АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
24 октября 2008 года Дело № А74-2290/2008
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 24 октября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коршуновой Т.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Кузнецовой И.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, г. Абакан,
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Транс-сервис», г. Черногорск, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принимали участие представители:
УГАДН по РХ: Лазовский А.В., доверенность от 15.10.2008.;
ООО "Транс-сервис": Кожевникова Г.М., доверенность от 07.10.2008.
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Транс-сервис» к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленные требования.
Представитель ООО "Транс-сервис" требования не признала.
Пояснения представителей Управления, ООО "Транс-сервис", представленные доказательства по делу, свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
Общество с ограниченной ответственностью «Транс-сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1041903001392, свидетельство серия 19 № 0480231.
В целях осуществления перевозки пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации ООО "Транс-сервис" получило лицензию ВА 089329 сроком действия с 19.07.2004. по 19.07.2009 года.
17 сентября 2008 года государственным инспектором Управления Алахтаевым Г.В. была проведена внеплановая проверка деятельности ООО "Транс-сервис" на предмет соблюдения лицензионных требований и условий.
В ходе проведения внеплановой проверки Управлением установлены нарушения условий лицензирования, отражённые в акте о результатах инспектирования от 17.09.2008 № 467.
Акт проверки явился основанием для составления в отношении ООО "Транс-сервис" протокола от 17.09.2008. № 136 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, директор ООО "Транс-сервис" был ознакомлен, о чём имеется его подпись в протоколе. Выявленные при проверке нарушения квалифицированы по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Составленный Управлением в отношении ООО "Транс-сервис" протокол об административном правонарушении от 17.09.2008. № 136 с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Арбитражный суд полагает, что требования Управления подлежат удовлетворению исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004. № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями соответственно федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, осуществляющих инспекторские функции, государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, государственных инспекторов гражданской авиации и должностных лиц государственной речной судоходной инспекции.
Согласно подпункту 7 пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002. № 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации" федеральные государственные служащие органов Российской транспортной инспекции, осуществляющие инспекторские функции, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом - государственным инспектором Управления Алахтаевым Г.В.
Оценив приведённые Управлением доводы, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения ООО "Транс-сервис" к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд пришёл к выводу, что имеют место не все вменяемые ООО "Транс-сервис" правонарушения. Однако наличие части доказанных Управлением правонарушений уже достаточно для привлечения ООО "Транс-сервис" к административной ответственности.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт административную ответственность в виде штрафа.
Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Статьёй 2 названного Федерального закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006. № 637 (далее - Положение о лицензировании), одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Согласно статье 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Основные задачи и требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения установлены Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённым приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997. № 2 (далее – Положение № 2), Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённым приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995. № 27 (далее – Положение № 27).
Согласно пункту 2.2 Положения № 2 об обеспечении безопасности перевозок пассажиров, организация, осуществляющая перевозку пассажиров, обязана обеспечить надёжность водителей автобусов путём организации стажировки водителей.
Обязанность по организации стажировки водителей с целью их подготовки к самостоятельной работе установлена также пунктом 3.2 Положения № 27. Согласно пунктам 3.2.1 - 3.2.4 данного Положения лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путём заключения договоров на проведение стажировки, по итогам которой оформляется заключение о допуске водителя к самостоятельной работе, которое хранится в личном деле водителя.
Управление в протоколе об административном правонарушении указывает, что при проведении проверки не представлены документы, свидетельствующие о прохождении водителем Саля Г.П. стажировки на маршруте № 10, водителем Плотниковым В.А. – на маршруте № 104.
Представителем ООО "Транс-сервис" представлен арбитражному суду стажировочный лист, свидетельствующий о том, что водитель Саля Г.П. прошёл стажировку по маршруту № 10 в период с 11.04.2007. по 13.04.2007 года. Также представлен листок прохождения специальной подготовки и стажировки на линейном автобусе, свидетельствующий, что водитель Плотников В.А. 05.02.2004. стажировался на маршруте № 104.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришёл к выводу, что Управление не доказало наличия вменяемого ООО "Транс-сервис" административного правонарушения в указанной части.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1.1. Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993. № 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой лист и лицензионную карточку.
Согласно пункту 11 Положения о лицензировании одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
Пунктом 12 Положения о лицензировании предусмотрено, что при изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек).
Управление в протоколе об административном правонарушении указывает, что ООО "Транс-сервис" для перевозки пассажиров использует автобус ПАЗ-320500 № АВ370 19, не имеющий лицензионной карточки.
В подтверждение данного обстоятельства Управление представило договор аренды транспортного средства без экипажа от 09.01.2008., заключенный между ООО "Транс-сервис" (Арендатор) и Государственным унитарным предприятием Республики Хакасия «Черногорское пассажирское автотранспортное предприятие» (Арендодатель), акт приёма-передачи транспортного средства от 09.01.2008., книгу учёта движения путевых листов ООО "Транс-сервис", путевые листы от 05.08.2008. № 46, от 06.08.2008. № 986. Путевые листы от 29.08.2008. № 284 и от 01.09.2008. № 135 представлены ООО "Транс-сервис".
Представитель ООО "Транс-сервис" пояснила, что фактически договор аренды остался намерением, не исполнен. Причиной этому способствовало то обстоятельство, что ООО "Транс-сервис" необходимо было получить лицензионную карточку. При заключении договора стороны полагали, что возможно использовать лицензионную карточку на транспортное средство, выданную Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Черногорское пассажирское автотранспортное предприятие».
Представитель ООО "Транс-сервис" также обратила внимание арбитражного суда на то, что путевые листы, представленные Управлением, выданы не ООО "Транс-сервис", а ГУП РХ «Черногорское пассажирское автотранспортное предприятие». Данные путевые листы, как пояснила представитель ООО "Транс-сервис", действительно зарегистрированы в книге учёта движения путевых листов ООО "Транс-сервис". Это необходимо было, так как водитель Саля Г.П. был откомандирован ООО "Транс-сервис" в ГУП РХ «Черногорское пассажирское автотранспортное предприятие» и осуществлял перевозки пассажиров на автобусе ПАЗ-320500 № АВ370 19, принадлежащем ГУП РХ «Черногорское пассажирское автотранспортное предприятие». Путевые листы от 29.08.2008. № 284 и от 01.09.2008. № 135 также выданы ГУП РХ «Черногорское пассажирское автотранспортное предприятие».
Арбитражный суд полагает, что Управление не доказало событие вменяемого ООО "Транс-сервис" правонарушения.
Арбитражный суд согласился с позицией ООО "Транс-сервис", что само по себе наличие договора аренды не означает фактическое использование ООО "Транс-сервис" транспортного средства для перевозки пассажиров. Представленные путевые листы свидетельствуют о том, что автобус фактически использовался ГУП РХ «Черногорское пассажирское автотранспортное предприятие». Данные путевые листы были представлены Управлению при проведении проверки. Обстоятельства, связанные с отражением путевых листов в книге учёта движения путевых листов ООО "Транс-сервис", Управлению необходимо было исследовать в ходе проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении.
В силу положений части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Режим труда и отдыха водителей автомобилей установлен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённым приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004. № 15, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 01.11.2004. за № 6094.
Режим труда и отдыха, предусмотренный данным Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований Положения (пункт 3 Положения).
Согласно пункту 25 указанного Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Управлением в протоколе об административном правонарушении указывает, что ООО "Транс-сервис" не соблюдает требование вышеназванного положения в части предоставления водителям автобусов ежедневного (междусменного) отдыха продолжительностью не менее 12 часов.
Управлением представлен табель учёта использования рабочего времени за август 2008 года, путевые листы от 28.08.2008. № 978, от 29.08.2008. № 968, выданные водителю Саля Г.П.
Представитель ООО "Транс-сервис" пояснила, что в ООО "Транс-сервис" применяется суммированный учёт рабочего времени. Режим работы водителя Саля Г.П. в августе 2008 года был следующий: продолжительность смены с 6 час 00 мин до 22 час 00 мин; в течение смены имеется перерыв с 10 час 00 мин до 18 час 00 мин. Время перерыва между сменами в рабочее время водителя не включается.
По мнению ООО "Транс-сервис", при исчислении продолжительности 12 часового ежедневного (междусменного) отдыха необходимо учитывать как время перерыва между сменами в течение дня, так и время ночного отдыха. Данные временные промежутки вместе составляют более 12 часов.
Арбитражный суд не согласился с позицией ООО "Транс-сервис".
Как следует из представленных документов, смена водителя Саля Г.П. начинается в 6 час 00 мин и заканчивается в 22 час 00 мин. Междусменный отдых составляет 8 часов.
Пункт 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей устанавливает, что продолжительность междусменного отдыха должна быть не менее 12 часов. Положением не предусмотрено, что в это время должно включаться время перерыва между двумя частями рабочего дня.
Кроме того, из путевых листов от 28.08.2008. № 978, от 29.08.2008. № 968 следует, что по расписанию водитель должен работать с 6 час 30 мин до 10 час 30 мин и с 18 час 00 мин до 22 час 00 мин.
Фактически водитель выехал в 6 час 20 мин, возвратился в 22 час 00 мин. Это обстоятельство зафиксировано диспетчером ООО "Транс-сервис".
На обороте путевых листов имеются отметки ООО «Угольная компания «Разрез Степной» о работе водителя с 6 час 30 мин до 10 час 30 мин и с 18 час 00 мин до 22 час 00 мин. Вместе с тем, это не исключает возможности работы водителя в течение смены по иным заданиям ООО "Транс-сервис".
Арбитражный суд полагает, что Управлением доказано наличие события и состава административного правонарушения в данной части.
Согласно пункту 2.2 Положения № 2 об обеспечении безопасности перевозок пассажиров юридическое лицо, осуществляющее перевозку пассажиров, обязано обеспечить надёжность водителей автобусов путём организации стажировки и занятий по повышению профессионального мастерства водителей.
Обязанность по организации стажировки водителей с целью их подготовки к самостоятельной работе установлена также пунктом 3.2 Положения № 27. Согласно пунктам 3.2.1 - 3.2.4 данного Положения проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путём заключения договоров на проведение стажировки, по итогам которой оформляется заключение о допуске водителя к самостоятельной работе, которое хранится в личном деле водителя.
Повышение профессионального мастерства водителей в соответствии с пунктом 3.4.2. Положения № 27 осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачётов заносятся в личное дело водителя.
В протоколе об административном правонарушении Управление указывает, что водитель Саля Г.П. в 2008 году не проходил занятий по повышению квалификации.
Управлением представлен протокол заседания постоянно действующей комиссии от 16.04.2008. № 4. В списке водительского состава, обученного по программе «Техминимум» водителя Саля Г.П. нет.
Представитель ООО "Транс-сервис" пояснила, что водители ООО "Транс-сервис" проходят обучение не все одновременно, а группами в течение года. Это необходимо в производственных целях для непрерывности работы предприятия. Водитель Саля Г.П., согласно протоколу заседания постоянно действующей комиссии от 27.04.2007., проходил обучение в апреле 2007 года. До конца 2008 года водитель обязательно пройдёт ежегодное обучение по программе «Техминимум». Поскольку год ещё не закончился события вменяемого административного правонарушения не имеется.
Представитель ООО "Транс-сервис" представила в материалы дела протокол заседания постоянно действующей комиссии от 16.11.2007. № 5 в подтверждение того, что водители ООО "Транс-сервис" в 2007 году проходили обучение по программе повышения профессионального мастерства в апреле и ноябре 2007 года.
Арбитражный суд согласился с позицией ООО "Транс-сервис", полагает, что из вышеназванных норм следует, что при определении периодичности проведения занятий - не реже одного раза в год, подразумевается календарный год.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.04.1996. № 22 утверждена форма учёта дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств.
Управление указывает в протоколе об административном правонарушении, что ООО "Транс-сервис" журнал учёта дорожно-транспортных происшествий ведёт не по форме, утверждённой вышеназванным приказом. В частности, не заполняется раздел 2 «Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования.
Представитель ООО "Транс-сервис" пояснила, что действительно журнал не соответствовал установленной форме. После проведения проверки журнал заведён по установленной форме.
Таким образом административное правонарушение в указанной части имело место.
Арбитражный суд считает вину ООО "Транс-сервис" в совершении правонарушения установленной, поскольку судом не выявлено обстоятельств, препятствующих выполнению ООО "Транс-сервис" требований действующих нормативных актов. ООО "Транс-сервис" таких доказательств суду не представлено.
Поскольку невыполнение ООО "Транс-сервис" указанных требований означает несоблюдение установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, арбитражный суд считает, что действия ООО "Транс-сервис" правильно квалифицированы Управлением как нарушение лицензионных условий.
Арбитражный суд не усмотрел в действиях Управления по назначению внеплановой проверки ООО "Транс-сервис" нарушений положений Федерального закона от 08.08.2001. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля», поскольку основания проведения проверки соответствуют основаниям, содержащимся в пункте 5 статьи 7 Федерального закона. Водитель Саля Г.П. является работником ООО "Транс-сервис". Арбитражный суд полагает, что для проведения проверки в рассматриваемом случае достаточно факта дорожно-транспортного происшествия вне зависимости от наличия (отсутствия) вины водителя.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Арбитражный суд полагает назначить ООО "Транс-сервис" штраф в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – тридцать тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Заявленные Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия требования удовлетворить. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Транс-сервис» к административной ответственности за совершение правонарушения на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Транс-сервис»Алекслександровичаенностью "______________________________________________________________________________________, зарегистрированного в качестве юридического лица 20.05.2004. Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1041903001392, свидетельство серия 19 № 0480231, расположенного по адресу: ул. Энергетиков, 10, г. Черногорск, административный штраф в размере тридцати тысяч рублей, подлежащий перечислению по следующим реквизитам: получатель - УФК по Республике Хакасия (УГАДН по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 1901006151, КПП 190101001, расчетный счет 40101810200000010001, банк получателя ГРКЦ НБ Республики Хакасия г. Абакан, БИК 049514001, ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации – 10611690040040000140.
3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Заверенную копию квитанции об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
4. Выдать исполнительный лист на взыскание штрафа по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск, путем подачи апелляционной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Т.Г. Коршунова