ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2508/06 от 13.03.2007 АС Республики Хакасия

Арбитражный суд Республики Хакасия

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Абакан

16 марта 2007 года Дело № А74-2508/2006

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2007 года.

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2007 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Каспирович Е.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Правительства Республики Хакасия, город Абакан,

к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия, город Абакан,

о признании недействительным пункта 2 представления от 15 июня 2006 года № 037,

при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, город Абакан.

В судебном заседании принимали участие представители:

Правительства РХ: Доценко О.Б. по доверенности от 07 ноября 2006 года № АЛ-1763;

ТУ ФСФБН в РХ: Тонкошкуров В.Н. по доверенности от 09 января 2007 года № 05;

третьего лица: Кириллова И.А. по доверенности от 06 февраля 2007 года.

Правительство Республики Хакасия (далее - Правительство РХ) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее - ТУ ФСФБН в РХ), уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 2 представления от 15 июня 2006 года № 037 об установлении должностных окладов водителей автобазы не выше 5 разряда Единой тарифной сетки (далее - ЕТС).

Определением от 11 августа 2006 года арбитражный суд по ходатайству заявителя привлек в соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.

Определением от 28 августа 2006 года арбитражный суд прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 ноября 2006 года апелляционная жалоба Правительства РХ удовлетворена, определение арбитражного суда от 28 августа 2006 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Постановлением кассационной инстанции от 28 декабря 2006 года постановление апелляционной инстанции от 10 ноября 2006 года оставлено без изменения, кассационная жалоба ТУ ФСФБН в РХ – без удовлетворения.

При новом рассмотрении дела в судебном заседании представитель Правительства РХ поддержал заявленные требования и указал, что система оплаты труда работников автобазы Правительства РХ не противоречит действующему законодательству об оплате труда Российской Федерации и Республики Хакасия.

Со ссылкой на статьи 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в 2005 году, Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год, утверждённые решением Российской трехсторонней комиссии 29 декабря 2004 года (протокол № 4), пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 года № 211 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений», Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки», Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1992 года № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» заявитель указывает, что система заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 года № 211 был проверен на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2004 года № ГКПИ 2004-170 и определением кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2004 года № КАС 04-198 пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 года № 211 признан соответствующим действующему законодательству.

Республика Хакасия как субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять систему оплаты труда работников республиканских государственных учреждений, в том числе и порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих государственных республиканских учреждений, занятых выполнением важных и ответственных работ.

В целях исполнения федеральных нормативных актов о дифференциации в уровнях оплаты труда в Республике Хакасия приняты следующие нормативные правовые акты: Закон Республики Хакасия от 09 ноября 2004 года № 80 «Об оплате труда работников государственных учреждений», Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 29 апреля 2002 года № 41-п «О перечне профессий высококвалифицированных работников хозяйственного отдела Аппарата Правительства Республики Хакасия...», от 29 апреля 2002 года № 42-п «Об упорядочении оплаты труда работников автомобильной базы Аппарата Правительства Республики Хакасия…», от 04 октября 2002 года № 134-п «Об упорядочении оплаты труда водителей автомобильной базы Правительства Республики Хакасия…», от 18 ноября 2002 года № 150-п «Об отмене пункта 4 Постановления Правительства Республики Хакасия от 04 октября 2002 года № 134-п «Об упорядочении оплаты труда водителей автомобильной базы Правительства Республики Хакасия…».

При установлении оплаты труда водителей автобазы Правительством РХ были учтены положения части 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и следующие Приказы об утверждении перечней профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата которых может производиться исходя из 9-10 разрядов ЕТС: Госнаркоконтроля от 19 ноября 2003 года № 227, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 08 декабря 2005 года № 149, Минюста Российской Федерации от 14 сентября 2004 года № 152, ГФС от 05 марта 2004 года № 75, Госприроднадзора от 29 марта 2005 № 60, Минобразования Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 138. Водителям Министерства финансов Российской Федерации и ТУ ФСФБН в РХ также установлена заработная плата исходя из 9-10 разрядов ЕТС.

Утверждая, что оплата труда водителей автобазы Правительства РХ должна быть на уровне 5 разряда ETC и не выше оплаты труда водителей федеральный органов или учреждений, ТУ ФСФБН в РХ не указало, на оплату труда водителей какого федерального министерства или ведомства Правительство РХ должно опираться.

Водители Правительства РХ являются высококвалифицированными работниками и выполняют важную и ответственную работу. Все они являются водителями 1 класса, обслуживают официальные государственные мероприятия, возят, в том числе, высших государственных лиц, иностранные делегации. Зачастую водители работают в сложных условиях (бездорожье, сложный рельеф местности, наводнения). Нередко их работа связана с командировками. Часто поездки осуществляются на большие расстояния, в том числе на территориях нескольких субъектов Российской Федерации. В поездках при аварийных ситуациях водителям приходится самостоятельно чинить автомобили. К водителям Правительства РХ предъявляются повышенные требования, в том числе в отношении уровня общения с пассажирами. Одновременно водители Правительства РХ выполняют функции телохранителей перевозимых государственных лиц.

При новом рассмотрении дела представитель ТУ ФСФБН в РХ требования Правительства РХ не признал по следующим основаниям.

Пункт 2 оспариваемого представления основан на Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки», Постановлении Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 года № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».

Согласно статье 38 Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2005 год» Республика Хакасия является получателем финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Из пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, получающего дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для работников федеральных государственных учреждений.

Оплата труда работников учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785. В соответствии с пунктом 2 названного Постановления руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, в соответствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами Российской Федерации в установленном порядке, месячные ставки и оклады, исходя из 9 и 10 разрядов ЕТС, а на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утверждаемому Министерством труда Российской Федерации, исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право утверждать такие перечни.

Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Республики Хакасия поддерживает требования заявителя и указывает, что в соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Хакасия, утверждённого Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31 января 2005 года № 2, министерство вправе давать официальные заключения по вопросам его компетенции.

Со ссылкой на статьи 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в 2005 году, Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссией 29 декабря 2004 года (протокол № 4), третье лицо указывает, что тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно с учетом Единых рекомендаций определяют размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений. При наличии в соответствующих бюджетах необходимых финансовых средств органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать тарифные ставки (оклады) в более высоких размерах, чем это предусмотрено на федеральном уровне (раздел 6.1 Единых рекомендаций).

В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством РХ были приняты следующие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок оплаты водителей: Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 29 апреля 2002 года № 41-п «О перечне профессий высококвалифицированных работников хозяйственного отдела Аппарата Правительства Республики Хакасия…», от 29 апреля 2002 года № 42-п «Об упорядочении оплаты труда работников автомобильной базы Аппарата Правительства Республики Хакасия…», от 04 октября 2002 года № 134-п «Об упорядочении оплаты труда водителей автомобильной базы Правительства Республики Хакасия…», от 18 ноября 2002 года № 150-п «Об отмене пункта 4 постановления Правительства Республики Хакасия от 04 октября 2002 года № 134-п «Об упорядочении оплаты труда водителей автомобильной базы Правительства Республики Хакасия…».

В Республике Хакасия также принят Закон Республики Хакасия от 09 ноября 2004 года № 80 «Об оплате труда работников государственных учреждений».

ТУ ФСФБН в РХ должно было проверять обоснованность расходования бюджетных средств, а не проводить анализ оснований и порядка определения зарплаты водителей Правительства РХ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящимся на бюджетном финансировании, также предоставлено право устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, месячные ставки и оклады, исходя из 9 и 10 разрядов ETC.

Во многих федеральных органах исполнительной власти размер оплаты труда водителей установлен по 10 разряду ETC.

Таким образом, Правительство РХ, установив оплату водителей по 10 разряду ETC, действовало в пределах своего ведения и в рамках федерального и республиканского законодательства.

При новом рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.

Специалистом ТУ ФСФБН в РХбыла проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Правительства РХ за период с 01 января 2005 года по 01 января 2006 года. По результатам проверки составлен акт от 16 мая 2006 года № 127, которым установлено следующее.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» и Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 03 марта 1993 года № 43 «О внесении изменений и дополнений в Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих» должностной оклад водителя не должен превышать 5 разряд ЕТС. Однако водителям в аппарате Правительства РХ должностные оклады были установлены в 2005 году на основании Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 29 апреля 2002 года № 42-п «Об упорядочении оплаты труда работников автомобильной базы аппарата Правительства Республики Хакасия…» по 10 разряду ЕТС. Общая сумма переплаты по оплате труда водителей за 2005 год составила 797 300 рублей (приложение № 4 к акту проверки).

На основании акта проверки от 16 мая 2006 года № 127 ТУ ФСФБН в РХ вынесено представление от 15 июня 2006 года № 037, пунктом 2 которого Правительству РХ предложено должностные оклады водителей автобазы установить не выше 5 разряда ЕТС.

Не согласившись с пунктом 2 представления от 15 июня 2006 года № 037, Правительство РХ оспорило его в арбитражном суде.

Постановлениями апелляционной инстанции от 10 ноября 2006 года и кассационной инстанции от 28 декабря 2006 года установлено, что содержание оспариваемого представления позволяет квалифицировать этот документ как ненормативный правовой акт государственного органа, содержащий властное предписание Правительству РХ совершить определенные действия и разъяснение по поводу последствий неисполнения представления в виде административной ответственности. Предметом проверки являлось соблюдение Правительством РХ норм бюджетного законодательства. Выявленные по результатам ревизии факты использования Правительством РХ бюджетных средств на оплату труда водителей по 10 разряду ЕТС квалифицированы ТУ ФСФБН в РХкак нарушение требований бюджетного законодательства. Оспариваемое представление направлено заявителю в целях устранения нарушения бюджетного законодательства. Основания для привлечения к участию в деле физических лиц (водителей) с учетом предмета требования отсутствуют.

Учитывая вышеприведенную позицию апелляционной и кассационной инстанций, положения части 1 статьи 27, пунктов 2, 5 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд рассматривает заявление Правительства РХ о признании недействительным пункта 2 представления ТУ ФСФБН в РХ от 15 июня 2006 года № 037 в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При новом рассмотрении дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, арбитражный суд полагает заявленные требования удовлетворить. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет исследования по настоящему делу входит проверка оспариваемого акта и установление соответствия его закону или иному нормативному правовому акту, установление наличия полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, и установление, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённого Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 89н, и пунктом 23 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно - ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 года N 42н, ТУ ФСФБН в РХнаделено правом направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления и обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений, а также осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере. Таким образом, оспариваемое представление вынесено в рамках предоставленных ТУ ФСФБН в РХ полномочий.

Поскольку Республика Хакасия в соответствии со статьей 38 и Приложением № 13 к Федеральному закону от 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» является получателем финансовой помощи из федерального бюджета, арбитражный суд полагает, что у ТУ ФСФБН в РХ имелись полномочия на проверку финансово-хозяйственной деятельности Правительства РХ на предмет соблюдения норм бюджетного законодательства.

По существу спора арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в 2005 году, тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в 2005 году, установлено, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджетов, - соответствующими  законами и иными нормативными правовыми актами. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Разделом 2 Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год, утверждённых решением Российской трехсторонней комиссии 29 декабря 2004 года (протокол № 4), установлено, что Единые рекомендации принимаются за основу Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при подготовке и утверждении законодательных и нормативных правовых актов по оплате труда работников бюджетных учреждений.

При определении условий и размеров оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются законодательные и нормативные правовые акты по следующим вопросам:

- об организации оплаты труда работников государственных учреждений;

- о тарифной ставке (окладе) первого разряда ETC;

- о дифференциации в уровнях оплаты труда работников и размерах тарифных ставок (окладов) по разрядам ETC;

- об отнесении к разрядам оплаты труда ETC должностей и профессий работников;

- о порядке оплаты труда высококвалифицированных рабочих  , занятых на выполнении важных и ответственных работ (раздел 4 Единых рекомендаций на 2005 год).

Аналогичные положения установлены пунктом 4.3 Единых рекомендаций на 2006 год, утверждённых решением Российской трехсторонней комиссии 22 ноября 2005 года (протокол № 10), и пунктом 4.2 Единых рекомендаций на 2007 год, утверждённых решением Российской трехсторонней комиссии 20 октября 2006 года (протокол № 9).

Условия оплаты труда, установленные федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации и являются гарантией для работников всех учреждений бюджетной сферы, независимо от того, являются ли они федеральными, региональными или муниципальными.

Установление новых условий оплаты труда работников бюджетных учреждений основывается на разграничении полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области оплаты труда.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно с учетом настоящих Единых рекомендаций определяют размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений. Принятые в регионах размеры и условия оплаты труда предусматриваются в законодательных и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

При наличии в соответствующих бюджетах необходимых финансовых средств органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать тарифные ставки (оклады) в более высоких размерах, чем это предусмотрено на федеральном уровне (раздел 6.1 Единых рекомендаций на 2005 год).

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 года № 211 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений» предоставлено право организациям и учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда, определять размеры надбавок и доплат.

В Республике Хакасия принят Закон Республики Хакасия от 09 ноября 2004 года № 80 «Об оплате труда работников республиканский государственных учреждений».

Из вышеприведенных нормативных актов следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 года № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» профессия водителя отнесена к общеотраслевым профессиям рабочих, при этом установлено, что должностной оклад водителя не должен превышать 5 разряд ЕТС.

В то же время пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, в соответствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами Российской Федерации, месячные ставки и оклады, исходя из 9 и 10 разрядов ЕТС.

Правительством РХ в соответствии со статьями 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, Едиными рекомендациями на 2005 год, пунктом 2 Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 года № 211, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 приняты следующие нормативные правовые акты, регулирующие форму и систему оплаты труда, в том числе оклады и тарифные ставки водителей Правительства РХ:

- Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 29 апреля 2002 года № 41-п «О перечне профессий высококвалифицированных работников хозяйственного отдела Аппарата Правительства Республики Хакасия...», согласно которому водитель легкового автомобиля аппарата Правительства РХ входит в Перечень профессий высококвалифицированных работников, оплата труда которых исчисляется исходя из 9-10 разрядов ЕТС;

- Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 29 апреля 2002 года № 42-п «Об упорядочении оплаты труда работников автомобильной базы Аппарата Правительства Республики Хакасия…», которым установлены должностные оклады работников автомобильной базы аппарата Правительства РХ;

- Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 04 октября 2002 года № 134-п «Об упорядочении оплаты труда водителей автомобильной базы Правительства Республики Хакасия…», которым установлены размеры и виды доплат к должностным окладам водителям автомобильной базы аппарата Правительства РХ;

- Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 18 ноября 2002 года № 150-п «Об отмене пункта 4 Постановления Правительства Республики Хакасия от 04 октября 2002 года № 134-п «Об упорядочении оплаты труда водителей автомобильной базы Правительства Республики Хакасия…».

Учитывая, что перечисленными в настоящем решении федеральными нормативными актами субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений, арбитражный суд полагает, что Правительство РХ в рамках предоставленных ему полномочий установило водителям автобазы должностные оклады по 10 разряду ЕТС.

Оценив ссылку ТУ ФСФБН в РХ на пункт 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно названной норме органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, которому в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий   федеральных государственных служащих и работников   федеральных государственных учреждений.

Республика Хакасия в соответствии со статьей 38 и Приложением № 13 к Федеральному закону от 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» является получателем финансовой помощи из федерального бюджета.

На вопрос арбитражного суда «на размер оплаты труда работников какого федерального государственного учреждения следует ориентироваться Правительству РХ согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации» представитель ТУ ФСФБН в РХ ответить затруднился, указав, что, возможно, это Правительство Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.

ТУ ФСФБН в РХ не представило доказательств того, что водителям Правительства Российской Федерации установлены должностные оклады по 5 разряду ЕТС.

Кроме того, из буквального смысла пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в дотационном субъекте Российской Федерации размеры оплаты труда работников не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорийработников   федеральных государственных учреждений.

То есть в спорной ситуации необходимо ориентироваться не на орган государственной власти, а на категорию работника.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07 июня 2000 года N 57, Приказом Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 19 ноября 2003 года № 227, Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 08 декабря 2005 года № 149, Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2004 года № 152, Приказом Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 75, Приказом Госприроднадзора от 29 марта 2005 № 60, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 138 водители включены в Перечни профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата которых может производиться исходя из 9-10 разрядов ЕТС.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2001 года N 46 установлено, что водители автомобилей входят в Перечень особо важных и особо ответственных работ, при выполнении которых высококвалифицированным рабочим автотранспортных учреждений Управления делами Президента Российской Федерации устанавливаются месячные тарифные ставки (оклады), исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС.

Таким образом, Правительством РХ соблюдены требования пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как размер оплаты труда водителей автобазы Правительства РХ установлен в пределах и не превышает размера оплаты труда, установленного для водителей вышеперечисленных федеральных государственных учреждений.

Из положений статей 281 - 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённого Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 89н, пункта 23 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно - ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 года N 42н, следует, что меры принуждения, в том числе направление обязательных для рассмотрения представлений, могут применяться ТУ ФСФБН в РХ лишь в случаях выявления нарушений действующего законодательства в финансово-бюджетной сфере.

Как установлено настоящим решением, Правительством РХ не было допущено нарушений действующего законодательства в финансово-бюджетной сфере.

Поскольку пункт 2 оспариваемого представления не соответствует вышеприведенным нормам права и нарушает права заявителя в экономической сфере, его следует признать недействительным, а заявленные требования в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - удовлетворить.

Учитывая результаты рассмотрения дела, государственная пошлина, составляющая по настоящему делу 2000 рублей, относится на ТУ ФСФБН в РХ. Однако с ТУ ФСФБН в РХгосударственная пошлина не взыскивается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от ее уплаты.

Вопрос о возврате заявителю государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается, поскольку в соответствии с дополнительным определением по вопросу о судебных расходах от 28 августа 2006 года и справкой на возврат государственной пошлины от 28 августа 2006 года уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в сумме 2000 рублей была возвращена ему из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Правительства Республики Хакасия удовлетворить.

Признать недействительным пункт 2 представления  Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия от 15 июня 2006 года № 037 как несоответствующий Трудовому кодексу Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации,Положению о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённому Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 89н, и Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно - ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 года N 42н.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Е.В. Каспирович