ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2613/11 от 31.10.2011 АС Республики Хакасия

Арбитражный суд Республики Хакасия

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Дело № А74-2613/2011

31 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2011 года.

Решение изготовлено в полном объёме 31 октября 2011 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.В. Тутарковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ю.В. Феоктистовой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Аэропорт Абакан» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным отказа о снятии с учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика от 13 мая 2011 года № ВА-06-09/08358.

В судебном заседании, 25.10.2011, принимали участие

от заявителя: заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 01.03.2011, паспорт;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия:

ФИО2 на основании доверенности от 11.01.2011, служебное удостоверение.

В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд объявил перерыв в судебном заседании на 31.10.2011.

В судебном заседании, 31.10.2011, принимали участие

от заявителя: заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 01.03.2011, паспорт;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия:

ФИО2 на основании доверенности от 11.01.2011, служебное удостоверение.

Открытое акционерное общество «Аэропорт Абакан» (далее – общество, ОАО «Аэропорт Абакан») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее – налоговый орган) о признании незаконным отказа о снятии с учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика от 13 мая 2011 года № ВА-06-09/08358.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал по обстоятельствам, изложенным в заявлении, пояснениях к нему, ссылаясь на документы, представленные в материалы дела. В обоснование своей позиции общество ссылается на ошибочность выводов налогового органа, основанных на пункте 3 приказа Федеральной налоговой службы от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@, поскольку ОАО «Аэропорт Абакан» не включено в перечень стратегических акционерных обществ. Следовательно, заявитель не подлежит налоговому администрированию в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Представитель налогового органа требование заявителя не признал по обстоятельствам, изложенным в отзыве на заявление. В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на то, что на момент обращения ОАО "Аэропорт Абакан" в налоговый орган с заявлением о снятии его с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика Общество соответствовало установленным критериям отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, поэтому оснований для удовлетворения данного заявления не имеется. Нахождение Общества на налоговом учете в качестве крупнейшего налогоплательщика соответствует положениям Приказа Министерства налогов и сборов Российской Федерации от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ (с учётом изменений приказом ФНС России №ММ-3-06/308@ от 16.05.2007) и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Открытое акционерное общества «Аэропорт Абакан» зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой администрации города Абакана 28 октября 1996 (регистрационный № 2996) и внесено 23 октября 2002 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***> (свидетельство серии 19 № 000732569).

18 сентября 2001года года общество постановлено на налоговый учёт с присвоением идентификационного номера налогоплательщика <***>.

01 января 2011 года ОАО «Аэропорт Абакан» поставлено на учёт в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.

20 декабря 2010 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия направила в адрес заявителя уведомление о постановке на учёт в налоговом органе ОАО «Аэропорт Абакан» в качестве крупнейшего налогоплательщика, которое было получено последним 11 января 2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением №32335.

04 мая 2011 года заявитель обратился в налоговый орган с заявлением №463 об исключении его из реестра крупнейших налогоплательщиков. Данное заявление общество обосновало тем, что ОАО «Аэропорт Абакан» не соответствует ни одному из критериев отнесения организации к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащей администрированию на федеральном и региональном уровнях.

13 мая 2011 года налоговый орган письмом № ВА-06-09/08358 сообщил заявителю об отсутствии оснований для снятия его с учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика в связи с тем, что Общество в соответствии с приказомМНС России №САЭ-3-30/290@ от 16.04.2004 (с учётом изменений приказом ФНС России №ММ-3-06/308@ от 16.05.2007) ОАО «Аэропорт Абакан» относится к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональных уровнях по крупнейшим налогоплательщикам, если один из показателей имеет определённое значение, в частности среднесписочная численность работников составляет 100 человек.

Общество, полагая, что указанные действия налогового органа не соответствует требованиям налогового законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере хозяйственной деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность всех имеющихся в материалах дела доказательств, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, с заявлением о признании незаконным отказа о снятии его с учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика от 13 мая 2011 года № ВА-06-09/08358 налогоплательщик обратился 05 августа 2011 года, о чём свидетельствует штамп арбитражного суда о доставке названного заявления нарочным.

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает, что срок для обращения с заявлением в арбитражный суд обществом соблюдён.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Проверяя оспариваемые действия налогового органа на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, арбитражный суд считает, что заявление ОАО "Аэропорт Абакан" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 83 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учёт в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным данным Кодексом. Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков.

Порядок постановки на учёт и порядок снятия с учёта организаций и физических лиц регулируется статьёй 84 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учёт, снятие с учёта организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 85н утверждены Особенности постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков, в соответствии с пунктами 1 - 3 которых постановка на учёт крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесён налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 6 данного приказа в случае, если на территории субъекта Российской Федерации не предусмотрено создание межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика выдаёт (направляет) крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учёт в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, в котором указывается КПП, содержащий значение 50.

Следовательно, решение вопроса об отнесении лица к крупнейшим налогоплательщикам и постановке его на учёт входит в компетенцию Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия.

Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия выдала ОАО «Аэропорт Абакан» уведомление о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика, в котором указала КПП, содержащий значение 50 (190150  001).

Приказом ФНС России от 27.09.2007 № ММ-3-09/553@ утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам учёта крупнейших налогоплательщиков - российских организаций (далее - Методические указания).

В соответствии с Методическими указаниями ФНС России ежегодно формирует список организаций - крупнейших налогоплательщиков по финансово-экономическим показателям их деятельности.

Методические указания разработаны в целях единообразия процедуры учёта крупнейших налогоплательщиков в налоговых органах с учётом положений Кодекса, Особенностей постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков, утверждённых Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков" (далее - Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков), Приказа ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@ "Об утверждении формы N 9-КНУ "Уведомление о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика".

Из обстоятельств дела усматривается, что основанием для постановки на учёт в налоговом органе ОАО «Аэропорт Абакан» в качестве крупнейшего налогоплательщика послужило письмо Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 06.12.2010 №ОМ-08-03-05/2372. Данным письмом был направлен в налоговый орган утверждённый 29.11.2010 заместителем руководителя Федеральной налоговой службы России ФИО3 список крупнейших налогоплательщиков на 2011 год, в числе которых значилось и ОАО «Аэропорт Абакан».

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16.04.2004 №САЭ-3-30/290 (в редакции приказа Федеральной налоговой службы от 16.05.2007 № ММ-3-06/308) утверждены Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (далее - Критерии). Указанные Критерии в настоящее время сгруппированы по двум признакам: показатели финансово-экономической деятельности организации и отношения взаимозависимости.

В пункте 3 утверждённых Критериев указаны показатели финансово-экономической деятельности, позволяющие отнести налогоплательщика к категории крупнейших.

Согласно данному пункту к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, включенная в утверждённый в установленном порядке перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ, у которых один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения:

3.1. сумма по заключённым контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции которых составляет более 27 000 000 рублей в год;

3.2. сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 % от общей суммы выручки;

3.3. среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;

3.4. доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

Пунктом 7 Критериев организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трёх лет, не считая последнего отчётного года, и сохраняет данный статус в течение трёх лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» ОАО "Аэропорт Абакан" (доля государства в уставном капитале 75 %) включено в перечень стратегических акционерных обществ.

Однако Указом Президента Российской Федерации от 18.06.2010 № 762 ОАО "Аэропорт Абакан" (доля государства в уставном капитале 75 %) исключено из перечня стратегических акционерных обществ. Пунктом 2 данного Указа установлено, что он вступает в силу со дня его подписания.

Таким образом, соответствующий налоговый орган вправе учитывать в течение трёх лет в качестве крупнейшего даже того налогоплательщика, который перестал удовлетворять установленным критериям. ОАО "Аэропорт Абакан" в 2007 году, в 2008 году и в 2009 году имело в уставном капитале долю вклада учредителя (государство) свыше 50%.

Налоговый орган также ссылается на то, что среднесписочная численность работников ОАО "Аэропорт Абакан" превышает 100 человек. В подтверждение данных выводов представило суду сведения о среднесписочной численности работников за 2007 год, за 2008 год и за 2009 год. Так, в 2007 году среднесписочная численность работников ОАО "Аэропорт Абакан" составляла 498 человек, в 2008 году – 454 человек, в 2009 году – 411 человек.

Заявитель не оспаривает данные обстоятельства.

Следовательно, налоговый орган правомерно поставил ОАО "Аэропорт Абакан" на налоговый учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2005 N 438-О, из положений пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что осуществление налогоплательщиком деятельности, позволяющей отнести его к "крупнейшим налогоплательщикам", находится в ряду иных специальных оснований, по которым подлежат постановке на учет в налоговых органах отдельные категории налогоплательщиков. Подобное регулирование, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, обусловлено юридически значимыми объективными различиями между ними и потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства, который гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной и той же категории, и не исключает в отношении лиц, принадлежащих по условиям и роду деятельности к другим категориям налогоплательщиков, возможность установления иных правовых предписаний.

При этом необходимо учитывать, что обязанности по осуществлению учета крупнейших налогоплательщиков, включая обязанность по информированию о постановке их на учет в качестве таковых, возлагаются на налоговые органы (Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 85н).

Таким образом, сама процедура постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков осуществляется без участия налогоплательщиков и не влечёт для них неблагоприятные имущественные последствия или нарушение их прав.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что на момент направления обществом в налоговый орган заявления от 04.05.2011 №463 о снятии его с учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика, а также на момент рассмотрения указанного заявления налоговым органом, заявитель соответствовал установленным критериям отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, а следовательно, оснований для удовлетворения заявления у налогового органа не имелось.

В нарушение требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил суду доказательств того, что отказ налогового органа снять заявителя с налогового учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика каким-либо образом нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом арбитражный суд отклоняет довод заявителя о том, что оспариваемый отказ налогового органа создаст препятствия для осуществления планируемой в будущем предпринимательской деятельности с применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подпадающей под регулирование нормами главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку пункты 2.1 и 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации ограничивают применение специального режима в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, превышает 100 человек, и организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов,

Кроме этого, из анализа содержания статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что на момент обращения с заявлением в арбитражный суд заявитель должен представить доказательства нарушения, а не предположения нарушения, его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия о снятии с учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика от 13 мая 2011 года № ВА-06-09/08358 является правомерным и соответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного требование заявителя не подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу составляет 2.000 руб.

По результатам рассмотрения спора в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя.

Учитывая, что при обращении в арбитражный суд заявителем уплачена госпошлина платёжным поручением от 04 августа 2011 года №1135, арбитражный суд не производит её взыскание с заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать открытому акционерному обществу «Аэропорт Абакан» в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия о снятии с учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика от 13 мая 2011 года № ВА-06-09/08358 в связи с его соответствием положениям Налогового кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков", Приказа ФНС России от 27.09.2007 № ММ-3-09/553@ «Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам учёта крупнейших налогоплательщиков - российских организаций», Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16.04.2004 №САЭ-3-30/290 (в редакции приказа Федеральной налоговой службы от 16.05.2007 № ММ-3-06/308) «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении Критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях».

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия И.В. Тутаркова