АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
11 декабря 2009 года Дело №А74-2224/2008
г. Абакан
Резолютивная часть решения объявлена 4 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Парфентьевой О.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Феоктистовой Ю.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
ФИО1, с.Аскиз,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия, г.Саяногорск,
о признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Управления культуры Администрации Аскизского района.
В судебном заседании принимали участие:
заявитель: ФИО1, паспорт;
представитель заявителя: ФИО2 по доверенности от 23.11.2007;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия:
ФИО3 по доверенности от 01.06.2009.
ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия (далее – налоговый орган или регистрирующий орган) по исключению Управления культуры Администрации Аскизского района из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 декабря 2008 года удовлетворены требования ФИО1. Признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Управления культуры Администрации Аскизского района в связи с несоответствием их положениям части 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, статье 3 Конституционного закона Республики Хакасия от 10.12.2001 № 58 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Хакасия».
Арбитражный суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путём восстановления Управления культуры Администрации Аскизского района (далее – Управление) в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2009 года решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 декабря 2008 года отменено. Принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 декабря 2008 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2009 года отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакасия.
При этом Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции сделал вывод о том, что статья 21.1 Закона о регистрации не может быть применена к юридическим лицам, являющимся органами государственной власти, поскольку вопрос о признании их прекратившими деятельность (недействующими) решается в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность указанных органов власти, не указав конкретно данные законы и нормативные правовые акты.
Кроме того, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением ФИО1, обосновывала нарушение своих прав и законных интересов как наличие решения о её восстановлении в должности начальника Управления культуры администрации Аскизского района (далее – Управление культуры), которое не может быть исполнено в связи с ликвидацией Управления культуры, а также и тем, что решением мирового судьи судебного участка № 7 г. Абакана от 11.06.2008 по этой же причине ей было отказано в удовлетворении требований о взыскании с Управления культуры заработной платы за время вынужденного прогула. Второму доводу ФИО1 апелляционным судом при принятии постановления оценка не была дана.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что при новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть выявленные кассационной инстанцией нарушения, установить, была ли соблюдена регистрирующим органом процедура внесения записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, принималось ли налоговой инспекцией решение о внесении такой записи, а также распределить между сторонами расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
В силу части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
При новом рассмотрении дела ФИО1 и её представитель уточняли предмет заявленных требований (уточнение заявленных требований от 29.10.2009, поступившее в арбитражный суд 2.11.2009). В окончательном варианте требований заявителем сформулированы в том же виде, что и при первоначальном рассмотрении дела (уточнение от 26.11.20009). ФИО1 просит признать незаконными действия налогового органа по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Управления культуры Администрации Аскизского района.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования, просит признать незаконными действия налогового органа по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Управления культуры Администрации Аскизского района.
Оспаривая действия налоговой инспекции, ФИО1 полагает, что налоговым органом неправомерно применены положения пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку Управление культуры Администрации Аскизского района является подразделением Администрации Аскизского района – территориального органа государственной власти, действовавшего на территории Аскизского района в соответствии с Законом Республики Хакасия «О территориальных органах государственной власти районов в Республике Хакасия» до образования на территории района органов местного самоуправления.
Заявитель полагает, что правовой статус органов власти устанавливается Конституцией Российской Федерации, Конституциями и уставами субъектом Российской Федерации и иными законами и к ним по смыслу части 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридических лиц, а также порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, установленный Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
ФИО1 ссылается также на то обстоятельство, что согласно статье 3 Конституционного закона Республики Хакасия от 10.12.2001 № 58 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Хакасия» органы государственной власти районов прекращают свои полномочия с началом деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, нормативные документы Правительства Республики Хакасия и Администрации Аскизского района о ликвидации структурного подразделения Управления культуры отсутствуют.
Заявитель указывает также на тот факт, что налоговый орган подошёл к вопросу об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц избирательно. Поскольку из ЕГРЮЛ исключено только два из пяти подразделений Администрации Аскизского района (те, в которые по решению суда были восстановлены работники).
Обосновывая нарушения своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями налогового органа, ФИО1 ссылается на то обстоятельство, что решением Аскизского районного суда от 02.09.2003 г. она была восстановлена в должности начальника Управления культуры Администрации Аскизского района, однако, указанное решение до настоящего времени не исполнено; решением мирового судьи судебного участка № 7 г.Абакана от 11.06.2008 ей было отказано в удовлетворении требований о взыскании с Управления культуры Администрации Аскизского района заработной платы за время вынужденного прогула в связи с исключением его из ЕГРЮЛ. Таким образом, ФИО1 полагает, что действия налоговой инспекции лишают её возможности в судебном порядке защитить свои трудовые права.
Представитель налогового органа требования не признала, полагает, налоговый орган вправе был применить данную процедуру к Управлению культуры Администрации Аскизского района, поскольку оно имело статус юридического лица, подлежащего регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, было включено в ЕГРЮЛ и ему было выдано свидетельство о государственной регистрации.
Регистрирующий орган полагает, что в рассматриваемом случае Управление культуры отвечает всем признакам недействующего юридического лица, предусмотренным статьёй 21.1 Закона о регистрации. Управление культуры Администрации Аскизского района исключено из ЕГРЮЛ с соблюдением процедуры, установленной для исключения из реестра недействующих юридических лиц.
Представитель налогового органа пояснила, что решение о государственной регистрации налоговым органом не принималось. Налоговый орган полагает, что из смысла Закона о регистрации следует, что решение об исключении недействующего юридического лица из реестра принимать не требуется. Для внесения записи в ЕГРЮЛ об исключении недействующего юридического лица достаточно решения о предстоящем исключении. При этом полагает, что Постановление Правительства РФ от19.06.2002г. № 438 не должно применяться, поскольку в данном случае приоритетное значение имеет Закон о регистрации, а не Правила, утверждённые данным постановлением.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
Решением Аскизского районного Совета депутатов от 20.11.2001 № 370, постановлением Администрации Аскизского района от 01.12.2001 № 23пл Отдел культуры администрации района переименован в Управление культуры с наделением прав юридического лица с 01.12.2001.
На основании постановления Администрации Аскизского района от 23.04.2002 № 177п Управление культуры администрации Аскизского района действовало в качестве структурного подразделения Администрации Аскизского района, было зарегистрировано в качестве юридического лица, в подтверждение чего ему было оформлено соответствующее свидетельство о государственной регистрации серия 5 № 11.
В Единый государственный реестр юридических лиц 24.12.2002 внесена запись №1021900760089 о внесении сведений об Управлении культуры как о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года.
Согласно выписке из реестра Управление культуры было внесено в ЕГРЮЛ как государственное учреждение, в качестве учредителя обозначена Администрация Аскизского района.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия 28 мая 2008 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об исключении из реестра Управления культуры администрации Аскизского района.
Исключению из ЕГРЮЛ предшествовало принятие налоговой инспекцией решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц от 01.02.2008 № 4.
Решение принято в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с отсутствием движения денежных средств на расчётном счёте в течение более чем 12 месяцев (закрыт 05.06.2003), а также непредставлением предусмотренной действующим законодательством отчётности.
В Вестнике государственной регистрации № 5 за 2008 г. (дата выхода тиража 06.02.2008) опубликовано сообщение о принятии налоговым органом решения о предстоящем исключении Управления культуры Администрации Аскизского района из Единого государственного реестра юридических лиц. В преамбуле раздела сведений о принятых регистрирующим органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ имеется предложение юридическим лицам, в отношении которых принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, кредиторам и иным заинтересованным лицам, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из реестра в течение 3 месяцев со дня публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении.
По истечении 3-х месяцев со дня опубликования сообщения в связи с отсутствием заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц, содержащих возражения против исключения из ЕГРЮЛ Управления культуры Администрации Аскизского района, налоговой инспекцией внесена запись об исключении указанного юридического лица из ЕГРЮЛ.
Оценив приведённые сторонами доводы и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из содержания статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 8 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно пункту 9 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статьёй 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
В соответствии с частью 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, к субъектам гражданского права, указанным в части 1 данной статьи (субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования) нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются в том случае если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единыйгосударственный реестр юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (по тексту решения - Закон о регистрации).
В силу положений статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о регистрации единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 (ред. от 08.12.2008 далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных Правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Пунктами 3, 4 статьи 21.1 Закона о регистрации установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Из правового смысла и буквального содержания приведенных выше правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что основанием для внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра является соответствующее решение регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
В связи с этим довод представителя налогового органа о том, что решение об исключении недействующего юридического лица из реестра принимать не требуется, арбитражным судом не принимается.
Также арбитражным судом не принимается довод налогового органа о том, что к спорным правоотношениям не должны приниматься положения Правил, поскольку данная позиция противоречит статье 4 Закона о регистрации, согласно которой ведение государственного реестра должно осуществляться регистрирующем органом в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, приведённое толкование положения Закона о регистрации и Правил дано кассационной инстанцией и в силу положений статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное толкование обязательно для суда первой инстанции, вновь рассматривающего дело.
Как установлено по данному делу, регистрирующий орган, внес запись в ЕГРЮЛ об исключении недействующего юридического лица – Управления культуры при отсутствии соответствующего решения о его исключении. Данное обстоятельство не опровергается представителем налогового органа.
При таких обстоятельствах арбитражный суд констатирует, что Управление культуры исключено из ЕГРЮЛ с нарушением процедуры, установленной статьями 4, 21.1 Закона регистрации и пунктом 5 Правил.
Указанные действия привели к нарушению прав ФИО1, поскольку отказ в удовлетворении её требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в соответствии с решением суда от 11 июня 2008 года вызван исключением Управления культуры Администрации Аскизского района из ЕГРЮЛ.
Во исполнение указаний кассационной инстанции арбитражным судом проверен и оценён довод заявителя относительно не возможности применения положений статьи 21.1 Закона о регистрации к Управлению культуры как к юридическому лицу, имеющему особый статус – органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона о регистрации федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Как выше уже указывалось, Управление культуры было зарегистрировано в качестве юридического лица, в подтверждение чего ему было оформлено соответствующее свидетельство о государственной регистрации серия 5 № 11.
В Единый государственный реестр юридических лиц 24.12.2002 внесена запись №1021900760089 о внесении сведений об Управлении культуры как о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года.
Согласно выписке из реестра Управление культуры было зарегистрировано в ЕГРЮЛ как государственное учреждение.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на момент государственной регистрации Управления культуры в ЕГРЮЛ) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
На момент государственной регистрации Управления культуры применялся Федеральный закон от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции от 21.03.2002 (далее – Закон о некоммерческих организациях).
В статье 1 названного Федерального закона отражено, что настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 2названного закона некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
На основании статьи 3 названного закона некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Частями 1, 3 статьи 9 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
При таких обстоятельствах утверждение заявителя о том, что Управление культуры на момент государственной регистрации имело статус орган государственной власти, не соответствует материалам дела, а равно приведённым выше нормам.
На основании вышеизложенного, на момент государственной регистрации Управление культуры являлось некоммерческой организацией, созданной в форме государственного учреждения.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации установлен главой 3 Закона о некоммерческих организациях.
Согласно статье 13 Закона о некоммерческих организациях (в редакции действовавшей на момент государственной регистрации Управления культуры) некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях (в редакции Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, действующей на момент вынесения регистрирующим органом решения о предстоящем исключении) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба в письме от 7 августа 2006 г. № ШТ-6-09/770@ «Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации»в целях реализации положений статьи 21.1, пункта 3 статьи 26 Закона о регистрации разъяснила порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующих общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций.
Указанное разъяснение ФНС в силу структуры налоговых органов обязательно для нижестоящих налоговых органов.
Федеральная налоговая служба указала, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений Федерального закона № 129-ФЗ и процедуры, предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную пунктом 3 статьи 26 Федерального закона № 129-ФЗ, опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.
В этой связи в отношении недействующих юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, оригиналы Справок о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и Справок об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов (далее - Справки), оформленных в соответствии с Приказом Минфина России от 28.02.2006 N 32н согласно приложению № 1 и № 2 соответственно, направляются территориальными налоговыми органами с сопроводительным письмом в соответствующее управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление).
Управление на основании представленных территориальными налоговыми органами указанных Справок в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения принимает решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (общественного объединения, политической партии, религиозной организации или иной некоммерческой организации).
Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а также о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса Управления, по которому могут быть направлены заявления, в течение трех дней со дня принятия такого решения направляются Управлениями в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации» в электронном виде для опубликования в специальном разделе журнала.
Если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в Управление не поступило заявление от юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении, и (или) от его кредиторов, иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, структурное подразделение Управления, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Внесение указанной записи осуществляется в срок не позднее четырех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Таким образом, Федеральная налоговая служба установила для своих нижестоящих органов порядок осуществления внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующих юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации.
На момент совершения действий по исключению Управления культуры из ЕГРЮЛ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия обязана была руководствоваться названными разъяснениями, в силу их обязательности для нижестоящего налогового органа.
ФНС России указала, что налоговыми органами должно приниматься решение об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, а также определила в качестве уполномоченных органов на принятие решений о предстоящем исключении и об исключении недействующих некоммерческих организаций вправе - Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в нарушение указаний ФНС России, решение о предстоящем исключении Управления культуры из ЕГРЮЛ № 4 от 01.02.2008 принято и последующее его исключение из ЕГРЮЛ произведено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, а не Управлением ФНС по Республике Хакасия.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что внесении в ЕГРЮЛ записи об исключение Управления культуры является незаконным, нарушает законные права и интересы заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственного органа должно содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
С учётом вышеизложенного арбитражный суд полагает в целях восстановления нарушенных прав ФИО1 обязать налоговую инспекцию восстановить Управление культуры Администрации Аскизского района в Едином государственном реестре юридических лиц.
Государственная пошлина по делу составляет 150 рублей (100 рублей государственная пошлина при рассмотрении дела в суде первой инстанции, 50 рублей при рассмотрении дела в кассационной инстанции). По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на налоговую инспекцию.
На основании решение Арбитражного суда от 12 декабря 2008 года по настоящему делу был выдан исполнительный лист №001501 о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, г.Саяногорск, в пользу ФИО1, с.Аскиз, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей.
Согласно пояснениям сторон названный исполнительный лист не предъявлялся к исполнению и не исполнен. В ходе судебного заседания 4 декабря 2009 года указанный исполнительный лист заявителем предоставлен для приобщения к материалам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.
Таким образом, надлежит прекратить исполнение по исполнительному листу №001501, выданному на основании решения от 12 декабря 2008 года по делу № А74-2224/2009 о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, г.Саяногорск, в пользу ФИО1, с.Аскиз, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что ФИО1 уплатила государственную пошлину при подаче заявления (квитанция Абаканского отделения Сберегательного банка Российской Федерации от 10.09.2008) в сумме 100 рублей и при подаче кассационной жалобы (квитанция Абаканского отделения Сберегательного банка Российской Федерации от 24.07.2009) в сумме 50 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей подлежат взысканию с налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 – 170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить требования ФИО1, с.Аскиз.
Признать незаконным действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Управления культуры Администрации Аскизского района в связи с их несоответствием Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Постановлению Правительства Российской Федерации от19.06.2002 №438.
2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, г.Саяногорск, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путём восстановления Управления культуры Администрации Аскизского района в Едином государственном реестре юридических лиц.
3. Прекратить исполнение по исполнительному листу №001501, выданному на основании решения от 12 декабря 2008 года по делу № А74-2224/2009 о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, г.Саяногорск, в пользу ФИО1, с.Аскиз, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей.
4. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, г.Саяногорск, в пользу ФИО1, с.Аскиз, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) через Арбитражный суд Республики Хакасия либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г.Иркутск). Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья О.Ю.Парфентьева