ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-3307/10 от 28.12.2010 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

11 января 2011 года Дело № А74-3307/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28.12.2010.

Полный текст решения изготовлен 11.01.2011.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кольмиллер Ю.Б., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ПОЛИГОН», г. Саяногорск,

к Администрации муниципального образования Сабинский сельсовет, с. Сабинка Бейского района,

о признании незаконными действий по проведению публичных слушаний 16.07.2010 в деревне Калы, несостоявшимися и незаконными публичных слушаний,

при участии в деле прокурора Республики Хакасия.

В судебном заседании принимали участие представители:

от ООО «ПОЛИГОН»: ФИО1 по доверенности от 29.11.2010;

глава муниципального образования Сабинский сельсовет ФИО2 служебное удостоверение, представитель ФИО3 по доверенности от 27.09.2010;

от прокурора Республики Хакасия – Полежаева Н.С. заявление 02.11.2010 № 8/3-8/46-2010, служебное удостоверение.

Общество с ограниченной ответственностью «ПОЛИГОН» (далее – ООО «ПОЛИГОН», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия к Администрации муниципального образования Сабинский сельсовет (далее – Администрация) с заявлением, изменённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании действий по проведению публичных слушаний 16.07.2010 в деревне Калы незаконными, публичных слушаний несостоявшимися и незаконными.

В судебном заседании 19.11.2010 прокурор Республики Хакасия заявил о вступлении в дело в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 19.11.2010 ООО «ПОЛИГОН» представлено ходатайство об увеличении заявленных требований, заявитель дополнительно просил признать незаконным отказ главы муниципального образования Сабинский сельсовет Бейского района республики Хакасия ФИО4 от подписания акта выбора земельного участка.

В судебном заседании 28.12.2010 объявлено протокольное определение, которым арбитражный суд отказал ООО «ПОЛИГОН» в удовлетворении ходатайства об увеличении заявленных требований, поскольку заявитель одновременно изменил основание и предмет заявления, что недопустимо в силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 28.12.2010 представитель заявителя ходатайствовал об истребовании у Администрации дополнительных документов и об отложении судебного разбирательства.

В судебном заседании 28.12.2010 объявлено протокольное определение, которым арбитражный суд на основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал ООО «ПОЛИГОН» в удовлетворении ходатайства об истребовании у Администрации дополнительных документов и на основании части 1 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, привёл доводы, изложенные в заявлении. Пояснил, что действия Администрации по проведению публичных слушаний 16.07.2010 в деревне Калы препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности ООО «ПОЛИГОН» по строительству на территории муниципального образования Сабинский сельсовет Бейского района межмуниципального полигона твердых бытовых отходов (далее – ТБО) для нужд муниципального образования город Саяногорск и муниципального образования Бейский район.

В обоснование требований заявитель указал, что в нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушанья проводились только в деревне Калы, то есть при участии жителей деревни Калы, а не всего муниципального образования данного поселения.

В нарушение части 2 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 публичные слушанья были назначены главой муниципального образования, в то время как должны были быть назначены представительным органом муниципального образования - Советом депутатов муниципального образования Сабинский сельсовет.

Результаты проведенных публичных слушаний не могут быть оформлены как решение, носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления.

Принятое решение существенно нарушает права граждан и юридических лиц как собственников земельных участков. Решение принято с превышением полномочий, так как рассматривался вопрос, относящийся не к компетенции органов местного самоуправления, а к компетенции органов власти субъекта Российской Федерации.

Для обсуждения на публичных слушаньях был вынесен один вопрос, а решение фактически принималось по двум вопросам, что также противоречит статье 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3.

Публичные слушанья должны были проводиться на основании заявления ООО «ПОЛИГОН», а не по инициативе населения.

На вопрос суда представитель заявителя пояснил, что действия Сабинского сельсовета считает не законными и обжалует в целом по всем земельным участкам, обозначенным в протоколе публичных слушаний от 16.07.2010.

Представители Администрации возражают против удовлетворения заявленных требований. Пояснили, что постановление главы Администрации от 02.07.2010 № 64 о назначении публичных слушаний по вопросу о недопущении размещения полигона по утилизации ТБО на землях сельскохозяйственного назначения вблизи деревни Калы соответствует требованиям пункта 7 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 27.08.2007 № 47, статьи 17 Устава муниципального образования Сабинский сельсовет Бейского района Республики Хакасия и части 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 30 Устава муниципального образования Сабинский сельсовет глава поселения осуществляет полномочия председателя Совета депутатов. Соответственно, он имел право назначить публичные слушанья, как в качестве главы поселения, так и в качестве председателя Совета депутатов.

Часть 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 закрепляет перечень вопросов, которые в обязательном порядке выносятся на публичные слушания. Данный перечень вопросов не является исчерпывающим. Статьей 17 Устава муниципального образования Сабинский сельсовет определено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения главой поселения, Советом депутатов могут проводиться публичные слушанья. В части 2 статьи 17 Устава приведен перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на публичных слушаньях, который также не является исчерпывающим. В связи с этим, несостоятелен довод заявителя о том, что на рассмотрение на публичных слушаньях был поставлен вопрос, постановка которого противоречит нормам действующего законодательства. Более того, к вопросам местного значения, рассматриваемым на публичных слушаньях, относится вопрос изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. В свою очередь, решение вопроса о строительстве объекта капитального строительства на землях сельхозназначения невозможно без изменения разрешенного вида использования земельного участка.

Доводы заявителя о том, что на публичные слушанья был вынесен один вопрос, а решение фактически принималось по двум вопросам, необоснован. Так, вопрос о недопущении размещения полигона по утилизации ТБО на землях сельскохозяйственного назначения вблизи деревни Калы является общим по отношению к вопросу «ходатайствовать перед руководством Республики Хакасия о запрете перевода земель сельхозназначения в вышеуказанные виды использования». Второй вопрос, являющийся частью общего вопроса, логически вытекает из него и является продолжением первого. Указанные вопросы взаимосвязаны и рассмотрены в комплексе.

Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3, статье 17 Устава муниципального образования Сабинский сельсовет публичные слушанья проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Инициатором публичных слушаний могут выступать: глава поселения, Совет депутатов, непосредственно население. Названные нормы не ограничивают круг лиц, имеющих право инициировать проведение публичных слушаний. То есть, по данному основанию нарушений норм федерального законодательства не допущено.

Представитель прокурора Республики Хакасия не согласен с изложенными в заявлении доводами. Пояснил, что порядок проведения публичных слушаний регламентирован статьёй 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Сабинский сельсовет, Положением о порядке организации и проведении публичных слушаний, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 27.08.2007 № 47.

Довод ООО «ПОЛИГОН» о том, что решение о проведении публичных слушаний принято главой Администрации муниципального образования Сабинский сельсовет ФИО2 с превышением полномочий, является несостоятельным, поскольку из части 2 статьи 30 Устава муниципального образования Сабинский сельсовет следует, что глава поселения осуществляет полномочия председателя Совета депутатов. Соответственно, он имел право назначить публичные слушания, как в качестве председателя Совета депутатов, так и в качестве главы поселения.

Решение о проведении слушаний содержит вопрос, выносимый на обсуждение, дату, время и место проведения. Названное решение опубликовано 06.07.2010 в районной газете «Саянская Заря». То есть, установленный срок (не позднее чем за 10 дней до начала публичных слушаний, которые состоялись 16.07.2010) Администрацией соблюден. Решение, принятое по результатам публичных слушаний, опубликовано 20.07.2010.

Довод заявителя о том, что публичные слушания проводились в деревне Калы только с участием граждан, являющихся жителями данного населенного пункта, не подтверждается фактическими обстоятельствами, поскольку участие в данных слушаниях мог принять любой гражданин, проживающий на территории муниципального образования Сабинский сельсовет.

Поскольку процедура назначения и проведения публичных слушаний Администрацией соблюдена, прокурор полагает, что оснований для удовлетворения требований ООО «ПОЛИГОН» не имеется.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.

ООО «ПОЛИГОН» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.01.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц и выдано свидетельство серии 19 № 000778482.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и Уставу общества, к основным видам деятельности заявителя относится, в том числе уборка территории и аналогичная деятельность, удаление и обработка твердых отходов, удаление и обработка сточных вод.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 28.04.2010 № 19 АА 257052, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.09.2010 № 03/009/2010-226, ООО «ПОЛИГОН» является собственником земельного участка с кадастровым номером 19:06:080812:0014, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, урочище Разлог, общей площадью 106.000 кв.м, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В графе 16 «особые отметки» кадастрового паспорта земельного участка от 21.09.2010 № 06/10-2822 указано, что кадастровый номер 19:06:080812:14 равнозначен кадастровому номеру 19:06:08 08 12:0014.

02.07.2010 главой муниципального образования Сабинский сельсовет ФИО2 принято постановлением № 64 «О публичных слушаньях», которым назначены публичные слушанья по вопросу «О недопущении размещения полигона по утилизации ТБО на землях сельскохозяйственного назначения вблизи деревни Калы» на 19 час. 00 мин. 16.07.2010. Публичные слушания постановлено провести в здании Кальского СДК. Определены места для размещения объявлений о публичных слушаниях: на стенде в Администрации, в Кальском СДК, библиотеке.

06.07.2010 в газете «Саянская заря» № 51 (9038) опубликовано следующее сообщение: «16.07.2010 в 19 час. 00 мин. в СДК д. Калы состоятся публичные слушания по вопросу «О недопущении размещения полигона по утилизации твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения вблизи д. Калы Бейского района».

09.07.2010 в газете «Саянская заря» № 52 (9039) опубликовано объявление следующего содержания: «01 июля в Калах прошел сход жителей. Решался вопрос о недопустимости строительства полигона по захоронению производственных промышленных отходов на землях сельхозназначения. Было принято решение о проведении 16 июля публичных слушаний по этой проблеме».

16.07.2010 в деревне Калы муниципального образования Сабинский сельсовет Бейского района Республики Хакасия состоялись публичные слушания с повесткой: «О недопущении размещения полигона по утилизации твердых бытовых отходов на землях сельхозназначения вблизи д. Калы Бейского района, расположенных по адресу: 19:06:080812:1, 19:06:080812:18, 19:06:080812:14, 19:06:080812:15, 19:06:080901:7 19:06:080812:70, 19:06:080903:48».

По итогам публичных слушаний составлен протокол от 16.07.2010, согласно которому по результатам голосования на публичных слушаниях принято решение:

«1. Не разрешить размещение полигона по утилизации твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, территориально относящихся к деревне Калы Сабинского сельсовета, в особенности, расположенных по адресам: 19:06:080812:1, 19:06:080812:18, 19:06:080812:14, 19:06:080812:15, 19:06:080901:7, 19:06:080812:70, 19:06:080903:48 и земельный участок ФИО5, а также не разрешить предоставление и перевод указанных земель для использования в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности.

2. Ходатайствовать перед руководством Республики Хакасия о запрете перевода земель сельхозназначения в вышеуказанные виды использования и о возвращении ранее переведенных земель сельхозназначения в эти виды использования назад, в земли сельхозназначения, независимо от того, в чьей собственности находятся в данный момент».

Результаты публичных слушаний опубликованы в газете «Саянская заря» от 20.07.2010 № 55 (9042).

25.08.2010 глава муниципального образования Сабинский сельсовет ФИО2, письменно сославшись на результаты публичных слушаний и мнение населения деревни Калы, отказался подписывать акт выбора и обследования земельного участка для строительства полигона ТБО Бейского района и города Саяногорска от 22.07.2010.

Данный акт от 22.07.2010 составлен на основании ходатайства ООО «ПОЛИГОН» в целях принятия комиссией решения о размещении площадки для строительства полигона ТБО Бейского района и города Саяногорска на земельном участке с кадастровым номером 19:06:080812:0014 из земель сельскохозяйственного назначения площадью 106.000 м, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, урочище Разлог.

Не согласившись с результатами публичных слушаний, ООО «ПОЛИГОН» оспорило их в арбитражном суде.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый акт, решение действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 2, частью 2 статьи 3, частью 1 статьи 9, статьёй 12, частью 3 статьи 17, статьёй 18, частью 1 статьи 29, статьёй 31, частью 1 статьи 32, статьёй 33, частями 2, 3 статьи 36, статьёй 42, частями 1, 2 статьи 45, частями 1, 3 статьи 55, статьёй 58, статьёй 130, частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Граждане Российской Федерации имеют право: собираться, проводить собрания и митинги; участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статьям 1, 2, части 1 статьи 3, статье 33 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане России осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Пунктами 18, 20, 28 части 1 статьи 14 названного Закона, пунктами 18, 20, 28 статьи 9 Устава муниципального образования Сабинский сельсовет Бейского района Республики Хакасия, утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования Сабинский сельсовет от 25.12.2005 № 10, к вопросам местного значения поселения отнесены: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; содействие в развитии сельскохозяйственного производства.

Статьёй 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) их результатов.

Согласно статье 78названного Закона решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии со статьями 6, 7, 11 Устава муниципального образования Сабинский сельсовет, утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования Сабинский сельсовет от 25.12.2005 № 10, формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются, помимо прочих, публичные слушания.

Статьёй 17 Устава муниципального образования Сабинский сельсовет установлено, что дляобсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей поселения главой поселения, Советом депутатов могут проводиться публичные слушания.

По инициативе главы поселения, Совета депутатов, а также по инициативе населения на публичные слушания могут выноситься иные вопросы, не обозначенные в части 2 статьи 17 Устава.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов, назначаются Советом депутатов, а по инициативе главы поселения - главой поселения.

Порядок организации и проведения публичных слушаний устанавливается Советом депутатов и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей поселения о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, о вопросе, выносимом на публичные слушания, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования.

Результаты публичных слушаний подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).

В обоснование требований заявитель ссылается на нарушение Администрацией процедуры назначения и проведения публичных слушаний. Исследовав порядок назначения и проведения публичных слушаний, оценив доводы заявителя, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Муниципальное образование Бейский сельсовет входит в состав муниципального образования Бейский район (статья 3 Закона Республики Хакасия от 07.10.2004 № 60 «Об утверждении границ муниципальных образований Бейского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, сельского поселения»).

Порядок проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Бейский район регламентирован Положением о порядке организации и проведении публичных слушаний, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 27.08.2007 № 47.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 16 названного Положения слушания проводятся с целью открытого обсуждения наиболее важных вопросов муниципального образования, представляющих общественную значимость, и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих интересы большого числа жителей муниципального образования.

Слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов муниципального образования или главы муниципального образования.

Слушания по инициативе населения и представительного органа муниципального образования назначаются Советом депутатов муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Основными целями проведения слушаний являются: обеспечение реализации прав жителей муниципального образования на непосредственное участие в местном самоуправлении; учёт мнения жителей муниципального образования при принятии важных решений органов местного самоуправления; осуществление непосредственной связи органов местного самоуправления с населением муниципального образования; формирование общественного мнения по обсуждаемым проблемам.

В решении (постановлении) о проведении слушаний определяются вопросы, выносимые на обсуждение, дата, время и место проведения. Данное решение (постановление) подлежит опубликованию в газете «Саянская заря» не позднее чем за 10 дней до начала публичных слушаний.

В слушаниях могут принимать участие жители муниципального образования.

Организатор слушаний обеспечивает приглашение и регистрацию участников слушаний, ведение протокола и оформление итоговых документов.

По результатам слушаний может приниматься итоговый документ в виде рекомендаций. Итоговый документ доводится до сведения населения через средства массовой информации и направляется в Совет депутатов муниципального образования Бейский район для рассмотрения по существу.

Постановление главы Администрации муниципального образования Сабинский сельсовет от 02.07.2010 № 64 «О публичных слушаньях» по содержанию соответствует предъявляемым к нему пунктом 7 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 27.08.2007 № 47, требованиям.

Решение о проведении слушаний и газетная публикация содержат вопрос, выносимый на обсуждение, дату, время и место проведения. Публикация о проведении в деревне Калы публичных слушаний осуществлена 06.07.2010 в газете «Саянская заря» № 51 (9038), то есть за 10 дней до проведения публичных слушаний. Решение, принятое по результатам публичных слушаний, опубликовано в газете «Саянская заря» от 20.07.2010 № 55 (9042).

Деревня Калы была определена как место публичных слушаний, поскольку размещение полигона по утилизации ТБО предполагалось на землях сельхозназначения вблизи деревни Калы (на землях, территориально относящихся к деревне Калы). Газета «Саянская заря», в которой было размещено объявление о проведении публичных слушаний, выходит на территории всего муниципального образования Бейский район, в границы которого, в том числе, входит и муниципальное образование Сабинский сельсовет. То есть, о проведении публичных слушаний было оповещено всё население Бейского района. Участие в данных слушаниях мог принять любой гражданин, проживающий на территории муниципального образования Сабинский сельсовет. Право на участие в публичных слушаниях жителей иных населённых пунктов муниципального образования Сабинский сельсовет ни в постановлении от 02.07.2010 № 64, ни в объявлениях не ограничивалось. В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательств проведения публичных слушаний только с участием жителей деревни Калы.

Таким образом, довод заявителя о том, что публичные слушанья проводились только при участии жителей деревни Калы, а не всего муниципального образования данного поселения, не соответствует фактическим обстоятельствам.

Ссылка ООО «ПОЛИГОН» на то, что решение о проведении публичных слушаний принято главой Администрации муниципального образования Сабинский сельсовет ФИО2 в нарушение части 2 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 и с превышением полномочий, несостоятельна.

Так, публичные слушанья были назначены главой Администрации муниципального образования Сабинский сельсовет.

Из части 2 статьи 30 Устава муниципального образования Сабинский сельсовет следует, что глава поселения осуществляет полномочия председателя Совета депутатов. Соответственно, глава поселения ФИО2 имел право назначить публичные слушания, как в качестве главы поселения, так и в качестве председателя Совета депутатов.

Публичные слушания были назначены по вопросу о недопущении размещения полигона по утилизации ТБО на землях сельскохозяйственного назначения. По итогам публичных слушаний принято решение не разрешить размещение полигона по утилизации ТБО на землях сельскохозяйственного назначения и предоставление и перевод указанных земель для использования в земли иного назначения; ходатайствовать перед руководством Республики Хакасия о запрете перевода земель сельхозназначения в иные виды использования.

Принятое решение не превышает компетенцию органов местного самоуправления и соответствует пункту 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3, согласно которому на публичные слушания должны выноситься вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Из части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3, части 2 статьи 17 Устава муниципального образования Сабинский сельсовет следует, что перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, не является исчерпывающим. Таким образом, на публичные слушания может быть вынесен любой важный и общественно значимый вопрос, затрагивающий интересы жителей муниципального образования.

Довод заявителя, о том, что на публичные слушанья был вынесен один вопрос, а решение фактически принималось по двум вопросам, необоснован.

Так, вопрос о недопущении размещения полигона по утилизации ТБО на землях сельскохозяйственного назначения вблизи деревни Калы является общим по отношению к вопросу «ходатайствовать перед руководством Республики Хакасия о запрете перевода земель сельхозназначения в вышеуказанные виды использования». Второй вопрос, являющийся частью общего вопроса, логически вытекает из него и является продолжением первого. Указанные вопросы взаимосвязаны и обоснованно рассмотрены в комплексе.

Ссылка заявителя на положения статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (согласно которым вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях в случае направления в комиссию лицом, заинтересованным в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования) не исключает право провести публичные слушания в рамках статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования по вопросам местного значения.

У ООО «ПОЛИГОН» имеется право направить соответствующее заявление, инициировать проведение публичных слушаний, принять в них участие и довести до сведения населения технические характеристики предполагаемого полигона ТБО.

Ответчиком представлено в материалы дела решение Бейского районного суда от 30.09.2010 по делу № 2-365/2010 об отказе в удовлетворении заявления ФИО6 о признании незаконными публичных слушаний, проведённых Администрацией муниципального образования Сабинский сельсовет 16.07.2010. Определением Верховного суда Республики Хакасия от 11.11.2010 по делу № 33-2601 2010 год решение Бейского районного суда от 30.09.2010 оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции не установлено нарушений процедуры назначения и проведения публичных слушаний. Судами общей юрисдикции оценены доводы, аналогичные приведённым заявителем по настоящему делу.

В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Таким образом, выводы судов общей юрисдикции об отсутствии нарушений процедуры назначения и проведения публичных слушаний16.07.2010 имеютпреюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.

Кроме того, письмом от 29.10.2010 № Кол-1290 председатель Правительства Республики Хакасия ФИО7 проинформировал совет старост деревни Калы и муниципальное образование Сабинский сельсовет о наличии негативных последствий размещения полигона ТБО в урочище «Разлог» восточнее деревни Калы Бейского района и о принятом им решении запретить строительство данного полигона и рекомендовать при выборе земельного участка учесть современные технологии защиты окружающей среды, позволяющие расширить количество альтернативных вариантов размещения полигона ТБО.

Арбитражный суд полагает, что назначение Администрацией публичных слушаний по вопросу о недопущении размещения полигона по утилизации ТБО на землях сельскохозяйственного назначения вблизи деревни Калы муниципального образования Сабинский сельсовет направлено на реализацию конституционных принципов и норм о непосредственном осуществлении народом власти; охране земли и других природных ресурсов, свободе мысли и слова; праве граждан собираться, проводить собрания и митинги, участвовать в управлении делами государства; самостоятельном решении населением вопросов местного значения и в полной мере соответствует вышеприведённым положениям Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришёл к выводу, что установленная статьёй 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 17 Устава муниципального образования Сабинский сельсовет, Положением о порядке организации и проведении публичных слушаний, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 27.08.2007 № 47, процедура назначения и проведения публичных слушаний Администрацией соблюдена.

В связи с этим оснований для удовлетворения требований ООО «ПОЛИГОН» не имеется.

Заявителем оспариваются действия Администрации и публичные слушания в целом по всем земельным участкам, обозначенным в протоколе публичных слушаний от 16.07.2010 (земельные участки с кадастровыми номерами 19:06:080812:001419:06:080812:1, 19:06:080812:18, 19:06:080812:14, 19:06:080812:15, 19:06:080901:7, 19:06:080812:70, 19:06:080903:48 и земельный участок ФИО5).

Вместе с тем, как следует из материалов дела, ООО «ПОЛИГОН» является собственником лишь земельного участка с кадастровым номером 19:06:080812:14. Таким образом, действия Администрации и публичные слушания по иным земельным участкам, обозначенным в протоколе публичных слушаний от 16.07.2010, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не затрагивают.

Учитывая, что оспариваемые действия органа местного самоуправления и публичные слушания соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2000 руб., уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд по платежному поручению от 31.08.2010 №259. С учётом результатов рассмотрения дела государственная пошлина в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «ПОЛИГОН» о признании незаконными действий Администрации муниципального образования Сабинский сельсовет по проведению публичных слушаний 16.07.2010 в деревне Калы, несостоявшимися и незаконными публичных слушаний в связи с их соответствием Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Е.В. Каспирович