АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
26 января 2009 года Дело № А74-3340/2008
Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2009 года.
Решение в полном объёме изготовлено 26 января 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Управления государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Республике Хакасия, г. Абакан,
о привлечении некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд города Абакана», г. Абакан,
к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Даньо Л.А.
В судебном заседании принимали участие:
от заявителя: Ульянов А.М. по доверенности от 11.01.2008,
от некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд города Абакана»: Сабадаш А.В. по доверенности от 24.06.2008 № 745.
Управление государственного пожарного надзора Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд города Абакана» (далее – некоммерческая организация, НО «МЖФ г. Абакана») к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в заявлении, и документам, представленным в материалы дела и дополнительным пояснениям по делу. Просит привлечь НО «МЖФ г. Абакана» к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 40.000 руб.
Представитель НО «МЖФ г. Абакана» представил в материалы дела заявление в подтверждение того, что с выявленными нарушениями согласны в полном объёме. Представитель НО «МЖФ г. Абакана» пояснил, что против удовлетворения арбитражным судом требований заявителя не возражает.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
Некоммерческая организация «Муниципальный жилищный фонд города Абакана» зарегистрирована в качестве юридического лица Регистрационной палатой администрации города Абакана 23.10.1995 (свидетельство № 2732) и внесена 23.12.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900538021.
НО «МЖФ г. Абакана» имеет лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений сроком действия с 25.03.2005г. по 25.03.2010г.
В период с 02.12.2008 по 04.12.2008 государственным инспектором Управления на основании распоряжения от 05.11.2008 № 236 проведена проверка НО «МЖФ г. Абакана» на предмет соблюдения лицензионных требований и условий.
В ходе проверки Управлением установлены следующие нарушения лицензионных требований и условий:
- под лестничными маршами здания и на лестничной площадке (на ступенях) подвального этажа здания, где располагаются помещения НО «МЖФ г. Абакана», допускается хранение горючих материалов (коробок, мётел, мусора);
- места пересечения стен, ограждающих конструкций, противопожарных преград различными инженерными коммуникациями, электрическими проводами, кабелями не заделаны строительным раствором или другим негорючим материалом (кабинет начальника участка слаботочных систем НО «МЖФ г. Абакана», кабинет 34, кабинет 25, подвал здания);
- на окнах кабинета начальника участка слаботочных систем НО «МЖФ г. Абакана», кабинета 8, отдела геодезии, кабинета 4 установлены глухие металлические решётки;
- применяются горючие материалы для отделки стен, потолка на путях эвакуации (общие коридоры всех этажей, потолок лестничной площадки на 3 этаже) здания НО «МЖФ г. Абакана» по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209;
- отсутствует конкретный перечень средств измерений, подлежащих поверке;
- отсутствует график поверки средств измерений (измерительный прибор «Измеритель ИРК-ПРО-7/2», мультиметр М838), согласованный с руководителем Государственной метрологической службы;
- средства измерений, а именно: измерительный прибор «Измеритель ИРК-ПРО-7/2», мультиметр М838 - не прошли периодической поверки;
- средство измерения и контроля качества работ - измерительный прибор мультиметр М838 не входит в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора средств измерений, не подвергнут обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений, не удостоверен сертификатом об утверждении типа средств измерений и, как следствие, не внесён в Государственный реестр средств измерений, который ведёт Госстандарт России;
- в помещении охраны (пожарного поста, помещения персонала, ведущего
круглосуточное дежурство) по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209, (пожарная автоматика
смонтирована и обслуживается НО «МЖФ города Абакана») отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики;
- допускается пересечение (совместная прокладка) проводов пожарной сигнализации с линией напряжением более 110 вольт (силовой кабель). Не обеспечена прокладка линий в разных отсеках коробов (лотков) сплошными продольными перегородками с пределом огнестойкости 0,25 часа из негорючего материала (отдел геодезии) в здании по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209, (пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ города Абакана»);
- допускается установка пожарных извещателей вплотную к осветительным приборам (диспетчерская, кабинет 8 здания по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209, – пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»);
- допускается уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации в результате перепланировки - установки дополнительной перегородки (помещения проектно-сметного сектора оборудованы всего одним пожарным извещателем в здании по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209, - пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»);
- отверстия в местах пересечения электрических проводов пожарной сигнализации с противопожарными преградами не заделаны огнестойким материалом до включения электросети под напряжение (кабинет начальника участка слаботочных систем НО «МЖФ г. Абакана», кабинет 34 - пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»);
- при применении автоматической пожарной сигнализации помещения подвала (где находятся, складируются горючие материалы) оборудованы тепловыми пожарными извещателями, тогда как требуется дымовыми пожарными извещателями - здание по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209, - пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»);
- помещение серверной, где НО «МЖФ города Абакана» смонтировала и обслуживает пожарную сигнализацию, не оборудовано автоматической установкой пожаротушения;
- помещение склада НО «МЖФ г. Абакана» по ул. Ленина, 216, не оборудовано ручным пожарным извещателем установки оповещения людей о пожаре - пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»);
- допускается уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации – помещения, предназначенные для грузчиков в качестве отдыха и приёма пищи, оборудованы всего одним пожарнымизвещателем по ул. Ленина, 216, (пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»);
- в каждом отсеке потолка, ограниченном выступающими строительными
конструкциями (балкой, ребрами плит) более 0,4 метра, отсутствуют дополнительные дымовые пожарные извещатели, ввиду того, что контролируемая извещателями площадь уменьшается (помещения кладовщика) по ул. Ленина, 216, - пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»;
- при подвеске тепловых извещателей на тросе в гараже по ул. Ленина, 216, не выполняется расстояние от потолка до нижней точки извещателя не более 0,3 метра (пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»);
- прибор приёмно-контрольный установлен в помещении не с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (ул. Ленина, 216, - пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»);
- при проверке качества выполненных работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности в помещениях квартир жилого многоквартирного дома автономными пожарными извещателями по адресу: г. Абакан, ул. Д. Народов, 40, (согласно предоставленному перечню объектов, на которых НО «МЖФ г. Абакана» по лицензии № /11716 от 25 марта 2005 г. смонтировала пожарную сигнализацию), установлено, что квартиры не оборудованы автономными пожарными извещателями;
- у работников: Медведева Анатолия Петровича, Кедрина Виктора Эдуардовича
(согласно предоставленным сведениям о квалификации работников, занятых в производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по лицензии № 2/11716 от 25 марта 2005 г., отсутствует соответствующее их должностным обязанностям профессиональное образование (профессиональная подготовка) в области лицензируемой деятельности.
По результатам проверки государственным инспектором Управления составлен акт от 04.12.2008 № 218, который явился основанием для составления в отношении некоммерческой организации протокола от 04.12.2008 № 39 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, директор некоммерческой организации был ознакомлен, о чём имеется его подпись в протоколе от 04.12.2008 № 39.
Составленный Управлением в отношении некоммерческой организации протокол об административном правонарушении от 04.12.2008 № 39 с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают судьи арбитражных судов.
Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (часть 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подпунктами 38, 39 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон «О лицензировании») деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включена в перечень видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.
Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 года № 625 в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона «О лицензировании», полномочия по лицензированию деятельности по тушению пожаров предоставлены Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с приказом МЧС России от 06 февраля 2006 года № 68 государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору включены в перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд признал, что протокол об административном правонарушении составлен заявителем в пределах предоставленных должностных полномочий, заявление о привлечении лица к административной ответственности подано уполномоченным лицом.
По вопросу о наличии события административного правонарушения, факте его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, наличии оснований для составления протокола об административном правонарушении арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Под грубым нарушением лицензионных требований в пункте 5 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 года № 625 (далее – Положение) понимается невыполнение требований подпунктов «а», «г» и «д» пункта 4 названного Положения.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями лицензируемой деятельности являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании.
Согласно подпункту «г» пункта 4 названного Положения лицензиат обязан выполнять требования в области лицензируемой деятельности, установленные нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьёй 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон «О пожарной безопасности») законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Как следует из протокола от 04 декабря 2008 года № 39 об административном правонарушении, в ходе проверки выполнения НО «МЖФ г. Абакана» лицензионных требований и условий по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Управлением установлены следующие нарушения, а именно:
- под лестничными маршами здания и на лестничной площадке (на ступенях) подвального этажа здания, где располагаются помещения НО «МЖФ г. Абакана», допускается хранение горючих материалов (коробок, мётел, мусора). Нарушен пункт 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03), согласно которому в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
- места пересечения стен, ограждающих конструкций, противопожарных преград различными инженерными коммуникациями, электрическими проводами, кабелями не заделаны строительным раствором или другим негорючим материалом (кабинет начальника участка слаботочных систем НО «МЖФ г. Абакана», кабинет 34, кабинет 25, подвал здания). Нарушены пункты 37, 64 ППБ 01-03 в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость. Отверстия в местах пересечения электрических проводов и кабелей (проложенных впервые или взамен существующих) с противопожарными преградами в зданиях и сооружениях должны быть заделаны огнестойким материалом до включения электросети под напряжение;
- на окнах кабинета начальника участка слаботочных систем, кабинета 8, отдела геодезии, кабинета 4 установлены глухие металлические решётки. Нарушен пункт 40 ППБ 01-03, согласно которому, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утверждённых в установленном порядке;
- применяются горючие материалы для отделки стен, потолка на путях эвакуации (общие коридоры всех этажей, потолок лестничной площадки на 3 этаже) здания НО «МЖФ г. Абакана» по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209. Нарушен пункт 53 ППБ 01-03, в соответствии с которым при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);
- в помещении охраны (пожарного поста, помещения персонала ведущего
круглосуточное дежурство) по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209, (пожарная автоматика
смонтирована и обслуживается НО «МЖФ города Абакана») отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики. Нарушен пункт 97 ППБ 01-03, согласно которому в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) должна быть вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики. Диспетчерский пункт (пожарный пост) должен быть обеспечен телефонной связью и исправными электрическими фонарями (не менее 3 шт.);
- допускается пересечение (совместная прокладка) проводов пожарной сигнализации с линией напряжением более 110 вольт (силовой кабель). Не обеспечена прокладка линий в разных отсеках коробов (лотков) сплошными продольными перегородками с пределом огнестойкости 0,25 часа из негорючего материала (отдел геодезии) в здании по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209, (пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ города Абакана»). Согласно пункту 12.66 Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», утверждённых приказом ГУГПС МВД РФ от 4 июня 2001 г. N 31 (далее - НПБ 88-2001), не допускается совместная прокладка шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации, линий управления автоматическими установками пожаротушения и оповещения с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке. Совместная прокладка указанных линий допускается в разных отсеках коробов и лотков, имеющих сплошные продольные перегородки с пределом огнестойкости 0,25 ч из негорючего материала;
- допускается установка пожарных извещателей вплотную к осветительным приборам (диспетчерская, кабинет 8 здания по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209, – пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана». В соответствии с пунктом 12.67 НПБ 88-2001 допускается уменьшение расстояния до 0,25 м от проводов и кабелей шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации без защиты от наводок до одиночных осветительных проводов и контрольных кабелей;
- допускается уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации в результате перепланировки - установки дополнительной перегородки (помещения проектно-сметного сектора оборудованы всего одним пожарным извещателем в здании по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209, (пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ города Абакана»). Нарушен пункт 12.16 НПБ 88-2001, которым предусмотрено, что в каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей;
- отверстия в местах пересечения электрических проводов пожарной сигнализации с противопожарными преградами не заделаны огнестойким материалом до включения электросети под напряжение (кабинет начальника участка слаботочных систем НО «МЖФ г. Абакана», кабинет 34 - пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»). Согласно пункту 64 ППБ 01-03 отверстия в местах пересечения электрических проводов и кабелей (проложенных впервые или взамен существующих) с противопожарными преградами в зданиях и сооружениях должны быть заделаны огнестойким материалом до включения электросети под напряжение;
- при применении автоматической пожарной сигнализации помещения подвала (где находятся, складируются горючие материалы) оборудованы тепловыми пожарными извещателями (не дымовыми пожарными извещателями) – здание по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209, (пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»). В соответствии с пунктом 3 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утверждённого приказом МЧС от 18 июня 2003 г. N 315 (далее – НПБ 110-03), здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями. Согласно пункту 9 таблицы 1 НПБ-110-03 в перечень входят здания общественного и административно-бытового назначения;
- помещение серверной, где НО «МЖФ города Абакана» смонтировала и обслуживает пожарную сигнализацию, не оборудовано автоматической установкой пожаротушения. Тем самым нарушен пункт 14 НПБ-110-03, в котором указано, что перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении. Согласно пункту 35.2. таблицы 3 НПБ-110-03 помещения связных процессоров (серверные), архивов магнитных и бумажных носителей, графопостроителей, печати информации на бумажных носителях (принтерные), подлежащие защите автоматическими установками пожаротушения должны, быть 24 м2 и более;
- помещение склада НО «МЖФ г. Абакана» по ул. Ленина, 216, не оборудовано ручным пожарным извещателем установки оповещения людей о пожаре (пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»). В соответствии с пунктом 12.41 НПБ 88-2001 Ручные пожарные извещатели следует устанавливать на стенах и конструкциях на высоте 1,5 м от уровня земли или пола. Места установки ручных пожарных извещателей приведены в приложении 13. В приложении 13 НПБ 88-2001 приведён перечень помещений, к которым относятся производственные здания, сооружения и помещения (цеха, склады и т.п.);
- допускается уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации - помещения, предназначенные для грузчиков в качестве отдыха и приёма пищи, оборудованы всего одним пожарнымизвещателем по ул. Ленина, 216, (пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»). Пунктом 12.16 НПБ 88-2001 предусмотрено, что в каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей;
- в каждом отсеке потолка, ограниченном выступающими строительными
конструкциями (балкой, ребрами плит) более 0,4 метра отсутствуют дополнительные дымовые пожарные извещатели, ввиду того, что контролируемая извещателями площадь уменьшается (помещения кладовщика) по ул. Ленина, 216, (пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»);
- при подвеске тепловых извещателей на тросе в гараже по ул. Ленина, 216, не соблюдается расстояние от потолка до нижней точки извещателя не более 0,3 метра (пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана»). Пунктом 12.18 НПБ 88-2001 предусмотрено, что при подвеске извещателей на тросе должны быть обеспечены их устойчивое положение и ориентация в пространстве. При этом расстояние от потолка до нижней точки извещателя должно быть не более 0,3 м.;
- прибор приёмно-контрольный установлен в помещении не с круглосуточным пребыванием дежурного персонала по ул. Ленина, 216, - пожарная автоматика смонтирована и обслуживается НО «МЖФ г. Абакана». Пунктом 12.48 НПБ 88-2001 предусмотрено, что приборы приёмно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала;
- при проверке качества выполненных работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности в помещениях квартир жилого многоквартирного дома автономными пожарными извещателями по адресу: г. Абакан, ул. Д. Народов, 40, согласно предоставленному перечню объектов, на которых НО «МЖФ г. Абакана» по лицензии № 11716 от 25 марта 2005г. смонтировала пожарную сигнализацию, - установлено, что квартиры не оборудованы автономными пожарными извещателями. В соответствии с пунктом 98 ППБ 01-03 установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговорённых в нормах и правилах. Согласно пункту 7.3.3. СНиП 31-01-2003 жилые помещения квартир и общежитий (кроме санузлов, ванных комнат, душевых, постирочных, саун) следует оборудовать автономными дымовыми пожарными извещателями, соответствующими требованиям НПБ 66;
- у работников: Медведева Анатолия Петровича, Кедрина Виктора Эдуардовича
(согласно предоставленным сведениям о квалификации работников, занятых в производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по лицензии № 2/11716 от 25 марта 2005г., отсутствует соответствующее их должностным обязанностям профессиональное образование (профессиональная подготовка) в области лицензируемой деятельности. Согласно подпункту б пункта 4 Положения Лицензионными требованиями и условиями лицензируемой деятельности являются наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет.
Арбитражный суд полагает, что требование Управления о привлечении НО «МЖФ г. Абакана» к административной ответственности по вышеназванным вменяемым правонарушениям подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений НО «МЖФ г. Абакана» как лицензиат обязана иметь помещения, оборудование, инструменты, технологическую оснастку, средства измерения и документацию, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующие установленным законодательством Российской Федерации требованиям и принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании.
Согласно подпункту «г» пункта 4 названного Положения лицензиат обязан выполнять требования в области лицензируемой деятельности, установленные нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьёй 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Указанные правонарушения являются основанием для привлечения НО «МЖФ г. Абакана» к административной ответственности.
Кроме того, как следует из протокола от 04 декабря 2008 года № 39 об административном правонарушении в ходе проверки Управлением установлены нарушения НО «МЖФ г. Абакана» правил обеспечения единства измерений, а именно:
- отсутствует конкретный перечень средств измерений, подлежащих проверке (нарушены пункт 2.6 раздела 2 ПР 50.2.006-94 , статья 13 Закона «Об обеспечении единства измерений);
- отсутствует график поверки средств измерений (измерительный прибор «Измеритель ИРК-ПРО-7/2», мультиметр М838), согласованный с руководителем Государственной метрологической службы (нарушены подпункт 3.1-3.10 раздела 3 ПР 50.2.006-94, статья 13 Закона «Об обеспечении единства измерений);
- средства измерений, а именно: измерительный прибор «Измеритель ИРК-ПРО-7/2», мультиметр М838, не прошли периодической поверки (нарушены подпункты 2.1, 2.5-2.8 раздела 2, пункт 3.1 раздела 3 ПР 50.2.006-94, статья 13 Закона «Об обеспечении единства измерений);
- средство измерения и контроля качества работ - измерительный прибор мультиметр М838 не входит в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора средств измерений, не подвергнут обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений, не удостоверен сертификатом об утверждении типа средств измерений и, как следствие, не внесён в Государственный реестр средств измерений, который ведёт Госстандарт России (нарушены статьи 13, 14, пункты 1, 4 статьи 15 Закона «Об обеспечении единства измерений).
Нарушение перечисленных правил обеспечения единства измерений Управление расценивает как нарушение НО «МЖФ г. Абакана» подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании).
Правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации и порядок регулирования отношений государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений установлены Законом Российской Федерации от 27.04.1993. № 4871-1 "Об обеспечении единства измерений".
Нормативными документами по обеспечению единства измерений являются государственные стандарты, применяемые в установленном порядке, международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации (статья 1 Закона).
В соответствии со статьёй 5 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" Госстандарт России утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" установлено, что в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора юридические и физические лица, выпускающие средства измерения из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку. Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Госстандартом России.
Статья 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" определяет сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора.
Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:
здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;
торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;
государственные учетные операции;
обеспечение обороны государства;
геодезические и гидрометеорологические работы;
банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации;
обязательную сертификацию продукции и услуг;
измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации;
регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.
Управление указало, что НО «МЖФ г. Абакана» совершила правонарушение, выразившееся в том, что допустила применение неповереных средств измерения, что является нарушением пункта 4 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» в сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора обеспечения безопасности труда.
Арбитражный суд согласился с позицией Управления, изложенной в дополнениях к заявлению, что применяемые НО «МЖФ г. Абакана» в лицензируемой деятельности приборы относятся к сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора – обеспечения безопасности труда. Следовательно, на НО «МЖФ г. Абакана» распространяется требование вышеназванного законодательства относительно порядка проведения поверки средств измерения.
В ходе рассмотрения дела нашло подтверждение то обстоятельство, что у НО «МЖФ г. Абакана» на момент проверки отсутствовал перечень средств измерений, подлежащих поверке и график поверки средств измерения, согласованный с Государственной метрологической службой.
Относительно нарушения в виде использования неповеренного мультиметра М838, арбитражный суд полагает следующее.
В ходе судебного разбирательства Управление не представило арбитражному суду доказательств наличия мультиметра М838 в Государственном реестре средств измерений. Соответственно, Управление не доказало наличие нарушения в данной части.
Измеритель ИРК-ПРО-7/2 содержится в Государственном реестре средств измерений, в случае использования обязан проходить поверку с интервалом 2 года. Данный прибор используется НО «МЖФ г. Абакана», доказательств его поверки не представлено. Правонарушение в указанной части имеет место.
Между тем арбитражный суд полагает, что Управлением не доказано наличие правонарушения относительно применения горючих материалов для отделки стен, потолка на путях эвакуации (общие коридоры всех этажей, потолок лестничной площадки на 3 этаже) здания НО «МЖФ г. Абакана» по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209. Управление в протоколе от 04 декабря 2008 года № 39 об административном правонарушении не указало, каким конкретно горючим материалом отделаны стены и потолки на путях эвакуации. При этом Управлением не указаны нормативные правовые акты, которые содержат требования, предъявляемые к отделочным материалам.
Вместе с тем арбитражный суд считает, что Управление, указывая в протоколе на необходимость оборудования автоматической установкой пожаротушения помещения серверной, не установило площадь указанного помещения. При этом в пункте 14 НПБ-110-03 указано, что Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении. Согласно пункту 35.2. таблицы 3 НПБ-110-03 помещения связных процессоров (серверные), архивов магнитных и бумажных носителей, графопостроителей, печати информации на бумажных носителях (принтерные), подлежащие защите автоматическими установками пожаротушения должны, быть 24 м2 и более.
Кроме того, Управление не установило расстояние при подвеске тепловых извещателей на тросе в гараже по ул. Ленина, 216, для того, чтобы констатировать факт нарушения пункта 12.18 НПБ 88-2001, которым предусмотрено, что при подвеске извещателей на тросе должны быть обеспечены их устойчивое положение и ориентация в пространстве. При этом расстояние от потолка до нижней точки извещателя должно быть не более 0,3 м.
При этом, констатируя нарушение НО «МЖФ г. Абакана» пункта 12.16 НПБ 88-2001, которым предусмотрено, что в каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей (помещение проектно-сметного сектора в здании по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 209, комната отдыха и приёма пищи грузчиков по адресу: ул. Ленина, 216, г. Абакан), Управление не установило уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации в помещении.
Согласно пункту 12.17 НПБ 88-2001 в защищаемом помещении (зоне) допускается устанавливать один пожарный извещатель, если одновременно выполняются следующие условия: а) площадь помещения не больше площади, защищаемой пожарным извещателем, указанной в технической документации на него, и не больше средней площади, указанной в таблицах 5, 8; б) обеспечивается автоматический контроль работоспособности пожарного извещателя, подтверждающий выполнение им своих функций с выдачей извещения о неисправности на приемно-контрольный прибор; в) обеспечивается идентификация неисправного извещателя приёмно - контрольным прибором; г) по сигналу с пожарного извещателя не формируется сигнал на запуск аппаратуры управления, производящей включение автоматических установок пожаротушения, или дымоудаления, или систем оповещения о пожаре 5-го типа по НПБ 104.
В протоколе от 04.12.2008 № 39 об административном правонарушении Управление указывает на нарушение НО «МЖФ г.Абакана» подпункта «б» пункта 4 Положения, поскольку у работников: Медведева Анатолия Петровича, Кедрина Виктора Эдуардовича (согласно предоставленным сведениям о квалификации работников, занятых в производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по лицензии № 2/11716 от 25 марта 2005г., отсутствует соответствующее их должностным обязанностям профессиональное образование (профессиональная подготовка).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения одним из лицензионных требований и условий является наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет.
Согласно представленным Управлением сведениям о квалификации работников, занятых на производстве работ по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений НО «МЖФ г. Абакана», Медведев А.П., монтажник РЭА и приборов, имеет удостоверение по повышению квалификации № М-72 35 от 25.06.2007, Кедрин В.Э. имеет удостоверение по повышению квалификации № М-72 36 от 25.06.2007. Между тем данные удостоверения не были представлены в ходе проверки и в ходе судебного разбирательства.
При этом нарушение подпункта б пункта 4 Положения не относится к грубым нарушениям лицензионных требований условий и соответственно не подпадает по квалификацию административного правонарушения по части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу, что Управление не доказало наличия состава правонарушения в рассматриваемой части.
Как следует из вышеизложенного, имеют место не все правонарушения, вменяемые НО «МЖФ г. Абакана». Вместе с тем наличие доказанных Управлением правонарушений достаточно для привлечения НО «МЖФ г. Абакана» к административной ответственности.
Таким образом, представленные заявителем доказательства позволяют сделать вывод о том, что в действиях НО «МЖФ г. Абакана» имелось событие правонарушения, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
НО «МЖФ г. Абакана» является субъектом ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем у заявителя возникли законные основания для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При оценке обстоятельств дела арбитражный суд исходит из презумпции невиновности НО «МЖФ г. Абакана», основные принципы которой установлены в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод, что у арбитражного суда имеются основания для привлечения НО «МЖФ г. Абакана» к административной ответственности, установленной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истёк.
Санкция части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Принимая во внимание, что НО «МЖФ г. Абакана» ранее не привлекалась к административной ответственности, допущенные нарушения признала, руководствуясь статьёй 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд полагает возможным применить наказание в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей и взыскать штраф в доход федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Удовлетворить заявленные Управлением государственного пожарного надзора Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия требования.
2. Привлечь некоммерческую организацию «Муниципальный жилищный фонд города Абакана» за совершение правонарушения к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Взыскать с некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд города Абакана», расположенного по адресу: ул. Советская, д. 209, г. Абакан, зарегистрированного в качестве юридического лица регистрационной палатой администрации города Абакана 23 октября 1995 года (свидетельство № 2732) и внесённого 23 декабря 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900538021 (свидетельство серии 19 № 0121949), административный штраф в размере сорока тысяч рублей, подлежащий перечислению по следующим реквизитам: получатель – УФК по Республике Хакасия (ГУ МЧС России по РХ), номер счёта получателя платежа: 40101810200000010001, ИНН – 1901065125, КПП – 190101001, ОКАТО: 95401000000, Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия Банка России, город Абакан, БИК банка получателя: 049514001, код бюджетной классификации – 177 1 16 27000 01 0000 140, наименование платежа: административный штраф, дело №А74-3340/2008.
4. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Подлинник квитанции об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
5. В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок, выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа.
Настоящее решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск).
В срок не позднее двух месяцев с даты вступления решения в законную силу оно может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия И.В. Тутаркова