АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
14 декабря 2011 года Дело № А74-3372/2011
Резолютивная часть решения объявлена 7 декабря 2011 года.
Решение в полном объёме изготовлено 14 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О. Ю. Парфентьевой, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.А. Лобановой, рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью «ВИС» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия №ВЗАНТ-077/8-187-11 от 23 августа 2011 года о назначении административного наказания.
В судебном заседании 1 декабря 2011 года приняли участие:
от заявителя – директор ФИО1, представитель ФИО2 на основании доверенности от 01.03.2011;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия – ФИО3 на основании доверенности от 24.02.2011 №ВШ-633.
В судебном заседании 1 декабря 2011 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд объявлял перерыв до 7 декабря 2011 года.
В судебном заседании 7 декабря 2011 года принял участие:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия – ФИО3 на основании доверенности от 24.02.2011 №ВШ-633.
Общество с ограниченной ответственностью «ВИС» (далее – Общество или ООО «ВИС») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия (далее – Управление Росприроднадзора) №ВЗАНТ-077/8-187-11 от 23 августа 2011 года о назначении административного наказания, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании представители заявителя, присутствовавшие до объявления перерыва, настаивали на удовлетворении заявленного требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении, письменных пояснениях и уточнениях к заявлению.
В соответствии с частью 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.
Учитывая, что заявитель надлежащим образом извещён о времени и месте судебного разбирательства, арбитражный суд в силу частей 2, 3 статьи 156 Кодекса судебное заседание провёл в отсутствие представителей заявителя.
Представитель Управления Росприроднадзора требования заявителя не признал по обстоятельствам, изложенным в отзыве на заявление.
Заслушав представителя Управления Росприроднадзора, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «ВИС» зарегистрировано в качестве юридического лица 01 июня 2005 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия (свидетельство серия 19 № 0480918).
15 марта 2011 года руководителем Управления Росприроднадзора издан приказ №077 о проведении плановой выездной проверки юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «ВИС» с целью предупреждения, выявления, пресечения нарушений требований действующего природоохранного законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО «ВИС». Срок проверки установлен с 18 апреля 2011 года до 17 мая 2011 года.
Сопроводительным письмом от 15 марта 2011 года №ВШ-879 приказ о проведении плановой выездной проверки №077, с предложением обеспечить присутствие законного или уполномоченного представителя Общества и представить указанные в приказе документы 18 апреля 2011 года, направлен Обществу почтой и получен 29 марта 2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением №00594.
19 апреля 2011 года должностным лицом Управления Росприроднадзора ФИО4 в присутствии директора общества ФИО1, двух понятых произведён осмотр принадлежащих Обществу очистных сооружений, расположенных в северной части посёлка Шира, при осмотре лицам объявлено о применении технических средств – фотоаппарата, и составлен протокол осмотра от19 апреля 2011 года.
Приказом от 17 мая 2011 года №77/1 руководитель Управления Росприроднадзора продлил срок проведения проверки с 17 по 26, но не более 15 рабочих часов, в связи с отсутствием необходимых материалов и документов на момент окончания проведения проверки в отношении ООО «ВИС». Данным приказом Обществу предложено представить перечень документов, которые необходимо для достижения целей и задач проверки. Приказ с уведомлением о направлении приказа вручен представителю Общества – директору ФИО1 17 мая 2011 года.
Управление Росприроднадзора уведомлением от 17 мая 2011 года сообщило Обществу о завершении плановой выездной проверки и предложило явиться 26 мая 2011 года в 13 часов для ознакомления с результатами проверки и подписания акта проверки и предписаний. Уведомление получено директором общества ФИО1 17 мая 2011 года.
23 мая 2011 года Управление Росприроднадзора уведомлением от 19 мая 2011 года №НМ-1691 сообщило обществу о том, что составление протоколов об административных правонарушениях по статьям 8.1, 8.2, части 1 статьи 8.21, статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоится 26 мая 2011 года в 14 часов. Уведомление получено директором Общества ФИО1 В ходе судебного разбирательства директор Общества ФИО1 подтвердил факт получения уведомления 23 мая 2011 года.
26 мая 2011 года по результатам проверки должностными лицами Управления Росприроднадзора составлен акт плановой выездной проверки № ВЗАНТ-077, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований или требований, установленных нормативными правовыми актами, в области контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, в области охраны окружающей среды (охраны атмосферного воздуха, обращение с отходами, плата за негативное воздействие на окружающую среду), в области недропользования.
Из акта проверки от 26 мая 2011 года № ВЗАНТ-077 усматривается, что проверка проведена в отсутствие представителя ООО «ВИС».
В тот же день Управлением Росприроднадзора составлена справка о деятельности Общества в части соблюдения требования законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды и вынесены предписания об устранении нарушений законодательства. Данные документы: акт проверки, справка, предписания – направлены Обществу сопроводительным письмом от 27.05.2011 №ГР-1769 и получены 08 июня 2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением заказного письма №00549.
26 мая 2011 года государственным инспектором ФИО5 вынесено определение №ВЗАНТ-077/08-187-11 о возбуждении административного дела и проведении административного расследования.
26 мая 2011 года определением №ВЗАНТ-077/8-187-11 государственным инспектором ФИО5 истребованы у Общества сведения необходимые для разрешения дела.
30 мая 2011 года определением №ВЗАНТ-077/8-187-11/1 государственным инспектором ФИО5 истребованы у Администрации муниципального образования Ширинский район сведения необходимые для разрешения дела. Определение направлено Администрации муниципального образования Ширинский район сопроводительным письмом от 30.05.2011 №ГР-1796 и получено 03 июня 2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением заказного письма №00593.
Уведомлением от 24 июня 2011 года №НМ-2090 Общество приглашено 12 июля 2011 года в 10 часов для составления протоколов об административных правонарушениях по статьям 8.2, 8.41, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Уведомление получено Обществом 30 июня 2011 года (почтовое уведомление №00380)
12 июля 2011 года государственным инспектором ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении № ВЗАНТ-077/8-187-11.
В данном протоколе отражено, что при проведении проверки отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчётности) ООО «ВИС» за 2010 год в установленном порядке не представлена. Лимиты на размещение отходов на 2011 год не установлены.
Паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся при деятельности предприятия, в установленном порядке не составлены.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный в установленном порядке, отсутствует.
Общество осуществляет деятельность по размещению отходов без лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Размещение отходов производства и потребления осуществляется не в объекте размещения отходов. Таким образом, размещение отходов ООО «ВИС» ведёт с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований в области обращения с отходами.
В протоколе указано, что он составлен в отсутствие законного представителя Общества, уведомлённого о составлении протокола надлежащим образом, рассмотрение материалов по фактам нарушения состоится 26 июля 2011 года в 10 часов.
Протокол об административном правонарушении № ВЗАНТ-077/8-187-11 направлен Обществу сопроводительным письмом от 14.07.2011 №ВШ-2341 и получен им 25 июля 2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением №00109.
25 июля 2011 года в Управление Росприроднадзора поступило ходатайство Общества о переносе рассмотрения материалов с 26 июля 2011 года на 27 июля 2011 года 10 часов в связи с невозможностью прибытия.
26 июля 2011 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора вынесено определение №ВЗАНТ-077/8-186-11 об отложении рассмотрения административного дела на 09 часов 00 минут 23 августа 2011 года, в связи с поступившим ходатайством Общества и отсутствием сведений о надлежащем уведомлении о месте и времени рассмотрения административного дела. Данное определение направлено Обществу сопроводительным письмом от 27 июля 2011 года №ГР-2464.
23 августа 2011 года государственным инспектором ФИО5 в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО1 рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление №ВЗАНТ-077/8-187-11 о назначении административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно указанному постановлению Общество подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В качестве основания для оспаривания постановления Управления Росприроднадзора от 23 августа 2010 года №ВЗАНТ-077/8-187-11 заявитель указывает на отсутствие его вины в совершении административного правонарушения. Заявитель указывает, что эксплуатируемые им производственные объекты – очистные сооружения п.Шира находятся в аренде согласно договору аренды №1/им от 0.01.2008, договора аренды на земельный участок №74 от 25.04.2008. Согласно пункту 1 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счёт капитальный ремонт переданного в аренду имущества. Заявитель полагает, что в связи с этим арендатор не имеет права без разрешения арендодателя производить работы по капитальному ремонту. Согласия на проведение этих работ арендодатель не давал. Те нарушения, которые указаны в постановлении, требуют капитальных вложений.
Представитель Управления Росприроднадзора пояснял в судебном заседании, что организацией, эксплуатирующей производственные объекты, является ООО «ВИС», следовательно, за те нарушения, которые возникают в результате производственно-хозяйственной деятельности ООО «ВИС», ответственность возлагается именно на предприятие.
Настоящий спор арбитражный суд рассматривает по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Согласно части 4 названной нормы по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.
Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении и рассмотревшего дело об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что протокол составлен уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу статьи 23.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 8.2 Кодекса, уполномочены органы, осуществляющие государственный экологический контроль.
Согласно части 2 статьи 23.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы.
В соответствии с пунктом 5.1.14 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).
Пунктом 4.1.6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 № 394, предусмотрено, что Управление Росприроднадзора осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).
Таким образом, государственный инспектор Управления Росприроднадзора ФИО5 имел соответствующие полномочия на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о назначении административного наказания.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управлением Росприроднадзора не нарушен.
Процедуры составления протокола и рассмотрения административного дела, установленные статьями 28.2, 28.5, 29.7 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управлением Росприроднадзора соблюдены.
Оценив представленные сторонами пояснения, доказательства, арбитражный суд полагает, что административным органом доказан факт совершения ООО «ВИС» административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу частей 3, 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Не устранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуется в пользу этого лица.
Согласно статье 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При этом статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.
В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает подлежащие выяснению обстоятельства. В частности, доказательствами являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
Перечень доказательств не является исчерпывающим. Следовательно, доказательствами могут быть любые документы (материалы), на основании которых могут быть установлены обстоятельства, предусмотренные статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как следует из оспариваемого постановления Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществу вменены нарушения требований статей 1, 9, 11, 12, 14, 18, 26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 25.02.2010 №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», приказа Минприроды России от 16.02.2010 №30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)», приказа Минприроды России от 02.12.2002 №785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», пункта 3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
Из материалов административного дела следует, что Обществу вменено четыре эпизода состава административного правонарушения:
- не представлена в установленном порядке отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчётности) за 2010 год; лимиты на размещение отходов на 2011 год не установлены;
- не составлены паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся при деятельности предприятия;
- отсутствует порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный в установленном порядке.
- размещение отходов производства и потребления осуществляется не в объекте размещения отходов.
Статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, диспозиция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение специальных правил на определённых стадиях обращения с отходами производства и потребления - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами. Такие отходы должны относиться к разряду опасных.
Привлекая Общество к административной ответственности, Управление Росприроднадзора исходило из того, что ООО «ВИС» осуществляет свою деятельность с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В ходе проверки Управлением Росприроднадзора установлено, что общество осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания учредителей, протокол № 1 от 15.05.2005 года. В соответствии с пунктом 2.2. Устава общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества являются: переработка хозяйственно-бытовых стоков; содержание, текущий и капитальный ремонт жилого и нежилого фонда; оказание бранно-прачечных услуг; оказание юридических услуг; оказание услуг юридическим и физическим лицам; оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов от населения, предприятий и организаций, утилизация и переработка; оказание услуг водоотведения и очистки сточных вод; оказание ритуальных услуг.
В соответствии с договором аренды № 1/им от 01.01.2008 ООО «ВИС» передано в аренду следующее имущество: здание административно-лабораторного корпуса, здание хозкорпуса (котельная, гараж), здание хлораторной, сооружение песколовки, сооружение первичного отстойника 1-4, сооружение вторичного отстойника, сооружение биофильтра, сооружение иловых площадок.
При осуществлении своей производственной деятельности ООО «ВИС» эксплуатирует принадлежащее ему на праве аренды здания строения сооружения, автотранспорт которые являются источниками образования отходов производства и потребления.
При проведении проверки установлено, что отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) ООО «ВИС» за 2010 в установленном порядке не представлена. Лимиты на размещение отходов на 2011 год не установлены.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Статьёй 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно Приказа Минприроды России от 25.02.2010 №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
В соответствии с приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год.
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Материалами дела подтверждается не представление обществом отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2010 в установленном порядке. Лимиты на размещение отходов на 2011 год не установлены.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно Приказа Минприроды РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся при деятельности предприятия, в установленном порядке обществом не составлены.
Арбитражный суд критически относится к паспортам, предоставленным в ходе судебного разбирательства обществом, поскольку данные паспорта составлены обществом в одностороннем порядке с нарушением процедуры, предусмотренной Приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода». Паспорта в установленном порядке не предоставлены на согласование. Кроме того, арбитражный суд учитывает, что в ходе проверки общество, несмотря на требование Управления Росприроднадзора не представило данные паспорта. Арбитражный суд находит обоснованным довод Управления Росприроднадзора о том, что представленные в судебное заседание паспорта не соответствуют форме, утвержденной Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 785. В паспортах не отражены сведения относительно мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных сданными опасными отходами.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Материалами дела подтверждается отсутствие в установленном порядке согласованного порядка осуществления производственного контроля в области обращения. В ходе судебного разбирательства общество не представило согласованный с Управлением порядок производственного контроля.
В соответствии со статьёй 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы деятельности в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления», статья 1 которого устанавливает понятие обращение с отходами -деятельность, по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов согласно данной статье является хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Таким образом, вышеуказанным Федеральным Законом определено, что деятельность по размещению отходов не может осуществляться вне объектов размещения отходов.
Статьей 12 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов.
Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Положениями статьи 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В ходе административного расследования Управление Росприроднадзора получило доказательства размещения обществом отходов на земельном участке, выделенном для строительства полигона. В ходе проверки установлено, что строительство полигона не завершено и соответственно полигон не внесён в государственный реестр. Данное обстоятельство обществом не опровергнуто.
При проведении проверки установлено, что ООО «ВИС» осуществляет деятельность по
размещению отходов без лицензии на право осуществления деятельности по размещению
отходов IV класса опасности. Размещение отходов производства и потребления осуществляется не в объекте размещения отходов. Данное обстоятельство общество в ходе судебного разбирательства не отрицало (дополнение к исковому заявлению, предоставленное в судебном заседании 17.11.2011).
Арбитражный суд находит обоснованным довод Управления Росприроднадзора о том, что решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 17сентября 2009 года не имеет преюдициального значения при разрешении настоящего спора (дополнительный отзыв от 30.11.2011).
Доводы общества о нарушении Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» арбитражным судом оценены и признаны необоснованными. Процедура составления протокола и рассмотрения административного дела, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Управлением Росприроднадзора соблюдена.
Штраф обществу назначен с соблюдением .положений статьи 2.9, 4.1 -4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании выше изложенного арбитражный суд пришёл к выводу о законности оспариваемого постановления от 23 августа 2011 года №ВЗАНТ-077/8-187-11 о назначении административного наказания. Требование ООО «ВИС» об отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, вопрос о распределении государственной пошлины в рамках данного дела не рассматривается.
Руководствуясь статьями 166-171, частью 2 статьи 176, статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «ВИС» в удовлетворении заявления о признании незаконным постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия №ВЗАНТ-077/8-187-11 от 23 августа 2011 года о назначении административного наказания.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г.Красноярск. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья О.Ю. Парфентьева