ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-3417/06 от 20.10.2006 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

23 октября 2006 года Дело № А74-3417/2006

  Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2006 года.

Решение в полном объеме изготовлено   23 октября 2006 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Администрации муниципального образования Аскизский сельский совет, с.Аскиз,

о признании незаконным и отмене постановления ГИБДД Аскизского районного отдела внутренних дел от 06 сентября 2006 г. № 19 АА 046501 по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании принимали участие:

представители заявителя – глава Администрации ФИО1 (устав, паспорт), ФИО2 (дов. от 05.08.2006 г.),

представители Аскизского РОВД – ФИО3 (дов. от 20.09.2006 г.), ФИО4 (дов. от 20.09.2006 г.).

Протокол судебного заседания вела судья Гигель Н.В. 

Администрация муниципального образования Аскизский сельский совет обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ГИБДД Аскизского районного отдела внутренних дел (далее – ГИБДД Аскизского РОВД) от 06 сентября 2006 г. № 19 АА 046501 по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представители поддержали заявленные требования.

Представители Аскизского РОВД требования не признали.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее:

01.09.2006 г. и.о. госинспектора дорожного надзора ГИБДД Аскизского РОВД ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении № 19 АА 185102 в отношении Администрации муниципального образования Аскизский сельсовет по факту нарушения пунктов 13 и 14 Основных положений ПДД, т.е. в нарушении правил ремонта, содержания дорог и дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии. Правонарушение квалифицировано по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении протокола об административном правонарушении участвовал глава муниципального образования Аскизский сельсовет ФИО1, который был ознакомлен с правами и обязанностями, предусмотренными статьей 25.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении 06.09.2006 г.

06 сентября 2006 г. в присутствии и.о. главы Администрации муниципального образования Аскизский сельсовет ФИО2 и.о.начальника ОГИБДД Аскизского РОВД ФИО5 принято постановление № 19 АА 046501, в соответствии с которым Администрация привлечена к административной ответственности на основании статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 20 000 руб.

Оспаривая постановление по делу об административном правонарушении Администрация ссылается на нарушение должностным лицом ГИБДД Аскизского РОВД правил составления протокола и постановления, выразившееся в отсутствия в протоколе и постановлении описания события правонарушения, а также на отсутствие своей вины в совершении правонарушения.

Оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене.

В соответствии с частью 6 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу положений части 1 и пункта 5 части 2 статьи 23.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел. Согласно пункту 5 части 2 статьи 23.3 от имени указанных органов рассматривать дела об административных правонарушениях вправе начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Пунктом 4.8. Перечня должностных лиц системы министерства внутренних дел Российской Федерации , уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (приложение № 1 к приказу МВД России от 02.06.2005 г. № 444) к числу должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях названы государственные инспектора дорожного надзора.

С учетом вышеизложенного арбитражным судом сделан вывод о том, что протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности в отношении Администрации муниципального образования Аскизский сельсовет составлены уполномоченными лицами.

Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Как следует из пояснений представителей Аскизского РОВД в судебном заседании, основанием для составления протокола об административном правонарушении явилось невыполнение Администрацией муниципального образования возложенных на нее обязанностей по содержанию дорог в границах села Аскиз в безопасном для дорожного движения состоянии. Конкретные нарушения заключались в непринятии мер по ликвидации выбоин по ул. Советская, ул. Победа, ул. Горького и ул. Красноармейская, отсутствие горизонтальной разметки на ул. Победы, ул. Суворова, ул. Советская, ул. Таштыпская, ул. Красноармейская, ул. Горького, пер. Коммунальный и на пешеходных переходах, в отсутствии необходимых знаков дорожного движения на перекрестках ул.Катанова и ул. Горького, ул. Октябрьская и ул. Горького, ул. Попова и пер. Коммунальный, ул. Таштыпская и ул. Целинная, отсутствии разрешительных документов на установку рекламного щита по ул. Советская.

Представители Аскизского РОВД также пояснили, что перечисленные нарушения были указаны в акте комплексной проверки улично-дорожной сети с.Аскиз от 29.05.2005 г., в котором были установлены сроки для устранения муниципальным образованием Аскизский сельский совет выявленных нарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны место, время совершения и событие административного правонарушения.

Однако, из протокола об административном правонарушении от 01.09.2006 г. не усматривается, что он составлен по факту событий, описанных в акте комплексной проверки от 29.05.2005 г. В протоколе указана дата совершения правонарушения 16.08.2006 г.

Событие правонарушения изложено в протоколе без указания конкретных фактов, действий или бездействий Администрации муниципального образования. Имеется лишь ссылка на нормативный акт, требования которого, по мнению должностного лица, составившего протокол, не соблюдены Администрацией муниципального образования. При этом название нормативного акта указано не в полном виде, отсутствует указание на орган, принявший данный акт и дата его принятия.

В ходе судебного разбирательства из пояснений представителей Аскизского РОВД установлено, что в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении речь идет об Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.93 г. (с последующими изменениями и дополнениями)

Согласно пункту 13 названных Основных положений (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 N 67) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; а также информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации.

Пунктом 14 тех же положений предусмотрена обязанность должностных и иных лиц, ответственные за производство работ на дорогах, обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ.

С учетом пояснений представителей Аскизского РОВД к рассматриваемой ситуации имеют отношение лишь обязанности, указанные в пункте 13 Основных положений.

Вместе с тем представители Администрации муниципального образования, не отрицая необходимости проведения ямочного ремонта дорог в с.Аскиз и последующего нанесения разделительных полос, установки отсутствующих дорожных знаков, а также наличия социального рекламного щита по ул. Советская, признают лишь то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении был составлен по факту непринятия Администрацией мер по ликвидации выбоин на дорогах.

С учетом вышеизложенного арбитражный суд исходит из указанного события административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2005 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

Обязанность содержания автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования вытекает также из положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, возлагающих на собственника бремя содержания своего имущества.

Согласно ГОСТу Р50597-93 Автомобильные дороги и улицы «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (п.3.1.) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движения транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Указанным пунктом установлены предельно допустимые повреждения покрытия и сроки их ликвидации в зависимости от объемов повреждений. Указанные сроки установлены в пределах от 5 до 7 дней. При этом пунктом 3.1.2. установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см. ширине 60 см и глубине – 5 см.

Муниципальное образование Аскизский сельсовет создано 10.01.2006 г. (устав утвержден решением Совета депутатов муниципального образования Аскизский сельсовет № 10/2 от 10.01.2006 г.). Статья 10 устава предусматривает отнесение к вопросам местного значения поселения содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенного пункта (п.1.5.).

Законом Республики Хакасия от 29.11.2005 г. № 74-ЗРХ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» к вопросам местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия (далее - поселения) в 2006 году отнесено содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В соответствии с приложением 2 к указанному закону (в редакции Закона Республики Хакасия № 19-ЗРХ от 03.05.2006 г. в перечень объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Аскизский район в собственность муниципального образования Аскизский сельсовет, включены дороги с асфальтобетонным покрытием (ул. Победы, ул. Советская д.№20 - д.№167, ул. Красноармейская и ул.Горького).

13.06.2006 г. передача имущества (в том числе перечисленные автомобильные дороги) от муниципального образования Аскизский район к муниципальному образованию Аскизский сельсовет оформлена соответствующим актом приема-передачи.

С учетом вышеизложенного арбитражным судом признан обоснованным довод заявителя о том, что обязанность по содержанию конкретных дорог в границах села Аскиз возникла у муниципального образования Аскизский сельсовет с 13.06.2006г.

С указанного момента Администрация муниципального образования Аскизский сельсовет, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, была обязана проводить мероприятия по ремонту автодорожного покрытия, ликвидации на дорогах просадок, выбоин и т.п. и, следовательно, при невыполнении данных обязанностей могла быть привлечена к административной ответственности на основании статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи не могут быть приняты во внимание как документы, фиксирующие факт нарушений со стороны Администрации муниципального образования правил содержания автодорог, акт комплексной проверки от 29.05.2006 г., а также предписания ГИБДД Аскизского РОВД от 15.05.2006 г и от 25.05.2006 г.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 той же статьи установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу положений статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Арбитражный суд признал убедительными доводы заявителя о том, что при решении вопроса о привлечении его к административной ответственности должностным лицом ГИБДД Аскизского РОВД не было учтено отсутствие вины Администрации муниципального образования в совершении правонарушения.

С учетом положений статьи 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации единственно возможной формой расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования является бюджет муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Из объяснений представителей Администрации муниципального образования Аскизский сельсовет следует, что возможность расходования денежных средств на содержание автомобильных дорог у Администрации муниципального образования отсутствовала, поскольку местный бюджет был сформирован в начале 2006 года, то есть за полгода до передачи автомобильных дорог в ведение муниципального образования и не предусматривал подобных расходов.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в силу которого бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения довод Аскизского РОВД о возможности использования Администрацией муниципального образования денежных средств, выделенных из бюджета муниципального образования Аскизский район.

Согласно имеющемуся в деле письму главы Администрации муниципального образования Аскизский район ФИО6 в адрес прокурора Аскизского района от 02.08.2006 г. № АЧ-524 денежные средства на содержание автомобильных дорог общего пользования в бюджете муниципального образования и в бюджетах поселений района не утверждены; в составе расходов районного бюджета на благоустройство предусмотрены денежные средства в сумме 300 000 тыс. руб. на проведение ямочного ремонта в с.Аскиз.

При этом из ответа руководителя Управления по градостроительной и жилищной политике Администрации муниципального образования Аскизский район от 20.10.2006 г. № 265 на запрос Администрации муниципального образования Аскизский сельсовет следует, что указанные расходы запланированы в бюджете для расчетов за ранее выполненные работы по асфальтированию дорог в Аскизском районе.

Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что Администрацией муниципального образования Аскизский сельсовет принимались меры по получению денежных средств на содержание переданных в ведение автомобильных дорог – в Администрацию Аскизского района направлялись соответствующие заявки, которые не были удовлетворены.

Кроме того, в период с июня по август 2006 г. Администрацией проводилась работы по организации открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на устройство и ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия дорог в с.Аскиз. Извещение о проведении конкурса опубликовано в газете «Аскизский труженик» 08.08.2006 г., окончательный срок для подачи заявок был установлен 07.09.2006 г.

18.09.2006 г. Единой комиссией проведена процедура рассмотрения заявок, однако, конкурс признан несостоявшимся.

Муниципальный контракт на ямочный ремонт заключен с ФГУ ДЭП № 370.лишь по итогам повторного конкурса 17.10.2006 г. Контракт предусматривает выполнение работ в объеме 450, 3 кв.м стоимостью 245 000 руб. в период с 18.10.2006 г. по 30.11.2006 г.

При таких обстоятельства арбитражный суд полагает убедительным довод заявителя о невозможности выполнения обязанности по ликвидации повреждений авдорожного покрытия в соответствии с требованиями ГОСТа Р50597-93 Автомобильные дороги и улицы «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Кроме того, арбитражный суд пришел к выводу о том, что административная ответственность применена в отношении муниципального образования за пределами срока давности, установленного статьей 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по своему характеру является длящимся, в связи с чем в силу части 2 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухмесячный срок давности привлечения к ответственности следует исчислять со дня обнаружения административного правонарушения.

Факт ненадлежащего состояния дорожного покрытия был зафиксирован ГИБДД Аскизского РОВД в акте комплексной проверки 29.05.2006 г., то есть еще до передачи дорог в ведение муниципального образования Аскизский сельсовет.

14.06.2006 г., то есть после передачи дорог, муниципальному образованию было направлено предписание ГИБДД Аскизского РОВД об устранении требований ГОСТа Р50597-93 Автомобильные дороги и улицы «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» - предписано ликвидировать в срок до 30.06.2006 г. выбоины на проезжей части по ул. Советская, ул. Красноармейская и ул. Победы.

11.07.2006 г. в связи с невыполнением указанного предписания в отношении главы Администрации был составлен протокол об административном правонарушении 19 МН 040843 на основании ч.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, нарушение порядка содержания автомобильных дорог со стороны Администрации муниципального образования было установлено должностным лицом Аскизского РОВД, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, 14 июня 2006 г.

Следовательно, срок привлечения к административной ответственности за данное нарушение истек 14 августа 2006 г. Оспариваемое постановление принято с нарушением указанного срока, что является основанием для признания его незаконным и отмены.

Руководствуясь статьями 169 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Требования Администрации муниципального образования Аскизский сельсовет, с.Аскиз, удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление ГИБДД Аскизского РОВД от 06.09.2006 г. № 190 АА046501 по делу об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Н.В.Гигель