ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2508/15 от 01.07.2015 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан                                                                                                    

7 июля 2015 года                                                                                          Дело № А74-2508/2015

          Резолютивная часть решения объявлена 1 июля 2015 года.

          Полный текст решения изготовлен 7 июля 2015 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Н.В. Кирсановой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН 1910008846, ОГРН 1031900851333)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора                   в Республике Хакасия (ИНН 1901063424, ОГРН 1041901008588)

о признании недействительным представления от 11 марта 2015 года № 12 в части.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя – Дербунович С.А. на основании доверенности от 22 апреля 2015 года № 6;

ответчика – Румпа Е.О. на основании доверенности от 13 марта 2015 года, Шандакова Н.А. на основании доверенности от 20 мая 2015 года.

Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее – управление ЖКХ и строительства) обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее – теруправление Росфиннадзора) о признании недействительным представления от 11 марта 2015 года № 12
в части.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, сослался на доводы, изложенные в заявлении, дополнениях к заявлению, и на доказательства, представленные в материалы дела, не согласен с предъявленным нарушением в части пункта 1 оспариваемого представления.

Представители теруправления Росфиннадзора возражали относительно заявленных требований на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление и дополнениях к нему.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с планом контрольной работы на 2015 год и на основании приказа руководителя теруправления Росфиннадзора от 12.02.2015 № 23 в отношении управления ЖКХ и строительства проведена выездная проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности за период с 2012 по 2014 гг. В ходе ревизии выявлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

26.02.2015 по результатам ревизии теруправлением Росфиннадзора составлен акт ревизии № 23, который направлен в адрес управления ЖКХ и строительства по почте (копия конверта заказного письма № 87008).

16.03.2015 управлением ЖКХ и строительства представлены возражения от 13.03.2015 № 47 на акт ревизии.

11.03.2015 руководителем теруправления Росфиннадзора вынесено представление № 12 о нарушении заявителем бюджетного законодательства Российской Федерации.

В пункте 1 представления указано на нарушение заявителем статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), перечня мероприятий государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175, что выразилось в неправомерной оплате расходов на капитальный ремонт электроосвещения помещений муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чарковская средняя общеобразовательная школа-интернат» (далее – МБОУ «Чарковская СОШИ») в сумме 243 733 руб. 90 коп., в том числе: 210 664 руб. – средства федерального бюджета, 33 069 руб. 90 коп. – средства муниципального бюджета (стр. 4 акта ревизии № 23).

В резолютивной части представления от 11.03.2015 № 12 содержится требование о рассмотрении информации об указанных в представлении нарушениях и принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений в срок не позднее 30 дней с даты получения и информирования теруправления Росфиннадзора о результатах исполнения в срок не позднее 3-х рабочих дней с даты исполнения.

Не согласившись с представлением от 11.03.2015 № 12  в части указанных расходов за счет средств федерального бюджета, заявитель в установленный законом срок оспорил его в указанной части в арбитражном суде.

Дело рассмотрено в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Из положений части 1 статьи 198, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200, части 2
статьи 201 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо одновременное наличие двух условий: оспариваемое представление не соответствует закону; оспариваемое представление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового  акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возложена частью 5 статьи 200 АПК РФ          на орган или лицо, принявшие оспариваемый ненормативный правовый акт, факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности – на заявителя. 

С учётом положений статьи 270.2 БК РФ, пунктов 5.1, 6.7 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2014 года № 77, пунктов 1, 5.1.1, 5.1.3, 5.14.1, 5.14.2, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Росфиннадзора, утвержденного приказом Минфина России от 11 июля 2005 года № 89н, Административного регламента исполнения Росфиннадзором государственной функции по осуществлению контроля
в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014 года № 18н, пунктов 48, 68 Правил осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092, арбитражный суд установил, что ревизия проведена и оспариваемое представление вынесено управлением Росфиннадзора в пределах предоставленных полномочий.

Принимая во внимание указанные положения действующего законодательства, а также тот факт, что оспариваемое представление затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что настоящее дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Процедура проведения проверки и вынесения оспариваемого представления заявителем не оспаривается. Проверив данную процедуру, арбитражный суд признал её соблюдённой. 

При проверке соответствия представления в оспариваемой части закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В силу статьи 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета устанавливается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 № 175 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, основной целью которой является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни.

В соответствии со статьей 139 БК РФ, а также в целях реализации Соглашения от 12.05.2012 № 06.G65.24.0020 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.06.2012 № 362 утверждены правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований.

 Указанные субсидии предоставлены, в том числе, Усть-Абаканскому району (постановление Правительства РХ от 24.07.2012 № 482). 

В соответствии со статьёй 306.4 БК РФ (введена Федеральным законом от 23.07.2013
№ 252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1).
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании распорядителями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, межбюджетных субсидий, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы России, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (пункт 3).

В силу раздела 1 Положения об управлении ЖКХ и строительства, утвержденного решением Совета депутатов Усть-Абаканского района 20.02.2014 № 11, управление ЖКХ и строительства является правопреемником Управления жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, связи и архитектуры администрации Усть-Абаканского района (пункт 1.1), является распорядителем бюджетных средств Усть-Абаканского района, выделяемых на развитие системы ЖКХ, строительства и капитального ремонта объектов районной инфраструктуры (пункт 1.5).

Таким образом, управление ЖКХ и строительства в отношении денежных средств, предоставленных из бюджета на проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 2012 году (субсидии из федерального бюджета бюджету республики), обязано соблюдать приведенные положения бюджетного законодательства, в том числе
о целевом использовании бюджетных средств.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся и образовательные учреждения, является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 (далее – государственная программа «Доступная среда»).

В главе V раздела 2 государственной программы «Доступная среда» (в редакции, действовавшей до 26.11.2012) определено, что Федеральными органами исполнительной власти (в том числе ответственным исполнителем Программы и соисполнителями Программы) в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация следующих мероприятий:

- приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

- приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий.

Исходя из указанных мероприятий, государственная программа «Доступная среда» предоставляет право заказчикам определять вид работ, исходя из конкретной потребности образовательного учреждения в проведении мероприятий по обеспечению для маломобильных групп населения повышения уровня доступности (обеспечения равного доступа) приоритетных объектов и услуг.

Таким образом, одной из целей и задач государственной программы «Доступная среда» является не только повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг, но и в обязательном порядке обеспечение безопасности таких объектов.

По смыслу положений статей 10, 11, 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требуется обеспечение безопасных условий для пребывания человека в зданиях и сооружениях, в том числе по уровню напряжения электромагнитного поля; чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям – пользователям зданиями или сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73 утверждены санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СНиП 35-01-2001), которые устанавливают общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 введена в действие новая редакция СНиП 35-01-2001, которая вступила в силу с 01.01.2013 – «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 требования указанных правил необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда,
а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

В пункте 5.2.34 СП 59.13330.2012 предусмотрены требования к освещению таких зданий и помещений, согласно которому освещенность на путях эвакуации (в том числе в начале и конце пути) и в местах оказания (предоставления) услуг для маломобильных групп населения в зданиях общественного и производственного назначения следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями СП 52.13330 (действует с 20.05.2011). Перепад освещенности между соседними помещениями и зонами не должен быть более 1:4.

Таким образом, действующие в рассматриваемый период и в настоящее время строительные нормы и правила предусматривают определенные требования к освещенности помещений в объектах социальной инфраструктуры, в том числе образовательных учреждениях, для целей обеспечения доступности таких объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, и должны выполняться соответствующими субъектами в рамках реализации государственной программы «Доступная среда».

Далее программа «Доступная среда» в редакциях, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181 (действовала с 26.11.2012
по 02.05.2014), постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 (действует с 02.05.2014), продолжает среди основных направлений реализации содержать перечень мероприятий
для решения задач по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, который не является исчерпывающим.

Например, в пункте 13 перечня основных мероприятий программы (приложение № 3 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181) обозначена разработка механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий детей-инвалидов, в том числе по созданию безбарьерной школьной среды, включая строительные нормы и правила.

В пункте 16 приложения № 3 к государственной программе «Доступная среда»
в редакции
постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 297, определены основные направления реализации мероприятий, а именно: создание в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обучения детей-инвалидов (устройство пандусов, расширение дверных проемов, замена напольных покрытий, демонтаж дверных порогов, и другие).

Таким образом, повышение уровня доступности образовательных учреждений, то есть обеспечение их посещения детьми-инвалидами и другими маломобильными группами населения, в том числе посредством выполнения в таких учреждениях необходимых требований строительных норм и правил, остается приоритетной задачей государственной программы «Доступная среда».

Как следует из материалов дела, использование субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию государственной программы «Доступная среда» в части проведения мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011
№ 175 (ред. 11.09.2012) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», осуществлено заявителем на основании соглашения от 07.08.2012 № 309, заключенного между министерством образования и науки Республики Хакасия и администрацией Усть-Абаканского района Республики Хакасия. Администрацией Усть-Абаканского района. Заявитель как структурное подразделение администрации уполномочен выполнять все работы в соответствии с упомянутым соглашением.

Предметом соглашения является предоставление министерством образования и науки Республики Хакасия в 2012 году субсидий на реализацию мероприятий по формированию в Республике Хакасия сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования,  обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (универсальная безбарьерная среда).

После проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ «Чарковская СОШИ» заявителемна сэкономленные денежные средства (243 734 руб.) принято решение о приведении здания школы в соответствие с требованиями санитарных норм и правил путем проведения капитального ремонта электроосвещения МБОУ «Чарковская СОШИ» на основании письма Управления образования администрации Усть-Абаканского района от 29.09.2012 (копия представлена в материалы дела), которым подтверждено несоответствие инженерных систем электрооборудования требованиям строительных норм и правил и несоответствие уровня электроосвещения действующим нормативным актам.

Факт указанного несоответствия установлен путем проведения замеров уровня заземления, напряжения и состояния электропроводки и электрооборудования помещений МБОУ «Чарковская СОШИ» электротехнической лабораторией ООО «Электромонтаж» (технический отчет от 10.05.2012), на основании которого комиссией составлен акт осмотра электроустановок (электропроводки, электроосвещения) МБОУ «Чарковская СОШИ»
от 05.06.2012.

В целях приведения состояния здания  МБОУ «Чарковская СОШИ» в соответствие
с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения заявителем по результатам проведения электронного аукциона заключен муниципальный контракт от 06.11.2012 № 50
с ООО «РеалСтрой» на выполнение работ по капитальному ремонту электроосвещения помещений МБОУ «Чарковская СОШИ» на сумму 149 008 руб. 87 коп. Срок выполнения работ 19.11.2012. Кроме того, на выполнение подрядных работ по ремонту электроосвещения мастерской МБОУ «Чарковская СОШИ» заявителем заключен договор от 22.10.2012 № 10
с ООО «Проект-Строй» на сумму 94 725 руб. 13 коп.

Указанные муниципальный контракт и договор на выполнение подрядных работ исполнены сторонами, заявителем произведена оплата работ за счет средств субсидии из федерального бюджета на общую сумму 210 664 руб. 10 коп. (128 791,97 руб. по платежному поручению от 28.11.2012, 81 872,13 руб. по платежному поручению от 13.11.2012).

Арбитражный суд полагает, что материалами дела подтвержден факт использования указанных бюджетных денежных средств по целевому назначению, поскольку помещения МБОУ «Чарковская СОШИ», подлежащие использованию детьми-инвалидами и другими маломобильными группами населения, приведены в соответствие с требованиями строительных норм и правил, а именно СНиП 35-01-2001, СП 59.13330.2012, СП 52.13330
в части электроосвещения помещений школы. 

Указанный вывод сделан арбитражным судом на основании анализа представленных в материалы дела муниципального контракта от 06.11.2012 № 50, договора на выполнение подрядных работ от 22.10.2012 № 10, обязательных приложений к ним и документов по реализации названных контракта и договора (ведомость объемов работ по ремонту освещения помещений школы, исполнительная документация, локальный сметный расчет,  акт приемки-передачи установленного электрооборудования, акты о приемке выполненных работ), из которых следует, что заявителем выполнены работы (установка светильников, ламп накаливания, люминесцентных ламп и прочее) в целях соблюдения требований нормативных документов в части электроосвещения помещений МБОУ «Чарковская СОШИ», используемых рассматриваемой категорией обучающихся.

Управлением ЖКХ и строительства в материалы дела представлена справка
от 11.06.2015 № 319, подтверждающая пользование помещениями МБОУ «Чарковская СОШИ» детьми с ограниченными возможностями, обучение которых проходит на первом этаже школы согласно учебному плану и расписанию уроков по образовательным адаптированным программам
VIII вида.

Таким образом, арбитражным судом установлено и ответчиком не оспорено, что дети из числа маломобильных групп населения пользуются помещениями, в которых проведены работы по ремонту электроосвещения (коридор и мастерские на первом этаже здания школы).

Арбитражный суд пришел к выводу, что работы по ремонту электроосвещения проводились заявителем во исполнение мероприятий, предусмотренных государственной программой «Доступная среда», а именно: состояние здания школы, в которой обучаются, в том числе дети с ограниченными возможностями развития,приведено в соответствие с требованиями строительных норм и правил, к которым относятся как положения Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», так и положения СанПиН 2.4.2.2821-10 и СНиП 35-01-2001. 

В связи с тем, что государственной программой «Доступная среда» не предусмотрен конкретный перечень мероприятий по приведению состояния здания учреждения, в котором происходит обучение детей-инвалидов, в соответствие с требованиями строительных норм и правил, в связи с отсутствием в данной государственной программе ссылок на конкретные нормативные акты, в соответствие с требованиями которых должны быть приведены здания и сооружения, отсутствуют ограничения в проведении определенных мероприятий, каких-либо нарушений при применении названных выше требований Федерального закона, СНиП и других норм и правил общего действия в части нецелевого использования денежных средств, заявителем не допущено.

С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что управление ЖКХ и строительства не имело право проводить работы по капитальному ремонту электроосвещения помещений и мастерской МБОУ «Чарковская СОШИ» за счет денежных средств, выделенных по государственной программе «Доступная среда», которая не предусматривает расходы на ремонт электроосвещения помещений, и о том, что произведенные заявителем расходы
не связаны с созданием условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, подлежат отклонению.

Арбитражный суд пришёл к выводу, что расходы по оплате ремонта электроосвещения помещений МБОУ «Чарковская СОШИ»произведены управлением ЖКХ и строительства с соблюдением требований статьи 306.4 и иных указанных ранее норм БК РФ, в рамках государственной программы «Доступная среда». Ответчиком не доказан факт нецелевого использования заявителем бюджетных средств в части произведенных расходов в сумме
210 664 руб. 10 коп. по оплате работ по ремонту электроосвещения помещений МБОУ «Чарковская СОШИ». 

Как указывалось ранее, иных нарушений норм БК РФ в отношении оспариваемых расходов теруправлением Росфиннадзора не установлено, в акте ревизии, оспариваемом представлении не зафиксировано.

Обстоятельства того, какие именно произведенные заявителем работы связаны либо
не связаны с реализацией программы «Доступная среда»,
теруправлением Росфиннадзора
не исследовались. Обстоятельства ремонта электроосвещения помещений МБОУ «Чарковская СОШИ» для иных целей, нежели для приведения состояниязданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в ходе ревизии проверяющими не устанавливались, что неоднократно подтверждено представителями ответчика в судебных заседаниях.

Представителем ответчика высказано сомнение в отношении того, что все произведенные заявителем работы непосредственно связаны с реализацией государственной программы «Доступная среда», однако документально свою позицию ответчик не обосновал, не доказал, в какой именно части произведенные управлением ЖКХ и строительства расходы не связаны с реализацией упомянутой государственной программы.

Между тем, в соответствии с правилами части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания данных обстоятельств возложено на ответчика.

Ссылка представителей ответчика на представление в ходе аналогичных проверочных мероприятий доказательств по повышению уровня освещенности в результате выполнения ремонтных работ подлежит отклонению, поскольку не освобождает ответчика от доказывания обстоятельств, свидетельствующих о законности и обоснованности выводов, сделанных в ходе ревизии.  

Таким образом, вывод о нарушении управлением ЖКХ и строительства положений статьи 306.4 БК РФ сделан теруправлением Росфиннадзора при неполном выяснении всех обстоятельств расходования рассматриваемых  бюджетных средств, поэтому не может быть основанием для составления обязательного для исполнения представления органа государственного финансового контроля. 

На основании изложенного, арбитражный суд полагает, что расходы заявителя по оплате ремонта электроосвещения помещений МБОУ «Чарковская СОШИ» в оспариваемой сумме 210 664 руб. 10 коп. произведены с соблюдением требований статьи  306.4 БК РФ. Данные расходы соответствуют целям расходования средств, определенным перечнем основных мероприятий государственной программы «Доступная среда», следовательно,
не нарушают установленный порядок исполнения бюджета в части расходования бюджетных средств.

Отнесение теруправлением Росфиннадзора расходов управления ЖКХ и строительства по оплате ремонта электроосвещения помещений МБОУ «Чарковская СОШИ»в указанной сумме к нецелевым расходам является необоснованным.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о несоответствии пункта 1 оспариваемого представления положениям бюджетного законодательства и вышеуказанных нормативных правовых актов.

Оспариваемое представление носит властно-распорядительный характер и содержит
не только информацию о нарушении заявителем бюджетного законодательства Российской Федерации, но и фактически устанавливает запрет на участие заявителя в дальнейшем в государственной программе «Доступная среда», действующей до 2020 года, с целью выполнения ремонтных работ и приведения в соответствии со строительными нормами и правилами других образовательных учреждений, в которых обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, признание рассматриваемых расходов нарушением бюджетного законодательства может означать для заявителя риск возврата субсидий в качестве ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению от 07.08.2012 № 309 (пункт 3.4 соглашения, статья 306.4 БК РФ).

Таким образом, оспариваемое представление в части обязания управления ЖКХ и строительства в установленный срок принять меры для устранения выявленных нарушений, причин и условий данных нарушений, в отношении рассматриваемой суммы нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на заявителя обязанности, создает препятствия в экономической деятельности, поэтому на основании части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным.

Определением от 31.03.2015 арбитражный суд по заявлению управления ЖКХ и строительства принял обеспечительные меры в виде приостановления действия представления от 11 марта 2015 года № 12 в оспариваемой части до вступления в законную силу итогового судебного акта арбитражного суда по настоящему делу.    

Принятые судом обеспечительные меры согласно части 4 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сохраняют свое действие до фактического исполнения настоящего судебного акта.

Государственная пошлина по настоящему делу на основании статьи 110 АПК РФ относится на ответчика, который в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты, в связи с чем взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия
от 11 марта 2015 года № 12 в части нецелевого использования бюджетных средств в сумме 210 664 руб. 10 коп. в связи с его несоответствием в указанной части Бюджетному кодексу Российской Федерации, перечню основных мероприятий
государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                                     Л.В. Бова