АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Абакан
11 января 2009 года Дело № А74-2092/2008
Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2009года.
Мотивированное решение изготовлено 11 января 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевым Н.М. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, посёлок Усть-Абакан,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия, город Абакан,
о признании недействительным предписания от 01 июля 2008 года № 23.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: ФИО1 (доверенность от 03.10. 2008 г. № 36-д);
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия: ФИО2 (доверенность от 29.07.2008г.), ФИО3 ( доверенность от 30.12.2008г.)
Муниципальное образование Усть-Абаканский район обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее в тексте – Территориальное управление, Росфиннадзор) от 01 июля 2008 года № 23.
Оспариваемым актом главе Администрации Муниципального образования предписано в течение 30 дней со дня получения предписания восстановить в соответствии с законодательством денежные средства в сумме 427 500рублей в доход федерального бюджета за счет виновных лиц в связи с допущенным нарушением пунктов 6, 7, 15, 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006года №285, а также исключить из списка молодых семей – участников подпрограммы необоснованно включенные семьи, изъять выданные и неиспользованные свидетельства о праве молодой семьи на получение субсидии на сумму 788 000рублей – из средств федерального бюджета, 2 205 000рублей – из средств республиканского бюджета.
Заявитель ссылается на то, что оспариваемое предписание от 01 июля 2008 года № 23 не соответствует статьям 283, 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствуют основания для применения указанных в них мер принуждения.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил свое наименование и просил считать заявителем Администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район, так как именно в отношении Администрации проводилась проверка. Уточнение наименования заявителя принято арбитражным судом.
Представитель Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район ( далее в тексте – Администрация) поддержал заявленное требование, пояснив, что оспариваемое предписание незаконно возлагает на орган местного самоуправления обязанность по возврату в доход федерального бюджета денежных средств, выплаченных в виде субсидий молодым семьям, а также по исключению из списка подпрограммы тех семей, которые по мнению Территориального управления необоснованно в него включены.
Представитель заявителя считает, что все семьи правомерно включены в данный список и действительно нуждаются в улучшении жилищных условий, а суммы, указанные в предписании, не соответствуют суммам выплаченных субсидий и суммам, планируемым к выплате на момент проверки. Нарушений бюджетного законодательства заявитель в своих действиях не усматривает.
Представитель Территориального управления с требованием Администрации не согласился, сославшись в отзыве на то, что предписание от 01 июля 2008 года № 23 вынесено во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля», а отсутствие в Бюджетном кодексе Российской Федерации норм, прямо регулирующих вопросы вынесения предписания руководителями, не является основанием для признания предписания недействительным.
Представитель Территориального управления пояснил, что Администрация в нарушение требований пунктов 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, не производило расчет платежеспособности молодых семей, в связи с чем неверно были определены молодые семьи, которые могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.
07 декабря 2005 года Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу включило муниципальное образование Усть-Абаканский район в государственный реестр муниципальных образований, о чём выдало свидетельство № 025531.
Согласно удостоверению от 16 июня 2008 года № 125 в отношении Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район в период с 16 июня 2008 года по 18 июня 2008 года была проведена проверка использования средств федерального бюджета, направленных в 2007 году на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». На указанном удостоверении содержится информация о продлении срока проведения проверки до 23 июня 2008 года, имеется подпись руководителя и гербовая печать, а также отражено, что 16 июня 2008 года глава муниципального образования ФИО4 был ознакомлен с датой проведения проверки.
23 июня 2008 года по результатам проверки Территориальное управление составило акт № 125, из которого усматривается, что Администрацией муниципального образования необоснованно сформирован список молодых семей – участников подпрограммы и начислена субсидия из средств федерального бюджета - в сумме 788 000 рублей, из республиканского бюджета – в сумме 2 205 000 рублей. Кроме того, неправомерно выплачена субсидия из средств федерального бюджета в сумме 427 500 рублей, из средств республиканского бюджета – в сумме 1 533 750 рублей.
Копия указанного акта получена главой муниципального образования 24 июня 2008 года.
01 июля 2008 года Территориальное управление вынесло предписание № 23 по устранению выявленных нарушений, из которого следует, что главе муниципального образования необходимо восстановить за счет виновных лиц денежные средства в доход федерального бюджета, выплаченные в виде субсидий молодым семьям-участникам подпрограммы, необоснованно включенным в список молодых семей – участников подпрограммы, а также исключить из списка молодых семей – участников подпрограммы необоснованно включенные семьи, изъять выданные и неиспользованные свидетельства о праве семьи на получение субсидии. Копия указанного предписания получена Администрацией муниципального образования 07 июля 2008 года.
Не согласившись с выданным предписанием, Администрация муниципального образования обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
В силу части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд полагает включить в предмет доказывания по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствие (несоответствие) обжалуемого акта действующему законодательству, наличие у государственного органа полномочий на его принятие и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 N 89н, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5.1.1 указанного Положения территориальное управление осуществляет в установленной сфере деятельности контроль и надзор, в том числе, за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации (пункт 5.14.1). Направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14.7).
Таким образом, у Территориального управления имелись полномочия на проведение проверки.
Как указано в Программе проверки использования средств федерального бюджета, направленных в 2007году на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010годы, утвержденной руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора ФИО5, объектами проверки являются финансовые органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; а при необходимости - и иные получатели средств федерального бюджета.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 16 ноября 2007года Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (главный распорядитель средств федерального бюджета), именуемый Государственным заказчиком, и Республика Хакасия (Исполнитель) заключили Соглашение №1101-660/71 №61-д о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы за счет средств федерального бюджета, предусмотренные на эти цели в 2007году.
Согласно данному Соглашению Государственный заказчик перечисляет средства федерального бюджета по мере их поступления от Минфина России в доход бюджета Исполнителя в соответствии с заявкой последнего на получение финансовой поддержки при наличии списка молодых семей- претендентов на получение субсидий в 2007году. Последующее перечисление средств федерального бюджета в доход бюджета исполнителя производится только после предоставления Исполнителем государственному заказчику отчета об использовании средств, полученных ранее в рамках настоящего Соглашения. В обязанности Государственного заказчика входит осуществление контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета и право принятия решений о приостановке выделения средств федерального бюджета до предоставления Исполнителем отчета об использовании средств за предыдущий отчетный период.
Согласно пункту 2.2 Исполнитель обязуется предоставлять Государственному заказчику соответствующие формы отчетности, а также обеспечить реализацию целевой программы и обеспечить достоверность сведений о молодых семьях – участниках подпрограммы.
21 декабря 2007года Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия, именуемое как государственный заказчик, и муниципальное образование Усть-Абаканский район, действующее как Исполнитель, заключили другое Соглашение - №7-2007 - о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» республиканской целевой программы «Жилище» на 2006 – 2010 годы за счет средств федерального и республиканского бюджета, предусмотренных на эти цели в 2007году.
Согласно указанному Соглашению Государственный заказчик перечисляет средства федерального и республиканского бюджета по мере их поступления от Министерства финансов и экономики Республики Хакасия в доход бюджета Исполнителя в соответствии с заявкой Исполнителя на получение финансовой поддержки при наличии списка молодых семей – претендентов на получение субсидий в 2007году. Перечисление средств федерального и республиканского бюджетов, предусмотренных на софинансирование предоставления субсидий, осуществляется в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемом финансирования расходов республиканского бюджета 2007года в сумме 788 000 рублей – средства федерального бюджета, 2 205 000рублей – средства республиканского бюджета в соответствии с Соглашением от 16 ноября 2007года №1101 – 660/71 №61-д. Контроль за целевым использованием средств федерального и республиканского бюджетов осуществляет Государственный заказчик.
В обязанности Исполнителя входит предоставление Государственному заказчику различных сведений и отчетов (раздел 2.2 Соглашения), обеспечение достоверности сведений о молодых семьях – участниках подпрограммы, обеспечение реализации подпрограммы.
Из документов, представленных сторонами, видно, что Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район был составлен список молодых семей – претендентов на получение субсидий в 2007году, состоящий из 12 семей. Этот же список фигурировал в отчете об использовании средств федерального бюджета, бюджета Республики Хакасия и местных бюджетов, выделенных на предоставление субсидий молодым семьям в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» республиканской целевой программы «Жилище» на 2006 – 2010годы ( приложение №1 к Соглашению №7-2007 от 21 декабря 2007г), подписанном начальником отдела архитектуры и градостроительства Управления ЖКХ ПЭТСА администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, и одноименном отчете в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010годы (приложение №6 к Правилам предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья), который был подписан председателем Правительства Республики Хакасия и его заместителем - Министром финансов и экономики Республики Хакасия.
По платежному поручению №1131 от 21 декабря 2007года Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия перечислило Управлению финансов администрации муниципального образования Усть-Абаканский район 788 000рублей. В основании платежа указаны Соглашения от 16 ноября 2007года №1101-660/71 и от 21 декабря 2007года №702007.
Непосредственно участникам подпрограммы субсидии, полученные из федерального бюджета и бюджета Республики Хакасия, перечислялись Управлением жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, связи и архитектуры администрации муниципального образования Усть-Абаканский район (УЖКХ и ПЭТСА), которое является распорядителем средств, поступающих из бюджета Республики Хакасия на реализацию программы «Жилище» согласно сводной бюджетной росписи муниципального образования Усть-Абаканский район (плательщик и получатель указанных средств отражены в платежных поручениях, приложенных к документам по каждому участнику подпрограммы «Жилье»).
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ Управление ЖКХ и ПЭТСА является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в качестве такового 19 мая 2003года.
Как упоминалось выше, в Программе проверки обозначено, что объектами проверки являются финансовые органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; а при необходимости - и иные получатели средств федерального бюджета.
Проверенная Территориальным управлением Росфиннадзора Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район не фигурирует в платежных документах в качестве плательщика бюджетных средств. Это обстоятельство не подтверждено и в акте проверки. Сведений о том, что проверка целевого использования средств федерального бюджета проводилась в Управлении ЖКХ и ПЭТСА, Министерстве по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия либо в финансовых органах Правительства Республики Хакасия, не представлено.
Кроме того, в силу пункта 5 Положения о Территориальном управлении Территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Территориальное управление не подтвердило свои полномочия на проведение проверки использования средств республиканского бюджета.
В соответствии со статьей 281 Бюджетного кодекса РФ нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, перечислены в статье 282 Бюджетного кодекса РФ, в их числе изъятие бюджетных средств.
Статьей 283 Бюджетного кодекса РФ определены основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
При определении оснований для применения меры принуждения в виде возмещения в бюджет сумм, указанных в оспариваемом предписании, Территориальное управление сослалось на Указ Президента РФ №1095 от 25 июля 1996года «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 4 которого средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.
Арбитражный суд полагает, что Указ Президента РФ №1095 от 25 июля 1996года не подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку Территориальное управление не доказало факт нарушения муниципальным образованием бюджетного законодательства.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемых актов возлагается на этот орган.
Исследованные выше обстоятельства позволяют арбитражному суду сделать вывод о том, что незаконность действий муниципального образования Усть-Абаканский район Территориальным управлением не доказана: в предписании отсутствует описание нарушения бюджетного законодательства, не приведена расшифровка суммы 427 500 рублей ( пункт 1 предписания), за пределами полномочий указано на неправомерное использование средств республиканского бюджета, не обоснована такая мера принуждения как возмещение средств за счет виновных лиц (в Бюджетном кодексе РФ такая мера отсутствует) и исключение из списка участников подпрограммы включенные семьи, изъятие выданных и неиспользованных свидетельств о праве на получение субсидий.
Кроме того, в результате ознакомления с представленными заявителем документами арбитражный суд пришел к выводу о том, что нарушение Администрацией Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 мая 2006года №285 Территориальным управлением не доказано, так как окончательные списки молодых семей – претендентов утверждены получателем средств федерального бюджета – Республикой Хакасия. В представленных по каждому участнику подпрограммы документах отражены все сведения о претендентах на получение субсидии, копии документов приложены к материалам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, заявление Муниципального образования о признании недействительным предписания от 01 июля 2008года №23 следует удовлетворить.
Госпошлина по рассмотренному делу составляет 2000рублей. При обращении в арбитражный суд заявителем по платежному поручению №813 от 24 сентября 2008года была уплачена госпошлина в указанной сумме.
Руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание положения пункта 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007года №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», арбитражный суд по результатам рассмотрения настоящего дела относит расходы по госпошлине в сумме 2000рублей на Территориальное управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, п.Усть-Абакан, - удовлетворить.
Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия от 01 июля 2008года №23 в связи с несоответствием его положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия, г.Абакан,в пользу Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район расходы по госпошлине в сумме 2000рублей.
3. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г.Красноярск, или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г.Иркутск. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Н.М.Журба