ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2377/08 от 19.01.2009 АС Республики Хакасия

Арбитражный суд Республики Хакасия 

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Абакан Дело №А74-2377/2008

22 января 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2009 года.

Решение в полном объёме составлено 22 января 2009 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Сидельниковой Т.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нежевец И.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Елена»,   город Абакан, к

Администрации города Абакана,   город Абакан,

о признании незаконным бездействия по поводу рассмотрения заявления от 16 июня 2008 года о выдаче разрешения на строительство.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя - ФИО1, доверенность от 12 октября 2008 года;

Администрации города Абакана - ФИО2, доверенность от 29 декабря 2008 года №2121.

Общество с ограниченной ответственностью «Елена» (далее - Общество) в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспорило бездействие Администрации города Абакана, выразившееся в нерассмотрении заявления от 16 июня 2008 года о выдаче разрешения на строительство.

В ходе рассмотрения дела представитель Общества поддержал требования, полагает, что имело место именно бездействие Администрации города Абакана, которая как единственный уполномоченный на выдачу таких разрешений орган не отреагировала на заявление Общества.

По мнению Общества, оспариваемым бездействием нарушены права заявителя на рассмотрение его заявления о выдаче разрешения на строительство и получение ответа на это заявление в соответствии со статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Общество на праве собственности владеет земельным участком, расположенным по адресу: <...>. Данный земельный участок был приобретён Обществом на аукционе с целью строительства производственной базы. Бездействие Администрации по поводу рассмотрения заявления Общества и выдачи разрешения на строительство либо отказа в выдаче разрешения препятствует осуществлению предпринимательской деятельности Общества.

Объяснения Администрации города Абакана о передаче заявления Общества на рассмотрение в Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана не могут свидетельствовать об исполнении Администрацией города Абакана своих обязанностей по рассмотрению заявления и о принятии по нему решения.

Доводы Администрации города Абакана о непредставлении Обществом ряда документов представитель Общества полагает необоснованными. В частности, государственная регистрация договора купли-продажи земельного участка не обязательна, правоустанавливающим документом при подаче заявления от 16 июня 2008 года являлся сам договор купли-продажи участка. В качестве объекта строительства Общество указывало производственную базу с административным помещением, что соответствует целевому назначению участка. Приобретение проектной документации, составленной в 2007 году, то есть до приобретения участка и обращения в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения также не влияет на правовую оценку бездействия Администрации.

Администрация города Абакана полагает необоснованными требования Общества. В ходе рассмотрения дела представитель Администрации города Абакана просил отказать в удовлетворении заявления Общества.

Арбитражный суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Елена» зарегистрировано в качестве юридического лица 16 июня 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия.

Указанные обстоятельства установлены судом при исследовании свидетельства от 16 июня 2006 года серии 19 №00065119.

28 марта 2008 года постановлением Мэра города Абакана №526 утверждён градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

16 июня 2008 года Мэром города Абакана вынесено постановление №1105 «О предоставлении земельного участка в собственность», которым Обществу предоставлен в собственность земельный участок площадью 3.495м2 по улице Итыгина, 23В, Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана (далее – Департамент) предписано заключить договор купли-продажи земельного участка, а Обществу – зарегистрировать договор купли-продажи земельного участка в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия.

16 июня 2008 года Общество и Администрация города Абакана (далее – Администрация) на основании протокола результатов аукциона от 10 июня 2008 года №8 заключили договор №1428 о купле-продаже земельного участка площадью 3.495м2, расположенного по улице Итыгина, 23 «В» в городе Абакане.

В этот же день земельный участок передан Обществу по акту приёма-передачи.

Согласно оттискам штампа Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия право собственности Общества на земельный участок зарегистрировано 15 июля 2008 года.

17 июня 2008 года Общество представило в Администрацию заявление от 16 июня 2008 года о выдаче разрешения на строительство нулевого цикла административного здания производственной базы по адресу: <...>, разрешений на подготовительные работы, разравнивание территории, вывоз мусора, установку забора по границе участка и раскопку шурфов для определения состава грунтов.

В перечне приложенных документов указаны градостроительный план земельного участка, генеральный план производства земляных работ, проект организации строительства, архитектурное решение и стройгенплан производства земляных работ.

19 июня 2008 года Администрация передала заявление Общества на рассмотрение в Департамент, о чём свидетельствует оттиск штампа Департамента.

В письме от 27 июня 2008 года №3565, подписанном исполняющим обязанности руководителя Департамента ФИО3, Департамент уведомил Общество, что выдать разрешение на строительство не представляется возможным, так как представленные материалы не соответствуют градостроительному плану земельного участка и части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Общество не согласилось с отказом в выдаче разрешения и оспорило его в арбитражном суде.

26 сентября 2008 года Арбитражный суд Республики Хакасия вынес решение по делу №А74-1702/2008, удовлетворил заявление Общества, признал незаконным решение Департамента об отказе в выдаче разрешения на строительство, выраженное в письме от 27 июня 2008 года №3564, в связи с его несоответствием Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В решении Арбитражный суд Республики Хакасия указал, что выдача разрешений на строительство относится исключительно к полномочиям Администрации города Абакана. Решение об отказе в выдаче разрешения принято должностным лицом Департамента, то есть неуполномоченным органом, и нарушает права и законные интересы заявителя, в том числе право на рассмотрение уполномоченным органом его заявления по существу и получение от него разрешения на строительство либо мотивированного отказа, а также право на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и на свободное участие в градостроительной деятельности, установленное статьёй 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

29 сентября 2008 года в Арбитражный суд Республики Хакасия поступило заявление Общества об оспаривании бездействия Администрации по поводу рассмотрения заявления от 16 июня 2008 года.

Заявление подано в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд рассмотрел заявление в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Полномочия на выдачу разрешения на строительство на земельном участке, на который распространяется действие градостроительного регламента, предоставлены в части 4 статьи 51, пункте 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункте 3 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06 июля 1991 года №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», пункте 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органу местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Пунктом 26 части 1 статьи 9, пунктом 3 статьи 44 Устава города Абакана, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 28 декабря 2005 года №222, выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории города Абакана, отнесена к полномочиям Администрации.

Согласно части 6 статьи 34, частям 1, 2 статьи 39 Устава города Абакана Администрация города Абакана является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов и решений городского Совета депутатов, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения города Абакана, органов местного самоуправления города Абакана. Администрацией города Абакана руководит Мэр города Абакана, который осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через заместителей мэра города.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 37 Устава города Абакана Мэр города Абакана имеет заместителей, в том числе одного первого заместителя. Заместители мэра города осуществляют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных мэром города, выполняют его поручения.

Частями 1, 2 статьи 40 Устава города Абакана установлено, что в структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят Администрация города Абакана, департаменты, комитеты, управления и иные органы. Положения об органах Администрации города, включающие описание структуры, полномочия, порядок формирования и организации работы, утверждаются Абаканским городским Советом депутатов по представлению Мэра города Абакана.

Согласно пунктам 1.1, 2.5 Положения о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 26 ноября 2004 года №100 (далее – Положение о Департаменте), Департамент является одним из исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - город Абакан и от его имени осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, определённой нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия, Уставом города Абакана, правовыми актами представительного органа местного самоуправления и Мэра города Абакана, а также настоящим Положением.

Департамент является юридическим лицом (пункт 2.1 Положения о Департаменте) и в соответствии с пунктами 3.2.6, 3.2.20, 3.2.21 Положения о Департаменте выполняет следующие функции:

- осуществляет в установленном порядке подготовку правоустанавливающих документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости;

- рассматривает заявления и обращения граждан и юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности и принимает решения в пределах своей компетенции;

- осуществляет контроль за соблюдением градостроительного законодательства, иных нормативных и правовых актов в соответствии с действующим законодательством.

Для осуществления возложенных на него функций Департамент вправе участвовать в рассмотрении и обсуждении вопросов в области архитектуры, строительства и землепользования, давать разъяснения по вопросам землеустройства, архитектуры, планировки, застройки, а также всех видов строительства (пункты 4.1.2, 4.1.6 Положения о Департаменте).

Департамент обязан рассматривать заявления, обращения, пожелания, жалобы по предмету своей деятельности (пункт 4.2.2 Положения о Департаменте).

Пунктом 1 Постановления Мэра города Абакана от 17 января 2007 года №47 полномочия по подписанию разрешений на строительство в городе Абакане возложены на заместителя Мэра города Абакана - начальника Департамента ФИО4

Таким образом, Общество обратилось с заявлением от 16 июня 2008 года о выдаче разрешения на строительство к уполномоченному лицу - Мэру города Абакана, возглавляющему Администрацию города Абакана.

Согласно пунктам 1 – 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям и выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

По смыслу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации у Администрации возникла обязанность в течение десяти дней со дня получения заявления застройщика о выдаче разрешения на строительство провести проверку наличия документов, соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка предъявляемым требованиям и выдать разрешение на строительство или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как установлено судом, Администрация передала 19 июня 2008 года заявление Общества на рассмотрение в Департамент, что не противоречит требованиям пунктов 1, 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Письмо исполняющего обязанности руководителя Департамента ФИО3 от 27 июня 2008 года №3565 с решением об отказе в выдаче разрешения на строительство свидетельствует о том, что Департамент как специализированный в вопросах строительства орган местного самоуправления в пределах установленного десятидневного срока провёл проверку наличия документов, приложенных к заявлению Общества, а также проверку их соответствия установленным требованиям.

По порядку издания указанное решение признано арбитражным судом незаконным, на дату рассмотрения дела №А74-2377/2008 решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 сентября 2008 года по делу №А74-1702/2008 вступило в законную силу.

Совокупность приведённых обстоятельств позволяет сделать вывод, что Администрацией города Абакана не исполнены требования пункта 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации о выдаче разрешения на строительство либо об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Возражая против требований Общества, Администрация указала на ряд обстоятельств, свидетельствующих, по её мнению, о том, что права и законные интересы Общества не нарушены бездействием Администрации в рамках статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

- в период с 17 июня по 25 ноября 2008 года Общество представило в Администрацию города Абакана ряд новых заявлений о выдаче разрешения на строительство объекта на земельном участке по улице Итыгина, 23В в городе Абакане; все заявления рассмотрены Администрацией города Абакана по существу, в связи с чем к моменту признания незаконным решения от 27 июня 2008 года №3565 заявление Общества от 16 июня 2008 года утратило актуальность и не требовало мотивированного ответа;

- на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения не было зарегистрировано право собственности Общества на земельный участок, Общество не приобрело статус застройщика, о котором говорится в статье 51 и пункте 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем предусмотренные статьёй 51 названного Кодекса права у Общества не возникли и не могли быть нарушены;

- на дату обращения с заявлением о выдаче разрешения Обществом не выполнены обязанности, выполнение которых должно предшествовать получению разрешения на строительство; в соответствии с частью 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется на основании градостроительного плана земельного участка; представленные Обществом материалы проектной документации датированы 2007 годом, тогда как проектный план утверждён 28 марта 2008 года, участок приобретён 10 июня 2008 года;

- в заявлении от 27 июня 2008 года Общество обозначило объект строительства как нулевой цикл торгового комплекса, а в последующих заявлениях от 17 июля, 22 июля, 08 августа, 22 октября, 11 ноября 2008 года – административное здание производственной базы, в заявлении от 25 ноября 2008 года – производственное здание с административными помещениями; вследствие этого на дату истечения срока рассмотрения заявления от 16 июня 2008 года Общество намеревалось осуществлять строительство иного объекта – не административного здания производственной базы, а торгового комплекса.

Приведённые Администрацией города Абакана доводы подтверждены заявлениями Общества, приложенными к заявлениям проектными документами.

Арбитражный суд признал состоятельными доводы Администрации о неоднократном представлении Обществом заявлений, различном обозначении объекта строительства, об отсутствии на дату подачи заявления о выдаче разрешения факта государственной регистрации права собственности Общества на земельный участок, несоблюдении последовательности, обозначенной в части 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, но полагает, что некоторые из указанных обстоятельств могли быть учтены при рассмотрении заявления Общества о выдаче разрешения на строительство.

Основанием для бездействия Администрации по рассмотрению заявления застройщика указанные обстоятельства (поступление новых заявлений, иное обозначение объекта) не являлись.

Довод Администрации об отсутствии у Общества по состоянию на 16 июня 2008 года статуса и прав застройщика в целях применения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и, вследствие этого отсутствия нарушения прав, предусмотренных названной статьёй, и законных интересов Общества арбитражный суд исследовал и пришёл к следующим выводам.

В целях применения Градостроительного кодекса Российской Федерации в пункте 16 части 1 статьи 1 Кодекса под застройщиком понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

При этом согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство.

Лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Анализ пункта 16 части 1 статьи 1, частей 2, 3 статьи 52, пункта 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающего представление правоустанавливающих документов при обращении застройщика с заявлением о выдаче разрешения на строительство, позволяет понимать под застройщиком лицо, которое прежде всего является обладателем права на земельный участок, на котором ведётся новое строительство.

Сопоставление приведённых правовых норм с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» подтверждает указанный вывод, поскольку в данном Федеральном законе под застройщиком понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок.

Согласно статье 128, пункту 1 статьи 130, пункту 1 статьи 131, пункту 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу), право собственности на которые у приобретателя возникает с момента государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Аналогичное условие обозначено в пункте 7.2 договора купли-продажи земельного участка от 16 июня 2008 года №1428.

Заявитель не представил доказательства государственной регистрации права собственности на земельный участок по состоянию на 16, 17 июня 2008 года, не оспаривал в ходе рассмотрения данного дела, что право собственности в установленном порядке зарегистрировано 15 июля 2008 года.

По своему статусу договор от 16 июня 2008 года №1428 правоустанавливающим документом в целях применения части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не является, поскольку не свидетельствует о возникновении у Общества в установленном порядке права собственности на недвижимое имущество.

Вследствие этого имеются основания полагать, что на дату подачи заявления от 16 июня 2008 года Общество не являлось застройщиком по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявление о выдаче ему разрешения на строительство подано при отсутствии статуса застройщика, преждевременно. Права в рамках статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации у Общества по состоянию на 16, 17 июня 2008 года не возникли.

Бездействие Администрации по поводу выдачи разрешения или отказа в выдаче разрешения на строительство не предусмотрено статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве последствия непредставления указанных в части 7 названной статьи документов.

Однако при наличии совокупности указанных выше обстоятельств, с учётом приведённых правовых норм суд признал, что у него отсутствуют основания для вывода о нарушении прав и законных интересов Общества как застройщика, предусмотренных статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По смыслу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными является совокупность обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая выводы по вопросу о нарушении прав и законных интересов Общества в рамках статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд полагает отказать в удовлетворении заявления Общества об оспаривании бездействия Администрации.

Государственная пошлина по делу составляет 2.000 рублей, уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд платёжным поручением от 19 сентября 2008 года №016 в установленных размере и порядке.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд в соответствии с правилами части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит судебные расходы в виде государственной пошлины на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216, 319 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Отказать в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Елена», город Абакан.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий апелляционный арбитражный суд, город Красноярск, или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

  Республики Хакасия Сидельникова Т.Н.