ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2492/10 от 16.08.2010 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

23 августа 2010 года Дело № А74-2492/2010

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2010 года.

Решение в полном объёме изготовлено 23 августа 2010 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коршуновой Т.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Калепка А.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «СГ-транс», г. Москва, в лице Абаканской базы сжиженного газа – филиала по реализации ОАО «СГ-транс», г. Абакан,

о признании незаконным и отмене постановления Министерства по градостроительной и жилищной политике Российской Федерации от 18 июня 2010 года о привлечении к административной ответственности на основании части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии прокурора г. Абакана.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя: ФИО1 доверенность от 01.01.2010 № 030;

Министерства по градостроительной и жилищной политике Российской Федерации:

ФИО2 доверенность от 17.06.2010 № 9дс/2010;

от прокурора г. Абакана: Манишева И.А., служебное удостоверение ТО №090846.

В соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11.08.2010 был объявлен перерыв до 16.08.2010 года.

Открытое акционерное общество «СГ-транс», в лице Абаканской базы сжиженного газа – филиала по реализации ОАО «СГ-транс» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по градостроительной и жилищной политике Российской Федерации (далее – Министерство) от 18 июня 2010 года о привлечении к административной ответственности на основании части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 2 июля 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен прокурор г. Абакана.

В судебном заседании представитель ОАО "СГ-транс" поддержала заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении, дополнении к заявлению.

Представитель Министерства, прокурор г. Абакана требования не признали по обстоятельствам, изложенным в отзывах на заявление, дополнениях к отзыву.

Пояснения лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.

Открытое акционерное общество «СГ-транс» зарегистрировано в качестве юридического лица 27 января 2004 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 40 по г. Москве (свидетельство о государственной регистрации серии 77 № 001822159).

В адрес Абаканской базы сжиженного газа – филиала от реализации ОАО «СГ-транс» факсимильной связью направлено уведомление прокуратуры г. Абакана от 12.03.2010 года о проведении проверки соблюдения обществом законодательства при строительстве АГЗС на территории ОАО «Абаканского опытно-механического завода».

15.03.2010 года страшим помощником прокурора Манишевой И.А., старшим специалистом отдела государственного строительного надзора Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия ФИО3 проведена проверка и составлен акт проверки соблюдения Абаканской базой сжиженного газа – филиала ОАО «СГ-транс» законодательства по строительстве АГЗС на территории ОАО «Абаканского опытно-механического завода», в котором отражено, что на момент проверки факт эксплуатации объекта не установлен, разрешительных документов на строительство либо ввод в эксплуатацию данного объекта капитального строительства представителями ОАО «СГ-транс» не представлено, извещения о начале строительства в Министерство не поступало. В действиях должностных лиц ОАО «СГ-Транс» усматривается нарушение части 2 статьи 51 и части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

21.04.2010 прокурором в адрес Абаканской базой сжиженного газа – филиала от реализации ОАО «СГ-транс» факсимильной связью направлено уведомление о необходимости явиться 22.04.2010 в 14 часов в прокуратуру г. Абакана для дачи объяснений и предоставления документов в связи с проведением прокуратурой проверки по обращению ФИО4 о нарушении действующего законодательства при эксплуатации обществом АГЗС, расположенных по ул.Крылова, в районе ГУП РХ «Автоколонна» 2038», и ул.П.Коммунаров, 131 в районе ОАО «Абаканского опытно-механического завода».

22.04.2010 года страшим помощником прокурора г. Абакана Манишевой И.А. с участием специалистов Управления Ростехнадзора по Республики Хакасия и Министерства в присутствии понятых составлен акт осмотра места совершения административного правонарушения, в котором отражено, что 22.04.2010 в 11 час. 50 мин. по адресу: <...> на АГЗС ОАО «СГ-транс» осуществляется эксплуатация АГЗС – реализация сжиженного газа при отсутствии разрешения на строительство, реконструкцию АГЗС и ввода её в эксплуатацию. С актом ознакомлен и копию получил оператор АГЗС ФИО5

В этот же день оператору вручалось уведомление, адресованное руководителю Абаканской базы сжиженного газа – филиала от реализации ОАО «СГ-транс», с предложением явиться или обеспечить явку представителя филиала в проведении выездной проверки, назначенной на 11 часов 22.04.2010. От получения указанного уведомления оператор отказался.

22.04.2010 года старшим помощником прокурора г. Абакана Манишевой И.А. получено объяснение от исполняющего обязанности главного инженера Абаканской базой сжиженного газа – филиала от реализации ОАО «СГ-транс» ФИО6, начальника АГЗС ФИО7 и юрисконсульта ФИО1

29.04.2010 года прокуратурой г.Абакана в адрес Абаканской базы сжиженного газа – филиала по реализации ОАО «СГ-транс» факсимильной связью направлено письмо с приглашением явиться в прокуратуру г.Абакана 30.04.2010 в 14 часов для дачи объяснений по существу выявленных нарушений, составлений постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

30.04.2010 старшим помощником прокурора г. Абакана Манишевой И.А. получено объяснение от юрисконсульта Абаканской базой сжиженного газа – филиала от реализации ОАО «СГ-транс» ФИО1

30.04.2010 года постановлением прокурора города Абакана в отношении ОАО «СГ-транс» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 9.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с эксплуатацией ОАО "СГ-транс" объекта капитального строительства - АГЗС № 10 по адресу: <...> без разрешения на ввод его в эксплуатацию. Копия постановления 30.04.2010 года вручена ФИО1 по доверенности, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем свидетельствует её подпись на постановлении.

Материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО «СГ-транс» направлены для рассмотрения 30.04.2010 в Министерство по градостроительной и жилищной политике по Республики Хакасия.

12.05.2010 года Министерством по градостроительной и жилищной политике по Республики Хакасия вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрение дела назначено на 10 часов 30 минут 20.05.2010 года. Данное определение направлено Абаканской базе сжиженного газа – филиалу от реализации ОАО «СГ-транс».

20.05.2010 года ОАО "СГ-транс" представлены в Министерство возражения от 19.05.2010 № 2/449 на постановление от 30.04.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении.

20.05.2010 года Министерством вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 18.06.2010 года 10 часов 30 минут в целях истребования дополнительных материалов. Данное определение направлено 04.06.2010 года ОАО «СГ-Трансс» по адресу: <...> и получено ОАО "СГ-транс" 11.06.2010 года.

18.06.2010 года начальником отдела государственного строительного надзора Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия ФИО8 рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «СГ-транс» и принято постановление, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 20.000 рублей на основании части 5 статьи 9.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление эксплуатации объекта капитального строительства - АГЗС № 10 по адресу: <...>, без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

21.06.2010 года копия постановления направлена ОАО "СГ-транс" по адресу: <...>. Также копия постановления 21.06.2010 года вручена представителю общества ФИО1, о чем свидетельствует её подпись на постановлении.

Не согласившись с принятым постановлением ОАО "СГ-транс" обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд полагает, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене. При этом арбитражный суд руководствовался нижеследующим.

Согласно части 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 4 названной нормы по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.

Проверяя полномочия должностных лиц, возбудивших дело об административном правонарушении и принявших спорное постановление, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что они составлены уполномоченными должностными лицами. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. С учётом вышеизложенного арбитражный суд считает, что прокурор при возбуждении дела об административном правонарушении действовал в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно части 1 статьи 23.56. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе рассматривать органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, а также судьи, в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (часть 2 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, Министерство вправе было рассмотреть данное административное дело.

Вместе с тем, проверяя обстоятельства соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, арбитражный суд пришёл к выводу о нарушении порядка привлечения ОАО "СГ-транс" к административной ответственности.

В качестве доказательств противоправности действий заявителя административный орган ссылается на акт осмотра от 22.04.2010, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.04.2010 и иные документы.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется нормами раздела 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, вопрос о том, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбуждённым с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса в протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Вышеуказанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, в постановлении прокурора от 30.04.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, присутствовал ли законный представитель общества при составлении прокурором названного постановления. Имеется подпись об ознакомлении, разъяснении прав, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса и о получении копии постановления ФИО1 действующей на основании доверенности от 01.01.2010 года.

Доказательства извещения ОАО «СГ-транс» о месте и времени составления постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в материалах административного дела отсутствуют. Должностным лицом, рассмотревшим административное дело, данное обстоятельство не исследовалось и правовая оценка данному обстоятельству не дана.

В ходе судебного разбирательства прокурор пояснил, что уведомление о месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ОАО «СГ-транс» не направлялось.

Уведомление о месте и времени составления постановления было направлено 29.04.2010 факсимильной связью директору филиала. По мнению прокурора, уведомление юридического лица через его филиал, расположенный на территории г. Абакана, является надлежащим уведомлением, поскольку директор филиала имеет доверенность, выданную генеральным директором общества ФИО9 с правом представлять интересы юридического лица во всех контрольно-надзорных, правоохранительных органах, касающиеся деятельности его филиала. Для дачи объяснений и получения постановления директор филиала направил юрисконсульта филиала ФИО1, также имеющую доверенность на представление интересов общества.

В подтверждение полномочий директора филиала и юрисконсульта в материалы дела предоставлены доверенности. Данную позицию прокурора поддержал представитель Министерства.

Выслушав мнение прокурора и Министерства, исследовав, предоставленные доверенности арбитражный суд находит необоснованными приведенные доводы в связи со следующим.

  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КАП.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Как следует из материалов дела и не опровергается административным органом и прокурором, ОАО «СГ-Транс» не уведомлялось о месте и времени составления постановления от 30.04.2010 года.

Директор филиала и юрисконсульт имеют общие доверенности на представление интересов юридического лица, без указания на полномочия по участию в данном административном деле.

При таких обстоятельствах арбитражный суд констатирует нарушение прокурором процедуры составления постановления о возбуждении административного дела от 30.04.2010 года, предусмотренной статьями 28.2, 28.4, 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные нарушения являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. ОАО "СГ-транс" в лице его законного представителя было лишено возможности участвовать в административном производстве, представлять объяснения по факту вменяемого ему правонарушения, а также представлять соответствующие доказательства в обоснование имеющихся возражений.

ОАО "СГ-транс" также не было уведомлено о составлении прокурором 22.04.2010 года акта осмотра места совершения административного правонарушения.

Прокурор, ссылаясь на Федеральный закон «О прокуратуре» полагает, что данным законом не установлена обязанность прокурора по уведомлению лица, в отношении которого проводится проверка, о предстоящей проверке, а также не предусмотрена форма и процедура составления актов осмотра, в связи с чем, по мнению прокурора, акт осмотра составляется в произвольной форме и необходимости уведомлять общество о составлении такого документа не имелось.

Арбитражный суд критически относится к данной позиции прокурора, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (статья 3 названного Федерального закона).

Согласно статье 4 названного Федерального закона органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Прокурор возбуждает административное дело по основаниям, установленным законом и выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (статьи 22, 25 Федерального закона).

Таким образом, деятельность органов прокуратуры, полномочия, права и обязанности сотрудников прокуратуры (прокуроров) регламентируются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и действующим законодательством в той либо иной отрасли российского права, что исключает возможность произвольного применения закона сотрудниками прокуратуры.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 7 декабря 2006 года № 607-О указал, на то, что возбуждение прокурором дела об административном правонарушении не может быть произвольным и допускается лишь при наличии к тому поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (статья 28.1 КоАП Российской Федерации).

Следовательно, прокурор при выявлении административных правонарушений обязан руководствоваться общими конституционными принципами, закрепленными в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в части соблюдения прав и гарантий лица, привлекаемого к ответственности.

В ходе судебного разбирательства прокурор и Министерство не указали нормы права, позволяющие составлять акт осмотра места происшествия и регламентирующие процедуру и порядок составления такого документа, в связи с чем, арбитражный суд полагает, что при осуществлении процессуальных действий, связанных с осмотром надлежит руководствоваться положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений статьи 50 Конституции Российской Федерации и статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок их собирания и закрепления, а также, если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом (органом) либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

Процедура собирания и порядок закрепления доказательств регламентированы в главах 26, 27, 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Положения названных глав не содержат такого процессуального документа как акт осмотра.

Порядок осмотра места правонарушения, осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, транспортных средств и находящихся там вещей и документов, а также порядок использования технических средств (фото, видеокамер и т.п.) предусмотрен и регулируется положениями статей 28.1.1 и 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 28.1.1. протокол осмотра составляется в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.24 и 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в присутствии законного представителя юридического лица и двух понятых.

Как следует из акта осмотра от 22.04.2010 года, законный представитель ОАО "СГ-транс" в составлении данного документа не участвовал, поскольку не был надлежащим образом уведомлен прокурором о проведении осмотра.

Арбитражный суд полагает, что акт осмотра от 22.04.2010 года получен в результате действий, не предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, с нарушением, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедуры собирания и закрепления доказательств, и вследствие этого не имеет юридической силы и не может быть положен в основу обвинения. Иное прокурор и Министерство не доказали.

При таких обстоятельствах акт от 22.04.2010 года не может быть использован в качестве доказательств по настоящему делу.

Кроме того, данный акт не содержит каких-либо сведений касающихся объективной стороны вмененного обществу правонарушения.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: нали­чие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонаруше­ния; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненно­го административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административно­го правонарушения.

ОАО "СГ-транс" привлечено к ответственности на основании части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 5 статьи 9.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

По смыслу статей 26.2., 28.2., 28.3., 28.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается протоколом об административном правонарушении (постановлением прокурора).

Согласно части 1 статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении (постановлении) указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.

По смыслу статей 1.5., 2.1., 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указание в протоколе (постановлении) об административном правонарушении на событие правонарушения, предполагает описание фактических обстоятельств совершенных противоправных действий (бездействия), обеспечивающее возможность установления признаков состава административного правонарушения.

Постановление прокурора от 30.04.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит всех необходимых сведений.

В частности не указано на основании каких доказательств сделан вывод, что рассматриваемый объект относится к объектам капитального строительства, а, соответственно, необходимо разрешение на его строительство (реконструкцию) и разрешение на ввод в эксплуатацию.

Письмо заместителя Мэра г. Абакана ФИО10 от 22.04.2010 о том, что ОАО «СГ-транс» не выдавалось разрешение на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию само по себе не подтверждает факт необходимости выдачи такого разрешения.

ФИО6, ФИО7, ФИО1 в объяснениях, представленных прокурору отрицают возможность отнесения спорного объекта к объектам капитального строительства.

Акт-проверки № 38/24 от 19.02.2010 и постановление № 88/10/24/66 от 24.02.2010 Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на которые ссылаются прокурор и Министерство в подтверждение осуществления ОАО «СГ-транс» реконструкции, а соответственно, и необходимость получения разрешения на ввод в эксплуатацию, также не могут быть приняты, поскольку в названных документах отсутствуют сведения о реконструкции арендуемого объекта и отнесении данного объекта к объектам капитального строительства.

Допущенные прокурором нарушения процедуры составления постановления о возбуждении административного дела, а равно нарушение процедуры получения и сбора доказательств по делу не позволило Министерству всесторонне, полно и объективно рассмотреть административное дело.

Как выше уже указывалось, согласно положениям статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В постановлении не указана дата обнаружения административного правонарушения. Данный недостаток постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не позволяет достоверно установить срок давности привлечения к административной ответственности за рассматриваемое административное правонарушение.

В ходе судебного разбирательства административным органом не устранены сомнения, высказанные заявителем относительно истечения срока давности привлечения общества к ответственности, который, по мнению заявителя, должен исчислять с 15 марта 2010 года.

В материалы дела предоставлен акт проверки от 15 марта 2010 года, в котором сделан вывод о наличии в действиях должностных лиц ОАО «СГ-Транс» нарушения части 2 статьи 51 и части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Как следует из акта, данная проверка проводилась помощником прокурора совместно со старшим специалистом отдела государственного строительного надзора Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия.

Министерство и прокурор утверждают, что выявленное ими правонарушение является длящимся.

Согласно положениям статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен двух месячный срок для привлечения виновного лица к административной ответственности с момента обнаружения длящегося правонарушения лицом, уполномоченным составлять протокол.

Согласно части 1 статьи 23.56. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе рассматривать органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Как выше уже было указано проверка 15 марта 2010 года проводилась в том числе сотрудником Министерства, то есть сотрудником органа уполномоченного рассматривать данные правонарушения и составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценка данному обстоятельству при вынесении оспариваемого постановления также не дана.

При таких обстоятельствах заявление ОАО «СГ-транс» подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Заявителем на основании платежного поручения №14-000231 от 23.06.2010 произведена уплата государственной пошлины в сумме 2.000 рублей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить заявленные открытым акционерным обществом «СГ-транс», г. Москва, требования.

Признать незаконным и отменить постановление Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 18 июня 2010 года о привлечении открытого акционерного общества «СГ-транс», г. Москва, к административной ответственности на основании части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить Абаканской базе сжиженного газа – филиалу по реализации ОАО «СГ-транс» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2.000 рублей, уплаченную платежным поручением от 23.06.2010 года №14-000231.

Выдать справку на возврат государственной пошлины и подлинное платёжное поручение. Копию платёжного поручения оставить в материалах дела.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г.Иркутск). Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Т.Г. Коршунова