ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-2901/2022 от 27.07.2023 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

03 августа 2023 года Дело № А74-2901/2022

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2023 года.

Решение в полном объёме изготовлено 03 августа 2023 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Г.И. Субач при ведении протокола секретарём судебного заседания Н.Э. Кокошниковой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации города Абазы (ИНН 1909010400, ОГРН 1021900759330) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (ИНН 1701041078, ОГРН 1071701000183) к обществу с ограниченной ответственностью «Абазинское ДРСУ» (ИНН 1900006173, ОГРН 1221900001454)
о признании:

- отсутствующим зарегистрированного 21.02.2020 права собственности Республики Тыва на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266;

- отсутствующим зарегистрированного 20.10.2022 права собственности Общества с ограниченной ответственностью «Абазинское ДРСУ» на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, ГУП РХ «Хакресводоканал»,

при участии в судебном заседании представителя ООО «Абазинское ДРСУ» - руководителя Ооржак М.А. (выписка ЕГРЮЛ).

Администрация города Абазы обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266.

Определением арбитражного суда от 18.04.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Абазинское дорожное ремонтно-строительное управление». Определением от 24.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, государственное унитарное предприятие Республики Хакасия «Хакресводоканал».

Определением арбитражного суда от 23.06.2022 произведено процессуальное правопреемство на стороне третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Абазинское дорожное ремонтно-строительное управление» заменено на его правопреемника – общество с ограниченной ответственностью «Абазинское ДРСУ».

В арбитражный суд 22.08.2022 (в рамках дела № А74-2901/2022) поступило исковое заявление третьего лица - ООО «Абазинское ДРСУ» к администрации города Абазы,
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266.

Определением арбитражного суда от 12.09.2022 исковое заявление третьего лица - ООО «Абазинское ДРСУ» оставлено без движения.

Определением арбитражного суда от 28.09.2022 удовлетворено ходатайство третьего лица - ООО «Абазинское ДРСУ» о вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями, требования ООО «Абазинское ДРСУ» о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266 приняты к рассмотрению по существу.

В арбитражный суд 01.11.2022 от ООО «Абазинское ДРСУ» поступили доказательства регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266.

В ходе судебного заседания 14.12.2022 руководитель ООО «Абазинское ДРСУ» представил заявление об отказе от собственного иска о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266, поскольку обществом зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок.

Определением арбитражного суда от 14.12.2022 судом принят отказ ООО «Абазинское ДРСУ» от иска к администрации города Абазы, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании за ним права собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266. Производство по делу в указанной части прекращено. Статус ООО «Абазинское ДРСУ» заменён с третьего лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора на третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением арбитражного суда от 30.01.2023 по ходатайству истца ООО «Абазинское ДРСУ» исключено из состава третьих лиц и привлечено в качестве соответчика по настоящему делу.

От истца 02.05.2023 поступило заявление об изменении исковых требований, в которых истец просил:

- признать отсутствующим зарегистрированное 21.02.2020 право собственности Республики Тыва на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266 (единое землепользование), общей площадью 19 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленной базы; для размещения промышленных объектов;

- признать отсутствующим зарегистрированное 20.10.2022 право собственности общества с ограниченной ответственностью «Абазинское ДРСУ» (ИНН 1900006173) на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266 (единое землепользование), общей площадью 19 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза. ул. Фестивальная, д. 29, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленной базы; для размещения промышленных объектов.

Определением арбитражного суда от 15.05.2023, суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение исковых требований.

Истец, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и третьи лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, от администрации города Абазы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия поступили ходатайства о рассмотрение дела в их отсутствие. На основании пункта 2 части 4 статьи 123, частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц.

Истец в иске и в письменных пояснениях поддержал заявленные требования, указал, что у ООО «Абазинское ДРСУ» уменьшены производственные мощности и для размещения его производственных объектов не требуется земельный участок такой же площади, как на момент заключения договора аренды № 2007-217 24.10.2007, кроме того, обратил внимание на то, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 19:09:010105:266 (единое землепользование), расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29, расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 19:09:000000:410 - канализационные сети, общей протяженностью 33 099 м., расположенные по адресу: Республика Хакасия, г Абаза, ул. Ленина, ул. Лазо, ул. Кулакова, ул. Комсомольская, ул. Школьная, пер. Абаканский, ул. Больничная, ул. Филатова, ул. Гагарина, ул. Пушкина, ул. Мира, ул. Спортивная, 1-й Парковый проезд, ул. Стадионная, 2- й Парковый проезд, ул. Рудная, ул. Вокзальная, ул. Гоголя, ул. Осипенко, ул. Набережная.

Распоряжением от 02.05.2023 № 020-137-РП Министерства земельных и имущественных отношений Республики Хакасия указанный объект передан в муниципальную собственность муниципального образования г. Абаза.

Представитель ООО «Абазинское ДРСУ» в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, до судебного заседания представил ходатайство о приобщении дополнительных документов, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок полностью используется для размещения и работы производственной базы общества.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в отзыве на иск просило в удовлетворении иска отказать, ранее Министерство направляло ходатайства о проведении судебной экспертизы, однако денежные средства на депозитный счёт суда не поступили, рассмотрев материалы дела, выслушав позицию представителя ООО «Абазинское ДРСУ», суд отклонил ходатайство Министерства о назначении судебной экспертизы.

ГУП РХ «Хакресводоканал» в отзыве на исковое заявление поддержало позицию истца, полагает иск подлежащим удовлетворению, сославшись на статью 9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в отзыве на исковое заявление высказалось о том, что требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

При рассмотрении настоящего спора, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Между Отделом по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования г. Абаза (арендодатель) и государственным унитарным предприятием Абазинское дорожное ремонтно-строительное управление (арендатор) заключён договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка от 24.10.2007 № 2007-217, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266, общей площадью 19 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29, назначение: для размещения промышленной базы, для размещения промышленных объектов.

Согласно выписке из ЕГРН от 05.04.2022 на кадастровый учет 17.09.2007 поставлен земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266 площадью 19 000 кв.м. Из выписки следует, что земельный участок состоит из двух обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 19:09:010105:453 и 19:096010105:454, входящих в единое землепользование, правообладателем земельного участка с 21.02.2020 является Республика Тыва.

Согласно перечню объектов недвижимого имущества ГУП «Абазинское ДРСУ», принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, за предприятием закреплены расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29 следующие объекты: гараж с кузницей, аккумуляторно-медницкий цех, бетонную базу, инженерные сети теплофикации, склад под материалы. Из представленных в материалы дела фотоматериалов суд установил, что на спорном участке кроме зарегистрированных в реестре объектов располагаются иные строения, которые используются обществом в своей работе, в настоящее время не поставлены на учет, однако такое намерение у общества имеется.

10.10.2019 зарегистрировано право Республики Тыва на нежилое здание (аккумуляторно-медницкий цех) с кадастровым номером 19:09:010105:613, общей площадью 97 кв.м, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29.

11.10.2019 зарегистрировано право Республики Тыва на нежилое здание (гараж с кузницей), с кадастровым номером 19:09:010105:548, общей площадью 942,8 кв.м, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29;

11.10.2019 зарегистрировано право Республики Тыва на нежилое здание (бетонная база) с кадастровым номером 19:09:010105:549, общей площадью 65,4 кв.м., расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29;

11.10.2019 зарегистрировано право Республики Тыва на инженерные сети теплофикации с кадастровым номером 19:09:010105:552, протяжённостью 1269 м., расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29;

14.10.2019 зарегистрировано право Республики Тыва на нежилое здание (склад под материалы) с кадастровым номером 19:09:010105:550, общей площадью 295,4 кв.м., расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29;

Из письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 22.03.2022 № 020-714-ДП следует, что канализационные сети с кадастровым номером 19:09:000000:410, протяженностью 33 099 м., расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Ленина, ул. Лазо, ул. Кулакова, ул. Комсомольская, ул. Школьная, пер. Абаканский, ул. Больничная, ул. Филатова, ул. Гагарина, ул. Пушкина, ул. Мира, ул. Спортивная, 1-й Парковый проезд, ул. Стадионная, 2-й Парковый проезд, ул. Рудная, ул. Вокзальная, ул. Гоголя, ул. Осипенко, ул. Набережная, находятся в собственности Республики Хакасия и закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП РХ «Хакресводоканал».

В выписках содержится кадастровый номер земельного участка, в пределах которого находятся объекты недвижимости - 19:09:010105:266.

Письмом от 17.03.2021 ГУП РТ «Абазинское ДРСУ» обратилось к истцу с требованием о перерасчете арендной платы и о расторжении договора аренды от 24.10.2007 № 2007-217, в связи с тем, что собственником земельного участка стала Республика Тыва.

Запросом истец обрался к ответчику с просьбой о разъяснении зарегистрировано ли право государственной собственности Республики Тыва на объекты капитального строительства, расположенные на указанном земельном участке; закреплены ли данные объекты капитального строительства на праве хозяйственного ведения за ГУП РТ «Абазинское дорожное ремонтно-строительное управление»

В ответе на запрос ответчиком направлены выписки из ЕГРН на земельный участок и объекты, расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29.

Полагая, что у ответчика оснований для регистрации права собственности Республики Тыва на земельный участок не имелось, истец обратился с настоящим иском в суд.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

В силу пунктов 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В абзаце четвертом пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление № 10/22) разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Учитывая изложенное, иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством. При этом, требование о признании отсутствующим зарегистрированного права предполагает рассмотрение вопроса о законности основания его возникновения у ответчика и должно обеспечивать восстановление нарушенных прав истца.

В случае, если иск предъявлен лицом, интерес которого в установлении действительной принадлежности прав является косвенным, требование о признании зарегистрированного права отсутствующим удовлетворению не подлежит, так как у таких лиц имеются иные способы защиты своих прав и законных интересов.

В предмет доказывания по иску о признании права отсутствующим входят обстоятельства наличия у истца, как у владеющего собственника прав на спорное имущество и отсутствие таковых прав у ответчика, за которым также зарегистрированы права на спорное имущество. Таким образом, иск о признании права отсутствующим может быть заявлен владеющим собственником индивидуально-определенной вещи, право на которое также зарегистрировано за другим лицом, в случае когда истец не может защитить свои права путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.

В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации, собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Правила разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ), согласно части 2 которой в целях разграничения государственной собственности на земельный участок к собственности субъекта Российской Федерации относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Из материалов дела следует, что в процессе рассмотрения дела за ответчиком – ООО «Абазинское ДРСУ» произведена регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266, площадью 19 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29 (выписка из ЕГРН от 20.10.2022, вид государственной регистрации: собственность, номер государственной регистрации: 19:09:010105:266-19/028/2022-5, дата государственной регистрации: 20.10.2022) и на нежилое здание (главный корпус конторы) с кадастровым номером 19:09:010105:614, общей площадью 442 кв.м., расположенное по адресу: Республика Хакасия г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29 (выписка из ЕГРН от 06.10.2022, вид государственной регистрации: собственность, номер государственной регистрации: 19:09:010105:614-19/026/2022-3, дата государственной регистрации: 06.10.2022).

Таким образом, в силу закона, спорный земельный участок относится к собственности ООО «Абазинское ДРСУ», являющегося правопреемником ГУП РТ «Абазинское ДРСУ».

Арбитражный суд, принимая во внимание обстоятельства, сложившиеся в процессе рассмотрения деле, и учитывая факт того, что земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266, площадью 19 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия,
г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29 выбыл из владения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва и перешел в собственность ООО «Абазинское ДРСУ» считает, что иск в части требований, предъявленных к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, удовлетворению не подлежит, поскольку на момент вынесения решения надлежащим ответчиком по делу является ООО «Абазинское ДРСУ», как правообладатель спорного земельного участка.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении требования администрации города Абазы к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании отсутствующим зарегистрированного 21.02.2020 права собственности Республики Тыва на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266 в связи с отсутствием предмета спора.

Рассмотрев требование истца к ООО «Абазинское ДРСУ» о признании отсутствующим зарегистрированного 20.10.2022 права собственности Общества с ограниченной ответственностью «Абазинское ДРСУ» на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266 суд приходит к следующему.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2016 № 305-ЭС15-16496, органы местного самоуправления наделены полномочиями по распоряжению землями на территории муниципального образования, право государственной собственности на которые не разграничено, в том числе правом сдавать их в аренду и получать арендную плату. Регистрация права федеральной собственности на земельный участок, расположенный в муниципальном образовании, осуществленная с нарушением закона, нарушает публичные интересы этого органа при условии отсутствия оснований, по которым земельный участок мог быть отнесен к федеральной собственности в силу положений закона, регламентирующих правила разграничения публичных земель.

Действующим законодательством не предусмотрен механизм защиты прав публично-правовых образований на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. В то же время, запись в ЕГРН о праве собственности ООО «Абазинское ДРСУ», внесенная без правовых оснований, нарушает законные интересы истца в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:09:010105:266, поскольку лишает возможности осуществлять возложенные на него законом полномочия по распоряжению находящимися на территории муниципального образования земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности. В этой связи защита прав органа местного самоуправления осуществляется именно посредством предъявления иска о признании права собственности отсутствующим.

В рассматриваемом случае, истец, считает, что у общества уменьшены производственные мощности и для размещения его производственных объектов не требуется земельный участок такой же площади, как на момент заключения договора аренды.

Ответчик в ответ на доводы истца указал, что право собственности Республика Тыва на спорный земельный участок возникло ввиду нахождения на нем действующего предприятия, представляющего собой единый комплекс с целевым использованием, которое работало до момента предоставления участка с кадастровым номером 19:09:010105:266 в аренду ГУП РТ «Абазинское ДРСУ» (правопреемник ООО «Абазинское ДРСУ»). Абазинское ДРСУ на спорном земельном участке с 1971 года (с момента создания) осуществляет свою производственную деятельность. На указанном участке имелись объекты недвижимости, принадлежащие субъекту Российской Федерации - Республике Тыва, которые были возведены в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил, действующих на момент их возведения, на земельном участке, предоставленном именно под строительство данных объектов. Данные объекты были возведены до момента разграничения права собственности на спорный земельный участок; имеются и переданы по передаточному акту в ООО «Абазинское ДРСУ» принадлежащие Республике Тыва на праве собственности объекты, соответствующие видам разрешенного использования спорного земельного участка для размещения производственной базы ДРСУ, площадь участка соответствует той площади, которая необходима для размещения и эксплуатации принадлежащих ООО «Абазинское ДРСУ» объектов.

Таким образом, с учетом предмета и оснований исковых требований в предмет судебного исследования подлежат включению обстоятельства относительно того, как использовался земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266 до момента предоставления его в аренду ГУП РТ «Абазинское ДРСУ» по договору аренды от 24.10.2007 № 2007-218; имелись ли на указанном участке объекты недвижимости, принадлежащие субъекту Российской Федерации - Республике Тыва; были ли возведены спорные объекты в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил, действующих на момент их возведения, на земельном участке, предоставленном именно под строительство данных объектов; были ли возведены указанные объекты на момент разграничения права собственности на спорный земельный участок; имеются ли принадлежащие Республике Тыва на праве собственности объекты, соответствующие видам разрешенного использования спорного земельного участка, соответствует ли площадь участка той площади, которая необходима для размещения и эксплуатации принадлежащих Республике Тыва и ООО «Абазинское ДРСУ» объектов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, за ответчиком зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266, площадью 19 000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29 на нежилое здание (главный корпус конторы) с кадастровым номером 19:09:010105:614, общей площадью 442 кв.м., расположенное по адресу: Республика Хакасия г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29, к тому же на праве хозяйственного ведения, за обществом закреплены: аккумуляторно-медницкий цех с кадастровым номером 19:09::010105:613, общей площадью 97 кв.м, гараж с кузницей, с кадастровым номером 19:09::010105:548, общей площадью 942,8 кв.м, бетонная база с кадастровым номером 19:09::010105:549, общей площадью 65,4 кв.м., инженерные сети теплофикации с кадастровым номером 19:09::010105:552, протяжённостью 1269 м., склад под материалы с кадастровым номером 19:09::010105:550, общей площадью 295,4 кв.м., расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Абаза, ул. Фестивальная, д. 29.

Представленными суду техническими паспортами подтверждается, что объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, являются комплексом объектов в составе действующего предприятия. Указанное сторонами не оспаривается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследование по существу фактических обстоятельств дела и недопустимо установление только формальных условий применения нормы права, иначе право на судебную защиту, закрепленное частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Арбитражный суд считает заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что необходимая площадь земельного участка зависит не только от площади объектов, расположенных на нем, но и от назначения и цели деятельности таких объектов, производственная база ДРСУ является объектом с целевым использованием, представляет собой единый комплекс, состоящий из разнородных элементов, объединенный общим функциональным назначением.

Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании инвентаризационной описи основных средств структурной единицы организации УАД РТ «Тывавтодор» Абазинское ДРСУ от 26.12.1997 в состав имущества ДРСУ входили: 20 жилых домов, производственные здания и сооружения (всего 41 объект).

Постановлением главы администрации Таштыпского района от 15.10.1998 № 270 «О внесении дополнений к п. 1 постановления Главы районной администрации от 23.10.1995 № 327-п «О перерегистрации арендного предприятия Абазинское ДРСУ» унитарное государственное предприятие «Абазинское ДРСУ» считается правопреемником арендного предприятия «Абазинское ДРСУ».

Согласно карте учета государственного имущества, имеющегося у ООО «Абазинское ДРСУ» от 01.03.2011 вышестоящим органом ГУП «Абазинское ДРСУ» является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Типовым договором о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Республики Тыва от 18.09.2019 № 98 за предприятием закреплены на праве хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества с балансовой стоимостью 16 078 545 рублей.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Абазинское ДРСУ ранее входило в состав федеральной собственности, затем перерегистрировано в Унитарное государственное предприятие Абазинское ДРСУ и 23.10.1995 перешло в собственность Республики Тыва, что подтверждается свидетельством о государственной перерегистрации от 23.10.1995 № 327-П.

Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок был выделен и использовался Абазинским ДРСУ для производственной деятельности - размещение промышленной базы, промышленных объектов, а объекты недвижимости использовались Республикой Тыва согласно назначению – для содержания дороги Абаза - Ак-Довурак.

Характеристики и назначение принадлежащих Республике Тыва на праве собственности объектов соответствуют виду разрешённого использования спорного земельного участка «для размещения промышленных объектов».

ООО «Абазинское ДРСУ» представило в материалы дела пакет документов: копию Устава общества, а также сведения, подтверждающие существование объектов капитального строительства до 2001 года, сведения об использовании земельного участка под осуществляемую деятельность в границах земельных участков, в том числе и спорного земельного участка с кадастровым номером 19:09:010105:266.

В целях подтверждения необходимой площади для размещения и работы производственной базы ответчиком 26.07.2023 представлены в материалы фотоиллюстрации, запечатлённые путём аэрофотосъёмки местности.

Из представленных материалов следует, что земельный участок площадью 19 000 кв.м. используется ООО «Абазинское ДРСУ» полностью, на земельном участке расположены производственные здания, выделены места для складирования сыпучих материалов, подъездные пути для места автотранспорта, подсобные помещения, склады для хранения материалов, расположена техника и иные транспортные средства. Руководитель общества в судебном заседании пояснил, что деятельность общества связана с содержанием и ремонтом автодороги Абаза – Ак-Довурак, а также с содержанием и ремонтом мостовых переходов на ней (р.Алаш, р.Ак-Суг, р.Кара-Суг). Дорога протяженностью 233 км имеет сложный рельеф, преобладание горной и лесистой местности. Указанное предполагает наличие у общества достаточно большого запаса специальной техники и строительного материала, смесей для посыпания дороги (гравийная крошка, песок) необходимого для поддержания дороги, которые как и фермовые пролетные конструкции (в случае ремонтных работ мостовых переходов) размещаются на спорном участке. Представленные фотоснимки подтверждают данные доводы. Суд отмечает необходимость использования всего спорного земельного участка для эксплуатации расположенных в его пределах объектов, признанного судом фактически единым недвижимым комплексом, ввиду того, что отдельно стоящие объекты соединены общим функциональным назначением и не могут использоваться по отдельности.

Представленные ответчиком в материалы дела доказательства использования всей площади спорного участка для размещения промышленных объектов и ведения деятельности общества истцом не опровергнуты, доказательства обратного не представлены. Правом о заявлении ходатайства о проведении судебной экспертизы на предмет определения необходимой площади земельного участка необходимой для ведения деятельности общества истец не воспользовался.

Довод истца о том, что кроме объектов, принадлежащих ответчикам, на территории спорного земельного участка расположены канализационные сети с кадастровым номером 19:09:000000:410, протяженностью 33 099 м., находящиеся в собственности Республики Хакасия и закреплённые на праве хозяйственного ведения за ГУП РХ «Хакресводоканал» не принят во внимание судом, поскольку такие объекты недвижимости созданы для того, чтобы связывать различные территории. Прохождение линейных объектов по многим участкам определено их материальной природой и экономическим назначением.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который входят, в том числе линейные сооружения канализации.

По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если ответчик в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а истец с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на ответчика дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 19:09:010105:266 площадью
19 000 кв.м. соответствует той площади, которая необходима для осуществления деятельности ООО «Абазинское ДРСУ».

При таких обстоятельствах иск о признании отсутствующим зарегистрированного на спорный земельный участок права собственности не подлежит удовлетворению.

Государственная пошлины в доход федерального бюджета не взыскивается, поскольку истец освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца с момента его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Г.И. Субач