ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2428/08 от 05.11.2008 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

12 ноября 2008 года Дело № А74-2428/2008

Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Парфентьевой О.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, г.Абакан,

о привлечении индивидуального предпринимателя Верьясова Виктора Викторовича, г.Абакан,

к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Веселкова А.П.

В судебном заседании принимали участие

от заявителя: Алахтаев Г.В. (доверенность № 80 от 21.01.2008);

индивидуальный предприниматель Верьясов В.В. (до перерыва),

от предпринимателя: Чурилова И.А. (доверенность № 19-01/158336 от 28.03.2008).

В судебном заседании 01 ноября 2008 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд объявлял перерыв до 15 часов 30 минут 05 ноября 2008 года.

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Верьясова Виктора Викторовича (далее – предприниматель) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование по обстоятельствам, изложенным в заявлении.

Предприниматель и его представитель в судебном заседании с требованием заявителя не согласились по обстоятельствам, изложенным в отзыве на заявление и в протоколе судебного заседания.

Исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.

Верьясов Виктор Викторович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31 марта 1999 года Регистрационной палатой администрации города Абакана, о чём 16 августа 2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Республике Хакасия внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, и осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании стандартной лицензии № АСС-19-1801, выданной Хакасским республиканским отделением Российской транспортной инспекции на срок с 29 октября 2004г. по 29 октября 2009г.

Согласно сообщению Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю 8 от 18.09.2008 на автобусе KIAGRANDBIRDKM 948-S регистрационный номер АВ 795, 2002 год изготовления, выполнявшего перевозки пассажиров по междугородному автобусному маршруту «Абакан-Красноярск», не работал тахограф, не было записей на диаграммном диске.

Согласно рапорту госинспектора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Алахтаева Г.В. от 28 сентября 2008 года водитель автобуса не обеспечен графиком (расписанием) движения по маршруту №515 «Абакан-Красноярск».

03 октября 2008 года государственным инспектором Управления Алахтаевым Г.В. проведена внеплановая проверка предпринимателя Верьясова В.В. на предмет соблюдения законодательства, условий и требований лицензирования, обеспечения безопасности дорожного движения.

В ходе проверки были установлены нарушения предпринимателем требований нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности пассажирских перевозок, которые зафиксированы в акте о результатах инспектирования от 03.10.2008 №512, подписанном предпринимателем.

Сообщение, рапорт и акт явились основанием для составления 03 октября 2008 года протокола №153 об административном правонарушении в отношении предпринимателя Верьясова В.В., в котором отражены следующие нарушения: 28 сентября 2008 года в 23 час. 55 мин. при проверке автобуса SHUCHIYTK 6126 регистрационный знак АВ 919 19, производившего посадку пассажиров на площадке автовокзала, был выявлен факт осуществления перевозочной деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, а именно: водители автобуса не обеспечены графиком (расписанием) движения по маршруту №515 «Абакан-Красноярск»; не обеспечивается соблюдение требований Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации», утверждённых Приказом Минтранса Российской Федерации №86 от 07.07.1998 (18.09.2008 в 12 час. 05 мин. при проверке автобуса KIAGRANDBIRDKM 948-S регистрационный номер АВ 795 19 на посту ДПС 236 км автодороги «Енисей» не работал тахограф, в регистрационных листках не указываются фамилии и имена водителей).

В протоколе об административном правонарушении выявленные при проверке нарушения квалифицированы как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, предприниматель был ознакомлен, о чём свидетельствует его подпись в протоколе от 03.10.2008г. При ознакомлении с протоколом предприниматель указал, что по заказу ОАО «Автовокзал» для вывозки пассажиров был предоставлен дополнительный автобус.

Составленный Управлением в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении №153 от 03.10.2008, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Арбитражный суд, выслушав доводы сторон, оценив в совокупности документы, предоставленные сторонами в материалы дела, пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" (в редакции от 14.12.2006г. №1767) установлено, что работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями соответственно федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, осуществляющих инспекторские функции, государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, государственных инспекторов гражданской авиации и должностных лиц государственной речной судоходной инспекции.

Согласно подпункту 7 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 515 «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» федеральные государственные служащие органов Российской транспортной инспекции, осуществляющие инспекторские функции, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом.

Порядок составления протокола, предусмотренный статьёй 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также срок его составления Управлением не нарушены.

Оценив приведённые Управлением доводы, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт административную ответственность в виде штрафа.

Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Статьёй 2 названного закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006. № 637, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Перевозка пассажиров автобусом в междугороднем сообщении может осуществляться только при наличии утвержденного и согласованного с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации расписания движения. Данная обязанность установлена статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движении»»; подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»; пунктами 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2; пунктом 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР; пунктом 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200; пунктом 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 N 176.

Указанный вывод арбитражного суда подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2008 г. № 1097/08.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 6 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, утверждённого Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2007. № 364 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия осуществляет мероприятия, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), в том числе утверждает паспорта на автобусные маршруты и расписания движения автобусов и маршрутных такси, разрабатывает и утверждает сводные расписания предельно допустимого количества автобусов на маршрутах, в установленном порядке организует обследование эксплуатируемых и вводимых вновь автобусных маршрутов, координирует деятельность по организации транспортного обслуживания с органами местного самоуправления Республики Хакасия.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства утвердило формы и регламент рассмотрения документов, связанных с организацией пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории Республики Хакасия, приказом от 17.08.2007 № п-168 утвердило Положение о конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным (междугородным и пригородным) маршрутам (регулярным и временным) на территории Республики Хакасия, относящимся к ведению Минтранса Хакасии.

Материалами дела подтверждается, что на момент проверки у предпринимателя Верьясова В.В. отсутствует расписание движения по маршруту №515 «Абакан-Красноярск» со временем отправления 23 час. 55 мин., утверждённое Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, равно как отсутствует расписание, утвержденное уполномоченным органом Администрации Красноярского края.

На основании изложенного арбитражным судом не могут быть приняты доводы предпринимателя. Факт осуществления предпринимателем пассажирских перевозок при отсутствии у него утвержденного в установленном порядке расписания подтверждается материалами дела.

Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод, что у арбитражного суда имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку состав спорного правонарушения доказан заявителем.

Относительно второго правонарушения вменяемого предпринимателю арбитражный суд пришёл к выводу о недоказанности Управлением объективной стороны правонарушения. В ходе судебного разбирательства Управлением не устранены имеющиеся противоречия в процессуальных документах, предоставленных Управлением (протоколе об административном правонарушении и сообщении 8 об обнаружении административного правонарушения), касающиеся описания объективной стороны правонарушения.

В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учётом вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу, что несоблюдение требований Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, подлежит исключению из числа фактов, образующих событие рассматриваемого административного правонарушения.

Между тем приведённые обстоятельства и вывод арбитражного суда об отсутствии правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности по пункту 2 протокола об административном правонарушении не влияет на наличие события и состава административного правонарушения, поскольку в данном случае каждое нарушение, отражённое в протоколе об административном правонарушении, является самостоятельным правонарушением, образующим состав административного правонарушения..

Данное обстоятельство может быть принято арбитражным судом во внимание при решении вопроса о размере административного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от трёх до четырёх тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Доказательств наличия отягчающих вину обстоятельств Управление арбитражному суду не представило.

С учётом вышеизложенного арбитражный суд, приняв во внимание характер совершённого административного правонарушения, полагает возможным назначить предпринимателю административный штраф в размере трёх тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 169, 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Удовлетворить заявление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия.

Привлечь индивидуального предпринимателя Верьясова Виктора Викторовича к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Верьясова Виктора Викторовича, родившегося 07.02.1967г в г. Черногорске, проживающего по адресу: ул. Вяткина 49-20, г.Абакан, действующего на основании свидетельства серия 19 № 0158037, выданного 16.08.2004г Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Республике Хакасия, административный штраф в размере трёх тысяч рублей, который подлежит зачислению в бюджет города Абакана по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Республике Хакасия (УГАДН по Республике Хакасия),

расчётный счёт: 401 0181 02 000 000 10001, ИНН/КПП: 190 100 61 51/190 101 001,

банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия г. Абакан,

БИК 049 514 001, ОКАТО 954 01 000 000,

код бюджетной классификации - 106 116 900 4004 0000 140 («Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в местные бюджеты»).

3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

4. Выдать исполнительный лист на взыскание штрафа по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья О.Ю.Парфентьева