ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-286/19 от 10.06.2019 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

18 июня 2019 года                                                                                            Дело № А74-286/2019

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2019 года. 

Решение в полном объёме изготовлено 18 июня 2019 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.В. Кирсановой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

публичного акционерного общества Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (ИНН 2460066195, ОГРН 1042401810494) в лице филиала публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия            (ИНН 1902018760, ОГРН 1041902100019)

о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21 сентября 2017 года № 3610 в части решения о неправомерном применении пониженной ставки налога на имущество и доначисления соответствующего налога,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (ИНН 1901065260, ОГРН 1041901200021).

В судебном заседании приняли участие представители:

публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро»   –  Побойкин Д.Н. на основании доверенности от 27 января 2017 года № 7684 (т1 л109-110);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия – Галкина Т.В. на основании доверенности от 9 января 2019 года (т2 л74);

Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия – Галкина Т.В. на основании доверенности от 9 января 2019 года № 04-16 (т5 л108).

Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» (далее – ПАО «РусГидро», общество) в лице филиала публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» (далее – СШ ГЭС) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (далее – МИ ФНС России № 2 по РХ, налоговая инспекция) от 21 сентября 2017 года № 3610 в части решения о неправомерном применении пониженной ставки налога на имущество и доначисления соответствующего налога.

Определением суда от 21 января 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – УФНС России по РХ, управление).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв (т1 л6-12, т5 л111-113, л115-118).

Представитель налогового органа и управления заявленные требования не признал на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях (т2 л61-73, т5 л119-121, л125-129).

Исследовав материалы дела, и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 декабря 2004 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска. «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» является филиалом публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро», о чём имеется запись в Едином государственном реестре юридических лиц.

На основании первичного налогового расчёта по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2017 года, представленного филиалом ПАО «РусГидро», МИ ФНС России № 2 по РХ проведена камеральная налоговая проверка в период с 25 апреля по 25 июля 2019 года.

По результатам проверки налоговой инспекцией установлено занижение суммы авансового платежа по налогу на имущество, подлежащей уплате по налоговой декларации за 1 квартал 2017 года, в результате необоснованного применения ставки налога                         в размере 1,6%. Выводы проверки отражены в акте от 8 августа 2017 года № 28219 (т1         л14-29).

ПАО «РусГидро» представлены в налоговую инспекцию возражения от 18 августа
2017 года № 4642.30 на акт налоговой проверки.

Материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика рассмотрены заместителем начальника инспекции в отсутствие представителя общества при надлежащем извещении налогоплательщика.

21 сентября 2017 года МИ ФНС России № 2 по РХ принято решение № 3610 об отказе в привлечении ПАО «РусГидро» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором налоговая инспекция подтвердила результаты проверки о занижении авансового платежа по налогу на имущество организаций путём неправомерного применения обществом ставки 1,6% в отношении основных средств – комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора (всего 10 объектов) (далее – спорное имущество, спорные объекты). ПАО «РусГидро» доначислена сумма авансовых платежей в размере           894 202 руб.

Решение инспекции налогоплательщик обжаловал в вышестоящий налоговый орган (т1 л61-70). 

По результатам рассмотрения жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия принято решение от 19.10.2018 №128, которым решение инспекции оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения (т1 л71-83).  

Полагая необоснованными выводы налоговой инспекции в части доначисления налога на имущество организаций в связи с признанием спорных объектов не относящимися к линиям электропередачи, ПАО «РусГидро» обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением.

Дело арбитражный суд рассмотрел в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Частями 1, 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.  

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (пункт 9 статьи 101 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 139 НК РФ жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Решение №128 по жалобе принято управлением 19 октября 2018 года. С заявлением в арбитражный суд налогоплательщик обратился 18 января 2019 года (т1 л6).

С учётом названных норм арбитражный суд считает, что установленный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и срок для обращения с заявлением в арбитражный суд налогоплательщиком соблюдены.     

Частью 4 статьи 200 АПК РФ определено, что  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).

С учётом положений статей 89, 100, 101 НК РФ арбитражный суд считает, что оспариваемое решение принято уполномоченным государственным органом. Процедура и сроки проведения налоговой проверки и принятия налоговым органом решения соблюдены и заявителем не оспариваются. Арифметические данные, приведённые в решении инспекции, проверены арбитражным судом и признаны правильными, заявителем не оспариваются.

С учётом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ проверка законности оспариваемого решения производится арбитражным судом только применительно к основаниям принятия,  в нём указанным.

Как следует из материалов дела (акта камеральной налоговой проверки и приложенных к нему документов, оспариваемого решения), основанием для доначисления обществу спорной суммы налога явились выводы налогового органа о необоснованном применении пониженной ставки налога на имущество организаций в размере 1,6%, установленной пунктом 3 статьи 380 НК РФ, в связи с неправомерным отнесением налогоплательщиком объектов основных средств - комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора в количестве 10 штук - к имуществу, относящемуся к объектам линий энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ ПАО «РусГидро» является плательщиком налога на имущество организаций.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В пункте 1 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Обязанность доказывания права на применение налоговой льготы лежит
на налогоплательщике.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признаётся движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесённое в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента,
в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

30 сентября 2004 года постановлением № 504 Правительство Российской Федерации утвердило Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее – Перечень имущества).

В указанном Перечне даются наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ ОК 013-94, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006              № 03-06-01-04/143 объектом классификации материальных основных фондов                                 в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочленённых предметов.

При этом структура кодов ОКОФ состоит из: Х0 0000000 - раздел; ХХ 0000000 - подраздел; ХХ ХХХХ000 - класс; ХХ ХХХХ0ХХ - подкласс; ХХ ХХХХХХХ - вид.

Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне имущества, с учётом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).

Указание в Перечне имущества кода по ОКОФ, относящегося к классу, подразумевает льготирование объектов всех подклассов и видов в пределах выделенного для данного класса интервала кодов (если иное не установлено самим Перечнем).

Если в Перечне имущества поименован код ОКОФ, относящийся к подклассу, то льготированию подлежат объекты всех видов в пределах для данного подкласса интервала кодов (если иное не установлено самим Перечнем).

Если в Перечне имущества поименован только код ОКОФ, относящийся к виду,
то льготированию подлежит объект с кодом данного вида.

Кроме того, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне имущества, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов по которой является закрытым.

В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем перечисленные в Перечне имущества, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне имущества, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если, в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включён в Перечень имущества, и соответствует основным понятиям, определённым в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.

Арбитражным судом установлено, что факт нахождения спорного имущества,                       на которое заявлена льгота, на балансе общества в качестве объектов основных средств инспекцией не оспаривается (т2 л64).

Из материалов дела следует, что ПАО «РусГидро» в лице филиала СШ ГЭС применило льготную ставку по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2017 года в отношении объектов основных средств – комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора (10 шт.). По мнению заявителя, вышеуказанные основные средства являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, поскольку участвуют в едином процессе выработки, передачи, распределения и потребления электроэнергии, образуя единую замкнутую цепь с потребителями посредством линий электропередачи. Соответственно,
к данному имуществу в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ подлежит применению льготная ставка по налогу на имущество организаций. Основанием для применения указанной льготы общество указывает наличие у него линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

Пункт 6 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта
2001 года № 26н устанавливает, что единицей бухгалтерского учёта является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признаётся объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определённых самостоятельных функций; или же обособленный комплекс конструктивно сочленённых предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определённой работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Учитывая, что применение пониженной ставки налога на имущество на основании статьи 380 НК РФ и Перечня имущества подлежит только в отношении имущества, непосредственно связанного с процессом передачи электрической энергии, пониженная ставка налога может быть применена только в отношении объектов, связанных с передачей электрической энергии.

Таким образом, право на применение пониженной ставки налога возникает
у организации при соблюдении одновременно следующих условий:

- имущество отнесено к основным объектам и состоит на балансе организации;

- имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий объектов, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ, в данном случае к линиям энергопередачи;

-  имущество поименовано в Перечне имущества.

Поскольку понятие «линии энергопередачи», «линии электропередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом, как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 15 февраля 2005 года № 56-О, институты, понятия и термины других отраслей законодательства применяются в Налоговом кодексе Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях, лишь в случаях, когда они не определены непосредственно самим налоговым законодательством; приоритет при уяснении значения налогового института, понятия или термина отдаётся, таким образом, налоговому законодательству, и только при отсутствии возможности определить содержание налогового института, понятия или термина путём истолкования положений налогового законодательства в их системной связи, допускается использование норм иных отраслей законодательства с учётом того, что смысл, содержание и применение законов определяют непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Из положений статей 3 и 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 ГОСТ 19431-84 «Энергетика и электрификация. Термины и определения», утверждённого постановлением Госстандарта СССР от 27 марта 1984 года            № 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). При этом на основании пункта 21 названного ГОСТа потребителем признаётся предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приёмники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).

Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).

В силу пункта 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения», утверждённого постановлением Госстандарта СССР от 27 декабря 1990 года № 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861, точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определённой в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Статьёй 3 Закона № 35-ФЗ потребители электрической энергии определены как лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Таким образом, исходя из норм отраслевого законодательства к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ и наименование которых содержатся в Перечне имущества, относится имущество, которое с учётом функционального назначения используется исключительно
для передачи электроэнергии.

Исследовав представленные в материалы технические документы в отношении спорных объектов, их инвентарные карточки, суд первой инстанции приходит к выводу
о недоказанности наличия у заявителя права на применение на основании пункта 3
статьи 380 НК РФ налоговой льготы в отношении объектов основных средств - комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора.

В соответствии с инвентарными карточками комплексам генераторным элегазовым гидрогенератора типа НЕС (НЕС-8А, НЕС-8С, НЕСS-80S) присвоен код ОКОФ 14 3120162 (т1 л 84-103).

Указанный код ОКОФ соответствует Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, где с учётом иерархического метода классификации под кодом                14 3120162 значится вид объекта – устройства распределительные комплектные высокого напряжения напряжением до 35 кВ.

Указанный Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 действовал до 01.01.2017 года, то есть в период принятия обществом спорных объектов основных средств к учёту.

В соответствии с приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст с 01.01.2017 введен в действие Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), применяемый во взаимосвязи с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014.

Приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 Общероссийского классификатора основных фондов. Прямой переходный ключ представлен в виде таблицы,
в которой приведены коды и наименования позиций ОКОФ ОК 013-94 и ОКОФ ОК 013-2014. В переходном ключе каждой позиции ОКОФ ОК 013-94 устанавливается соответствие одной или нескольким позициям ОКОФ ОК 013-2014.

При установлении соответствия между группировочными позициями ОКОФ ОК 013-94 и ОКОФ ОК 013-2014, соответствие устанавливается для входящих в них позиций и для ОКОФ ОК 013-2014 в графе «Наименование позиции» делается запись «Устанавливается соответствие для входящих в нее позиций».

Льготирование объектов с определённым обществом в отношении спорного имущества кодом ОКОФ вида объекта 14 3120162 «Устройства распределительные комплектные высокого напряжения напряжением до 35 кВ» Перечнем имущества не предусмотрено,
в связи с чем, в целях применения льготы по налогу на имущество общество указывает код ОКОФ 14 3120010, поскольку в соответствии с Перечнем льготируется имущество «Аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители)», включающие в себя согласно примечания: распределительные устройства высокого напряжения в отдельно стоящем здании (закрытые распределительные устройства), встроенные в здания и открытые распределительные устройства: выключатели, контакторы и реверсоры, разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители переменного тока высокого напряжения и т.д.

Согласно редакции ОКОФ ОК 013-2014 и переходных ключей, с учётом иерархического метода классификации группировочная позиция с кодом подкласса               14 3120010 включает в себя позиции с кодами видов с 14 3120100 по 14 3120293 (в том числе    14 3120162), для каждого из которых приведено соответствие позиции ОКОФ ОК 013-2014 (для группировки 14 3120010 сделана запись «Устанавливается соответствие для входящих
в нее позиций»).

Так, для кода ОКОФ ОК 013-94 вида объектов 14 3120162 приведено соответствие коду ОКОФ ОК 013-2014: 330.30.20.31.117 «Машины энергосиловые и сварочные путевые и агрегаты». Первые три знака указанного кода соответствует коду вида основных фондов        330 - «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты». При включении в ОКОФ позиций из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, устанавливается объект классификации, который может использоваться в качестве основных фондов.

Таким образом, последующие знаки соответствуют коду ОКПД2 из подкатегории 30.20.31.117 «Машины энергосиловые и сварочные путевые и агрегаты», вида 30.20.31 «Средства транспортные, предназначенные для технического обслуживания или ремонта железнодорожных или трамвайных путей», подгруппы 30.20.3 «Состав подвижной прочий», группы 30.20 и подкласса «Локомотивы железнодорожные и подвижной состав», класса 30 «Средства транспортные и оборудование, прочие».

Анализ вышеуказанных положений в редакции, действующей с 01.01.2017, свидетельствует о том, что спорное имущество не может быть отнесено к коду вида объектов основных фондов 14 3120162, равно как и к коду группировки подкласса 14 3120010, указываемого обществом в обоснование правомерности применения пониженной ставки налога на имущество.

Доводы заявителя о наличии совпадений по наименованию оборудования, указанного
в примечании к Перечню имущества по коду ОКОФ 14 3120010, с наименованиями составных частей комплексов генераторных элегазовых гидрогенератора, не могут быть приняты арбитражным судом ввиду следующего.

Пунктом 3 статьи 380 НК РФ установлены пониженные налоговые ставки по налогу на имущество организаций в отношении объектов основных средств: магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. При этом правильность либо неправильность определения налогоплательщиком кодов ОКОФ при постановке спорных объектов основных средств на учёт не является основанием для лишения его права на налоговую льготу.
В рассматриваемом случае значение имеет назначение спорного имущества и его функциональная принадлежность.

Согласно Инструкции по эксплуатации генераторного распределительного устройства - элегазовое генераторное распределительное устройство НЕС-8 используется для подключения гидрогенераторов Саяно-Шушенской ГЭС Г1 - Г10 к трансформаторам укрупнённых блоков Т1 - Т5 (т5 л1-30).

НЕС-8 располагается в камерах главных выводов соответствующего генератора на отметке 320 машинного зала СШ ГЭС. Для гидрогенераторов Г1, 2, 7-10 предусмотрены распределительные устройства типа НЕС-8С, для гидрогенераторов ГЗ, 4, 5, 6 - тип НЕС-8А.

Согласно разделу 1.3 «Конструкция и состав оборудования» в состав каждой фазы НЕС-8 входит следующее оборудование: выключатель (В-Г); разъединитель (Р-Г); заземлители (Рз-Г - со стороны генератора, Рз1(2)-Т - со стороны блочного
трансформатора); трансформаторы напряжения (ТН5, ТН6 - со стороны генератора, ТНЗ для НЕС-8А и ТНЗ, ТН4 для НЕС-8С со стороны блочного трансформатора); ограничитель перенапряжения (со стороны блочного трансформатора); конденсаторы (с обеих сторон силового выключателя); шкаф управления.

Из свидетельских показаний начальника производственной технической службы
СШ ГЭС следует, что комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора предназначены для коммутации гидрогенератора в нормальных и аварийных ситуациях, включают в себя выключатель высоковольтный, разъединитель, заземляющие ножи, шкаф управления, конденсаторы, ограничитель перенапряжения нелинейный и т.д., размещён в здании ГЭС, отметка 320, вблизи гидрогенератора, со стороны верхнего бьефа. Комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора используются для производства и преобразования электроэнергии, как составная часть гидрогенерирующего тракта, физически связан с гидрогенератором, через шинопроводы главных выводов, с другой стороны посредством токопровода присоединён к силовому трансформатору (т5 л31-52).

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года                 № 229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее – Правила эксплуатации электростанций).

По смыслу пунктов 5.4.1-5.4.30 Правил эксплуатации электростанций распределительные устройства всех видов и напряжений относятся к электрическому оборудованию электростанций и сетей.

В соответствии с пунктом 25 ГОСТ 19431-84 под электроустановкой понимается энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии.

В пункте 3 ГОСТ 24291-90 закреплено определение (электрического) распределительного устройства, согласно которому это электроустановка, предназначенная для приёма и распределения электрической энергии на одном напряжении и содержащая коммутационные аппараты и соединяющие их сборные шины (секции шин), устройства управления и защиты.

В ГОСТе 24291-90 даются следующие термины и определения применительно
к электрической части электростанции и электрической сети:

- электропередача - совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы
в другой;

- (электрическая) подстанция - электроустановка, предназначенная для приёма, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств;

- линия электропередачи - электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.

Из буквального прочтения приведённых терминов и определений в их совокупности следует, что распределительные устройства участвуют в передаче электроэнергии, однако только в составе электрических подстанций, и не являются неотъемлемой частью линий электропередачи.

Согласно Техническому паспорту СШ ГЭС является приплотинной гидроэлектростанцией (т4 л1-154, стр6).

В ГОСТе 19431-84 даны следующие термины и определения:

- электростанция - энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла;

- гидроэлектростанция - электростанция, преобразующая механическую энергию воды в электрическую энергию;

- линия электропередачи - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.

Приведённые термины позволяют сделать вывод, что функциональным назначением гидроэлектростанции является производство электрической энергии путём преобразования механической энергии воды в электрическую энергию. Линии электропередачи выходят за пределы электростанции и не участвуют в производстве электроэнергии.

Согласно статье 3 Закона № 35-ФЗ электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам;

субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Таким образом, законодатель разделил деятельность субъектов электроэнергетики на:

- производство электрической, тепловой энергии и мощности;

- приобретение и продажу электрической энергии и мощности;

- энергоснабжение потребителей;

- оказание услуг по передаче электрической энергии;

- оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- сбыт электрической энергии (мощности);

- организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

При этом передача электроэнергии является самостоятельным видом экономической деятельности - код 35.12.1 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утверждённому приказом Росстандарта от                   31 января 2014 года № 14-ст.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ПАО «РусГидро» является производство электроэнергии гидроэлектростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (код 35.11.2). Деятельность по передаче электроэнергии среди видов деятельности, осуществляемых обществом, не указана, в том числе в сведениях
о дополнительных видах (т2 л1-55, стр3-4).

При указанных обстоятельствах, учитывая нахождение комплексов генераторных элегазовых гидрогенератора непосредственно внутри гидроэлектростанции, назначение данных комплексов - для производства и преобразования электроэнергии, как составная часть гидрогенерирующего тракта, данные основные средства не могут быть отнесены
к линиям электропередачи.

С учетом изложенного, комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора как функционально, так и по месту нахождения относятся к оборудованию, участвующему
в производстве и преобразовании электроэнергии, а не в её передаче.

Общество указывает, что основанием для применения льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика объекта основного средства линии электропередачи и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью, при этом, право не связано с осуществлением определенного вида экономической деятельности по передаче энергии и отнесению налогоплательщика исключительно к категории сетевых компаний,
а обосновано функциональным назначением спорного имущества, заключающимся
в выполнении функции регуляции процесса передачи электроэнергии.

Между тем, арбитражный суд отмечает, что в соответствии с заключением экспертов    от 20.12.2016, составленным по результатам проведения экспертизы основных средств
ПАО «РусГидро» на предмет их отнесения к линиям энергопередачи по объекту «Комплекс генераторный элегазовый», комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора относятся к группе электротехнического оборудования. Назначением комплекса генераторного элегазового является выполнение отдельных операций включения и отключения нагрузочных токов, передача измерительной информации на устройства защиты и управления, разделение и заземление участков цепи главных выводов генераторов. Данное заключение содержит общий вывод относительно спорных объектов основных средств    ПАО «РусГидро», согласно которому спорные объекты основных средств общества к магистральным трубопроводам, к линиям электропередачи, либо к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, не относятся (т5 л53-107, стр11, 18, 46, 48).

Суд не ставит под сомнение доводы заявителя о том, что использование комплексов генераторных элегазовых гидрогенератора необходимо для обеспечения надежности энергосистемы, однако, общее функциональное назначение спорного оборудования свидетельствует об отсутствии права на применение налоговой ставки по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 НК РФ.

Арбитражный суд соглашается с возражениями налоговой инспекции на доводы заявителя о том, что процесс производства, передачи и потребления происходит единовременно, в силу чего некоторая часть объектов основных средств используется и для передачи электрической энергии, что не может являться основанием для подтверждения спорной льготы, поскольку данные функции являются сопутствующими (вторичными) основной функции (функциональной принадлежности) указанных объектов – генерации электроэнергии (мощности).

В соответствии с абзацем десятым статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям,
а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Таким образом, несмотря на специфику технологического процесса в электроэнергетике (одномоментность), законодательно разделены виды деятельности
по производству (генерации), распределению и передаче электроэнергии.

Следовательно, в отношении   имущества,   используемого   в   процессе   выработки энергии, несмотря на связь процесса её выработки с процессом передачи, в силу положений пункта 3 статьи 380 НК РФ не подлежит применению пониженная ставка.

Спорные объекты основных средств, в отношении которых заявлена льгота, находятся непосредственно на территории гидроэлектростанции и участвуют в процессе выработки и преобразования электроэнергии, то есть являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения, находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности СШ ГЭС, и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и, соответственно, по смыслу Перечня не относятся к имуществу,
в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество организаций.

Вышеизложенные выводы арбитражного суда соответствуют позиции, приведённой
в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2017 года № 306-КГ-15755, от 10 июля 2018 года № 306-КГ18-8637, постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2014 года по делу № А74-593/2013.

При рассмотрении настоящего дела суд установил, что Арбитражным судом Республики Хакасия рассмотрено дело № А74-7131/2018 по заявлению ПАО «РусГидро»
о признании недействительным решения налогового органа от 27.12.2016 № 3548 об отказе
в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части решения о неправомерном применении льготы по налогу на имущество и доначисления соответствующих налогов за полугодие 2016 года.

Кроме того, Арбитражным судом Республики Хакасия рассмотрено дело № А74-20065/2018 по заявлению ПАО «РусГидро» о признании недействительным решения налогового органа от 3 августа 2017 года № 3590 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части решения о неправомерном применении льготы по налогу на имущество и доначисления соответствующих налогов за 2016 год.

Таким образом, дела № А74-7131/2018 и № А74-20065/2018 рассмотрены с участием тех же лиц, относительно одних и тех же спорных объектов, по применению льготы по одному и тому же налогу, что и в настоящем деле.

Решениями арбитражного суда от 25.10.2018 по делу № А74-7131/2018 и от 19.03.2019 по делу № А74-20065/2018 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с соответствием оспариваемых решений положениям НК РФ. Указанные судебные акты вступили в законную силу со дня принятия постановлений Третьего арбитражного апелляционного суда 18.02.2019 и 10.06.2019 соответственно.

В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные.

Иные доводы заявителя не принимаются арбитражным судом как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Приведённые ПАО «РусГидро» письма Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации не опровергают выводы суда по настоящему делу.

Согласно изложенной в названных письмах позиции государственных органов право на применение налоговой льготы на основании пункта 3 статьи 380 НК РФ имеют все организации (в том числе производители электрической энергии), учитывающие на балансе
в качестве объектов основных средств имущество, перечисленное в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ № 504, то есть имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической связью. Вместе с тем судом установлено, что спорное имущество к линиям энергопередачи            не относится.

Учитывая изложенное, арбитражный суд находит обоснованным вывод налоговой инспекции о том, что обществом в нарушение пункта 1 статьи 374, пункта 3 статьи 380 НК РФ неправомерно применены пониженные ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,6% в отношении спорных объектов основных средств, что повлекло занижение суммы авансового платежа по налогу на имущество, подлежащего уплате по налоговой декларации за 1 квартал 2017 года, на 894 202 руб.

Таким образом, оснований для признания незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Хакасия от 21 сентября 2017 года № 3610 в части вывода
о
неправомерном применении пониженной ставки налога на имущество и доначисления соответствующего налога не имеется. Судом не установлено нарушений решением
в оспариваемой части прав и законных интересов ПАО «РусГидро» в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В этой связи в соответствии
с правилами части 3 статьи 201 АПК РФ требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 3000 рублей, в силу положений статьи 110 АПК РФ относится на заявителя, уплачена филиалом ПАО «РусГидро» СШ ГЭС по платёжному поручению от 18 декабря 2018 года № 2965 при обращении в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» в лице филиала публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия          от 21 сентября 2017 года № 3610 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части решения о неправомерном применении пониженной ставки налога на имущество и доначисления соответствующего налога, в связи с его  соответствием в оспариваемой части положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                                      Л.В. Бова