ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2568/08 от 19.11.2008 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

26 ноября 2008 года Дело № А74-2568/2008

Резолютивная часть решения объявлена 19.11.2008

  Решение в полном объеме изготовлено 26.11.2008

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кузнецовой Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, г. Абакан,

о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1,  г. Абакан, на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании принимали участие:

представитель заявителя – ФИО2 по доверенности от 21.01.2008 № 80;

предприниматель ФИО1, паспорт, свидетельство о государственной регистрации серия 19 № 0185564.

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (далее – Управление ГАДН) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель) на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель заявителя поддержал заявленное требование, просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 000 руб., поясняя назначение максимальной суммы штрафа тем, что был факт ДТП с участием транспортного средства предпринимателя ФИО1 и все нарушения, выявленные в ходе проверки, связаны с организацией безопасности движения. Дополнительно представитель заявителя пояснил, что ранее предприниматель ФИО1 не привлекался к административной ответственности.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 с выявленными нарушениями лицензионных требований согласен.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства серия 19 № 0185564, выданного 25.03.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия и осуществляет маршрутные пассажирские перевозки автобусами на основании стандартной лицензии № АСС-19-1630, выданной Хакасским республиканским отделением Российской транспортной инспекции на срок с 01 апреля 2004 года по 01 апреля 2009 года.

20 октября 2008 года государственным инспектором Управления ГАДН ФИО2 в связи с поступившими из ГИБДД сведениями о дорожно-транспортных происшествиях, проведена внеплановая проверка деятельности Предпринимателя по соблюдению законодательства, условий и требований лицензирования, обеспечения безопасности дорожного движения.

В ходе проверки были установлены нарушения Предпринимателем требований нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности пассажирских перевозок, которые зафиксированы в акте инспекторской проверки от 20 октября 2008 года № 542.

20 октября 2008 года в присутствии Предпринимателя государственным инспектором Управления ГАДН ФИО2 составлен протокол № 163 об административном правонарушении, в котором отражены следующие нарушения:

1) при осуществлении междугородных перевозок пассажиров на автобусе KIA АМ 949 № АВ 280 19 тахограф не применяется (тахограф не работает, отсутствует сертификат об утверждении типа средств измерений, свидетельство о проведении государственного метрологического контроля (поверки) и заполненные регистрационные листки);

2) в путевых листах не указываются номера водительских удостоверений, учётный номер, сведения раздела 2 «Результаты использования автобуса»; в журнале регистрации путевых листов не указывается «время в работе»;

3) у лицензиата нет должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

4) не ведётся журнал учёта ДТП (сверки с органами ГИБДД не проводятся);

5) не проведено в установленные сроки служебное расследование по ДТП от 20.09.2008 (отсутствует акт служебного расследования);

6) не осуществляется учёт данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определённых типах транспортных средств, об участии в ДТП, допущенных нарушениях ПДД, перерывах в водительской деятельности и т.д. (не представлены документы, подтверждающие наличие соответствующего стажа работы при приёме водителей, которые выполняют междугородные маршрутные автобусные перевозки);

7) графиками сменности не устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного и еженедельного отдыха).

Вышеуказанные нарушения квалифицированы Управлением ГАДН как нарушения лицензионных требований на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, Предприниматель был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись в протоколе об административном правонарушении.

При ознакомлении с протоколом Предприниматель пояснил, что тахограф не работает по причине неисправности электрического датчика; сертификат на тахограф утерян; когда проводилась проверка тахографа не помнит, свидетельство отсутствует; по факту неполного заполнения путевой документации считает, что в полном объёме данные фиксировать необязательно, так как они отражены в другой документации (финансовые документы); лица, ответственного за БДД нет; журнал учёта ДТП не ведётся, так как полагает, что в нём нет необходимости поскольку все данные имеются в ГИБДД; журнал сверки нарушений ПДД не ведётся; служебное расследование по ДТП не проводилось, так как не было разбора в ГИБДД г. Дивногорска; учёт данных о квалификации водителей, общем стаже водительской деятельности и определённых типов транспортных средств не ведётся; график сменности составлен с нарушением, так как все данные известны водителям из расписания движения.

Составленный Управлением ГАДН в отношении Предпринимателя протокол об административном правонарушении с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении от 20.10.2008 № 163, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (в редакции от 14.12.2006 г. №1767) установлено, что работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями соответственно федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, осуществляющих инспекторские функции, государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, государственных инспекторов гражданской авиации и должностных лиц государственной речной судоходной инспекции.

Согласно подпункту 7 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 515 «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» федеральные государственные служащие органов Российской транспортной инспекции, осуществляющие инспекторские функции, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом - государственным инспектором Управления ГАДН ФИО2

Порядок составления протокола, предусмотренный статьей 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также срок его составления Управлением ГАДН не нарушены.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Предпринимателя к административной ответственности за нарушение лицензионных требований.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Статьёй 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Статьей 2 названного закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктами «а»,«б»,«в», «г» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:

- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно пункту 1 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1998 N 86 (далее - Правила), тахограф - это контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

В соответствии с пунктом 2 Правил тахографы, применяемые в Российской Федерации на автобусах и грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок (далее именуются - транспортные средства), должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и иметь выданный Госстандартом России сертификат об утверждении типа средств измерений, допускающий тахографы к применению в Российской Федерации, а также действующее свидетельство о проведении их государственного метрологического контроля (поверки) или поверительное клеймо.

Согласно пункту 5 Правил каждый тахограф подлежит поверке, которая проводится органами государственной метрологической службы, государственными научными метрологическими центрами. Результатом поверки является подтверждение пригодности (или непригодности) тахографа к применению. Положительные результаты поверки тахографа удостоверяются свидетельством о его поверке или поверительным клеймом. Свидетельство о поверке тахографа хранится в течение установленного срока и предъявляется по требованию инспектирующих органов.

В пункте 8 Правил предусмотрено, что водитель транспортного средства должен обеспечить правильную эксплуатацию тахографа и своевременное включение и переключение его ручек на соответствующие режимы работы; своевременно производить установку, замену и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также должен обеспечить их сохранность; использовать регистрационные листы каждый день, в течение которого он управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки; при выходе тахографа из строя ведет запись режима труда и отдыха на обороте своего регистрационного листа от руки с использованием нанесенной на него сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирует об этом владельца транспортного средства; имеет при себе и предъявляет для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненные регистрационные листы за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял транспортным средством.

В силу пункта 9 Правил владелец транспортного средства обязан выдавать водителям достаточное количество регистрационных листов установленного образца, пригодных для использования в тахографе, которым оборудовано транспортное средство, имея при этом в виду персональный характер регистрационных листов; хранить заполненные регистрационные листы каждого водителя в течение не менее чем 12 месяцев со дня последней записи и свидетельства о поверках тахографов - в течение 3 лет с момента их выдачи.

В соответствии с пунктом 10 Правил наличие, исправность и соответствие тахографа предъявляемым к нему требованиям, а также соблюдение водителем условий его использования, записи на регистрационных листах за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял транспортным средством, подлежат контролю.

Приказом Минтранса России № 68 от 30.06.2000 «О ведении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» (действовавшем на момент обнаружения правонарушения 20.10.2008) утверждён порядок ведения путевых листов, который является обязательным для всех индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды или других законных основаниях, при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе.

В пункте 9.4. Приказа № 68 установлено, что в строках "Водитель" и "Номер водительского удостоверения" записываются фамилия и инициалы водителей, работающих по данному путевому листу, и номера их водительских удостоверений на право управления автотранспортным средством.

Согласно пункту 9.1. в строке "Путевой лист" проставляется его учётный номер.

Пунктом 9.11. установлено, что раздел II заполняется предпринимателем на основании результатов транспортной работы за весь период действия путевого листа. В путевом листе N ПА-1 в разделе "Результаты использования автобуса" проставляются:

общий пробег автотранспортного средства, который определяется как разность между показаниями спидометра при выезде и возврате к месту постоянной стоянки автотранспортного средства;

время в работе, которое определяется как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки автотранспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя;

объем перевезенного груза (количество перевезенных пассажиров автобусом), который определяется как суммарное количество груза (пассажиров), перевезенного за все время работы по данному путевому листу.

Пунктом 12 названного Порядка определено, что предприниматели, а также лица, специально им назначенные, при оформлении путевой документации обязаны обеспечивать достоверность и полноту заполнения реквизитов путевых листов журнала регистрации.

Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

В соответствии с пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров, обязан проводить служебные расследования, учёт и анализ дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства предпринимателя, нарушений водителями и работниками установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению; ежегодное планирование мероприятий, направленных на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства предпринимателя, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.

В соответствии и пунктом 3.1.2. Положения организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно - транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.

Материалами дела подтверждается и не отрицается самим Предпринимателем, что при осуществлении лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров Предпринимателем допущены нарушения положений статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», подпунктов «а»,«б»,«в», «г» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, приказов Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, от 07.07.1998 № 86, от 30.06.2000 № 68, от 20.08.2004 № 15. В связи с этим арбитражный суд считает, что действия Предпринимателя правильно квалифицированы в протоколе об административном правонарушении как осуществление перевозочной деятельности с нарушением лицензионных требований.

Согласно протоколу об административном правонарушении Предпринимателю вменяется в вину непроведение служебного расследования по ДТП от 20.09.2008 (отсутствует акт служебного расследования).

Предприниматель на данное нарушение указал, что информация из органов ГИБДД о совершенном его водителем 20.09.2008 ДТП не поступала, разбора в ГИБДД г. Дивногорска не проводилось, в связи с чем служебное расследование по факту ДТП не производилось.

Как следует из материалов дела, Управлением ГАДН по Красноярскому краю в письме от 01.10.2008 № 2330/12 было сообщено начальнику Управления ГАДН по РХ лишь о возникновении 20.09.2008 аварийной ситуации (ДТП) с участием автобуса, принадлежащего предпринимателю ФИО3 Из пояснений ФИО3 следует, что никаких иных материалов об обстоятельствах совершения ДТП из ГИБДД г. Дивногорска не поступало. С учётом вышеизложенного арбитражный суд считает убедительным довод Предпринимателя об отсутствии у него необходимой информации для проведения служебного расследования и анализа причин ДТП. Доказательств обратного заявителем арбитражному суду не представлено.

При таких обстоятельствах вина Предпринимателя в совершении указанного правонарушения не может считаться установленной. Непроведение служебного расследования ДТП подлежит исключению из числа фактов, образующих состав административного правонарушения.

Заявитель просит назначить максимальную сумму штрафа в размере 4000 руб., поясняя тем, что был факт ДТП с участием транспортного средства предпринимателя и все нарушения, выявленные в ходе проверки, связаны с организацией безопасности дорожного движения.

Арбитражный суд не находит оснований для назначения Предпринимателю максимального размера штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, поскольку Управлением ГАДН по РХ не представлено доказательств неоднократного привлечения предпринимателя к административной ответственности либо наличия отягчающих ответственность обстоятельств.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Арбитражный суд пришел к выводу о том, что вина Предпринимателя в совершении нарушений, события которых установлены в ходе судебного разбирательства, подтверждена материалами дела. Обстоятельств, препятствующих выполнению Предпринимателем лицензионных требований, арбитражным судом не установлено.

При назначении размера штрафа арбитражный суд полагает необходимым учесть, что Предприниматель ранее не привлекался к административной ответственности за нарушение лицензионных условий, и с учетом указанного обстоятельства назначить нарушителю штраф в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации – три тысячи рублей.

Руководствуясь статьями 169- 170, частью 2 статьи 176, статьей 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Заявленные требования удовлетворить. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Абакан, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Абакан, зарегистрированного Регистрационной палатой Администрации города Абакана 16 февраля 2000 г. (регистрационный номер 17275, ОГРН <***>), проживающего по адресу: ул. Тельмана, 96-74, г.Абакан, в бюджет города Абакана (получатель: УФК по Республике Хакасия (УГАДН по Республике Хакасия), расчетный счет: <***>, ИНН/КПП: 190 100 61 51/190 101 001, банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия г. Абакан, БИК 049 514001, ОКАТО 954 01 000 000, код бюджетной классификации - 106 116 900 4004 0000 140)   административный штраф в сумме три тысячи рублей.

3. Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) путем подачи апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск). Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Н.В. Гигель