ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-3020/09 от 28.08.2009 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

04 сентября 2009 года Дело № А74-3020/2009

Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2009 года.

Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кольмиллер Ю.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия, г. Абакан,

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия, г. Абакан,

о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 15.06.2009 № 47 в части.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 15.07.2009 № 4; ФИО2 по доверенности от 01.07.2009 № 3;

Росфиннадзора: ФИО3 по доверенности от 29.07.2008.

Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия (далее – Госкомитет) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее – Росфиннадзор) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 15.06.2009 № 47 в части допущения следующих нарушений: приобретение основных средств на сумму 580.359 руб. за счёт средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения; нарушение пункта 155 Инструкции по бюджетному учёту, утверждённой Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н,в виде выдачи денежных средств под отчёт без письменного заявления в сумме 132.265 руб.; не вёлся счёт 150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» на сумму 14.230.640 руб. 88 коп.

Представители Госкомитета в судебном заседании поддержали требования, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, уточнении к нему, и на документы, представленные в материалы дела.

Представитель Росфиннадзора в судебном заседании требования заявителя не признал, пояснив, что спор о признании недействительным представления неподведомственен арбитражному суду, так как оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По существу дела привёл доводы, аналогичные указанным в акте проверки.

В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено следующее.

На основании централизованного задания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 25.03.2009 № 43-01-02-25/1287 и удостоверения от 23.01.2009 № 13 Росфиннадзором проведена проверка использования Госкомитетом субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.

28.05.2009 по итогам проверки составлен акт № 13, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе:

- в нарушение статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» произведены расходы на приобретение основных средств на общую сумму 580.359 руб. за счёт средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения (страницы 10-11 акта);

- в нарушении пункта 155 Инструкции по бюджетному учёту, утверждённой Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, допускалась выдача денежных средств под отчёт без письменного заявления всего на сумму 132.265 руб., что является нарушением ведения бюджетного учёта (страницы 12-13 акта);

- в проверяемом периоде в бюджетном учёте не вёлся счёт 150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» на сумму 14.230.640 руб. 88 коп. (страниц 13 акта).

Госкомитетом представлены разногласия на акт проверки от 28.05.2009 года № 13, в которых приведены доводы, аналогичные указанным в заявлении. Заключением от 15.06.2009 № 80-05-22/924 разногласия не приняты.

15.06.2009 на основании акта проверки от 28.05.2009 № 13 Росфиннадзором вынесено представление № 47 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором указаны зафиксированные в акте нарушения. Заявителю предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, о результатах рассмотрения проинформировать Росфиннадзор не позднее 30 дней с даты получения представления.

Не согласившись с указанным представлением в части, Госкомитет оспорил его в арбитражном суде.

Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, их должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 157, 268, 281-284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, пунктами 1, 5.1.1, 5.1.3, 5.14.1, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённого Приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утверждённым Приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н, Росфиннадзор и его территориальные органы наделены правом осуществлять в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности проводить в установленном порядке ревизии и проверки, направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления и обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 124 Административного регламента, утверждённого Приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н, предписание или представление подготавливается структурным подразделением Росфиннадзора (территориального органа) и подписывается руководителем Росфиннадзора (территориального органа).

Оспариваемое представление подписано временно исполняющим обязанности руководителя Росфиннадзора ФИО4

Определением от 12.08.2009 арбитражный суд предложил Росфиннадзору представить приказ о возложении на ФИО4 исполнения обязанностей руководителя Росфиннадзора. Указанного приказа в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что Росфиннадзор не доказал наличие у подписавшего оспариваемое представление лица полномочий на его вынесение и подписание.

Предметом оспаривания по настоящему делу является представление по устранению выявленных нарушений, вынесенное Росфиннадзором по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя на предмет соблюдения им требований бюджетного законодательства.

Довод Росфиннадзора о том, что оспариваемое представление не относится к актам ненормативного характера, обжалуемым в суд, признан судом несостоятельным.

Так, согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьёй 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, включая использование предоставляемых из бюджета субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов, то есть контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Пунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, пунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённого Приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росфиннадзор имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Статьёй 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Представления руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и её территориальных органов, вынесенные в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств при наличии оснований, установленных статьёй 283 Кодекса, отнесены пунктом 2 статьи 284 Кодекса к мерам принуждения.

В силу части 4 указанной статьи Кодекса действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.

В оспариваемом представлении заявителю предлагается его рассмотреть, принять меры по недопущению в дальнейшем совершения оспариваемых нарушений и проинформировать о результатах его рассмотрения не позднее 30 дней.

Заявитель указывает, что в дальнейшем он намерен использовать спорные средства тем же образом, что и использовал их в проверяемый период. То есть, указание на недопустимость в дальнейшем действовать так же нарушает его право на использование в будущем выделенных средств аналогичным образом.

Акт проверки от 28.05.2009 № 13 направлен Росфиннадзором в прокуратуру Республики Хакасия. Письмом от 17.07.2009 № 7-8-101-2009 прокуратура Республики Хакасия предложила заявителю представить сведения о результатах рассмотрения акта и представления Росфиннадзора, о принятых мерах по устранению указанных в них нарушений федерального законодательства (с подтверждающими копиями документов), о том, возмещены ли бюджетные средства, незаконно израсходованные на нужды Госкомитета за счёт средств, предоставленных из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, на общую сумму 580.359 руб., устранены ли другие нарушения в сфере бухгалтерского учёта.

Таким образом, обжалуемое представление влечёт юридические и экономические последствия для заявителя в случае его исполнения или неисполнения.

Учитывая вышеизложенное, а также положения пункта 2 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Данный вывод подтверждается определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2008 № 8608/08, от 10.11.2008 № 14325/08, от 16.04.2009 № ВАС-3886/09, постановлениями Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.05.2008 по делу № А33-11134/07-ФО2-2105/08, от 20.11.2009 по делу № А74-1771/07-Ф02-5137/08, от 10.02.2009 по делу № А69-1745/08-Ф02-84/09.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что пункт 1 раздела 1 «Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием» оспариваемого представления вынесен в связи нарушением заявителем пунктов 1, 5 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» и Постановлений Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 35, № 36.

Согласно акту проверки от 28.05.2009 № 13 (страницы 10, 11) в 2008 году Госкомитетом приобретены основные средства (мебель, компьютеры, принтеры, кондиционеры, другие) на общую сумму 580.359 руб. за счёт средств статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств», предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждёнными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 74н, на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы по оплате договоров на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе: зданий, машин и оборудования, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря, наглядных пособий и экспонатов, прочих основных средств (столов, книжных шкафов и других предметов хозяйственного инвентаря); прочих основных средств.

В соответствии с пунктами 1, 4, 7.1-7.5 Положения о Государственном комитете по занятости населения Республики Хакасия, утверждённого Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.02.2007 № 28, Госкомитет является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим переданные полномочия в области содействия занятости населения, и входит в единую систему государственной службы занятости населения.

Госкомитет осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) Республики Хакасия во взаимодействии с федеральными, республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными организациями.

Госкомитет осуществляет на территории Республики Хакасия следующие полномочия: осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; обеспечивает регистрацию граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрацию безработных граждан; обеспечивает оказание государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; осуществляет иные полномочия.

Госкомитет осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета на содержание Госкомитета, центров занятости населения, а также на реализацию переданных полномочий в области содействия занятости населения.

В соответствии со статьёй 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1-3 данной нормы определены перечень переданных полномочий, порядок финансирования - в виде субвенций из федерального бюджета и порядок определения объёмов субвенций на основе методики, утверждённой Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 7.1).

В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» общий объём субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учётом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 36, настоящие Правила регулируют порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на финансовое обеспечение следующих полномочий Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (включая расходы на осуществление этих полномочий,   оплату услуг почтовой связи и банковских услуг) в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 30 и 31 Методики определения общего объёма средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 35, при расчёте средств субвенции, связанных с расходами органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период предусмотрены затраты:

- затраты на оплату труда (с учётом начислений) органов и прочие выплаты работников службы занятости субъектов Российской Федерации (согласно бюджетной классификации расходы по статьям 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», 211 «Оплата труда», 212 «Прочие выплаты», 213 «Начисления на оплату труда»);

- материальные затраты и прочие услуги (статьи 220 «Оплата работ, услуг», 221 «Услуги связи», 222 «Транспортные услуги», 225 «Услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие услуги»);

- другие затраты   (статьи 290 «Прочие расходы», 300 «Поступление нефинансовых активов», в том числе 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости нематериальных запасов»), которые определяются исходя из уровня соответствующих показателей предшествующего периода.

То есть, бюджет 2008 года формируется с учётом расходов 2007 года.

Из приведённых положений нормативно-правовых актов следует, что перечень расходов органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации не конкретизирован и не является исчерпывающим. Расходы органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению полномочий являются составной частью общего объёма субвенции, предоставляемой в доход бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения. Приведённые нормативно-правовые акты не содержат требования о выделе­нии отдельных бюджетных ассигнований на организацию осуществления полно­мочий Российской Федерации, переданных органом исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, в связи с тем, что определение размера указанных затрат является компетенцией органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации в пределах общего объёма предоставляемой им субвенции. Следовательно, в объём расходов органов занятости населения должны включаться расходы, необходимые для организации осуществления их полномочий, включая материально-техническое обеспечение их деятельности.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (приложение 37, таблица 22) бюджету Республики Хакасия утверждены расходы в виде субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий, в размере 210.861.500 руб.

Законом Республики Хакасия от 16.12.2008 № 89-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» Госкомитету по занятости населения на осуществление переданных полномочий, включая расходы на осуществление этих полномочий, утверждены расходы в сумме 211.003.000 руб. с учётом остатка средств на 01.01.2008 в сумме 144.448 руб. с распределением по разделам, подразделам, целевым статьям расходов и видам расходов, из них по разделу, подразделу 0401, целевой статье 5100200 «Осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий», виду расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями» в сумме 77.503.000 руб.

Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что уведомлением о бюджетных ассигнованиях из республиканского бюджета на 2008 год Госкомитету доведены бюджетные ассигнования в сумме 211.168.948 руб. 50 коп., из них по разделу, подразделу 0401, целевой статье 5100200 «Осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий», виду расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями» в сумме 77.501.948 руб. 50 коп. Всего за счёт субвенций с учётом остатка средств доведено бюджетных ассигнований на 2008 год в сумме 211.001.948 руб. 50 коп.

В соответствии с доведёнными бюджетными ассигнованиями заявителю утверждена смета расходов на 2008 год и в последующем Госкомитет приобрёл основные средства.

Отчёты о расходовании и учёте средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерацией в области занятости населения, по утверждённой форме ежеквартально представлялись заявителем в Федеральную службу по труду и занятости. В отчёте о расходовании средств субвенций также отражены расходы по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств». Форма отчётов о расходовании средств субвенции утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 281 от 18.04.2007 и наличие в ней графы «Увеличение стоимости основных средств» свидетельствует о возможности подобных расходов.

Росфиннадзором не опровергается, что заявителем бюджетные средства расходовались в пределах выделенных лимитов. На странице 4 акта от 28.05.2009 № 13 указано, что смета расходов на 2008 год соответствует утверждённым бюджетным ассигнованиям в сумме 211.168.948 руб. 50 коп.

Расходование заявителем средств в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с указаниями главного распорядителя бюджетных средств нельзя отнести к нарушениям бюджетного законодательства или иным финансовым нарушениям.

Арбитражным судом не принимается ссылка Росфиннадзора на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.09.2008 № 12-05-06/3637, поскольку оно не является нормативным правовым актом, на основании которого арбитражные суды в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривают дела.

Таким образом, приобретение Госкомитетом основных средств (мебель, компьютеры, принтеры, кондиционеры, другие) на общую сумму 580.359 руб. за счёт средств статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств», предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, не противоречит бюджетному законодательству.

Выводы арбитражного суда по данному эпизоду подтверждаются судебной практикой по аналогичным делам, в том числе, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.03.2009 по делу № А47-22/2009, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 № 18АП-3514/2009.

В пункте 1 раздела 3 «Нарушение порядка ведения бюджетного учёта, составления и представления отчётности» оспариваемого представления и на страницах 12-13 акта проверки указано, что в нарушение пункта 155 Инструкции по бюджетному учёту, утверждённой Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, выданы авансы под отчёт без письменного заявления получателя на сумму 132.265 руб.

Согласно материалам дела и пояснениям сторон, Госкомитетом в 2008 году выданы под отчёт сотрудникам без их письменного заявления авансы на командировочные расходы в сумме 55.473 руб. и возмещены командировочные расходы в сумме 76.792 руб.

Заявитель пояснил, что специфика работы Госкомитета не требует частых командировок. Из акта проверки видно, что в 2008 году состоялось 13 командировок, в которые направлялось всего 10 работников. Из них только 2 работника направлялись в командировку не однажды: ФИО5 – 2 раза, ФИО6 – 3 раза. Получали авансы на командировочные расходы 9 работников. Учесть выданные по отчёт авансы на командировочные расходы возможно и без отметки об отсутствии за подотчётным лицом задолженности по предыдущим авансам, что не приводит к нарушению учёта по выданным авансам. С учётом этого в Учётной политике Госкомитета отсутствует требование о письменном заявлении получателя командировочных расходов. Из акта проверки следует, что выдача средств под отчёт на командировочные расходы осуществлялась после погашения предыдущего аванса. То есть к нарушению учёта и кассовой дисциплины выдача денежных средств под отчёт без письменного заявления получателя не привела.

Инструкцией по бюджетному учёту, утверждённой Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 № 25н, действующей в проверяемый период, установлен единый порядок ведения бухгалтерского учёта в органах государственной власти, бюджетных учреждениях.

Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящей Инструкцией (пункт 1 Инструкции по бюджетному учёту).

Государственная учётная политика реализуется настоящей Инструкцией через: план счетов бюджетного учёта; порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учёта; порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учёта; корреспонденцию счетов бюджетного учёта (приложение № 1); иные вопросы организации бюджетного учёта (пункты 1, 2 Инструкции).

Согласно пункту 155 Инструкции по бюджетному учёту на счёте 020800000 «Расчёты с подотчётными лицами» учитываются расчёты с подотчётными лицами по выдаваемым им авансам. Авансы под отчёт выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдаётся. На заявлении о выдаче сумм под отчёт работником бухгалтерии проставляется соответствующий счёт аналитического учёта счёта 020800000 «Расчёты с подотчётными лицами» и делается отметка об отсутствии за подотчётным лицом задолженности по предыдущим авансам. Об израсходовании авансовых сумм подотчётные лица представляют авансовый отчёт с приложением документов, подтверждающих произведённые расходы.

Пунктами 156, 157, 158 Инструкции по бюджетному учёту установлен порядок ведения аналитического учёта расчётов с подотчётными лицами, отражения операций по счёту и учёт расчётов с подотчётными лицами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учёт, самостоятельно формируют свою учётную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Положение по учётной политике для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учёта Госкомитета утверждено его председателем 30.01.2008.

Согласно данному Положению (страница 7) выдача денежных средств под отчёт на командировочные расходы осуществляется на основании распоряжения председателя.

Арбитражный суд установил, что выдача денежных средств под отчёт получателям на командировочные расходы производилась на основании приказов и распоряжений председателя Госкомитета о командировках в соответствии с указанным выше Положением об учётной политике Госкомитета для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учёта.

Так, в пункте 1 приказов и распоряжений Госкомитета «О командировке» (от 04.03.2008 № 15к, от 14.11.2008 № 151к, от 23.09.2008 № 126к, от 21.11.2008 № 155к, от 17.10.2008 № 139к, от 29.02.2008 № 14к, от 18.03.2008 № 7р, от 25.09.2008 № 45р) указаны: период командировки, её цель, должность, фамилия и инициалы сотрудника, направляемого в командировку. В пункте 2 приказов и распоряжений отделу финансово-бухгалтерской деятельности и ревизионной работы Госкомитета указано отнести расходы на командировку на статьи расходов в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждёнными Приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н.

Ведение аналитического учёта расчётов с подотчётными лицами, операций по счёту, учёт расчётов с подотчётными лицами в 2008 году Госкомитетом соответствует требованиям пунктов 155, 156, 157, 158 Инструкции по бюджетному учёту. Все хозяйственные операции по выдаче авансов под отчёт отражены Госкомитетом на счетах бюджетного учёта в соответствии с Планом счетов бюджетного учёта. Нарушений по отражению хозяйственных операций на счетах бюджетного учёта по выдаче авансов под отчёт Росфиннадзором не выявлено.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд пришёл к выводу, что учёт расчётов с подотчётными лицами по выдаваемым им авансам на счёте 0208000000 «Расчёты с подотчётными лицами» осуществлялся Госкомитетом в соответствии с Положением по учётной политике для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учёта, утверждённым председателем Госкомитета 30.01.2008, и Инструкцией по бюджетному учёту, утверждённой Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 № 25н.

Кроме того, арбитражный суд полагает обоснованным довод заявителя о том, что последующее возмещение   работодателем произведённых работниками командировочных расходов в общей сумме 76.792 руб. не является авансом. В пункте 155 Инструкции по бюджетному учёту речь идёт исключительно об авансах. Следовательно, оснований для вывода о нарушении заявителем указанной нормы в отношении суммы 76.792 руб. не имеется.

Таким образом, вывод Росфиннадзора о нарушении Госкомитетом бюджетного учёта, выразившимся в выдаче денежных средств под отчёт без письменного заявления в сумме 132.265 руб., является необоснованным.

В пункте 2 раздела 3 «Нарушение порядка ведения бюджетного учёта, составления и представления отчётности» оспариваемого представления и на странице 13 акта проверки указано, что в нарушение раздела 5 Инструкции по бюджетному учёту, утверждённой Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, в проверяемом периоде в бюджетном учёте не велись счета 150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» и 150201000 «Принятые бюджетные обязательства текущего года» на общую сумму 28.461.281 руб. 76 коп., из них в период проверки восстановлено 14.230.640 руб. 88 коп.

Согласно материалам дела заявителем по оборотно-сальдовой ведомости за 2008 год счёт 150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» не отражён. В оборотно-сальдовой ведомости полученные лимиты бюджетных обязательств сумме 14.230.640 руб. 88 коп. не отражены в учёте. В период проверки счёт восстановлен. Всего в нарушение Инструкции по бюджетному учёту по счетам 150105000 и 150201000 «Принятые бюджетные обязательства» не отражено в бюджетном учёте 28.461.281 руб. 76 коп. В период проверки счета восстановлены в учёте.

Вместе с тем, из материалов дела и пояснений заявителя следует, что фактически в учёте не был отражен только счёт 150201000 «Принятые бюджетные обязательства», который в период ревизии восстановлен на сумму 14.230.640 руб. 88 коп.

Так, из оборотно-сальдовых ведомостей за период с января по ноябрь 2008 года следует, что Госкомитетом счёт 150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» в бюджетном учёте отражён. Указанные оборотно-сальдовые ведомости распечатаны в период с 21.01.2009 23.01 по ки, в которых данный счёт отражён и что свидетельствует о ведении учёта. Счёт 150105000 в учёте не отражён только в оборотно-сальдовой ведомости за декабрь 2008 года. В декабре произошёл сбой в программном продукте «Бухгалтерия 1С», в результате чего в декабре 2008 года обороты счёта 150105000 не отражены в оборотно-сальдовой ведомости. В период ревизии ревизору представлены оборотно-сальдовые ведомости с января по декабрь 2008 года, в которых движение по счёту 150105000 отражено с января по декабрь 2008 года и дано устное объяснение ревизору, что в декабре 2008 года произошёл сбой в программном продукте.

Согласно письму ООО «Инфоком Плюс» от 13.08.2009 № 48 в результате обновления релиза 1С: Предприятие 7.7 Конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных организаций» на следующий релиз в январе 2009 года в Госкомитете произошёл сбой в программе, в результате чего в оборотно-сальдовой ведомости за декабрь 2008 года, которая была сформирована после обновления релиза, обороты по счёту 150105000 не отразились. По устному заявлению Госкомитета 25.02.2009 к ним был направлен специалист, сопровождающий программу 1С: Предприятие 7.7 Конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» ФИО7 для устранения сбоя. Сбой в программе устранён, счёт восстановлен.

Вместе с тем в оспариваемом представлении Росфиннадзором указано, что счёт 150105000 в учёте не вёлся вообще.

Арбитражный суд не усматривает в действиях заявителя виновного нарушения бюджетного законодательства, поскольку фактические обстоятельства и материалы дела свидетельствуют о ведении Госкомитетом в проверяемый период счёта 150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» и отражении в оборотно-сальдовой ведомости лимитов бюджетных обязательств в сумме 14.230.640 руб. 88 коп.

Кроме этого, арбитражный суд учитывает, что счёт 150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» отражается в учёте в корреспонденции со счётом 150103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств», и если счёт 150103000 отражён в учёте, следовательно, и счёт 150105000 также отражён в учёте. При проверке Росфиннадзором нарушений по ведению счёта 150103000 установлено не было.

Учитывая вышеприведённое, арбитражный суд приходит к выводу, что в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Росфиннадзор не доказал наличие в действиях заявителя состава бюджетного правонарушения, за совершение которого применяются меры государственного принуждения, предусмотренные статьёй 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно статье 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признаётся нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечёт применение к нарушителю мер принуждения.

В статье 282, пункте 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации приведён перечень мер, которые могут быть применены к нарушителям бюджетного законодательства, в числе которых названы: изъятие бюджетных средств, иные меры, предусмотренные настоящим Кодексом и федеральными законами, вынесение представлений о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

В соответствии со статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Таким образом, в силу статей 281, 282, 283, 284, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации меры принуждения подлежат применению только к нарушителю бюджетного законодательства. Между тем спорные действия заявителя не могут быть расценены как бюджетное нарушение.

Из положений статей 157, 268, 281-284, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 278, пунктов 1, 5.1.1, 5.14.1, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённого Приказом Минфина России от 11 июля 2005 года № 89н, Административного регламента, утверждённого Приказом Минфина России от 04 сентября 2007 года № 75н, следует, что меры принуждения (в том числе направление обязательных для рассмотрения представлений) могут применяться Росфиннадзором лишь в случаях выявления бюджетных правонарушений.

Как уже указывалось, выявленные Росфиннадзором нарушения не являются бюджетными нарушениями, в том числе нецелевым или незаконным использованием бюджетных средств.

В письме от 08.04.2008 № 02-13-10/1003 Минфин России разъяснил, что согласно статье 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Росфиннадзора и его территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьёй 283 настоящего Кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств. В статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечислены конкретные нарушения бюджетного законодательства, за совершение которых к нарушителю могут быть применены меры, установленные статьёй 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Соответственно, для возможности исполнения представления Росфиннадзора в нём должно быть указано конкретное нарушение бюджетного законодательства, установленное статьёй 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, например нецелевое использование средств федерального бюджета, которое в соответствии со статьями 282, 289 и 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации является основанием для блокировки расходов федерального бюджета в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России от 26.12.2005 №162н.

В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации и указанных разъяснений Минфина России, Росфиннадзор в акте проверки, в оспариваемом представлении и в судебном заседании не указал допущенное заявителем конкретное нарушение бюджетного законодательства, установленное статьёй 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не конкретизировал применённые к заявителю меры принуждения в привязке к статье 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не указал, какой именно статьёй Бюджетного кодекса Российской Федерации или каким федеральным законом установлены применённые к заявителю меры принуждения.

Поскольку Росфиннадзором не доказано совершение заявителем бюджетного правонарушения, законных оснований для вынесения оспариваемого представления не имелось.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании его недействительным.

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает заявленные требованияудовлетворить, а оспариваемое представление признать недействительным.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 2000 руб.

При обращении с заявлением в арбитражный суд Государственным комитетом по занятости населения Республики Хакасия государственная пошлина не уплачивалась, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от её уплаты.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в размере 2000 руб. относится на Росфиннадзор.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Росфиннадзор освобождён от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, её взыскание не производится.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия удовлетворить.

Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия от 15.06.2009 № 47 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части нарушений на суммы 580.359 руб., 132.265 руб., 14.230.640 руб. 88 коп. в связи с его несоответствием Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г.Красноярск, или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г.Иркутск. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Е.В. Каспирович