АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Дело № А74-284/2020 21 сентября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2020 года. Решение в полном объёме изготовлено 21 сентября 2020 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Ю. Ишь при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Е.Н.Арнгольд рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи дело по исковому заявлению Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к открытому акционерному обществу «Копьевское автотранспортное предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Хакасия, <...>:
- промышленно - производственное здание строение № 1, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:198, площадь 749.9 кв.м;
- промышленно - производственное здание строение № 2, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:196, площадь 1928,7 кв.м;
- промышленно - производственное здание строение № 3, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:199, площадь 547,2 кв.м;
- промышленно - производственное здание строение № 4, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:201, площадь 254,1;
- промышленно - производственное здание строение № 6, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:197, площадь 424.7 кв.м.,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия представителя истца – ФИО2 по доверенности от 14.09.2020 № 734;
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Красноярского края представителя третьего лица ФИО1 – ФИО3 на основании доверенности от 11.03.2020,
в присутствии слушателя.
Администрация Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Копьевское автотранспортное предприятие» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Хакасия, <...>:
- промышленно - производственное здание строение № 1, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:198, площадь 749.9 кв.м;
- промышленно - производственное здание строение № 2, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:196, площадь 1928,7 кв.м;
- промышленно - производственное здание строение № 3, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:199, площадь 547,2 кв.м;
- промышленно - производственное здание строение № 4, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:201, площадь 254,1;
- промышленно - производственное здание строение № 6, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:197, площадь 424.7 кв.м.,
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель третьего лица ФИО1 возражал против удовлетворения иска, заявил устное ходатайство о привлечении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Хакасэнергосбыт», ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия.
Представитель истца возражал против привлечения в качестве третьих лиц АО «Хакасэнергосбыт», ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия.
Арбитражный суд, руководствуясь статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев устное ходатайство третьего лица о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, кредиторов ОАО «Копьевское АТП» (АО «Хакасэнергосбыт», ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия). отказал в удовлетворении ходатайства.
Ответчик в судебное заседание не явился. В ранее направленном отзыве председатель ликвидационной комиссии ОАО «Копьевское АТП» указывал, что ОАО «Копьевское АТП» не является собственником спорных объектов, документы на регистрацию права собственности в Росреестр не направлялись. Оставил принятие решения на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
На основании частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика, третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия.
При рассмотрении настоящего спора, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Истец указал, что вышеуказанными объектами недвижимости фактически никто не владеет, собственники неизвестны. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто прав на данные объекты не заявил.
09.01.2018 Администрация Копьевского поссовета направила в Орджоникидзевский районный суд заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости.
На основании вышеизложенного, истец обратился с настоящим исковым заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты, в том числе путем признания права, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предъявления требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов.
В пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление № 10/22) указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно подпунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядком № 931 от 10.12.2015, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации, регламентировано принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно пункту 2 данного Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Процедура принятия бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет включает в себя: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка № 931).
В силу пункта 5 Порядка № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Основываясь на положениях указанных норм, арбитражный суд признал, что орган местного самоуправления является единственным органом, наделенным правом подачи в орган регистрации прав заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного. При этом принятие на учет имущества в качестве бесхозяйного не влечет одномоментное установление на него права собственности муниципального образования.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее - Порядок № 943).
В разделе 6.6 названного Порядка установлены особенности внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей при принятии на учет и снятии с учета бесхозяйного имущества.
Согласно пункту 126 Порядка № 943 при принятии на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в реестр прав на недвижимость вносится запись, аналогичная по структуре записи о вещном праве, которая идентифицируется номером регистрации, присваиваемым в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 5 Закона, с добавлением к нему буквы "У".
Из материалов дела следует, что 27.12.2016 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Хакасия объекты
недвижимого имущества: промышленно - производственное здание строение № 1, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:198, площадь 749.9 кв.м; промышленно - производственное здание строение № 2, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:196, площадь 1928,7 кв.м; промышленно - производственное здание строение № 3, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:199, площадь 547,2 кв.м; промышленно - производственное здание строение № 4, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:201, площадь 254,1; промышленно - производственное здание строение № 6, нежилое, кадастровый номер 19:08:010112:197, площадь 424.7 кв.м., расположенные по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п. Копьево, ул. Транспортная, 10, были приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в Едином государственном реестре прав недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Истец указал, что вышеуказанными объектами недвижимости фактически никто не владеет, собственники неизвестны. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто прав на данные объекты не заявил.
Третье лицо ФИО1 пояснил о том, что объекты недвижимости принадлежат ОАО «Копьевское АТП», ссылаясь на план приватизации.
Согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № 8 от 28.01.1993 Копьевскому автотранспортному предприятию был выделен земельный участок площадью 31060 кв.м., расположенный по адресу: <...> для производственных нужд.
Решением Малого Совета народных депутатов Орджоникидзевского района от 02.07.1993 № 60 согласован план приватизации госпредприятия «Копьевское АТП» в акционерное общество открытого типа «Копьевское АТП».
Решением Государственного комитета по управлению госимуществом от 07.07.1993 № 55, государственное предприятие Копьевское АТП преобразовано в акционерное общество открытого типа «Копьевское автотранспортное предприятие» (сокращенно АООТ «Копьевское АТП»).
Пунктом 2 решения от 07.07.1993 № 55 утвержден план приватизации.
В последующем АООТ «Копьевское АТП» преобразовано в ОАО «Копьевское АТП».
По передаточному акту от 29.10.2000 промышленно-производственные здания от АООТ «Копьевское АТП» были переданы в ОАО «Копьевское АТП».
Для изготовления технических планов на объекты недвижимости, постановки их на кадастровый учет ОАО «Копьевское АТП» заключило договор на выполнение работ по подготовке документов технического учета № 31-ТП от 21.05.2014.
В отзыве на иск председатель ликвидационной комиссии ОАО «Копьевское АТП» указывал, что ОАО «Копьевское АТП» не является собственником спорных объектов, документы на регистрацию права собственности в Росреестр не направлялись.
Однако, в материалы дела представлена бухгалтерская (финансовая отчетность) общества за 2017 год, пояснения к промежуточному ликвидационному балансу ОАО
«Копьевское АТП», из которых следует, что спорные объекты входят в состав основных средств ОАО «Копьевское АТП».
Представитель третьего лица ФИО1 пояснял, что в случае удовлетворения иска будут нарушены права кредиторов ОАО «Копьевское АТП», в том числе и его как акционера, поскольку лишает общество активов в виде объектов недвижимости.
Несмотря на то, что государственная регистрация права собственности по спорные объекты недвижимости отсутствует, материалами дела подтверждено, что указанные объекты на протяжении длительного времени находятся в открытом владении и пользовании ОАО «Копьевское АТП», которое осуществляет в отношении него все правомочия собственника, в том числе, содержит спорные объекты.
Фактическое владение ОАО «Копьевское АТП» спорными объектами недвижимого имущества подтверждается представленными в материалы дела документами, в частности, бухгалтерской (финансовой отчетностью) общества за 2017 год, пояснениями к промежуточному ликвидационному балансу ОАО «Копьевское АТП».
Вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каких-либо доказательств, исключающих факт владения спорным имуществом ОАО «Копьевское АТП» и отсутствие у него правового интереса в приобретении титула собственника недвижимого имущества, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения иска нет, поскольку способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный статьями 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможен тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект либо имущество не находится в фактическом владении у кого-либо.
Материалами дела подтверждается, что титульным собственником спорного имущества является ОАО «Копьевское АТП», что опровергает позицию истца о наличии у спорных объектов недвижимости признаков бесхозяйной вещи. В данном случае, при удовлетворении иска будут нарушены права акционеров и кредиторов ОАО «Копьевское АТП».
Государственная пошлина по настоящему делу в сумме 30 000 руб. относится на истца и не подлежит взысканию, поскольку истец освобожден от её уплаты.
Руководствуясь статьями 102, 110, 166 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении иска.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.Ю.Ишь