АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
31 августа 2009г. Дело № А74-2871/2009
Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2009г.
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2009г.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кольмиллер Ю.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Государственного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения Усть-Абаканского района», с. Усть-Абакан Усть-Абакаского района,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия, г. Абакан,
о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02.06.2009 № 38 в части.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: ФИО1 по доверенности от 28.08.2009 г. № 2;
Росфиннадзора: ФИО2 по доверенности от 29.07.2008г.
Государственное учреждение Республики Хакасия «Центр занятости населения Усть - Абаканского района» (далее – Центр занятости населения) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее – Росфиннадзор) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 02.06.2009 № 38 в части допущения финансовых нарушений на общую сумму 119.000 руб. (расходы на приобретение основных средств за счёт средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточнённое требование, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении, дополнении к нему, и документы, представленные в материалы дела. Пояснил, что поскольку расходы на приобретение основных средств были направлены на осуществление заявителем функций, предусмотренных законом и учредительными документами, в том числе на проведение основных мероприятий по внедрению стандартов комфортности для получателей услуг в сфере содействия занятости и в соответствии с доведёнными бюджетными ассигнованиями, а возврат сумм пособий по безработице произведён на основании нормативных и локальных актов вышестоящих органов, действующих на тот момент, вывод Росфиннадзора о незаконном расходовании средств, полученных в виде субвенций, выделенных в 2008 году из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, является необоснованным, а произведённые расходы - соответствующими действующему законодательству.
Представитель Росфиннадзора требования заявителя не признал, пояснив, что спор о признании недействительным представления неподведомственен арбитражному суду, так как оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По существу дела привёл доводы, аналогичные указанным в акте проверки.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено следующее.
На основании централизованного задания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 25.03.2009 № 43-01-02-25/1287, удостоверения от 07.04.2009 № 77 Росфиннадзором проведена проверка использования Центром занятости населения субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости за 2008 год.
24.04.2009 по итогам проверки составлен акт № 77, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе приобретение основных средств на общую сумму 119.000 руб. за счёт средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Центром занятости населения представлены разногласия на акт проверки, в которых приведены доводы, аналогичные указанным в заявлении. Заключением от 03.06.2009 № 80-06-22/817 разногласия по оспариваемому эпизоду не приняты.
02.06.2009 на основании акта проверки от 24.04.2009 № 77 Росфиннадзором вынесено представление № 38, в пункте 1 раздела 2 «Иные финансовые нарушения» которого приобретение основных средств за счёт средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, в сумме 119.000 руб. отражено как нарушение статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» и Методики определения общего объёма средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 35.
Не согласившись с указанным представлением в части, Центр занятости населения оспорил его в арбитражном суде.
Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, их должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 157, 268, 281-284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, пунктами 1, 5.1.1, 5.1.3, 5.14.1, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённого Приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утверждённым Приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н, Росфиннадзор и его территориальные органы наделены правом осуществлять в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности проводить в установленном порядке ревизии и проверки, направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления и обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом.
Предметом оспаривания по настоящему делу является представление по устранению выявленных нарушений, вынесенное Росфиннадзором по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя на предмет соблюдения им требований бюджетного законодательства.
Довод Росфиннадзора о том, что оспариваемое представление не относится к актам ненормативного характера, обжалуемым в арбитражный суд, признан судом несостоятельным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьёй 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, включая использование предоставляемых из бюджета субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов, то есть контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Пунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, пунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённого Приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росфиннадзор имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Статьёй 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Представления руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и её территориальных органов, вынесенные в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств при наличии оснований, установленных статьёй 283 Кодекса, отнесены пунктом 2 статьи 284 Кодекса к мерам принуждения.
В силу части 4 указанной статьи Кодекса действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.
В оспариваемом представлении заявителю предлагается его рассмотреть, принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства и проинформировать о результатах его рассмотрения не позднее 30 дней.
Заявитель указывает, что в дальнейшем он намерен использовать спорные средства тем же образом, что и использовал их в проверяемый период. То есть, указание на недопустимость в дальнейшем совершения спорного нарушения, препятствует праву заявителя на приобретение в будущем основных средств за счёт средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Таким образом, обжалуемое представление влечет юридические и экономические последствия для заявителя в случае его исполнения или неисполнения.
Учитывая вышеизложенное, а также положения пункта 2 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный вывод подтверждается определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2008 № 8608/08, от 10.11.2008 №14325/08, от 16.04.2009 № ВАС-3886/09, постановлениями Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.05.2008 по делу № А33-11134/07-ФО2-2105/08, от 20.11.2009 по делу № А74-1771/07-Ф02-5137/08, от 10.02.2009 по делу № А69-1745/08-Ф02-84/09.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что пункт 1 раздела 2 «Иные финансовые нарушения» оспариваемого представления вынесен в связи нарушением заявителем статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» и Методики определения общего объёма средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 35.
Согласно акту проверки от 24.04.2009 № 77 (страницы 4, 5) в 2008 году Центром занятости населения приобретены основные средства (компьютеры, мониторы, принтер, сетевые фильтры, банкетки, ХАБ (сетевой распределитель), модем) на общую сумму 119.000 руб. за счёт средств статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств», предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждёнными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 74н, на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы по оплате договоров на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе: зданий, машин и оборудования, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря, наглядных пособий и экспонатов, прочих основных средств (столов, книжных шкафов и других предметов хозяйственного инвентаря); прочих основных средств.
Как следует из Устава, утверждённого Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2006 № 360, Центр занятости населения является государственным учреждением, находится в ведении Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия, является объектом социальной сферы и обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7.1-7.5 Положения о Государственном комитете по занятости населения Республики Хакасия, утверждённого Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.02.2007 № 28, Госкомзанятости Хакасии является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим переданные полномочия в области содействия занятости населения, и входит в единую систему государственной службы занятости населения.
Госкомзанятости Хакасии осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) Республики Хакасия во взаимодействии с федеральными, республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными организациями.
Госкомзанятости Хакасии осуществляет на территории Республики Хакасия следующие полномочия: осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; обеспечивает регистрацию граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрацию безработных граждан; обеспечивает оказание государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; осуществляет иные полномочия.
Госкомзанятости Хакасии осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета на содержание Госкомитета, центров занятости населения, а также на реализацию переданных полномочий в области содействия занятости населения.
Статьёй 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1-3 данной нормы установлен перечень переданных полномочий, порядок финансирования - в виде субвенций из федерального бюджета и порядок определения объёмов субвенций на основе методики, утверждённой Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 5 названной нормы субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» общий объём субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учётом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 36, настоящие Правила регулируют порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на финансовое обеспечение следующих полномочий Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (включая расходы на осуществление этих полномочий, оплату услуг почтовой связи и банковских услуг) в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 30 и 31 Методики определения общего объёма средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 35, при расчёте средств субвенции, связанных с расходами органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период предусмотрены затраты:
- затраты на оплату труда (с учётом начислений) органов и прочие выплаты работников службы занятости субъектов Российской Федерации (согласно бюджетной классификации расходы по статьям 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», 211 «Оплата труда», 212 «Прочие выплаты», 213 «Начисления на оплату труда»);
- материальные затраты и прочие услуги (статьи 220 «Оплата работ, услуг», 221 «Услуги связи», 222 «Транспортные услуги», 223 «Коммунальные услуги», 224 «Арендная плата за пользование имуществом», 226 «Прочие услуги»);
- другие затраты (статьи 290 «Прочие расходы», 300 «Поступление нефинансовых активов», в том числе 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости нематериальных запасов»), которые определяются исходя из уровня соответствующих показателей предшествующего периода.
То есть, бюджет 2008 года формируется с учётом расходов 2007 года.
Из приведённых положений нормативно-правовых актов следует, что перечень расходов органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации не конкретизирован и не является исчерпывающим. Расходы органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению полномочий являются составной частью общего объёма субвенции, предоставляемой в доход бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения. Приведённые нормативно-правовые акты не содержат требования о выделении отдельных бюджетных ассигнований на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в связи с тем, что определение размера указанных затрат является компетенцией органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах общего объёма предоставляемой им субвенции. Следовательно, в объём расходов органов занятости населения должны включаться расходы, необходимые для организации осуществления их полномочий, включая материально-техническое обеспечение их деятельности.
Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (приложение 37, таблица 22) бюджету Республики Хакасия утверждены расходы в виде субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий, в размере 210.861.500 руб.
Законом Республики Хакасия от 16.12.2008 № 89-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» Государственному комитету по занятости населения Республики Хакасия на осуществление переданных полномочий, включая расходы на осуществление этих полномочий, утверждены расходы в сумме 211.003.000 руб. с учётом остатка средств на 01.01.2008 в сумме 144.448 руб. с распределением по разделам, подразделам, целевым статьям расходов и видам расходов, из них по разделу, подразделу 0401, целевой статье 5100200 «Осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий», виду расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями» в сумме 77.503.000 руб.
Уведомлением о бюджетных ассигнованиях из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2008 год, утверждённым председателем Госкомзанятости Хакасии, Центру занятости населения распределены и доведены лимиты бюджетных обязательств на 2008 год. Центр занятости населения в соответствии с доведёнными бюджетными ассигнованиями составил смету расходов на 2008 год, утвердил её у главного распорядителя и в последующем приобрёл основные средства. Лимитами бюджетных обязательств и сметой расходов на 2008 год для Центра занятости населения предусмотрены расходы по статье бюджетной классификации 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 119.000 руб. Согласно акту проверки от 24.04.2009 № 77 и расшифровке основных средств Центром занятости населения в 2008 году приобретены основные средства на сумму 119.000 руб. То есть расходы заявителя не вышли за пределы бюджетных ассигнований.
Каких-либо замечаний по составлению и содержанию сметы и ежеквартальных отчётов Росфиннадзор в акте проверки не отразил. В соответствии с действующим бюджетным законодательством главный распорядитель бюджетных средств имеет полномочия по самостоятельному распределению бюджетных ассигнований при планировании расходов и составлении и исполнении сметы на текущий год.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что расходы на администрирование полномочий в 2008 году были направлены Центром занятости населения на проведение основных мероприятий по внедрению стандартов комфортности для получателей услуг в сфере содействия занятости. В частности, были проведены мероприятия, направленные на внедрение административных регламентов и создание комфортных условий для получателей государственных услуг: приобретены компьютеры, мониторы, принтер, сетевые фильтры, банкетки, ХАБ (сетевой распределитель), модем. Приобретение указанных предметов предусматривает расходы по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».
Отчёты о расходовании и учёте средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерацией в области занятости населения, по утверждённой форме ежеквартально представлялись заявителем в Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия, а Госкомзанятости Хакасии - в Федеральную службу по труду и занятости. В отчёте о расходовании средств субвенций также отражены расходы по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств». Форма отчётов о расходовании средств субвенции утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 281 от 18.04.2007 и наличие в форме отчёта графы «Увеличение стоимости основных средств» свидетельствует о возможности произведения подобных расходов.
Росфиннадзором не доказано, что спорные средства использованы на цели, не указанные в пункте 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации». Росфиннадзором также не опровергается, что заявителем бюджетные средства расходовались в пределах выделенных лимитов. Согласно акту проверки нецелевого использования средств субвенций не выявлено.
Арбитражный суд полагает, что расходование заявителем средств в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с указаниями главного распорядителя бюджетных средств нельзя отнести к нарушениям бюджетного законодательства или иным финансовым нарушениям.
Арбитражным судом не принимается ссылка Росфиннадзора на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.09.2008 № 12-05-06/3637, поскольку оно не является нормативным правовым актом, на основании которого арбитражные суды в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривают дела.
Учитывая вышеприведённое, арбитражный суд приходит к выводу, что приобретение Центром занятости населения основных средств (компьютеры, мониторы, принтер, сетевые фильтры, банкетки, ХАБ (сетевой распределитель), модем) на общую сумму 119.000 руб. за счёт средств статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств», предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, не противоречит бюджетному законодательству.
Учитывая вышеприведённое, арбитражный суд приходит к выводу, что в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Росфиннадзор не доказал наличие в действиях заявителя состава бюджетного правонарушения, за совершение которого применяются меры государственного принуждения, предусмотренные статьёй 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечёт применение к нарушителю мер принуждения.
В статье 282, пункте 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации приведён перечень мер, которые могут быть применены к нарушителям бюджетного законодательства, в числе которых названы: изъятие бюджетных средств, иные меры, предусмотренные настоящим Кодексом и федеральными законами, вынесение представлений о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
В соответствии со статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Таким образом, в силу статей 281, 282, 283, 284, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации меры принуждения подлежат применению только к нарушителю бюджетного законодательства. Между тем спорные действия заявителя не могут быть расценены как бюджетное нарушение.
Из положений статей 157, 268, 281-284, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 278, пунктов 1, 5.1.1, 5.14.1, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённого Приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н, Административного регламента, утверждённого Приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н, следует, что меры принуждения (в том числе направление обязательных для рассмотрения представлений) могут применяться Росфиннадзором лишь в случаях выявления бюджетных правонарушений.
Как уже указывалось, выявленные Росфиннадзором нарушения не являются бюджетными нарушениями, в том числе нецелевым или незаконным использованием бюджетных средств.
В письме от 08.04.2008 № 02-13-10/1003 Минфин России разъяснил, что согласно статье 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Росфиннадзора и его территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьёй 283 настоящего Кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств. В статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечислены конкретные нарушения бюджетного законодательства, за совершение которых к нарушителю могут быть применены меры, установленные статьёй 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Соответственно, для возможности исполнения представления Росфиннадзора в нём должно быть указано конкретное нарушение бюджетного законодательства, установленное статьёй 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, например нецелевое использование средств федерального бюджета, которое в соответствии со статьями 282, 289 и 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации является основанием для блокировки расходов федерального бюджета в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России от 26.12.2005 № 162н.
В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации и указанных разъяснений Минфина России, Росфиннадзор в акте проверки, в оспариваемом представлении и в судебном заседании не указал допущенное заявителем конкретное нарушение бюджетного законодательства, установленное статьёй 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не конкретизировал применённые к заявителю меры принуждения в привязке к статье 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не указал, какой именно статьёй Бюджетного кодекса Российской Федерации или каким федеральным законом установлены применённые к заявителю меры принуждения.
Поскольку Росфиннадзором не доказано совершение заявителем бюджетного правонарушения, законных оснований для вынесения оспариваемого представления не имелось.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании его недействительным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает заявленные требованияудовлетворить.
Государственная пошлина по заявлению составляет 2000 руб. и уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд по платёжному поручению от 26.06.2009 № 3939.
С учётом результатов рассмотрения спора в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. относятся на Росфиннадзор.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление Государственного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения Усть - Абаканского района» удовлетворить.
Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия от 02.06.2009 № 38 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части нарушений на сумму 119.000 руб. в связи с его несоответствием Бюджетному кодексу Российской Федерации.
2. Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия, расположенного в <...>, в пользу Государственного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения Усть - Абаканского района», расположенного в <...>, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб.
3. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г.Красноярск, или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г.Иркутск. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Каспирович