АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи В.О. Кушнира при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.А. Смирновой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 2 835 руб. 36 коп. задолженности за потреблённую тепловую энергию за период с 25.03.2021 по 31.05.2021, предоставленную в жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Хакасия, <...> ВЛСКМ, д. 20, кв. 11,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН <***>, ОГРН <***>) и Управления муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН <***>, ОГРН <***>),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил: общество с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (далее также – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Ширинский район (далее также – ответчик) о взыскании 2 835 руб. 36 коп. задолженности за потреблённую тепловую энергию за период с 25.03.2021 по 31.05.2021, предоставленную в жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Хакасия, <...> ВЛСКМ, д. 20, кв. 11.
Определением от 28.06.2023 исковое заявление принято к производству, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования Администрации муниципального образования Ширинский район и Управление муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Ширинский район.
Лица, участвующие в деле, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Информация о движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Истец в соответствии с концессионным соглашением в отношении объектов теплоснабжения заключенным с Администрацией Коммунаровского сельсовета Республики Хакасия предоставляло коммунальные услуги по теплоснабжению по жилому фонду с. Коммунар Ширинского района Республики Хакасия, в том числе в жилое помещение,
расположенное по адресу: Республика Хакасия Ширинский район, с. Коммунар, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 20, кв. 11.
Исполняя обязанности ресурсоснабжающей организации, истец в период с 25.03.2021 по 31.05.2021 поставлял в указанное помещение тепловую энергию на сумму 2 835 руб. 36 коп.
Оплата оказанных коммунальных услуг не произведена.
Согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 16.10.2022 собственником квартиры № 11 дома № 20 по ул. 50 лет ВЛКСМ, с. Коммунар Ширинского района Республики Хакасия в спорный период являлось муниципальное образование Ширинский район Республики Хакасия.
Истцом была направлена досудебная претензия от 26.01.2023, которую ответчик получил 07.02.2023, что подтверждается отметкой о получении. В досудебной претензии ответчику было предложено погасить имеющуюся задолженность в размере 2 835 руб. 36 коп.
Неисполнение обязательств по оплате коммунальных услуг послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Как усматривается из материалов дела, спор возник из правоотношений по поставке и использованию тепловой энергии в горячей воде, которые регулируются нормами главы 30 ГК РФ, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами.
В соответствии со статьёй 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьёй 541 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором. Количество поданной энергоснабжающей организацией и используемой абонентом энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Доказательств оплаты предъявленной ко взысканию суммы задолженности в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрация муниципального образования Ширинский район факт поставки ресурса, его объём и стоимость не опровергла, но указала, что является ненадлежащим ответчиком.
Согласно статьей 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как усматривается из материалов, между Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район (покупатель) и ФИО1 (продавец) заключён муниципальный контракт № 3-с от 03.03.2021 на приобретение в собственность муниципального образования Ширинский район квартиры, находящейся по адресу: Республика Хакасия, <...> ВЛКСМ, д. 20, кв. 11.
Приобретение квартиры осуществлялось в рамках процедуры, установленной Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН от 25.03.2021, 14.05.2021 и 16.10.2022 в спорный период указанная квартира находилась в собственности муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия.
Статьёй 5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Ширинский район, утверждённым решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 20.06.2013 № 126, определены органы, осуществляющие управление и распоряжение муниципальным имуществом. В соответствии с пунктом 1 названной статьи от имени муниципального образования Ширинский район права собственника осуществляет Администрация муниципального образования Ширинский район в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, данным Положением и иными нормативными правовыми актами в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, постановлением Администрации муниципального образования Ширинский район от 29.09.2016 № 459 полномочия по управлению и распоряжению от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Ширинский район, делегированы структурно-отраслевому органу – Управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Ширинский район (подпункт 1 пункта 1.5).
Постановлением Администрации муниципального образования Ширинский район от 28.03.2017 № 69 утверждено Положение «Об Управлении муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Ширинский район», в соответствии с которым Управление муниципальным имуществом является структурным отраслевым (функциональным) органом Администрации муниципального образования Ширинский район (пункт 1.3), управляет и распоряжается от имени указанного муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Ширинский район (пункт 2.2.1), обладает правами юридического лица (пункт 1.7).
Спорная квартира на балансе Администрация муниципального образования Ширинский район не стоит (справка от 26.06.2023).
Таким образом, Администрация муниципального образования Ширинский район полномочия собственника в отношении спорной квартиры не осуществляет.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН от 14.05.2021 на основании распоряжения Администрации муниципального образования Ширинский район от 15.04.2021 № 144 в отношении указанного помещения 14.05.2021 зарегистрировано право оперативного управления Управления образования Администрации муниципального образования Ширинский район.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, данные права на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Исходя из смысла статей 210, 296 ГК РФ вещное право оперативного управления не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию этого имущества.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения/предприятия в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав имущество во владение на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанность по его содержанию.
Таким образом, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, с момента возникновения такого права распространяются требования Жилищного кодекса Российской Федерации по оплате коммунальных услуг.
В представленном 26.06.2023 отзыве на исковое заявление Администрация муниципального образования Ширинский район ходатайствовала о привлечении в качестве соответчиков Управления образования Администрации муниципального образования
Ширинский район и Управления муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Ширинский район.
Третьи лица указанные Администрацией муниципального образования Ширинский район доводы не опровергали.
Согласно части 1 статьи 47 АПК РФ в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Суд в определениях от 28.06.2023, 03.08.2023 и 05.09.2023 предлагал истцу представить пояснения (возражения) на доводы Администрации муниципального образования Ширинский район о том, что она является ненадлежащим ответчиком, и уточнить исковые требования относительно надлежащего ответчика.
В возражениях от 27.07.2023 и 27.09.2023 истец настаивал на обоснованности предъявления требований к Администрации муниципального образования Ширинский район, о замене ответчика не ходатайствовал, согласие на привлечение соответчиков не предоставил.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи и доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку заявлен к ненадлежащему ответчику.
Государственная пошлина по делу составляет 2000 руб., уплачена истцом при подаче иска полностью. По результатам рассмотрения спора расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 101, 102, 110, 112, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Хакасия
РЕШИЛ:
(ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 2 000 (две тысячи) руб.
государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья В.О. Кушнир