АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Абакан
30 июля 2010 года Дело № А74-2077/2010
Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2010 года.
Решение изготовлено в полном объёме 30 июля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск,
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Кедр», г. Абакан к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Даньо Л.А.
В судебном заседании принимали участие
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 02.06.2010,
от общества с ограниченной ответственностью «Кедр»: ФИО2 по доверенности от 03.03.2010.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (далее – налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Кедр» (далее – общество, ООО «Кедр») к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, обосновав его ссылкой на результаты проверки и на протокол об административном правонарушении от 19.05.2010 № 12. При этом пояснил, что в ходе проведения проверки 07.05.2010 установлено, что в помещении букмекерской конторы, принадлежащем ООО «Кедр» и находящемся по адресу: <...>, осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр. Букмекерская контора принимает ставки от участников игры в отсутствие лицензии на данный вид деятельности.
Представитель заявителя отметил, что каждое юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах должно осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту нахождения игорного заведения, указанного в лицензии (приложении к нему).
Законодательство Российской Федерации не определяет понятие и организацию пунктов приёма и выплат платежей, заключение агентских договор на организацию и проведение азартных игр с другими юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), не предусматривает возможность осуществления лицензируемой деятельности вне адресов местонахождения игорного заведения, указанного в лицензии (приложении к ней).
Представитель ООО «Кедр» представил отзыв на заявление и поддержал доводы, приведённые в нём. Полагает, что заявленное требование является необоснованным и не подлежащим удовлетворению по нижеследующим основаниям. ООО «Кедр» не осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр. Между ООО «Кедр» и ООО «РОСБЕТ» заключён агентский договор от 07.10.2009 № А103, согласно которому ООО «Кедр» является агентом, действующим от имени и в интересах ООО «РОСБЕТ». Следовательно, права и обязанности по сделкам с потребителями возникают у ООО «РОСБЕТ».
Арбитражному суду не представлено доказательств, подтверждающих факт осуществления ООО «Кедр» самостоятельной деятельности по организации и проведению азартных игр в отсутствие специального разрешения (лицензии) вне рамок правоотношений с ООО «РОСБЕТ».
С учётом вышеизложенного, заявителем по делу не доказано наличие состава административного правонарушения.
Пояснения представителей лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
Общество с ограниченной ответственностью «Кедр» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 29.09.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1041904001875 (свидетельство о государственной регистрации серии 19 №0440185).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.06.2010 основным видом деятельности общества является охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.
07.05.2010 старшим государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок ФИО3, государственным налоговым инспектором ФИО4, помощником прокурора г. Саяногорска Ярош Ю.А. в присутствии менеджера ФИО5 была проведена проверка организатора (оператора, распространителя) лотереи по адресу: <...>, на предмет выполнения предписания налогового органа от 13.04.2010 о прекращении незаконной деятельности на основании поручения от 07.05.2010 № 6, выданного заместителем начальника налогового органа ФИО6
С указанным поручением 07.05.2010 была ознакомлена менеджер ООО «Кедр» ФИО5.
По результатам проверки составлен акт от 07.05.2010 № 2 лицензионных требований и условий по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе.
В ходе проверки проверяющим предъявлена копия лицензии от 11.08.2009 № 8, выданная Федеральной налоговой службой обществу с ограниченной ответственностью «РОСБЕТ» ИНН <***>. Данная лицензия содержит информацию о месте нахождения и месте осуществления лицензируемого вида деятельности: 153000, <...>, <...>, а также о сроке действия лицензии - до 10.08.2014.
07.05.2010 старшим государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок ФИО3, государственным налоговым инспектором ФИО4, помощником прокурора г. Саяногорска Ярош Ю.А. в присутствии менеджера ФИО5, понятых ФИО7 и ФИО8 составлен протокол осмотра помещения по адресу: <...>.
Согласно протоколу осмотра от 07.05.2010 (начат в 15ч. 50 мин., окончен в 17ч. 00 мин.) по адресу: <...>, расположено отдельно стоящее капитальное кирпичное нежилое здание, принадлежащее индивидуальному предпринимателю ФИО9 По договору аренды от 15.09.2009 № 7 данное здание передано ООО «Кедр» в пользование. На наружной стене здания при входе в помещение расположена вывеска «Букмекерская контора «Казбек». Помещение имеет три сообщающихся между собой отсека, отделённых друг от друга временными перегородками. Помещение, предназначенное для приёма ставок, оборудовано стойкой, за которой сидит букмекер. Рабочее место букмекера оборудовано компьютером с выходом в «Интернет». В помещении установлен монитор, на котором отображается линия текущих спортивных событий и коэффициенты ставок, на журнальном столике в распечатанном виде лежит линия текущих спортивных событий. 07.05.2010 в 15 часов 30 минут «Интернет» был отключён, ставки принимались после включения «Интернет». Карточка была выдана.
Согласно протоколу опроса от 07.05.2010, начатому в 15ч. 45 мин. и оконченному в 16ч. 20 мин., ФИО10 показал, что он пришёл в букмекерскую контору «Казбек» с целью получения денежного выигрыша в связи с чем сделал ставку на футбольный матч «Радиан – Байкал» - «Мостовик – Приморье». О том, что по данному адресу находится букмекерская контора, ему сказал друг. Для того чтобы сделать ставку, он прошёл через зал игровых автоматов в помещение, в котором принимаются ставки. На столе лежали линии для выбора игры. Он выбрал игру, на которую хотел сделать ставку, написал на листе сначала номер игры и итоги матча, сумму ставки, которая составила 100 (сто) рублей. Деньги и лист он передал кассиру, принимающему ставки. Кассир приняла ставку и дала ему документ подтверждающий ставку, В данном документе указан логотип букмекерской конторы «Шанс», дата ставки 07.05.2010, время ставки 15 часов 40 минут, матч, на который сделана ставка, дата и время матча. После окончания игры он мог обратиться в букмекерскую контору, чтобы узнать результат игры.
Согласно протоколу опроса от 07.05.2010, начатому в 16ч. 25 мин. и оконченному в 17ч. 30 мин., ФИО11, работающая в букмекерской конторе «Казбек», показала, что по адресу: <...>, осуществляет деятельность общество с ограниченной ответственностью «Кедр», руководителем общества является ФИО12. С ней заключён трудовой договор с 01.10.2009. Она работает оператором и в её должностные обязанности входит разъяснение клиентам правил приёма ставок, предоставление всей имеющейся информации по возможным событиям и исходам спортивных событий, принятие ставок, выдача карточек - документа, подтверждающего ставку, в случае выигрыша, выплачивать сумму по предъявленной карточке.
Согласно протоколу опроса от 07.05.2010, начатому в 17ч. 30 мин. и оконченному в 19ч. 00 мин., ФИО5, работающая в букмекерской конторе «Казбек», показала, что по адресу: <...>, осуществляет деятельность общество с ограниченной ответственностью «Кедр», руководителем общества является ФИО12. С ней заключён трудовой договор с 01.10.2009. Она работает в должности менеджера и в её должностные обязанности входит работа с персоналом лотерейного клуба, работа с вневедомственной охраной, с пожарной охраной, обеспечение клуба расходными материалами, оплата по договорам. Порядок приема ставок следующий. Клиенту рассказывают о правилах, клиент знакомится с линией спортивных событий, выбирает событие и исходы, делает ставку. Данные сведения клиент доводит до оператора устно или на листе бумаги. Оператор эти данные заносит в компьютер через «Интернет», клиенту распечатывается карточка с идентификационным номером, содержащая все данные по исходам и ставкам, выбранным клиентом. Карточка действительна в течение 30 дней. При выигрыше на карточке ставится штамп «погашено», она остаётся у оператора, выплачивается выигрыш. Карточку ФИО5 отвозит в г. Абакан для отчёта.
Уведомлением от 12.05.2010 № 12-40/07484, № 12-40/07485 руководитель общества был приглашён 19.05.2010 в 14ч. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 103, для составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Кедр».
Данные уведомления получены законным представителем общества 18.05.2010, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 12.05.2010 № 03366, № 03367.
19.05.2010 старшим государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок ФИО3 составлен протокол №12 об административном правонарушении, в котором отражено следующее.
07.05.2010 в 15 часов 45 минут в пункте приёма ставок и выплате выигрышей, расположенном по адресу <...>, букмекерской конторе «Казбек» в качестве ставки на спортивное событие (футбольный матч между командами «Радиан-Байкал»- «Мостовик-Приморье») приняты наличные деньги в размер 100 руб. от участника игры ФИО10 Во время проверки букмекерской конторы была предоставлена копия лицензии с указанием адресов осуществления букмекерской деятельности: <...>, <...>.
Нарушены часть 9 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр), пункт 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451.
Составленный налоговым органом в отношении общества протокол об административном правонарушении №12 от 19.05.2010, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами §1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьёй 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьёй 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451 полномочия по лицензированию деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах возложено на Федеральную налоговую службу.
В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
В соответствии с Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённым Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2005 № 6941), в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять: руководитель инспекции; заместитель руководителя инспекции; начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный государственный налоговый инспектор; старший государственный налоговый инспектор; государственный налоговый инспектор; должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 19.05.2010 № 12 составлен старшим государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок ФИО3, то есть уполномоченным лицом.
Оценив приведённые представителями лиц, участвующих в деле, доводы, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде административного штрафа для юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьёй 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии (разрешения), если такое разрешение обязательно.
Подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, установлены Законом о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Согласно статье 4 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр: азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; букмекерская контора - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр; тотализатор - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.
В силу части 1 статьи 3 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путём, в том числе:
- установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
- выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Статьёй 14 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном настоящей главой (часть 1).
Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации (часть 2).
Факт осуществления деятельности по приёму ставок (в частности, на спортивные события) в помещении по адресу: <...>, подтверждается материалами дела (протоколы опроса ФИО5, ФИО11, ФИО10 от 07.05.2010, протокол об административном правонарушении от 19.05.2010 № 12) и обществом не оспаривается.
При этом представитель общества в судебном заседании указывал, что общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Деятельность по проведению азартных игр осуществляет ООО «РОСБЕТ» согласно предоставленной ему лицензии № 8 от 11.08.2009. ООО «Кедр» в соответствии с агентским договором № А103 от 07.10.2009 является лишь агентом, действующим от имени и в интересах ООО «РОСБЕТ». Все права и обязанности по сделкам с потребителями возникают у букмекера - ООО «РОСБЕТ», следовательно, протокол об административном правонарушении должен был быть составлен в отношении данного юридического лица.
Довод представителя общества о том, что указанная лицензируемая деятельность может осуществляться на основании агентского договора от 07.10.2009 № А103, заключённого с ООО «РОСБЕТ», арбитражным судом не принимается.
Как следует из имеющейся в материалах дела копии лицензии от 11.08.2009 № 8, выданной обществу с ограниченной ответственностью «РОСБЕТ», названное юридическое лицо имеет право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресам: 153000, <...>, <...>.
Адрес помещения, принадлежащего обществу (<...>), в лицензии не указан.
Кроме того, согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счёт принципала либо от имени и за счёт принципала.
По сделке, совершённой агентом с третьим лицом от имени и за счёт принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (абзацы 1, 3 части 1).
При этом в силу части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
По смыслу приведённых норм агент не может осуществлять от своего имени действия, влекущие возникновение у принципала прав и обязанностей, не вытекающих из гражданско-правовых отношений (основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников).
Общественные отношения, связанные с лицензированием деятельности хозяйствующих субъектов, не основаны на равенстве сторон, регламентируются специальным (административным) законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В определении от 04.10.2006 № 441-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ФИО13, ФИО14 и ФИО15 на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 54, части третьей статьи 56 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определённый вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом. В противном случае, а именно - при передаче возникшего в силу лицензии права на осуществление конкретного вида деятельности другому лицу, утрачивается смысл лицензирования.
Таким образом, не допускается даже частичное отчуждение прав лицензиата. Данное обстоятельство обусловлено тем, что лицензиат не может передать предоставленное ему государством право осуществлять лицензируемый вид деятельности другому лицу, поскольку передача субъектом своего права на занятие определенной деятельностью, предоставленного специальным разрешением именно ему, изначально лишило бы смысла весь процесс лицензирования.
Вместе с тем агентским договором от 07.10.2009 № А103 предусмотрено (пункты 2.2. – 2.2.5., что комплекс действий, поручаемых Агенту (ООО «Кедр») по настоящему договору, включает осуществление агентом следующих функций:
доведение до сведения Клиентов содержания Правил Букмекера (ООО «РОСБЕТ») и условий заключения пари;
от имени Букмекера заключение пари с Клиентом, избравшим одно или несколько из предлагаемых Букмекером событий;
приём от Клиентов денежных средств в счёт исполнения ими обязательств перед Букмекером по условиям пари;
передача Букмекеру для целей учёта информации о Клиентах, заключивших пари, суммах внесённых ими денежных средств;
выплата Клиентам денежных средств по поручению Букмекера.
Из данного договора следует, что ООО «РОСБЕТ» передало обществу право на осуществление лицензируемого вида деятельности, а именно: заключение пари, приём от клиентов денежных средств, выплата клиентам денежных средств. ООО «Кедр» не отрицало в ходе судебного разбирательство факт осуществления данной деятельности.
Кроме того, протоколом опроса ФИО11 от 07.05.2010, работающей в должности оператора в букмекерской конторе «Казбек» (адрес: <...>), протоколом опроса ФИО5 от 07.05.2010, протоколом опроса ФИО10 от 07.05.2010, подтверждается событие административного правонарушения.
Так, в протоколах опроса ФИО11 и ФИО5 от 07.05.2010 указано, что,
клиенту рассказывают о правилах, клиент знакомится с линией спортивных событий, выбирает событие и исходы, делает ставку. Данные сведения клиент доводит до оператора устно или на листе бумаги. Оператор эти данные заносит в компьютер через сеть «Интернет», клиенту распечатывается карточка с идентификационным номером, содержащая все данные по исходам и ставкам, выбранным клиентом. Карточка действительна в течение 30 дней. При выигрыше на карточке ставится штамп «погашено», она остаётся у оператора, выплачивается выигрыш.
ФИО10 пояснил (протокол опроса от 07.05.2010), что он пришёл в букмекерскую контору «Казбек» для того, чтобы сделать ставку на футбольный матч «Радиан – Байкал» - «Мостовик – Приморье» с целью получения денежного выигрыша. Он выбрал игру, на которую хотел сделать ставку, написал на листе сначала номер игры и итоги матча, сумму ставки, которая составила 100 (сто) рублей. Деньги и заполненный лист он передал кассиру, принимающему ставки. Кассир приняла ставку и дала ему документ, подтверждающий ставку.
Указанными выше протоколами опроса и протоколом об административном правонарушении от 15.02.2010 № 1 подтверждается факт осуществления обществом деятельности по организации азартных игр: выдача карточек, формирование «информационного листа».
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр.
Доказательств наличия у работников общества трудовых отношений с ООО «РОСБЕТ» обществом не представлено, об их наличии не заявлено.
Исходя из положений частей 1, 2 статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Арбитражный суд полагает, что протоколы опроса от 07.05.2010, протокол об административном правонарушении от 19.05.2010 № 12, копия лицензии от 11.08.2009 № 8, пояснения представителя общества, данные в ходе судебного разбирательства, пояснения представителя налогового органа в совокупности позволяют сделать вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2. юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку арбитражным судом не выявлено обстоятельств, препятствующих выполнению обществом требований действующих нормативных актов, а обществом таких доказательств суду не представлено, арбитражный суд считает вину общества в совершении правонарушения установленной.
Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод, что у арбитражного суда имеются основания для привлечения общества к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку состав спорного правонарушения доказан заявителем.
В соответствии со статьёй 28.2 КоАП о совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1).
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1.).
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 19.05.2010 № 12 составлен с соблюдением приведённых требований законодательства. Так, законный представитель ООО «Кедр» был уведомлён о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 15.05.2010 № 03366, № 03367.
Предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на дату судебного разбирательства не истёк; исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаков малозначительности арбитражным судом не выявлено.
Таким образом, основания привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражным судом установлены.
Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3).
О наличии обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, сторонами не заявлено.
При таких обстоятельствах, соразмерной мерой наказания в отношении общества является административный штраф в минимальном установленном размере – 40.000 руб. без конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
Руководствуясь статьями 169, 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Удовлетворить заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Кедр», г. Абакан, к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кедр», г. Абакан, зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Республике Хакасия 29 сентября 2004 года (свидетельство серии 19 № 0440185), находящегося по адресу: ул. Итыгина, д. 20, г. Абакан, в доход федерального бюджета административный штраф в размере 40.000 руб. (сорока тысяч рублей) по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия;
счёт получателя 401 018 102 000 000 100 01 в ГРКЦ НБ РХ Банка России г. Абакан,
БИК банка получателя - 049514001,
ИНН получателя – 1902018760,
код бюджетной классификации (указывается в поле 104) – 18211603030010000140
код ОКАТО (указывается в поле 105) – 95408000000
3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
4. Выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа, в случае его неуплаты в установленный срок.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия И.В. Тутаркова