ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2129/08 от 06.05.2009 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

14 мая 2009 года Дело №А74-2129/2008

  Резолютивная часть решения объявлена 6 мая 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2009 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коршуновой Т.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Даньо Л.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Саяногорск,

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия, г. Абакан,

о признании недействительным распоряжения от 26 марта 2008 года № 107,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан.

В судебном заседании участвовали представители:

предпринимателя: ФИО2 доверенность от 19.09.2008 № 19-01/128687;

Управления Федеральной регистрационной службы по РХ: отсутствовал;

Управления Минюста РФ по РХ: ФИО3 доверенность от 25.03.2009. № 08.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия от 26 марта 2008 года № 107.

В ходе судебного разбирательства Предприниматель уточнил заявленные требования. Просит признать недействительным распоряжение Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия от 26 марта 2008 года № 107. Уточнение в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято арбитражным судом.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражный суд привлёк Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций переданы Министерству юстиции Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30.10.2008. производство по делу прекращено ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.01.2008. определение о прекращении производства по делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела представитель Предпринимателя поддержала заявленные требования.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия, надлежащим образом уведомлённый о времени и месте судебного разбирательства (уведомление № 96240), в судебное заседание не явился. Управление направило в арбитражный суд отзыв на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении требований Предпринимателя, рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия просит отказать в удовлетворении требований Предпринимателя по обстоятельствам, изложенным в отзыве на заявление.

Пояснения представителей лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, действует на основании свидетельства серии 19 № 0459249, выданного 25.08.2004. Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Республике Хакасия.

Предприниматель обратился в арбитражный суд, оспаривая распоряжение Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия от 26 марта 2008 года № 107 «О государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией», в соответствии с которым осуществлена государственная регистрация в связи с ликвидацией на основании статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Саяногорского общественного фонда поддержки развития средств массовой информации и предпринимательства «Слово».

Предприниматель указывает, что он является кредитором Саяногорского общественного фонда поддержки развития средств массовой информации и предпринимательства «Слово». Ликвидация Саяногорского общественного фонда поддержки развития средств массовой информации и предпринимательства «Слово», осуществлённая с нарушением положений статей 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 18, 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не позволила ему взыскать с должника задолженность в рамках процедуры ликвидации.

Предприниматель полагает, что оспариваемое распоряжение Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статья 26 Федерального закона от 19.05.1995. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На дату принятия оспариваемого распоряжения (26.03.2008.) федеральным органом государственной регистрации, уполномоченным принимать решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Положения, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004. № 1315, являлась Федеральная регистрационная служба.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций переданы Министерству юстиции Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое распоряжение от 26.03.2008. № 107 принято уполномоченным органом.

Как следует из материалов дела, процедура ликвидации Саяногорского общественного фонда поддержки развития средств массовой информации и предпринимательства «Слово» не проводилась, требования кредиторов не устанавливались, меры по их удовлетворению не предпринимались.

Представители Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия полагают, что в законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие порядок ликвидации некоммерческих организации в том случае, если ликвидация производится на основании решения суда.

Вместе с тем, абзац второй статьи 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусматривает, что имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда.

Статья 18 Федерального закона от 12.01.1996. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливают, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19 названного Федерального закона предусматривает порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вышеназванные положения предусматривают необходимость создания ликвидационной комиссии, установления требований кредиторов, проведения расчётов с кредиторами..

Из названных норм не следует, что они не распространяются на случаи ликвидации некоммерческих организаций по решению суда.

В ходе судебного разбирательства установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1, являющийся кредитором Саяногорского общественного фонда поддержки развития средств массовой информации и предпринимательства «Слово», не смог предъявить свои требования фонду, поскольку ликвидация фонда произведена с нарушением положений вышеназванных норм.

Арбитражный суд пришёл к выводу, что оспариваемое распоряжение вынесено с нарушением статьи 26 Федерального закона «Об общественных объединениях», статей 18, 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя ФИО1

Названное обстоятельство является, в силу положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительным распоряжения Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия от 26.03.2008. № 107.

Государственная пошлина по делу составляет 100 рублей. Государственная пошлина, уплаченная Предпринимателем при подаче заявления, возвращена Предпринимателю. При новом рассмотрении государственная пошлина Предпринимателем не уплачивалась.

Подпункт 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В связи с вышеизложенным, государственная пошлина с Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия не взыскивается.

Руководствуясь статьями 166-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявленные индивидуальным предпринимателем ФИО1 требования.

Признать недействительным распоряжение Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия от 26.03.2008. № 107 в связи с несоответствием положениям статьи 26 Федерального закона от 19.05.1995. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статей 18, 19 Федерального закона от 12.01.1996. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Т.Г. Коршунова