АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
23 ноября 2010 года Дело № А74-3541/2010
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2010 года.
Решение изготовлено в полном объёме 23 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления внутренних дел по городу Абакану, г. Абакан, в лице Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения, г. Абакан,
о привлечении индивидуального предпринимателя Кожевниковой Галины Михайловны г. Абакан,
к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Стонт С.А.
В судебном заседании принимали участие:
представитель УВД по г.Абакану – Канзычаков Р.Н. (доверенность от 18.10.2010 № 15);
индивидуальный предприниматель Кожевникова Г.М. (свидетельство о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года серия 19 № 0159483, свидетельство о внесении записи в ЕГРИП серия 19 № 000643437).
Управление внутренних дел по городу Абакану в лице Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кожевниковой Галины Михайловны (далее – Предприниматель) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении, и документы, представленные в материалы дела; указал, что 21 сентября 2010 года в 8 час. 25 мин. старшим государственным инспектором ОГИБДД УВД по г.Абакану капитаном милиции Канзычаковым Р.Н. в ходе проверки автобуса ГАЗ-322132 г/н К605ЕН/19 под управлением водителя Фетисова Ю.М., эксплуатируемого Предпринимателем, были установлены нарушения требований подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании), выразившиеся в отсутствии у водителя автобуса лицензионной карточки.
Поскольку выпуск на линию транспортных средств в отсутствие лицензионных карточек установленного образца осуществил Предприниматель, представитель заявителя просил суд привлечь Предпринимателя к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 3.000 руб.
Предприниматель Кожевникова Г.М. представила отзыв на заявление, с привлечением к административной ответственности не согласна, полагает, что протокол об административном правонарушении в отношении неё составлен лицом, не имеющим соответствующих полномочий, событие административного правонарушения отсутствует.
Пояснения лиц, участвующих в деле, предоставленные доказательства, свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
Кожевникова Галина Михайловна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 13 августа 2003 года Регистрационной палатой города Абакана, о чем 27 декабря 2004 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за номером 304190130100101 (свидетельство серии 19 №0159483).
Кожевникова Г.М. осуществляет маршрутные пассажирские перевозки автобусами на основании стандартной лицензии №АСС-19-555, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 30 апреля 2002 года на срок до 30 апреля 2012 года.
21 сентября 2010 года государственным инспектором ОГИБДД УВД по г.Абакану старшим лейтенантом Долбиным Д.Е. составлен протокол об административном правонарушении № 303116 в отношении водителя Фетисова Ю.М. по факту нарушения п.2.11 Правил дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров автобусом ГАЗ-322132 г/н К605ЕН/19, принадлежащим Егорову Владимиру Михайловичу, которое выразилось в отсутствии лицензионной карточки.
Из объяснений, полученных старшим государственным инспектором ОГИБДД УВД по г.Абакану Канзычаковым Р.Н. от водителя Фетисова Ю.М., следует, что лицензионная карточка на транспортное средство не получалась, находится на оформлении, выпуск автотранспортного средства на линию осуществлен предпринимателем Кожевниковой Г.М.
Путевой листу № 21-32 от 21 сентября 2010 года на выпуск автобуса ГАЗ-322132 г/н К605ЕН/19 на линию выдан предпринимателем Кожевниковой Г.М.
22 сентября 2010 года в присутствии предпринимателя Кожевниковой Г.М. старшим государственным инспектором ОГИБДД УВД по г. Абакану Канзычаковым Р.Н. составлен протокол № 31729 об административном правонарушении, в котором отражено, при осуществлении перевозки пассажиров по маршруту № 32 г.Абакан «Красный Абакан-Аэропорт» предприниматель не обеспечила в автобусе ГАЗ-322132 г/н К605ЕН/19 наличие документов, предусмотренных правилами дорожного движения (отсутствовала лицензионная карточка), что является нарушением требований пункта 4 «з» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, пункта 211 ПДД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.
Выявленное при проверке нарушение квалифицировано как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, Предприниматель была ознакомлена, о чём свидетельствует её подпись в протоколе № 31729 от 22 сентября 2010 года. При ознакомлении с протоколом Предприниматель указала, что все объяснения будут даны ею в суде.
Составленный в отношении Предпринимателя протокол об административном правонарушении № 31729 от 22 сентября 2010 года, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Предприниматель, не соглашаясь с привлечением к административной ответственности, ссылается на отсутствие у лица, составившего протокол об административном правонарушении, соответствующих полномочий, а также на отсутствие события административного правонарушения. При этом она указала, что автотранспортное средство ГАЗ-322132 г/н К605ЕН/19 она арендует с 15 сентября 2010 года. С 20 сентября 2010 года автотранспортное средство используется для работы по маршруту № 32 «Красный Абакан - Аэропорт», 23 сентября был пройден государственный технический осмотр, 27 сентября 2010 года ею были поданы документы для получения лицензионной карточки. Предприниматель считает, что эксплуатация автотранспортного средства в пределах 15-дневного срока с момента изменения состава транспортного средства, используемого для перевозки, установленного для подачи документов с целью получения лицензионной карточки, действующим законодательством не запрещено.
Оценив приведенные лицами, участвующими в деле доводы и предоставленные ими доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Арбитражный суд, проверив полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что они отсутствовали.
При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Протокол об административном правонарушении составлен сотрудником ГИБДД по факту нарушения предпринимателем лицензионных требований. Ответственность за указанное административное правонарушение установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, в том числе должностные лица органов внутренних дел (милиции) – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).
Частью 3 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2,3 и 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти., их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 4 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1,2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральным органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциям, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Перечень должностных лиц системы МВД Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен в приложении № 1 к приказу МВД Российской Федерации от 2 июня 2005 года № 444 (последняя редакция от 07.07.2010).
Согласно указанному перечню, полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставлены начальникам (заместителям начальника) управления (отдела или отделения) организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, инспекторам указанных управления (отдела, отделения, группы); начальникам, заместителям начальников и инспекторам центров, отделов и отделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства
Сотрудники подразделений ГИБДД, в том числе старший государственный инспектор ОГИБДД УВД не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, лицензированием указанного вида деятельности занимается Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Пунктом 3 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409, государственному транспортному инспектору предоставлены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением правил перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, составлению протоколов об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по их рассмотрению и вынесению по ним постановления.
Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Ространснадзора от 30.10.2007 N ГК-938фс.
Обязанности, возложенные на ГИБДД, перечислены в пункте 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679).
Вопросы лицензирования деятельности по осуществлению пассажирских перевозок и контроля за соблюдением лицензионных требований указанным нормативно-правовым актом не отнесены к компетенции органов ГИБДД.
Положения пункта 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, предусматривающего по существу право сотрудника милиции проверять наличие у водителя лицензионной карточки не свидетельствуют о предоставлении сотрудникам милиции (органов ГИБДД) полномочий лицензирующих органов.
Пунктом 4 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 03.07.2008 N 1041) установлено, что Госавтоинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, организациями, средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с компетентными органами иностранных государств.
Как следует из внутриведомственных нормативных актов МВД (пункт 2 Типового положения об управлении (отделе, отделении) Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации", пункт 26 Наставлений по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240) на органы ГИБДД возложена обязанность по информированию соответствующих лицензирующих органов о выявленных нарушениях требований нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, выявленные сотрудниками ГИБДД нарушения условий лицензирования перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности документируются в установленном порядке и направляются на рассмотрение в территориальные отделения Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации (в настоящее время органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).
В соответствии с пунктами 11 и 12 раздела II Типового положения об отделе (отделении) Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе", утвержденного Приказом МВД РФ от 28.09.1998 N 618, основными задачами отделов ГИБДД являются обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Аналогичные задачи установлены в Положении об отделе ГИБДД УВД по г.Абакану.
Таким образом, к полномочиям указанного подразделения УВД по г.Абакану не отнесены вопросы обеспечения соблюдения организациями и предпринимателями условий лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров. Указанными полномочиями в соответствии с должностной инструкцией соответственно не наделен и старший государственный инспектор отдела ГИБДД УВД по г.Абакану.
В случае выявления нарушения лицензионных требований в соответствии с вышеприведенными нормативно-правовыми актами он был обязан направить соответствующую информацию в органы Государственного автодорожного надзора для принятия мер по привлечению виновного лица к административной ответственности.
Ссылка представителя УВД по г.Абакану на пункт 8 представленного им в материалы дела распоряжения заместителя министра – начальника МОБ МВД по Республике Хакасия от 07.09.2010 № 1/22/1770, признана арбитражным судом несостоятельной.
Арбитражный суд считает, что из буквального содержания указанного документа не следует, что сотрудники органов ГИБДД Республики Хакасия наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушение лицензионных требований при осуществлении пассажирских перевозок.
Кроме того, исходя из положений федерального законодательства – части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к полномочиям должностного лица, издавшего указанное распоряжение, не отнесено определение перечня лиц, имеющих право на составление протоколов об административных правонарушениях.
С учётом вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу о том, что у старшего государственного инспектора ОГИБДД УВД по г.Абакану капитана милиции Канзычакова Р.Н. отсутствовали полномочия по составлению протокола об административном правонарушении в отношении предпринимателя Кожевниковой Г.М. по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении, составленный неуполномоченным лицом, не может служить надлежащим доказательством совершения административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"), установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу. При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (пункт 7).
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что основания для удовлетворения заявления УВД по г.Абакану о привлечения предпринимателя Кожевниковой Г.М.отсутствуют.
Руководствуясь статьями 169, 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Управлению внутренних дел по городу Абакану, г. Абакан, в лице Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения, г. Абакан, в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя Кожевниковой Галины Михайловны г. Абакан, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск). В кассационном порядке решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск) в течение двух месяцев после вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда Н.В.Гигель
Республики Хакасия