АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
26 июня 2009 года Дело №А74-2166/2009
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 июня 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Кузнецовой И.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Абаканского транспортного прокурора Республики Хакасия, г. Абакан, о привлечении к административной ответственности закрытого акционерного общества «Бурпроммаш», г. Абакан, на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принимали участие:
от заявителя – Костенко А.А. старший помощник прокурора, поручение от 26.05.2009 № 8-1-09;
от ЗАО «Бурпроммаш» - Швалёва С.Г. доверенность от 29.05.2009 № 4/2009; Лашкин Ф.Г. доверенность от 28.05.2009 № 3/2009.
Абаканский транспортный прокурор Республики Хакасия (далее – Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности закрытого акционерного общества «Бурпроммаш» (далее – Общество, ЗАО «Бурпроммаш») на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление деятельности по разгрузке опасных грузов без лицензии.
В судебном заседании представитель Прокурора поддержал заявление.
Представители ЗАО «Бурпроммаш» с заявленным требованием не согласны, по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, полагают, что погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте не подлежит лицензированию, поскольку является составной частью осуществляемой обществом деятельности по хранению взрывчатых веществ, на осуществление которого имеется лицензия, которая включает в себя погрузочно-разгрузочную деятельность.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее:
ЗАО «Бурпроммаш» зарегистрировано в качестве юридического лица 19 февраля 2001 года Абаканской регистрационной палатой (регистрационный номер 4174, ОГРН 1021900529090).
Общество имеет лицензии: № ХВ-00-008179 (В) от 13.07.2007 сроком действия до 13.12.2012 на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения; № РВ-00-008178 (В) сроком действия до 13.12.2012 на осуществление деятельности по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения; № ПВ-00-009995 (В) от 29 апреля 2009 года сроком действия до 29 апреля 2014 года на применение взрывчатых материалов промышленного назначения.
ЗАО «Бурпроммаш» также имеет свидетельство Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 65-01994 от 08.08.2008 о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно данному свидетельству в качестве опасных производственных объектов зарегистрированы: площадка погрузки-разгрузки взрывчатых материалов (рег. номер А65-01994-002), участок транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом (рег. номер А65-01994-003), склад взрывчатых материалов (рег. номер А 65-01994-001), участок транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом (рег. номер А 65-01994-004), полигон (рег. номер А65-01994-005).
В собственности ЗАО «Бурпроммаш» находится железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к станции Оросительный Абаканского отделения Красноярской железной дороги и расположенные по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, п. Оросительный, на юго-восточной окраине посёлка Оросительный литера В, (свидетельство о государственной регистрации права от 03.08.2004 серии 19 АА № 003752).
В соответствии с п. 11 Плана Абаканской транспортной прокуратуры на 1 полугодие 2009 года, с учётом информации Абаканского отделения дороги от 21.04.2009 о поступивших в период с 2008-2009 опасных грузах по предприятиям, Прокуратурой города Абакана проведена проверка соблюдения лицензионных требований хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими железнодорожные пути необщего пользования.
В ходе проверки ЗАО «Бурпроммаш» на основании представленных обществом документов установлено, что в своей деятельности оно использует взрывчатые материалы, которые поступают в адрес Общества железнодорожным транспортом на площадку погрузки-разгрузки взрывчатых материалов. Выгрузка взрывчатых материалов осуществляется собственными силами и средствами Общества. При этом выгрузка взрывчатого материала осуществляется вручную работниками ЗАО «Бурпроммаш». Несмотря на регулярность выгрузки взрывчатых материалов ЗАО «Бурпроммаш» не имеет лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Указанные обстоятельства отражены в рапорте старшего помощника прокурора Костенко А.А. от 13.05.2009.
13 мая 2009 года заместителем Абаканского транспортного прокурора Н.А. Симоновой принято постановление о возбуждении в отношении ЗАО «Бурпроммаш» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление юридическим лицом предпринимательской деятельности без лицензии. Копия постановления вручена и.о. директора Общества Гусакову М.В. 13 мая 2009 года, права, предусмотренные статьёй 25.1, ему разъяснены, о чем свидетельствует подпись директора в постановлении.
В приложенных к постановлению объяснениях законный представитель Общества заявил о несогласии с постановлением, поясняя его тем, что Общество имеет лицензию на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения, которая включает погрузку и выгрузку взрывчатых материалов. Лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте ЗАО «Бурпроммаш» не имеет, так как ни один контролирующий или надзорный орган её получения не требовали.
Постановление о возбуждении в отношении ЗАО «Бурпроммаш» дела об административном правонарушении с приложениями к нему направлено Абаканским транспортным прокурором в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Оценив материалы административного производства, доводы лиц, участвующих в деле и представленные в подтверждение доводов доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специальногоразрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. С учётом вышеизложенного арбитражный суд считает, что прокурор при возбуждении дела об административном правонарушении действовал в рамках предоставленных ему полномочий. Требования части 2 статьи 28.4, 28.2, 28.5 КоАП РФ прокурором соблюдены.
По вопросу о сроке давности привлечения к административной ответственности арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражного процессуального кодекса, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу положений статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по общему правилу привлечение к административной ответственности возможно в течение двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела (договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, приказа № 01 от 01.01.2009 «О назначении ответственных при выполнении работ по погрузке-выгрузке груза на погрузочно-разгрузочной площадке ст.Оросительный», справки от 27.04.2009 № 141 о выгруженных в период 2009 года опасных грузах (взрывчатых материалов), ведомости подачи и уборки вагонов, договора поставки взрывчатых веществ промышленного назначения от 11.12.2008, договора поставки № 1 от 20.12.2008, объяснений представителя Общества Швалёвой С.Г. по факту нарушения), усматривается, что взрывчатые материалы используются Обществом в основной деятельности и поставляются покупателям по договорам поставки в рамках лицензии на распространение взрывчатых материалов; операции по выгрузке опасных грузов, поступающих в адрес Общества, производятся им регулярно с интервалов в две – три недели, на момент проведения проверки прокурором последний случай выгрузки имел место 01 апреля 2009 года.
Вместе с тем указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что на момент рассмотрения дела арбитражным судом срок привлечения к административной ответственности за осуществления деятельности без лицензии истёк.
Вменяемое Обществу нарушение по своему характеру является длящимся, не было окончено Обществом до проведения проверки. Как следует из пояснений представителя прокурора, доказательства, свидетельствующие об осуществлении Обществом операций по выгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте в отсутствие соответствующей лицензии, были получены Абаканским транспортным прокурором 27 апреля 2009 года. Следовательно, двухмесячный срок для привлечения Общества к ответственности следует исчислять с указанной даты.
Вместе с тем арбитражный суд не находит оснований для привлечения Общества к административной ответственности в связи с отсутствием доказательств события административного правонарушения и вины Общества в его совершении.
Согласно статье 2.1. КоАП РФ,административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административныхправонарушениях установлена административная ответственность.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2статьи 14.1 КоАП РФ, выражаетсяв осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии (разрешения),если такое разрешение обязательно.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензированииотдельных видов деятельности» лицензией признается специальное разрешение на осуществлениеконкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований иусловий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальномупредпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупностьустановленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований иусловий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого видадеятельности.
В соответствии с пунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельныхвидов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам нажелезнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами приперевозке их по железным дорогам, утвержденным МЧС России 31.10.1996 за № 9/733/3-2, МПСРоссии 25.11.1996 за № ЦМ-407, взрывчатый материал отнесен к опасным грузам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» полномочия по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзору).
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Согласно статье 4 настоящего Федерального закона, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Таким образом, лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, потенциально опасной для общества. Посредством лицензирования государство осуществляет предварительный контроль за такой деятельностью, устанавливает обязанности соблюдения определённых условий для конкретного вида деятельности.
Федеральном законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» или Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006. № 134, не предусмотрено, что деятельность, подлежащая лицензированию, должна быть обязательно основной для лицензиата.
Грузы, являющиеся опасными в соответствии со статьёй 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузо-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования, и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Таким образом, деятельность с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
С учётом вышеизложенного, а также исходя из целей лицензирования, арбитражный суд пришёл к выводу, что при осуществлении такой деятельности лицензирование является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации.
Таким образом, арбитражный суд полагает, что в случае отсутствия лицензии у организации, осуществляющей лицензируемую деятельность в рамках основной деятельности, направленной на получение прибыли, может быть квалифицировано административным органом по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем арбитражный суд не находит оснований для однозначного вывода о наличии у Общества обязанности по получению лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Как следует из материалов дела ЗАО «Бурпроммаш» выданы лицензии: № ХВ-00-008179 (В) от 13.07.2007 сроком действия до 13.12.2012 на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения; № РВ-00-008178 (В) сроком действия до 13.12.2012 на осуществление деятельности по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения; № ПВ-00-009995 (В) от 29 апреля 2009 года сроком действия до 29 апреля 2014 года на применение взрывчатых материалов промышленного назначения.
Обществом эксплуатируются опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов: площадка погрузки-разгрузки взрывчатых материалов (рег. номер А65-01994-002), участок транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом (рег. номер А65-01994-003).
Между ЗАО «Бурпроммаш» и ОАО «Российские железные дороги» заключён договор от 05.05.2004 № 1/182 на эксплуатацию пути необщего пользования № 7, принадлежащего ЗАО «Бурпроммаш», примыкающего съездом № 16/18 к пути № 6 станции Оросительный.
Обществом 01.06.2006 утверждена Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО «Бурпроммаш», примыкающего к станции Оросительный Красноярской железной дороги, пунктом 3.2.1. которой предусмотрен порядок выполнения работ с опасными грузами.
Согласно информации Абаканского отделения Красноярской железной дороги от 21.04.2009, железнодорожным накладным: № Ф 754467, Ф 254476 , Ф254403, Ф254365, Ф 254367, Ф 254388, Ф 254424, Ф 254325, Ф 254332, Ф 254350, Ф254360, Ф 254520 справкам ЗАО «Бурпроммаш» от 27.04.2009, от 29.04.2009 № 150, вагоны с опасными грузами (взрывчатый материал) в адрес ЗАО «Бурпроммаш» поступали в период с января по апрель 2009 года, а также на протяжении всего 2008 года.
Арбитражным судом установлено, что взрывчатые материалы поступают на площадку погрузки-разгрузки взрывчатых материалов (рег. номер А65-01994-002), по железнодорожному пути, который зарегистрирован как участок транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом (рег. номер А65-01994-003). Затем, на площадке погрузки-разгрузки взрывчатых материалов взрывчатые материалы погружаются работниками Общества в специально оборудованный автотранспорт и перевозятся по участку транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом (рег. номер А 65-01994-004) до склада взрывчатых материалов (рег. номер А 65-01994-001).
Обществом производится реализация взрывчатого материала. Указанная деятельность осуществляется на основании лицензии № РВ-00-008178 (В) сроком действия до 13.12.2012 на осуществление деятельности по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения. Основным покупателем взрывчатого материала является ОАО «Разрез Каа-Хемский», г. Кызыл (договор поставки от 09.01.2008 № 1).
Анализ используемой Обществом схемы работы со взрывчатыми веществами позволяет сделать вывод о том, что весь процесс транспортирования опасных грузов осуществляется в границах объектов, которые зарегистрированы Ростехнадзором в Государственном реестре опасных производственных объектов. Погрузку и выгрузку опасных грузов ЗАО «Бурпроммаш» осуществляет силами своего персонала, только в отношении материала, приобретённого ЗАО «Бурпроммаш» для реализации, либо для производства буровзрывных работ. Плату за погрузку и выгрузку взрывчатых материалов ЗАО «Бурпроммаш» ни с кого не взимает, услуг по погрузке и выгрузке третьим лицам не оказывает.
Эксплуатация указанных выше объектов осуществляется на основании лицензии Ростехнадзора № ХВ-00-008179 (В) на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения. При этом погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте неявляется для Общества отдельным видом деятельности, а представляет собой неотъемлемуючасть производственно-технологического процесса, то есть является составной частьюосуществляемой обществом деятельности по хранению взрывчатых материалов производственного назначения. Данное обстоятельство прямо следует из содержания имеющейся у Общества лицензии.
Довод Прокурора о том, что Федеральный закон «О лицензировании отдельных видовдеятельности» не разграничивает виды деятельности на основные и не основные, в связи с чем, для осуществления любого из перечисленных в статье 17 названного закона видов деятельности лицо должно получить соответствующую лицензию, является обоснованным, однако, в рассматриваемом случае осуществляемая ЗАО «Бурпроммаш» деятельность по погрузке-выгрузке опасных грузов является частью процесса транспортирования опасного груза в границах эксплуатируемых Обществом опасных производственных объектов.
Понятие опасного производственного объекта приведено в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно приложению 1 к указанномуФедеральному закону к категории опасных производственных объектов относятся, в том числе объекты, на которыхполучаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючиевещества - жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельногореть после его удаления.
Согласно Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 марта 2008 года № 131 идентификация площадки погрузки-разгрузки взрывчатых материалов и участка транспортирования опасных веществ производится по признаку транспортирования взрывчатых материалов (опасных веществ).
Довод прокурора о том, что операции по погрузке и выгрузке грузов не могут быть отнесены к понятию «транспортирование грузов», признан арбитражным судом несостоятельным.
При этом арбитражный суд полагает необоснованным толкование Прокурором понятия перевозки грузов, содержащееся в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (РД 15-73-94),утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 № 50, приказомГосгортехнадзора России от 06.07.1998 № 149, как позволяющее узко разграничить процессы транспортирования груза и его погрузки, выгрузки.
Согласно ГОСТ 25866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» под транспортированием приэксплуатации понимается перемещение изделия в заданном состоянии с применением, при необходимости,транспортных и грузоподъемных средств, начинающееся с погрузки и кончающееся разгрузкой на местеназначения.
Таким образом, транспортирование опасного груза правильно считать единым процессом его перемещения в границах опасного производственного объекта.
Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование видов деятельности,определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 45. СогласноПостановлению Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 лицензирование деятельности по хранению взрывчатых материалов промышленного назначения отнесено к компетенции Ростехнадзора.
В целях повышения эффективности государственного регулирования и координации деятельностифедеральных органов исполнительной власти Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 №303 утверждено «Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в областиобеспечения биологической и химической безопасности». Согласно вышеназванному постановлению:
- Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при проектировании,строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов химическогопрофиля, а также при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств,применяемых на этих опасных производственных объектах, и транспортировании опасных химическихвеществ на производственных объектах (пункт 17);
- Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование повопросам обеспечения безопасной работы всех видов транспортных средств, которые используются дляперевозки грузов, опасных в биологическом и химическом отношении, а также в сфере организациинепрерывного слежения за состоянием и местоположением этих грузов (пункт 10).
По смыслу положений Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также Федерального закона «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» исключается дублирование функций и требований надзорных государственных органов, осуществляющих лицензирование и контроль за осуществлением лицензируемых видов деятельности, поскольку это приводит к дополнительным и необоснованным ограничениям в сфере предпринимательства.
Надзор в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, должным образом идентифицированные и зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов, имеющих соответствующие лицензии органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) на эксплуатацию опасных производственных объектов, и выполняющих иные требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.07.1997 № 116-ФЗ, осуществляется органами Ростехнадзора.
Это определено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 № 3093, которым утверждено Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.
Пунктом 17 данного Положения Ростехнадзору предоставлены полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации консервации и ликвидации опасных производственных объектов химического профиля, а также при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на этих опасных производственных объектах, и транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Статьёй 5 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что иные федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с Ростехнадзором.
Из представленных в материалы дела документов: договора от 05.05.2004 № 1/182 на эксплуатацию пути необщего пользования № 7, принадлежащего ЗАО «Бурпроммаш», примыкающего съездом № 16/18 к пути № 6 станции Оросительный; Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО «Бурпроммаш», примыкающего к станции Оросительный Красноярской железной дороги, утверждённой 01.06.2006 усматривается, что разгрузка железнодорожных вагонов с опасным грузом производится с железнодорожных путей необщего пользования на площадке погрузки-разгрузки взрывчатых материалов.
Согласно карте учёта объекта в государственном реестре опасных производственных объектов одним из идентификационных признаков опасности участка транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом, площадки погрузки-разгрузки взрывчатых материалов является транспортировка (транспортирование) опасного вещества.
Из текста лицензии № ХН-00-008179 (В) от 13 декабря 2007 г., выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения следует, что Общество в рамках лицензируемой деятельности вправе производить погрузку, выгрузку, входной контроль, упаковку, учёт хранение взрывчатых материалов промышленного назначения и их испытание в процессе хранения. При этом ЗАО «Бурпроммаш», как предприятие,эксплуатирующее опасный производственный объект имеет право выполнять данные операции независимо от видатранспорта, с которого производится погрузка и выгрузка, поскольку эти операции осуществляются Обществомименно в рамках эксплуатации опасного производственного объекта.
В связи с изложенным арбитражный суд считает необоснованным довод Прокурора о том, что осуществляемая ЗАО «Бурпроммаш» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не может рассматриваться как составляющая часть технологического процесса по хранению взрывчатых материалов.
Таким образом, осуществляемая Обществом деятельность с опасными грузами, включая их разгрузку, в полном объеме охватывается имеющимися у Общества лицензиями № ХВ-00-008179 (В) от 13.07.2007 на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения; № РВ-00-008178 (В) на осуществление деятельности по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения; № ПВ-00-009995 (В) на применение взрывчатых материалов промышленного назначения.
Следовательно, у ЗАО «Бурпроммаш» нет необходимости в получении отдельной лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, в связи с чем в его действиях отсутствует объективная сторонаправонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях.
В силу положений части 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Частью 3 названной статьи установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, по общему правилу, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 3 статьи 1.5. КоАП РФ установлено, что все сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с абзацами 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» основными принципами осуществления лицензирования являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности.
Из положений указанных норм следует вывод о том, что перечень видов деятельности в правовом режиме лицензирования как особой форме предварительного государственного контроля за потенциально опасной деятельностью должен носить нормативно-определенный характер, исключающий расширительное толкование норм права, регламентирующих лицензируемые виды деятельности. Данное требование выступает гарантией, исключающей необоснованное вмешательство государства в отношения в сфере гражданского оборота.
Указанный вывод сделан судом с учётом основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», одним из которых является недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ч.5 статьи 3).
Арбитражный суд полагает убедительным довод Общества о том, что законодательство в области лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте имеет неопределенность в вопросе установления понятия и содержания лицензируемого вида деятельности.
Нормы, регламентирующие лицензирование указанного вида деятельности и лицензирование иных видов деятельности, при осуществлении которых выполняются операции по погрузке-выгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте, содержат неустранимые противоречия в части определения лицензирующего органа.
Действующее законодательство в области о лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не содержит чётких положений, позволяющих сделать однозначный вывод о необходимости получения лицензиатом двух лицензий при условии осуществления деятельности по погрузке и выгрузке опасных грузов при эксплуатации таких опасных производственных объектов, которые представляют собой собственно железнодорожные пути необщего пользования (участок транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом) либо непосредственно примыкают к железнодорожным путям необщего пользования, (площадка погрузки выгрузки взрывчатых материалов) и предназначены для осуществления погрузки выгрузки опасных грузов.
Как следует из письма Управления Ростехнадзора по Республике Хакасия от 10 июня 2009 года № 1175/07 «О работах на погрузочно-разгрузочных площадках взрывчатых материалов), указанный контролирующий орган не видит необходимости в получении ЗАО «Бурпроммаш» дополнительной лицензии на осуществление работ по выгрузке взрывчатых материалов, полагает, что орган Ростехнадзора в полном объеме осуществляет контроль за указанными работами в рамках предоставленной Обществу лицензии на хранение взрывчатых материалов.
Иного мнения придерживается Сибирское управление государственного железнодорожного надзора (письмо от 10 июня 2009 года № 01-208/ПО), которое полагает, что лицензии, выдаваемые Ростехнадзором, не распространяются на погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте, поскольку указанный вид деятельности подлежит самостоятельному лицензированию.
Таким образом, в ситуации, при которой контролирующие органы не имеют единого мнения по вопросу о лицензирования осуществляемого Обществом вида деятельности, ЗАО «Бурпроммаш» не может быть вменено в вину нарушение требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Арбитражный суд полагает, что при таких обстоятельствах Общество не имелообъективной возможности и необходимости получать лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте.
Осуществление Обществом деятельности по хранению взрывчатых материалов промышленного назначения при наличии соответствующей лицензии, включающей разрешение на погрузку, выгрузку взрывчатых материалов промышленного назначения, свидетельствуют об отсутствии вдействиях (бездействии) общества вины. Следовательно, прокурором не доказано наличие в действиях (бездействии)ЗАО «Бурпроммаш» субъективнойстороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, в действиях (бездействии) Общества отсутствует состав административного правонарушения,предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РоссийскойФедерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административнойответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административнойответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа опривлечении к административной ответственности.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд не находит оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 169-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Абаканского транспортного прокурора Республики Хакасия, г. Абакан, о привлечении к административной ответственности закрытого акционерного общества «Бурпроммаш», г. Абакан, на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск), либо в течение двух месяцев после вступления его в законную силу путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г.Иркутск). Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.В. Гигель