АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
31 августа 2006 года Дело №А74-2906/2006
Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2006 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31 августа 2006 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Парфентьевой О.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, г.Абакан,
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Абакан,
к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол судебного заседания вела судья Парфентьева О.Ю.
В судебном заседании принимали участие:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 15.08.2006 №926;
от предпринимателя: ФИО3 по доверенности от 11.08.2006.
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (далее – УГАДН по РХ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании представитель УГАДН по РХ поддержал заявленные требования, приведя те же доводы, что в заявлении. Пояснив, что при проведении проверок установлен факт осуществления предпринимателем перевозок пассажиров автобусами с нарушениями условий лицензирования, а именно: водитель автобуса ПАЗ-32050R рег.знак АА281 19 ФИО4 был выпущен на линию и осуществлял перевозку пассажиров по маршруту №5 г.Абакана без схемы движения по маршруту с указанием опасных участков; водитель автобуса ПАЗ-320540 рег.знак АВ 268 19 ФИО5 был выпущен на линию и осуществлял перевозку пассажиров по маршруту №5 г.Абакана без схемы движения по маршруту с указанием опасных участков, чем нарушены требования пункта 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 №27, а также подпункта «ж» пункта 4.3.3.3. Государственного стандарта Российской Федерации «Услуги пассажирского автомобильного транспорта ГОСТ Р 51825-2001, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 14 ноября 2001г. № 461-ст и пункта 2.3.1.9. Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 №28.
Представитель предпринимателя в судебном заседании требования заявителя не признала по обстоятельствам, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.
Заслушав представителей заявителя и предпринимателя, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Регистрационной палатой администрации города Абакана 10 июня 1997 года №10802, о чем 22 октября 2004 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Республике Хакасия внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304 190 129 600 381 (свидетельство серия 19 №0159395) и осуществляет перевозки пассажиров автотранспортом на основании стандартной лицензии АСС-19-553, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия 30 апреля 2002 года на срок до 30 апреля 2009 года.
Как видно из материалов дела, при проведении 6 июля 2006 года мероприятий по контролю государственным инспектором УГАДН по РХ ФИО6 составлен рапорт, в котором указано выявленное нарушение: водитель автобуса ПАЗ-32050 R рег.знак АА281 19 ФИО4 был выпущен на линию и осуществлял перевозку пассажиров по маршруту №5 г.Абакана без схемы движения по маршруту с указанием опасных участков.
13 июля 2006 при проведении мероприятий по контролю государственным инспектором УГАДН по РХ ФИО6 составлен рапорт, в котором указано выявленное аналогичное нарушение: водитель автобуса ПАЗ-320540 рег.знак АВ 268 19 ФИО5 был выпущен на линию и осуществлял перевозку пассажиров по маршруту №5 г.Абакана без схемы движения по маршруту с указанием опасных участков.
Данные рапорты явились основанием для составления 26 июля 2006 года протокола №50-000554 об административном правонарушении в отношении предпринимателя ФИО1 на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования.
Нарушение условий лицензирования выразилось в том, что индивидуальный предприниматель ФИО1 при осуществлении лицензируемого вида деятельности не обеспечил водителей схемой маршрута с указанием опасных участков.
В подтверждение имевших место в предпринимательской деятельности ФИО1. при осуществлении лицензируемого вида деятельности нарушений заявителем представлены суду следующие документы: рапорты от 6 июля 206 года и 13 июля 2006 года, протокол об административном правонарушении № 50-000554 от 26 июля 2006 года.
Арбитражный суд полагает, что факт совершения предпринимателем правонарушения, а также его вина подтверждены представленными суду документами, в связи с чем имеются все основания для привлечения его к административной ответственности.
В силу статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ (в редакции от 02.07.2005 №80-ФЗ) лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом (пункт 3), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 г. № 402, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Предпринимателю ФИО1 выдана лицензия на осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по территории Российской Федерации, таким образом, лицензируемым видом деятельности является перевозка пассажиров автотранспортом.
Следовательно, при осуществлении лицензируемого вида деятельности предприниматели обязаны выполнять в совокупности положения всех федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 2.1., 3.3.2., 3.4.1., 3.4.3, 5.7.2., 5.7.4. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 (далее – Приказ № 27) организация, а также индивидуальные предприниматели обязаны:
обеспечить безопасные условия перевозок пассажиров и грузов;
обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте, включающих в том числе, сведения об условиях движения и наличия опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
с целью повышения ответственности водителей, в том числе, осуществлять контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), соблюдением расписаний движения;
на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест;
каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородние и туристические рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
Согласно пунктам 2.2., 2.3.4., 2.3.6., 5.2.1., 5.2.2., 5.2.3. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997. № 2 владельцы автобусов обязаны:
регулярно обеспечивать водителей автобусов информацией об условиях движений и работы на маршруте;
организовать контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок;
обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами;
составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;
разрабатывать графики (расписания) движения;
обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
В соответствии с пунктом 2.3.1.9. Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 года № 28 каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородние автобусные маршруты, должен быть обеспечен графиком (расписанием) движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрута с указанием опасных участков.
Согласно подпункту «ж» пункта 4.3.3.3. Государственного стандарта Российской Федерации. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. ГОСТ Р 51825-2001, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 14 ноября 2001 года № 461-ст водители осуществляющие перевозки пассажиров, должны иметь водительское удостоверение на право управления автотранспортным средством соответствующей категории, документ о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования, путевой лист с отметками о прохождении предрейсового медицинского осмотра, предрейсового осмотра автотранспортного средства, а также другие документы (график движения, схема маршрута с указанием опасных участков и т.п.), необходимые для осуществления отдельных видов перевозок.
Факт отсутствия у водителей в момент проведения проверки схемы маршрута с указанием опасных участков подтверждается рапортами от 6 июля 2006 года, от 13 июля 2006 года, протоколом об административном правонарушении № 50-000554 от 26 июля 2006 года и не оспаривается предпринимателем и его представителем.
На основании изложенного, исходя из вышеприведенных нормативных актов, арбитражный суд пришел к выводу, что ФИО1, осуществляя перевозки пассажиров, не обеспечил соблюдение лицензионных условий и требований, что является основанием, для констатации наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наличия его вины в нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Доводы предпринимателя и его представителя о том, что в данном случае не подлежит применению Приказ Минтранса России № 27 от 9 марта 1995 года, поскольку имеется Приказ Минтранса России более позднего года издания - № 2 от 8 января 1997 года, который, по мнению предпринимателя и его представителя, возлагает обеспечивать схемой маршрута с указанием опасных участков только водителей, осуществляющих рейсы с большой протяженностью (п.5.2.3), на водителей, осуществляющих внутригородские перевозки, данное требование не распространяется, арбитражный суд признает необоснованными в связи со следующим. Приказ Минтранса № 27 от 9 марта 1995 года в установленном порядке не признан утратившим силу и имеет равную юридическую силу по отношению к Приказу Минтранса № 2 от 8 января 1997 года.
Кроме того, из анализа пунктов 2.2., 2.3.4., 2.3.6., 5.2.1., 5.2.2., 5.2.3. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997. № 2 следует, что владельцы автобусов обязаны обеспечивать схемой с указанием опасных участков независимо от вида пассажирских перевозок (городских, междугородних и т.д.)
Кроме того, в данном случае следует учитывать, что обязанность обеспечить водителей схемой с указанием опасных участков установлена и другими нормативными актами, указанными выше.
Довод предпринимателя о том, что при оценке наличия обязанности обеспечить водителей схемой с указанием опасных участков не подлежат применению «Межотраслевые правила по охране труда», утвержденные Постановлением Минтруда РФ № 28 от 12 мая 2003г. (далее - Межотраслевые правила), поскольку Межотраслевые правила не согласованы с Минтрансом РФ и не имеют отношения лицензируемому виду деятельности арбитражный суд признает необоснованным на основании следующего.
Указанные Межотраслевые правила, в установленном порядке зарегистрированы в Минюсте РФ 19 июня 2003 г. за № 4734.
В соответствии с пунктом 1.1.2 Межотраслевых правил настоящие Правила распространяются на работников автотранспортных предприятий, а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Предприниматель не представил суду доказательств того, что нарушение лицензионных условий вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для него препятствиями, находящимися вне его контроля, притом, что он действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения лицензионных обязанностей.
В этой связи арбитражный суд полагает, что у предпринимателя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Невыполнение предпринимателем указанных требований означает несоблюдение установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, арбитражный суд считает, что его действия правильно квалифицированы Управлением как нарушение лицензионных условий.
В соответствии со статьей 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешении (лицензии) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
При назначении конкретного размера штрафа арбитражный суд полагает необходимым учесть, что нарушение предпринимателем ФИО1 лицензионных требований связано с нарушением права граждан на обеспечение безопасных условий осуществления пассажирских перевозок и могло повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, аварий, нанесение ущерба здоровью и жизни граждан.
Кроме того, при назначении административного наказания арбитражный суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, а также отсутствие обстоятельств отягчающих ответственность и назначает минимальный размер штрафа, установленного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 30 минимальных размеров оплаты труда (три тысячи рублей).
Руководствуясь статьями 169 - 170, частью 2 статьи 176, статьей 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года в г.Тулуп Иркутской области, проживающего по адресу: <...>, зарегистрированного Регистрационной палатой администрации г.Абакана, действующего на основании свидетельства серия 19 №0159395, выданного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Республике Хакасия 22 октября 2004 года, штраф в размере 30 минимальных размеров оплаты труда (три тысячи рублей).
3. Сумма штрафа подлежит зачислению в УФК по Республике Хакасия (УГАДН по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) по следующим реквизитам: расчетный счет <***>, ИНН <***>, КПП 190 101 001. ГРКЦ НБ Респ.Хакасия г.Абакан БИК 049 514 001. Код бюджетной классификации – 106 116 900 3000 0000 140.
4. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Копию квитанции об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия О.Ю. Парфентьева