абаканские тепловые сети», полностью соответствует характеру выплат, произведенных руководителю предприятия ФИО5, поскольку указанные выплаты (премии) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением мэра г.Абакана от 02 февраля 2004 г. № 176, отнесены к поощрениям и вознаграждениям, являются частью материального стимулирования сотрудников предприятия.
Кроме того, вопросы правомерности осуществления тех или иных выплат, производимых налогоплательщиком в пользу своих работников, находятся за рамками налогового контроля и не подлежат исследованию при рассмотрении настоящего спора.
Арбитражный суд несостоятельной и ссылку налоговых органов на пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2006 года № 106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога», поскольку в нём рассматривается иная ситуация, не связанная с осуществлением выплат за счёт чистой прибыли.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд полагает, что вывод налоговых органов о наличии у МП «Абаканские тепловые сети» обязанности исчислить и уплатить в соответствующие бюджеты ЕСН в сумме 29 303 руб. 68 коп. является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности осуществляется в случае неуплаты налога.
В силу положений пункта 2 статьи 57 и статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика по уплате пени возникает в случае уплаты налога с нарушением установленного срока.
С учётом вышеизложенного основания для начисления МП «Абаканские тепловые сети» пени и привлечения к налоговой ответственности за неуплату ЕСН у налоговой инспекции отсутствовали.
Решение налоговой инспекции от 30 апреля 2008 г. № 10 в оспариваемой части было принято без учёта норм подпункта 1 пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 236, пункта 1 и 22 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога, пени и налоговой санкции, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию незаконным.
Управление ФНС при рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика поддержало выводы налоговой инспекции, вследствие чего его решение также не соответствует вышеприведенным нормам Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит признанию незаконным.
Госпошлина по спору составляет 4000 руб. и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации относится на налоговую инспекцию и Управление ФНС.
Поскольку МП «Абаканские тепловые сети» при подаче заявления уплатило государственную пошлину в полном размере (платежные поручения № 1531 от 21.08.2008 и № 1697 от 16.09.2008), в силу положений статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по её уплате подлежат взысканию с налоговой инспекции и Управления ФНС в пользу МП «Абаканские тепловые сети».
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, частью 2 статьи 176, статьями 201 и 319 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Требования муниципального предприятия «Абаканские тепловые сети», г.Абакан, удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике от 30 апреля 2008 года № 10 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в части начисления единого социального налога в сумме 29 303 руб. 68 коп., начисления пени по единому социальному налогу в сумме 3 666 руб. 30 коп., в том числе: в федеральный бюджет в сумме 3 009 руб. 62 коп., Федеральный фонд социального страхования – в сумме 207 руб. 40 коп, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – в сумме 164 руб. 20 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 285 руб. 70 коп., привлечения к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 5 860 руб. 74 коп., в связи с несоответствием его положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 236, пунктов 1 и 22 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, решения от 28 мая 2008 г. № 448 о рассмотрении апелляционной жалобы Муниципального предприятия «Абаканские тепловые сети» на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 30 апреля 2008 года № 10, в связи с несоответствием его положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 236, пунктов 1 и 22 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия, г.Абакан, в пользу муниципального предприятия «Абаканские тепловые сети», г.Абакан, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
3. Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, г.Абакан, в пользу муниципального предприятия «Абаканские тепловые сети», г.Абакан, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
4. Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после принятия решения в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) либо путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г.Иркутск). Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.В. Гигель