ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2668/08 от 24.12.2008 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

30 декабря 2008 года Дело № А74-2668/2008

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2008 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Кузнецовой Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

государственного инспектора Республики Хакасия по пожарному надзору Смешного Д.Н., г. Абакан,

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сибмонтажсервис», г. Черногорск, к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании принимали участие:

государственный инспектор Республики Хакасия по пожарному надзору Смешной Д.Н., удостоверение ГПН № 05046;

представители ООО «Сибмонтажсервис» - директор Макаров С.Н. (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт), Макаров Р.С. (доверенность от 10.10.2008 № 1).

Государственный инспектор Республики Хакасия по пожарному надзору Смешной Д.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сибмонтажсервис» (далее – ООО «Сибмонтажсервис» или Общество) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях по делу, просит привлечь ООО «Сибмонтажсервис» к административной ответственности в виде наложения административного штрафа или приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Представитель Общества возражает против привлечения к административной ответственности, полагает, что нарушение лицензионных условий в деятельности общества отсутствовало.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Сибмонтажсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Республике Хакасия 03.12.2002 (свидетельство серия 19 № 0311999) и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900701228.

Общество имеет лицензию МЧС России на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров № 1/04532, выданную 01.06.2004, сроком действия до 01.06.2009.

На основании распоряжения главного государственного инспектора Республики Хакасия по пожарному надзору от 18 сентября 2008 г. № 198 государственным инспектором Республики Хакасия по пожарному надзору Смешным Д.Н. проведена проверка ООО «Сибмонтажсервис» на предмет соблюдения лицензионных требований и условий.

В ходе проверки Управлением установлены следующие нарушения лицензионных требований и условий:

- нарушение требования подпунктов «а» и «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров», утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625, которые выразились в отсутствии документации, необходимой для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащей на праве собственности или ином законном основании, неудовлетворительном противопожарном состоянии помещения, используемого для осуществления лицензируемой деятельности (в нарушение пункта 22 ППБ 01-03 противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями используются для стоянки автотранспорта, в нарушение пункта 25 ППБ 01-03) допускается курение в неустановленном для курения месте; в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 допускается использование электронагревательного прибора (электрочайника) без подставки из негорючего материала, исключающего опасность возникновения пожара);

- нарушение требований подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании, которые выразились в отсутствии у руководителя общества высшего или среднего профессионального образования по специальности «пожарная безопасность);

- нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании, выразившееся в отсутствии у директора Макарова С.Н. и заместителя директора Макарова Р.С. соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности;

- нарушение подпункта «д» пункта 4 Положения о лицензировании, выразившееся в непрохождении директором и заместителем директора общества курсов повышения квалификации в области лицензируемой деятельности не реже 5 лет.

По результатам проверки Республики Хакасия по пожарному надзору Смешным Д.Н. составлен акт от 29.10.2008, который явился основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 29.10.2008 № 29, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол составлен при участии директора Общества Макарова С.Н., он был ознакомлен с правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, о чём свидетельствует его подпись в протоколе. Копия протокола вручена директору общества.

Составленный Управлением в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 29.10.2008 № 29 с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают судьи арбитражных судов.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (часть 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подпунктом 38 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 04.12.2006 № 201-ФЗ) в перечень видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, включена деятельность по тушению пожаров.

Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 года №625 в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона «О лицензировании», полномочия по лицензированию деятельности по тушению пожаров предоставлены Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с приказом МЧС России от 06 февраля 2006 года № 68 государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору включены в перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учётом вышеизложенного арбитражный суд полагает, что у государственного инспектора Республики по пожарному надзору Смешного Д.Н. имеются полномочия по составлению протокола административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По вопросу о наличии события административного правонарушения, факте его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, наличии оснований для составления протокола об административном правонарушении арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Под грубым нарушением лицензионных требований в пункте 5 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров понимается невыполнение требований подпунктов «а» - «ж» пункта 4 названного Положения, а также умышленное искажение информации для государственного статистического учёта пожаров и их последствий.

Как следует из акта проверки, протокола об административном правонарушении от 29 октября 2008 г., Обществу вменяется в вину несоблюдение условий лицензирования, предусмотренных подпунктами «а», «б», «в» и «д» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, полагает, что соблюдение требований указанного Положения является обязательным для Общества в силу того, что последнее имеет действующую лицензию МЧС России № 1/04632 от 01.06.2004 г. на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров.

Согласно приложению к лицензии № 1/04532 и пояснений лиц, участвующих в деле, в рамках полученной в 2004 г. лицензии Общество занимается выполнением проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с подпунктом 38 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ) лицензированию подлежала деятельность по предупреждению и тушению пожаров.

Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ, вступившим в силу с момента опубликования – с 08.12.2006, в подпункт 38 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» внесены изменения, слова «предупреждению и» исключены.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2007 г. № 269 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 и от 25 октября 2006 г. № 625» из перечня видов деятельности, лицензируемых МЧС России исключена деятельность по предупреждению пожаров, из наименования Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров исключены слова «предупреждению и».

Пунктом 3 указанного постановления установлено, что лицензии на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров, предоставленные до вступления в силу постановления, действительны до окончания указанного в них срока в части, касающейся деятельности по тушению пожаров.

С учётом вышеизложенного арбитражным судом сделан вывод о том, что деятельность по предупреждению пожаров исключена из числа лицензируемых видов деятельности с 08 декабря 2006 г.

Заявитель полагает, что указанная деятельность подлежит лицензированию до настоящего времени, ссылается при этом на пункт 2 Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров (в новой редакции), согласно которому под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Указанный довод заявителя признан арбитражным судом несостоятельным.

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. № 625 (в первоначальной редакции), под деятельностью по предупреждению и тушению пожаров понималась деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.

Конкретного перечня работ и услуг, которые относились к указанному виду деятельности, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров не содержало.

Вместе с тем понятия «профилактика пожаров» и «тушение пожаров» содержались и содержатся в настоящий момент в Федеральном законе от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под профилактикой пожаров понимается совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, под организацией тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

В соответствии с положениями статьи 22 того же закона тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Статьёй 24 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) выполнение проектных, изыскательских работ отнесено к числу работ и услуг в области пожарной безопасности.

С учётом приведенных выше понятий выполнение проектных работ в области пожарной безопасности может быть отнесено к деятельности по профилактике пожаров.

В соответствии со смыслом пункта 2 Положения о лицензировании (до внесения в него изменений) профилактика пожаров соотносилась с термином «предупреждение пожаров», а действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров - с термином «тушение пожаров».

Содержание терминов «профилактика пожаров», «организация тушения пожаров» и «тушение пожаров» в Федеральном законе «О пожарной безопасности» после внесения изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров не изменились.

С учётом данного обстоятельства, исходя из содержания и смысла положений Федерального закона «О пожарной безопасности» под тушением пожаров не может пониматься деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров.

Таким образом, произведенное заявителем буквальное толкование содержания пункта 2 Положения о лицензировании (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 № 269) противоречит положениям Федерального закона «О пожарной безопасности».

Ссылка заявителя на приказ МЧС России от 20.10.2008 № 627 «Об утверждении Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности» и письмо главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 08.12.2008 № 43-4633-19 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров» не может быть принята во внимание арбитражным судом, поскольку содержание указанных документов в части отнесения деятельности по профилактике пожаров к лицензируемому также не соответствует положениям Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности и Федерального закона «О пожарной безопасности».

Частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Арбитражный суд полагает, что с учётом действующей редакции пункта 38 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона «О пожарной безопасности» осуществляемая ООО «Сибмонтажсервис» деятельность по выполнению проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, на момент проведения проверки не являлась лицензируемой, в связи с чем требования Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.23006 № 625 (в редакции от 05.05.2007 № 269) на указанную деятельность не распространяются.

В силу положений пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. № 269 имеющаяся у Общества лицензия № 1/04532 не может быть признана действующей.

С учётом вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу о том, что действия Общества неверно квалифицированы в протоколе об административном правонарушении как несоблюдение условий лицензирования, событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, отсутствует.

Выявленные при проверке нарушения требований пожарной безопасности, установленных пунктами 22, 25 и 60 Правила пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 г. (ППБ 01- 03), могут быть квалифицированы по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, в силу положений статьи 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об указанных административных правонарушениях подведомственны органам, осуществляющим государственный пожарный надзор, в связи с чем не могут быть рассмотрены арбитражным судом.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенными в пункте 8 постановления № 10 от 02.06.2004, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, установленный статьёй 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый со дня обнаружения правонарушения, на момент составления арбитражным судом мотивированного решения истёк.

С учётом вышеизложенных обстоятельств у арбитражного суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления и привлечения Общества к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 176, 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления государственного инспектора Республики Хакасия по пожарному надзору Смешного Д.Н., г.Абакан, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сибмонтажсервис», г.Черногорск, к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск, путем подачи апелляционной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Н.В.Гигель