ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2329/10 от 10.09.2010 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Абакан Дело № А74-2329/2010

10 сентября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 10.09.2010.

Полный текст решения изготовлен 10.09.2010.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Хабибулиной Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Калепка А.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан,

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия, г. Абакан,

о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 5 мая 2010 года № 23 и предписания по устранению выявленных нарушений от 5 мая 2010 года № 10.

В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 03 сентября 2010 года был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 10 сентября 2010 года.

В судебном заседании принимали участие представители:

Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Отделение): Иванова Л.В. (доверенность от 08.04.2010 № 06-17/1862), Еровенко Л.Н. (доверенность от 08.04.2010 № 06-17/3454), Власова Л.П. (доверенность от 30.07.2010 № 06-17/ 4115);

Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее – Управление): Андарьянова С.А. (доверенность от 11.01.2010).

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, измененным в предварительном судебном заседании 02.08.2010. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее – ТУ Росфиннадзор в РХ) о признании недействительными пунктов 1, 3, 4 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 5 мая 2010 года № 23 и предписания по устранению выявленных нарушений от 5 мая 2010 года № 10.

В судебном заседании представители Отделения заявили ходатайство об изменении предмета заявленного требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили признать недействительными пункты 1, 2, 3 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 5 мая 2010 года № 23 и предписание по устранению выявленных нарушений от 5 мая 2010 года № 10.

Представители Управления не возражали относительно изменения Отделением предмета заявленного требования.

Арбитражный суд в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял изменение Отделением предмета заявленного требования и рассматривает дело о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 5 мая 2010 года № 23 и предписания по устранению выявленных нарушений от 5 мая 2010 года № 10.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства и доводы, изложенные в заявлении, и документы, представленные в материалы дела. Полагают, что в части установления нарушения в виде принятия сверх лимитов бюджетных обязательств на сумму 6631 рубль по подстатье 221 «услуги связи» отсутствует нарушение статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Договоры на услуги связи заключены со сроком действия до 31.12.2009. с условием оплаты за оказанные услуги в январе 2010 года. Таким образом, оплата за услуги связи предусмотрена в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2009 – 2010 годы, утвержденных постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.12.2008. № 362п. Отделением также не нарушены положения статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетные средства выделены главным распорядителем бюджетных средств - Пенсионным фондом Российской Федерации получателю – Отделению на представительские расходы в составе статьи 290 «Прочие расходы». Данное выделение бюджетных средств предусмотрено Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина Российской федерации от 25.12.2008. № 145н, Методическими рекомендациями по применению классификации операций сектора государственного управления, доведенных письмом Минфина Российской Федерации от 21.07.2009. № 02-05-10/2931 и соответствует статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с письмом Минфина Российской Федерации от 18.12.2009. № 02-07-10 /5856 органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если кассовые расходы проведены по кодам классификации операций сектора государственного управления в соответствии с бюджетной сметой, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств, даже если, по мнению органов Росфиннадзора, их отражение в классификации операций сектора государственного управления не соответствует методологии применения классификации операций сектора государственного управления, установленной вышеназванными Указаниями. Представители заявителя также полагают, что непредставление подотчётным лицом первичных учётных документов, соответствующих предъявляемым к ним требованиям, не может квалифицироваться как неправомерное принятие и оплата Отделением расходов в сумме 2000 рублей по авансовому отчёту Шагаловой Т.И. от 14.10.2009. № 79. Установленные в ходе проведения ревизии факты несоответствия первичных документов (чеков) стоимости приобретенных товаров не могли быть известны при принятии отчета у работника Шагаловой Т.И. и основания для отказа в принятии указанных учетных документов от подотчетного лица Шагаловой Т.И. не имелось. Выяснение вышеуказанных обстоятельств, а именно поддельности чеков, не относится к компетенции Отделения и Росфиннадзора. В обоснование данного довода представители заявителя сослались на пункты 2, 4, 7 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1993. № 745 и пункт 3 Инструкции по бюджетному учёту, утверждённой Приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008. № 148н.

Представитель ТУ Росфиннадзора в РХ в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив при этом следующее.

Согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской федерации, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 25.12.2008. № 145н на статью 290 «Прочие расходы» относятся расходы на прием и обслуживание делегаций (представительские расходы). Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.08.2008. № 176р утверждены Указания по формированию проектов расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его территориальных органов на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, согласно которым на статью 290 «Прочие расходы» относятся исключительно расходы на уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней в соответствии с налоговым законодательством.

Методическими рекомендациями по применению классификации операций сектора государственного управления, доведенными письмом Минфина России от 21.07.2009. № 02-05-10/2931, раскрывается порядок применения классификации операций сектора государственного управления, согласно которого к представительским расходам относятся исключительно расходы, осуществляемые на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994. № 222 «О порядке расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями». В соответствии с пунктом 1 данного постановления затраты на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц производятся в тех случаях, когда это предусмотрено решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо определено межгосударственными или межправительственными договорами Российской Федерации. Решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также разрешения руководителя Пенсионного фонда Российской Федерации на организацию встреч Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия с работниками других организаций Республики Хакасия, ветеранами и др. не представлены.

Проанализировав содержание Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления, доведенных письмом Минфина России от 21.07.2009. № 02-05-10/2931, распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской федерации от 29.08.2008. № 176р, ТУ Росфиннадзора в РХ пришло к заключению, что расходование бюджетных средств производилось без разрешения (указаний) главного распорядителя. Более того, сметы представительских расходов утверждались управляющим Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия.

Таким образом, по мнению представителя ТУ Росфиннадзора в РХ, в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса, Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 № 222, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённых Приказом Минфина от 25.12.2008 № 145н, Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления, доведённых письмом Минфина от 21.07.2009 № 02-05-10/2931, Указаний по формированию проектов расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, утверждённых распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.08.2008 № 176р, Отделением нарушен порядок применения бюджетной классификации, принцип адресности и целевого использования средств государственного внебюджетного фонда.

Представитель ТУ Росфиннадзора в РХ в судебном заседании также пояснил, что заявителю на 2009 год были доведены лимиты бюджетных обязательств по подстатье 221 «Услуги связи» в сумме 4 257 500 рублей, начисленные же Отделением расходы составили 4 264 131 рубль, что составило превышение лимита бюджетных обязательств на 6631 рубль. Согласно позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в силу статей 161, 162, 225, 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов. Нормы статей 226, 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждением договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов. Согласно статьям 281, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств является нарушением бюджетного законодательства.

Кроме того, представитель ТУ Росфиннадзора в РХ полагает, что в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», пункта 3 Инструкции по бюджетному учёту, утверждённой приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н, Отделением неправомерно приняты и оплачены расходы по документам, приложенным к авансовому отчёту от 14.10.2009 № 79, содержащим признаки поддельности.

На основании вышеизложенного ТУ Росфиннадзора в РХ полагает, что сделало обоснованный вывод о том, что принятие и оплата расходов без подтверждающих документов, установленных действующим законодательством, привело к нарушению Отделением статьи 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части исполнения бюджета, поскольку в соответствии со статьёй 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации требования к ведению бюджетного учёта едины для всех бюджетных учреждений и их невыполнение является нарушением принципа единства бюджетной системы Российской Федерации.

По мнению представителя ТУ Росфиннадзора в РХ вынесенные им в адрес Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия представление от 05 мая 2010 года № 23 и предписание по устранению выявленных нарушений от 05 мая 2010 года № 10, являются законными и обоснованными.

В судебном заседании установлено следующее.

В соответствии с Централизованным заданием ТУ Росфиннадзора в РХ от 22.12.2009 № 43-01-02-25/5948 и на основании удостоверения от 21.12.2009 № 260 ТУ Росфиннадзора в РХ проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия за период с 01 января по 31 декабря 2009 года в соответствии с утверждённой программой.

По итогам проверки составлен акт от 14 апреля 2010 года № 260.

21 мая 2010 года ТУ Росфиннадзора в РХ вынесено в адрес Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия представление от 05.05.2010 № 23 « О ненадлежащем исполнении бюджетного процесса».

05 мая 2010 № 10 ТУ Росфиннадзора в РХ принято в отношении Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия предписание по устранению выявленных нарушений.

Не согласившись с пунктами 1, 2, 3 представления от 05 мая 2010 года № 23 и предписанием по устранению выявленных нарушений от 05 мая 2010 года № 10 Отделение Пенсионного фонда оспорило их в арбитражном суде.

Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, то есть контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Подпунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Представления руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса (к числу которых отнесено нецелевое использование бюджетных средств), отнесены пунктом 2 статьи 284 Кодекса к мерам принуждения.

В силу части 4 указанной статьи Кодекса действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.

Таким образом, обжалуемые представление и предписание влекут юридические последствия для Отделения в случае его неисполнения. В связи с чем, в соответствии с положениями части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Пункт 1 представления (стр. 35-36 акта ревизии).

Пенсионным фондом Российской Федерации доведены до Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на 2009 год, в том числе по статье классификации операций сектора государственного управления 290 «Прочие расходы» - 370 200 рублей. Часть средств по статье 290 были использованы на приобретение продуктов питания (чай, кофе, кондитерские изделия, напитки, сладкая вата) для организации встреч с представителями предприятий, кредитных организаций, ветеранами, проведения совещания по итогам 2008 года, антикризисной рабочей группы, расширенного заседания Президиума Правления регионального Отделения Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Республике Хакасия, межведомственной рабочей группы. Денежные средства были выданы в подотчет Андриановой Л.А., Шагаловой Т.И., что подтверждается расходными кассовыми ордерами № 3 от 23.01.2009., № 18 от 10.03.2009., № 60 от 04.06.2009., № 133 от 08.09.2009., № 154 от 09.10.2009., № 170 от 05.11.2009., № 180 от 19.11.2009. Из авансовых отчетов Андриановой Л.А. от 26.01.2009. № 2, Шагаловой Т.И. от № 8 от 11.03.2009., 05.06.2009. № 26, 08.09.2009. № 69, 14.10.2009. №79, 06.11.2009. № 85 и 19.11.2009. № 89 и актов на списание от 27.01.2009. № 1, от 10.03.2009. № 2, от 05.06.2009. № 3, от 08.09.2009. № 4, от 13.10.2009. № 5, от 05.11.2009. № 6, от 19.11.2009. №7 следует, что Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия произведено списание денежных средств на представительские расходы по статье 290 «Прочие расходы» на сумму 20 494 рублей 07 копеек. Сметы представительских расходов на январь, февраль, март, апрель, май, июль, сентябрь утверждены Управляющим Отделения.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Данном нормой определено, что получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1997. № 1082 целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных им учреждений.

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

составляет и исполняет бюджетную смету;

принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации это субъект бюджетных правоотношений, который является главным распорядителем бюджетных средств, а Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия является, в том числе, получателем бюджетных средств. Согласно части 1 статьи 18 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2010. средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются, в том числе, на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).

Как следует из статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет государственного внебюджетного фонда является отдельным бюджетом бюджетной системы Российской Федерации.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи (пункт 1 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается органом управления государственного внебюджетного фонда, то есть отдельным нормативно-правовым актом государственного внебюджетного фонда.

Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11 апреля 2008 года № 5р ДСП утверждено Временное положение о представительских расходах и нормах расходов на прием делегаций, отдельных лиц, совещаний и семинаров, обслуживание приемных Председателя Правления ПФР, заместителя Председателя Правления ПФР, Исполнительного директора ПФР, заместителя Исполнительного директора ПФР. Данное положение определяет порядок приема делегаций, официальных лиц, обслуживание руководителей и представителей министерств, ведомств, федеральных агентств и внебюджетных фондов при проведении совещаний, семинаров, конференций, круглых столов и т.п., а также обслуживание приемных Председателя Правления ПФР, заместителей Председателя Правления ПФР, Исполнительного директора ПФР и его заместителя. Согласно указанному Временному положению о представительских расходах к таковым относятся, в том числе, затраты на поведение официального приема (завтрак, обед и т.д.) и буфетное обслуживание во время переговоров и других мероприятий.

Отделение 16.12.2008. письмом № 02-25/3594 направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации заявку на финансирование по смете доходов и расходов на содержание органов фонда на январь 2009 года, где обозначает потребность на предстоящий период по статье 290 «Прочие расходы» в размере 72 300 рублей. Согласно пояснительной записке к заявке на финансирование сметы доходов и расходов на содержание органов Фонда по Республике Хакасия на январь 2009 года заявка в части расходов по статье 290 «прочие расходы» в сумме 72 300 рублей включает в себя, в том числе, представительские расходы в размере 2000 рублей. Как следует из выписки из Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР от 26.12.2008. № 275р Пенсионным фондом Российской Федерации до Отделения доведены объемы финансирования расходов на содержание на январь 2009 года, в том числе по статье 290 в размере 72 300 рублей.

Отделение 14.01.2009. письмом № 02-25/68 направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации заявку на финансирование по смете доходов и расходов на содержание органов фонда на февраль 2009 года, где обозначает потребность на предстоящий период по статье 290 «Прочие расходы» в размере 12 000 рублей. Согласно пояснительной записке к заявке на финансирование сметы доходов и расходов на содержание органов Фонда по Республике Хакасия на февраль 2009 года заявка в части расходов по статье 290 «прочие расходы» в сумме 12 000 рублей включает в себя, в том числе, представительские расходы в размере 2000 рублей. Как следует из выписки из Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР от 26.01.2009. № 12р Пенсионным фондом Российской Федерации до Отделения доведены объемы финансирования расходов на содержание на февраль 2009 года, в том числе по статье 290 в размере 12 000 рублей.

Отделение 12.02.2009. письмом № 02-25/437 направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации заявку на финансирование по смете доходов и расходов на содержание органов фонда на март 2009 года, где обозначает потребность на предстоящий период по статье 290 «Прочие расходы» в размере 10 400 рублей. Согласно пояснительной записке к заявке на финансирование сметы доходов и расходов на содержание органов Фонда по Республике Хакасия на март 2009 года заявка в части расходов по статье 290 «прочие расходы» в сумме 10 400 рублей включает в себя, в том числе, представительские расходы в размере 4000 рублей. Как следует из выписки из Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР от 26.02.2009. № 26р Пенсионным фондом Российской Федерации до Отделения доведены объемы финансирования расходов на содержание на март 2009 года, в том числе по статье 290 в размере 10 400 рублей.

Отделение 11.03.2009. письмом № 02-25/672 направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации заявку на финансирование по смете доходов и расходов на содержание органов фонда на апрель 2009 года, где обозначает потребность на предстоящий период по статье 290 «Прочие расходы» в размере 72 400 рублей. Согласно пояснительной записке к заявке на финансирование сметы доходов и расходов на содержание органов Фонда по Республике Хакасия на апрель 2009 года заявка в части расходов по статье 290 «прочие расходы» в сумме 72 400 рублей включает в себя, в том числе, представительские расходы в размере 2000 рублей. Как следует из выписки из Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР от 25.03.2009. № 47р Пенсионным фондом Российской Федерации до Отделения доведены объемы финансирования расходов на содержание на апрель 2009 года, в том числе по статье 290 в размере 72 400 рублей.

Отделение 13.04.2009. письмом № 02-25/1167 направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации заявку на финансирование по смете доходов и расходов на содержание органов фонда на май 2009 года, где обозначает потребность на предстоящий период по статье 290 «Прочие расходы» в размере 10 400 рублей. Согласно пояснительной записке к заявке на финансирование сметы доходов и расходов на содержание органов Фонда по Республике Хакасия на май 2009 года заявка в части расходов по статье 290 «прочие расходы» в сумме 10 400 рублей включает в себя, в том числе, представительские расходы в размере 4000 рублей. Как следует из выписки из Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР от 24.04.2009. № 67р Пенсионным фондом Российской Федерации до Отделения доведены объемы финансирования расходов на содержание на май 2009 года, в том числе по статье 290 в размере 10 400 рублей.

Отделение 12.05.2009. письмом № 02-25/1643 направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации заявку на финансирование по смете доходов и расходов на содержание органов фонда на июнь 2009 года, где обозначает потребность на предстоящий период по статье 290 «Прочие расходы» в размере 8 400 рублей. Согласно пояснительной записке к заявке на финансирование сметы доходов и расходов на содержание органов Фонда по Республике Хакасия на июнь 2009 года заявка в части расходов по статье 290 «прочие расходы» в сумме 8 400 рублей включает в себя, в том числе, представительские расходы в размере 2000 рублей. Как следует из выписки из Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР от 25.05.2009. № 103р Пенсионным фондом Российской Федерации до Отделения доведены объемы финансирования расходов на содержание на июнь 2009 года, в том числе по статье 290 в размере 8 400 рублей.

Отделение 11.06.2009. письмом № 02-25/2127 направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации заявку на финансирование по смете доходов и расходов на содержание органов фонда на июль, август 2009 года, где обозначает потребность на предстоящий период по статье 290 «Прочие расходы» на июль в размере 72 400 рублей, на август в размере 8 400 рублей. Согласно пояснительной записке к заявке на финансирование сметы доходов и расходов на содержание органов Фонда по Республике Хакасия на июль - август 2009 года заявка в части расходов по статье 290 «прочие расходы» на июль в сумме 72 400 рублей включает в себя, в том числе, представительские расходы в размере 2000 рублей, на август в сумме 8 400 рублей включает в себя, в том числе, представительские расходы в размере 2000 рублей. Как следует из выписки из Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР от 25.06.2009. № 129р Пенсионным фондом Российской Федерации до Отделения доведены объемы финансирования расходов на содержание на июль, август 2009 года, в том числе по статье 290 в размере 72 400 рублей и 8 400 рублей соответственно.

Отделение 13.08.2009. письмом № 02-25/3046 направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации заявку на финансирование по смете доходов и расходов на содержание органов фонда на сентябрь 2009 года, где обозначает потребность на предстоящий период по статье 290 «Прочие расходы» в размере 8 400 рублей. Согласно пояснительной записке к заявке на финансирование сметы доходов и расходов на содержание органов Фонда по Республике Хакасия на сентябрь 2009 года заявка в части расходов по статье 290 «прочие расходы» в сумме 8 400 рублей включает в себя, в том числе, представительские расходы в размере 2000 рублей. Как следует из выписки из Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР от 26.08.2009. № 203р Пенсионным фондом Российской Федерации до Отделения доведены объемы финансирования расходов на содержание на сентябрь 2009 года, в том числе по статье 290 в размере 8 400 рублей.

Отделение 10.09.2009. письмом № 02-25/3403 направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации заявку на финансирование по смете доходов и расходов на содержание органов фонда на октябрь 2009 года, где обозначает потребность на предстоящий период по статье 290 «Прочие расходы» в размере 72 400 рублей. Согласно пояснительной записке к заявке на финансирование сметы доходов и расходов на содержание органов Фонда по Республике Хакасия на октябрь 2009 года заявка в части расходов по статье 290 «прочие расходы» в сумме 72 400 рублей включает в себя, в том числе, представительские расходы в размере 2000 рублей. Как следует из выписки из Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР от 28.09.2009. № 239р Пенсионным фондом Российской Федерации до Отделения доведены объемы финансирования расходов на содержание на октябрь 2009 года, в том числе по статье 290 в размере 72 400 рублей.

Отделение 12.10.2009. письмом № 02-25/3870 направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации заявку на финансирование по смете доходов и расходов на содержание органов фонда на ноябрь 2009 года, где обозначает потребность на предстоящий период по статье 290 «Прочие расходы» в размере 10 400 рублей. Согласно пояснительной записке к заявке на финансирование сметы доходов и расходов на содержание органов Фонда по Республике Хакасия на ноябрь 2009 года заявка в части расходов по статье 290 «прочие расходы» в сумме 10 400 рублей включает в себя, в том числе, представительские расходы в размере 2000 рублей. Как следует из выписки из Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР от 23.10.2009. № 269р Пенсионным фондом Российской Федерации до Отделения доведены объемы финансирования расходов на содержание на ноябрь 2009 года, в том числе по статье 290 в размере 72 400 рублей.

Отделение 11.11.2009. письмом № 02-25/4367 направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации заявку на финансирование по смете доходов и расходов на содержание органов фонда на декабрь 2009 года, где обозначает потребность на предстоящий период по статье 290 «Прочие расходы» в размере 0 рублей. Как следует из выписки из Приложения 1 к распоряжению Правления ПФР от 24.11.2009. № 301р Пенсионным фондом Российской Федерации до Отделения доведены объемы финансирования расходов на содержание на декабрь 2009 года, в том числе по статье 290 в размере 0 рублей.

Таким образом, указанные заявки на финансирование с пояснительными записками приняты Пенсионным фондом Российской Федерации как главным распорядителем бюджетных средств, в полномочия которого, согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, входит распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственности получателям бюджетных средств.

Отделение не допустило использования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что указанные действия государственного учреждения нельзя признать нецелевым использованием внебюджетных средств, поскольку государственное учреждение действовало в соответствии с указаниями главного распорядителя бюджетных средств.

Пункт 2 представления (стр. 36-37 акта ревизии).

Из материалов дела следует, что Отделением старшему инспектору ГВД Шагаловой Т.И. по заявлению от 08.09.2009. выданы в подотчет на административно – хозяйственные расходы, в том числе на представительские расходы, 2000 рублей.

Согласно авансовому отчету №79 от 14.10.2009. подотчетным лицом Шагаловой Т.Н. 12.10.2009. приобретены в ООО «24 часа» минеральная вода, конфеты, чай, кофе, сливки на сумму 2000 рублей. К указанному авансовому отчету в качестве подтверждающих документов приложены: товарный чек от 12.10.2009. № 23 на сумму 1711 рублей 60 копеек, товарный чек от 12.10.2009. № 24 на сумму 288 рублей 40 копеек, кассовый чек от 12.10.2009. № 29 ООО «24 часа» на сумму 2000 рублей.

Как следует из товарного чека № 23 Шагаловой Т.Н. приобретены 12.10.2009. следующие продукты: вода минеральная «Ханкуль» в количестве 5 штук по цене 14 рублей, набор конфет «Вдохновение» в количестве 2 штук по цене 206 рублей 50 копеек, набор конфет «Коркунов» в количестве 3 штук по цене 251 рубль 50 копеек, пирожное «Диво» 224 г. в количестве 5 штук по цене 42 рубля 50 копеек, чай «Гринфилд» черный в количестве 2 штук по цене 62 рубля 90 копеек, сахар рафинад в количестве 2 штук по цене 37 рублей 80 копеек, сливки сухие в количестве 1 штуки по цене 60 рублей 20 копеек.

Как следует из товарного чека № 24 Шагаловой Т.Н. приобретены 12.10.2009. следующие продукты: чай «Ахмад» зеленый в количестве 2 штук по цене 57 рублей 20 копеек, кофе «Маккона Премиум» в количестве 1 штуки по цене 174 рубля.

Данные расходы по акту на списание № 5 от 13.10.2009. признаны обоснованными и списаны с подотчета Шагаловой Т.И.

В ходе встречной проверки ООО «24 часа» ТУ Росфиннадзора в РХ было установлено, что при расчетах с населением ООО «24 часа» использует кассовые аппараты Samsung 4615RB5A040108239, SRB5A040108240. Путем сравнения кассового чека, приложенного к авансовому отчету, и контрольных лент, хранящихся в ООО «24 часа» ТУ Росфиннадзора в РХ установлено, что кассовый чек, приложенный к авансовому отчету, не является чеком ООО «24 часа».

При изучении контрольной ленты, отпечатанной контрольно-кассовым аппаратом ООО «24 часа» 12.10.2009., установлено, что 12.10.2009. в магазине ООО «24 часа», расположенном по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, 41, в 18:33 пробит кассовый чек № 29 на сумму 69 рублей. Кассовые чеки в 15:13 12.10.2009. не пробивались, ближайшие по времени чеки пробиты: в 14:15 кассовый чек № 164 на сумму 38 рублей, в 15:18 кассовый чек № 165 на сумму 125 рублей.

При изучении контрольной ленты, отпечатанной контрольно-кассовым аппаратом ООО «24 часа» 12.10.2009., установлено, что 12.10.2009. в магазине ООО «24 часа», расположенном по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина, 80, в 17:38 пробит кассовый чек № 29 на сумму 40 рублей. В 15:13 12.10.2009. пробит кассовый чек № 344 на сумму 63 рубля.

Иных магазинов у ООО «24 часа» не имеется.

Также ТУ Росфиннадзора в РХ установлено, что стоимость продуктов, указанных в товарных чеках, не соответствует стоимости продуктов, находящихся в продаже у ООО «24 часа», а подписи в товарных чеках продавцов не соответствуют подписям продавцов, работающих в магазине.

В обоснование установленных нарушений ТУ Росфиннадзора в РХ представлены акт встречной проверки от 16.02.2010., контрольные ленты, отпечатанные контрольно-кассовыми машинами ООО «24 часа», книга кассира – операциониста, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 29.03.2010.

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 29.03.2009. опрошены товаровед, продавец магазина ООО «24 часа» Бережных Г.А. и Какошникова Н.В., которые пояснили, что товарные чеки № 23 и № 24 от 12.1.10.2009. они не выписывали, подписи в чеках им не принадлежат. Была также опрошена директор ООО «24 часа» Стаселько Е.Г., которая пояснила, что кассовый чек напечатан не на их кассовой машине, так как в указанные в чеке день и часы по кассе ничего не пробивалось, некоторого товара, указанного в товарных чеках, в ООО «24 часа» не было, им не торговали.

В соответствии с пунктом 1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской федерации от 30.12.2008. № 148н бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на цели, предусмотренные статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Перечисленные требования Закона касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений. Таким образом, реальность хозяйственных операций подтверждается именно первичными учетными документами, к которым, в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете», предъявлены требования достоверности данных, содержащихся в первичных документах, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших продажу товара, то есть соответствия их фактическим обстоятельствам.

Аналогичные требования установлены пунктом 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской федерации от 30.12.2008. № 148н.

Представленные ТУ Росфиннадзора в РХ доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что понесенные Отделением затраты по приобретению продуктов на сумму 2000 рублей документы не удовлетворяют указанным требованиям.

Поскольку представленные Отделением первичные документы содержат недостоверные сведения и не могли быть составлены от имени ООО «24 часа», арбитражный суд приходит к выводу о том, что данные документы не могут являться доказательствами достоверности хозяйственной операции и правомерности отнесения их на расходы Отделения.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ТУ Росфиннадзора в РХ правильно установило, что у Отделения отсутствовали основания для принятия в состав расходов затрат на приобретение продуктов питания в сумме 2000 рублей.

Довод заявителя относительно того, что Отделение и ТУ Росфиннадзора в РХ не наделены полномочиями по проверке достоверности представляемых первичных документов отклоняется арбитражным судом по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 5.1.1, 5.14.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005. № 89н (далее по тексту Положение), территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление вправе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых может проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

В соответствии с пунктом 5.14.2 Положения территориальное управление также имеет право проводить в организациях любых организационно-правовых форм, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка).

Таким образом, ТУ Росфиннадзора по РХ обладало полномочиями на проведение встречной проверки ООО «24 часа». Причем независимо от того, что общество не является непосредственным получателем бюджетных средств в значении этого понятия согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В силу норм статей 1, 4, пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.11.1996. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктом 1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской федерации от 30.12.2008. № 148н обязанность по ведению бухгалтерского учета и обеспечению его достоверности лежит непосредственно на учреждении.

Следовательно, Отделение имело возможность проверить достоверность представленных первичных документов.

Пункт 3 представления (стр. 22 акта ревизии).

01 декабря 2009 года между ОАО «МегаФон» (оператор) и Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (заказчик) заключен договор оказания услуг связи № 7219892/2/933.

Согласно пункту 1.2 договора № 7219892/2/933 от 01.12.2009. заказчик размещает заказ на оказание услуг связи и обязуется производить их плату, а оператор обязуется оказывать заказчику услуги связи. Срок действия договора установлен сторонами с момента подписания до 31 декабря 2009 года (пункт 4.4. договора). В пункте 8.11 договора определена максимальная цена настоящего договора, которая не должна превышать 1200 рублей за весь период его действия (в редакции дополнительного соглашения № 1/1004 от 30.12.2009.). Порядок оплаты представленных услуг указан в пункте 9 договора № 7219892/2/933 от 01.12.2009. Данный порядок предусматривает, что оплата услуг производиться на основании выставленного счета на оплату за фактически оказанный оператором объем услуг с применением авансовой (кредитной) системы расчетов (авансового платежа) в соответствии с данными учета биллинговой системы оператора. Размер авансового платежа составляет 30 % от стоимости настоящего договора, что составляет 240 рублей. Аванс перечисляется на основании выставленного счета на оплату в течение 3 рабочих дней с момента фактического получения заказчиком счета на оплату. Согласно пункту 10.1 договора счет выставляется за расчетный период и направляется заказчику по адресу юридического лица и способом, указанным в договоре, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом. Способ доставки: почта либо нарочным.

Отделение платежным поручением № 77 от 14 января 2010 года оплатило ОАО «Мегафон» за услуги связи за декабрь 2009 года по договору № 7219892/2/933 от 01.12.2009. по счету № 1 – 1649643 от 31.12.2009. сумму 890 рублей 57 копеек.

14 мая 2009 года между ООО «ТехноСеть» (исполнитель) иГосударственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (заказчик) заключен договор № 807. Согласно пункту 1.2 договора № 807 от 14.05.2009. исполнитель оказывает заказчику услуги связи по предоставлению выделенного цифрового канала связи между объектами «точка-точка», а заказчик использует канал и обязуется оплачивать исполнителю стоимость услуг по его предоставлению. Срок действия договора установлен сторонами с момента подписания до 31 декабря 2009 года (пункт 5.1. договора). Порядок расчетов установлен сторонами в пункте 3 договора № 807 от 14.05.2009. Данный порядок предусматривает, что ежемесячные счета-фактуры за использование канала за отчетный месяц (месяц в котором производилось пользование каналом) выставляются исполнителем до 2-го числа месяца, следующего за отчетным, и предоставляются одновременно с актом оказанных услуг. Заказчик оплачивает выставленные счета в течение 10 (банковских) дней с момента их получения (пункт 3.2. договора). Стоимость услуг исполнителя по предоставлению заказчику канала в течение срока действия договора составляет 47 200 рублей (п.3.1 договора).

Отделение платежным поручением № 82 от 14 января 2010 года оплатило ООО «ТехноСеть» за услуги связи за декабрь 2009 года по договору № 807 от 14.05.2009. по счету № 279 от 28.12.2009. сумму 5900 рублей.

Постановлениями Правления Пенсионного фонда РФ на 2009 год Отделению доведены лимиты бюджетных обязательств по подстатье 221 «Услуги связи» в сумме 4 257 500 рублей, начисленные расходы составили 4 264 131 рубль. По данным счета 1.302.04 «Расчеты по оплате услуг связи» по состоянию на 01.01.2010 года образована кредиторская задолженность перед организациями за услуги связи за декабрь 2009 года в сумме 6631 рубля.

ТУ Росфиннадзора в РХ установлено, что начисленные расходы по подстатье 221 «Услуги связи» превысили лимиты бюджетных обязательств, доведенных до Отделения, на сумму 6631 рубля. Данное превышение лимитов квалифицировано ТУ Росфиннадзора в РХ как нарушение статей 161, 162, 225, 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками договоров и составление платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов. Нормы статей 226, 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждением договорам только в пределах доведенных лимитов до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметой доходов и расходов.

В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Кроме того, согласно части 1 статьи 789 названного Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Пунктом 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2005. № 310 «Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи» предусмотрено, что услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров, а абонент обязан: вносить плату за оказанные ему услуги телефонной связи и иные предусмотренные в договоре услуги в полном объеме и в определенные в нем сроки. Расчетный период в соответствии с пунктом 110 Постановления не должен превышать 1 месяц.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, только в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (пункт 5 данной статьи).

Согласно пункту 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет лимит бюджетных обязательств, как объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Исполнение бюджетных обязательств по услугам связи бюджетополучателем производится на основании предъявленных поставщиком первичных документов за фактически оказанные услуги (счета-фактуры, накладные и т.д.) т.е. у бюджетополучателя по факту учета предъявленных документов образуется кредиторская задолженность.

Как следует из договоров № 7219892/2/933 от 01.12.2009., № 807 от 14.05.2009. на оказание услуг связи, стоимость услуг по данным договорам определяется из фактически потребленного объема и тарифа на услуги связи, в связи с чем, принятие бюджетных обязательств (обязательство по оплате потребленной услуги) возникает при выставлении счетов-фактур за услуги связи в объеме потребленной услуги, согласованном сторонами договора, при этом заключенные договоры не содержат предельного объема услуг связи.

В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Согласно пункту 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации положения настоящего Кодекса, регулирующие исполнение бюджетов, применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и (или) указанными в ней федеральными законами.

Таким образом, 31 декабря прекращают свое действие бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, что означает невозможность осуществления исполнения бюджета по расходам после 31 декабря в рамках бюджетных обязательств текущего финансового года. 31 декабря прекращают свое действие и предельные объемы финансирования текущего финансового года.

Таким образом, при заключении договора № 7219892/2/933 от 01.12.2009. с ООО «МегаФон» Отделение исходило из того, что обязательства по оплате возникают на основании выставленного счета на оплату за фактически оказанный объем услуг. Согласно пункту 15 договора при оплате услуг подвижной связи посредством отложенного платежа, оказанные услуги подвижной связи оплачиваются по окончании расчетного периода. При этом заказчик обязуется оплатить услуги не позднее 25 календарных дней после окончания расчетного периода, если иное не установлено оператором. Сторонами в договоре установлен расчетный период - декабрь, срок оплаты – в течении 3 рабочих дней с момента фактического получения заказчиком счета на оплату. Поскольку счет оператором по данному договору выставлен 31.12.2009., то обязательства по оплате возникли у Отделения в период с 11 по 13 января 2010 года.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что сумма кредиторской задолженности в размере 890 рублей 57 копеек является расходным обязательством 2009 года, но подлежит исполнению за счет средств 2010 года, в связи с чем, также является бюджетным обязательством 2010 года.

При заключении договора № 807 от 14.05.2009. с ООО «ТехноСеть» Отделение исходило из того, что обязательства по оплате возникают на основании выставленного счета на оплату за фактически оказанный объем услуг. Согласно пункту 3.2 ежемесячные счета-фактуры выставляются исполнителем до 2-го числа месяца, следующего за отчетным, а оплата счета производится заказчиком в течение 10 банковских дней с момента счетов-фактур. Обстоятельства выставления оператором по данному договору счета-фактуры 28.12.2009. не влияют на оценку характера бюджетного обязательства, поскольку при заключении договора Отделение исходило из положения договора о том, что счет может быть выставлен 1-го числа следующего месяца, исходя из чего и определило свои бюджетные обязательства.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что сумма кредиторской задолженности в размере 5900 рублей является расходным обязательством 2009 года, но подлежит исполнению за счет средств 2010 года, в связи с чем, также является бюджетным обязательством 2010 года.

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 148н учет лимитов бюджетных обязательств (счет 501 00 000) ведется в разрезе следующих аналитических счетов (п. 240 Инструкции № 148н):

- 501 10 000 «Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»;

- 501 20 000 «Лимиты бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)»;

- 501 30 000 «Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)»;

- 501 40 000 «Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным».

Бюджетные обязательства по спорным договорам в сумме 890 рублей 57 копеек и 5900 рублей приняты к учету Отделением на первый год, следующий за отчетным, что подтверждается данными карточки счета 0 502 21, оборотно - сальдовой ведомости за 2009 год (согласно пункту 16.2 раздела II «Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета» Приложения 1 к Инструкции № 148н содержание операции на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год), отображается на счете как проводка Д КРБ 150123000 по К КРБ 150221000).

Таким образом, бюджетные обязательства Отделения за 2009 год по подстатье 221 «Услуги связи» составляют 4 257 500 рублей и не превышают лимитов бюджетных обязательств.

Учитывая изложенное, заявленные требования следует удовлетворить в части и признать недействительными пункты 1, 3 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия от 05 мая 2010 года № 23 «О ненадлежащем исполнении бюджетного процесса».

Государственная пошлина по делу составляет 2000 рублей. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. По результатам рассмотрения спора государственная пошлина в полном объеме подлежит отнесению на ТУ Росфиннадзора по РХ. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.

При подаче заявления Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерациигосударственная пошлина не уплачивалась.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявление Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия, город Абакан, удовлетворить частично.

Признать недействительнымипункты 1, 3 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия от 05 мая 2010 года № 23 «О ненадлежащем исполнении бюджетного процесса».

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Ю.В. Хабибулина