АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Абакан
2 февраля 2012 года Дело №А74-3429/2011
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2012 года
Решение в полном объёме изготовлено 2 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Парфентьевой О.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лобановой Н.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 17 мая 2011 года №181 об отказе в осуществлении зачёта (возврата).
В судебном заседании принимали участие представители
заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 26.12.2011 №330;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия – ФИО2 на основании доверенности от 28.11.2011.
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия (далее – налоговая инспекция) от 17 мая 2011 года №181 об отказе в осуществлении зачёта (возврата).
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил относительно способа восстановления нарушенного права, в связи с чем просил обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём проведения зачёта излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2010 год по обособленным подразделениям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» в сумме 28978 рублей и 11837 рублей в счёт платежей по этому налогу за апрель 2011 года; обязать возвратить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в сумме 19143 рублей.
Представитель налогового органа в судебном заседании требования заявителя не признал по обстоятельствам, изложенным в отзыве на заявление. Полагает решение налогового органа законным и обоснованным, соответствующим законодательству о налогах и сборах. Налоговая инспекция считает, что определить сумму удержанного и подлежащего уплате в бюджет НДФЛ возможно только при проверке первичных документов; у налогового агента возникает право на возврат НДФЛ в случае возврата удержанной суммы физическому лицу.
Представленные сторонами доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» зарегистрировано в качестве юридического лица 4 июля 2005 года Инспекцией Федерального налоговой службы по Железнодорожному району г.Красноярска (свидетельство серии 24 №002538008).
Как следует из материалов дела, 03 мая 2011 года филиал ОАО «МРСК Сибири» - Хакасэнерго» обратился в налоговый орган с заявлением от 29.04.2011 №1.7/02-1730 о зачёте переплаты по НДФЛ в счёт предстоящих платежей в сумме 28978 рублей, 11837 рублей, а также о возврате переплаты по НДФЛ в сумме 19143 рублей.
17 мая 2011 года налоговым органом принято решение №181 об отказе в осуществлении зачёта (возврата) переплаты по НДФЛ, ссылаясь на невозможность определения излишне уплаченной суммы НДФЛ без проведения выездной налоговой проверки. Налоговый орган указал, что излишнюю уплату НДФЛ проверить не представляется возможным, поскольку декларации по данному налогу налоговым агентом не представляются; у налогового агента возникает право на возврат (зачет) излишне уплаченного НДФЛ при наличии доказательств о возврате налогоплательщикам – физическим лицам излишне удержанного из их дохода данного налога.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требование общества подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика – физического лица и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьёй 22 настоящего Кодекса.
В силу пункта 5 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Поскольку налогоплательщик имеет право на своевременный зачёт (возврат), оно в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации должно обеспечиваться соответствующими обязанностями налоговых органов.
Указанное право налогоплательщиков обеспечивается обязанностью налоговых органов произвести возврат или зачёт излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса).
Порядок зачёта или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, предусмотрен в главе 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Наличие у общества статуса налогового агента по НДФЛ и его обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с доходов налогоплательщиков в соответствии со статьёй 226 Кодекса сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 231 Кодекса возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьёй 78 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации суммы излишне уплаченного налога подлежат зачёту в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьёй.
Согласно пункту 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@ утверждена форма акта совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
В пункте 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утверждённого приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ (далее – Регламент), указаны случаи, в которых налоговый орган в обязательном порядке должен провести сверку, в том числе установлено, что сверка проводится по инициативе налогоплательщика и в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Из содержания пункта 3.1 Регламента следует, что проведение сверки расчётов с бюджетом осуществляется для выявления и устранения расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа о состоянии расчётов с бюджетом.
Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчётов при отсутствии расхождений не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении разногласий процесс сверки усложняется. Срок её проведения увеличивается до 15 дней (пункт 3.1.2 Регламента).
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Кодекса зачёт суммы излишне уплаченного налога в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачёте суммы излишне уплаченного налога в счёт предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В силу пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачёта суммы излишне уплаченного налога в счёт погашения недоимки (задолженности).
Таким образом, законодатель установил два момента начала исчисления срока принятия решения о зачёте излишне уплаченного налога:
дата подачи заявления о возврате (зачёте);
дата подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, при условии, если такая сверка проводилась.
Исходя из системного анализа вышеуказанных норм действующего законодательства, налоговый орган при получении заявления налогоплательщика о проведении зачёта излишне уплаченного налога обязан в течение 10 дней принять одно из следующих решений: о зачёте сумм переплаты либо о проведении совместной сверки расчётов при отсутствии у налогового органа достаточных данных, подтверждающих (опровергающих) факт наличия переплаты.
Решение об отказе в проведении зачёта (возврата) переплаты по НДФЛ может быть принято налоговым органом исключительно по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе при отсутствии у налогоплательщика переплаты, то есть единственным законным основанием для отказа в зачёте (возврате) излишне уплаченного налога может быть недоимка по налогам и пеням.
Из оспариваемого решения усматривается, что в качестве основания для отказа в проведении зачёта налоговый орган указал, что общество является налоговым агентом и, следовательно, полноту и правильность исчисленного и перечисленного в бюджет НДФЛ может подтвердить только выездная проверка, по результатам которой и может быть произведён возврат (либо зачёт) излишне уплаченного налога.
Положения статей 78, 231 Налогового кодекса Российской Федерации не связывают право налогового агента на зачёт излишне уплаченных сумм налога с проведением в отношении него выездной налоговой проверки и не предусматривают отказ в проведении зачёта (возврата) в связи с необходимостью проведения выездной налоговой проверки.
Исходя из содержания статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации после получения заявления общества о проведении зачёта от 29 апреля 2011 года № 1.7/02-1730 (вх.03.05.2011 № 1730) при отсутствии достаточных данных, позволяющих сделать однозначный вывод о наличии переплаты, налоговой инспекции следовало провести совместную сверку на предмет установления наличия (отсутствия) переплаты по данному налогу.
Из материалов дела усматривается и сторонами не опровергается, налоговый орган совместную сверку не назначал и не проводил. Доказательствами уклонения от проведения совместной сверки, а равно доказательствами наличия недоимки по данному налогу ни на момент обращения налогоплательщика с заявлением о проведении зачёта (возврата), ни на момент рассмотрения спора арбитражным судом налоговый орган не располагал.
При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает удовлетворить заявление открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о признании решения налогового органа недействительным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило арбитражный суд обязать налоговую инспекцию провести зачёта излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2010 год по обособленным подразделениям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» в сумме 28978 рублей и 11837 рублей в счёт платежей по этому налогу за апрель 2011 года и обязать возвратить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в сумме 19143 рублей.
Вместе с тем обществом не представлено неопровержимых доказательств того, что им произведено излишнее перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет, в результате чего по данному налогу образовалась переплата.
При отсутствии допустимых и достаточных доказательств наличия переплаты по НДФЛ, предложенный заявителем способ восстановления нарушенного права не может быть признан надлежащим.
Арбитражный суд полагает, что в данном случае надлежит обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия рассмотреть заявление открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» от 03.05.2011 №1730 по существу в порядке, установленном статьёй 78 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно осуществить необходимые действия по проверке фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, в том числе путем проведения совместной сверки расчётов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему спору составляет 2000 рублей.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на налоговый орган в полном объеме.
Поскольку обществом при подаче заявления государственная пошлина уплачена в полном объёме, с налогового органа в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить заявление открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия от 17 мая 2011 года №181 об отказе в осуществлении зачета (возврата), как несоответствующее положениям статей 21, 22, 24, 32, 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия рассмотреть заявление открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» от 03.05.2011 №1730 по существу в порядке, установленном статьёй 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия в пользу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья О.Ю. Парфентьева