АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
11 мая 2011 года Дело №А74-358/2011
Резолютивная часть решения объявлена 4 мая 2011 года.
Полный тест решения изготовлен 11 мая 2011 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.В. Тутарковой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества «Барит» (ОГРН - <***>, ИНН - <***>),
г. Черногорск,
к Управлению по недропользованию по Республике Хакасия (Хакаснедра) (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Абакан,
о признании недействительным уведомления от 29 декабря 2010 года № ВК-1177 об отказе в изменении лицензионных соглашений
и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Ю.В. Феоктистова
В судебном заседании принимали участие
от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 18.09.2010, служебное удостоверение; ФИО2 на основании доверенности от 01.03.2011 № 6, паспорт;
от Управления по недропользованию по Республике Хакасия (Хакаснедра): ФИО3 на основании доверенности от 14.03.2011 № ВК-193, паспорт.
Закрытое акционерное общество «Барит» (далее – общество, ЗАО «Барит») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Хакасия (Хакаснедра) (далее – Управление) о признании недействительным уведомления от 29 декабря 2010 года № ВК-1177 об отказе в изменении лицензионных соглашений.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленное требование на основании доводов, изложенных в заявлении, контротзыве, пояснениях, приобщённых к материалам дела.
При этом пояснил, что Общество обладает правом добычи баритовых руд Толчеинского месторождения в Боградском районе Республики Хакасия открытым способом на основании лицензии серии АБН № 00143 ТЭ, зарегистрированной 4 декабря 1995 года. Срок окончания действия лицензии – декабрь 2014 года.
24 декабря 2010 года заявитель обратился с заявкой о внесении изменений в лицензию в части продления срока действия лицензии до 2041 года или на срок до декабря 2019 года, который установлен действующим техническим проектом по освоению данного месторождения.
Уведомлением № ВК-1177 от 29 декабря 2010 года начальник Управления отказал в изменении лицензионного соглашения в связи с отсутствием в представленных недропользователем материалах копии рабочего проекта по освоению Толчеинского месторождения баритов, согласованного межведомственной комиссией, осуществляющей согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. Заявителю предложено согласовать проектную документацию на разработку месторождения в межведомственной комиссии Роснедра и после согласования в установленном порядке представить в Хакаснедра пакет документов на продление срока действия названной лицензии.
Представитель заявителя считает, что частью 2 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), пунктом 5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 года № 118, порядок согласования с межведомственной комиссией предусмотрен только для вновь разрабатываемых технических проектов освоения месторождений, которые ещё не утверждены недропользователем.
ЗАО «Барит» имеет рабочий проект по освоению Толчеинского месторождения баритов, разработанный проектной организацией АО «Сибцветметниипроект» в 1995 году и утверждённый в установленном порядке генеральным директором ЗАО «Барит» в октябре 1999 года. Данный рабочий проект получил все необходимые согласования контролирующих органов. ЗАО «Барит» имеет утверждённый и согласованный в установленном законодательством о недрах порядке рабочий (технический) проект освоения Толчеинского месторождения баритов, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности.
Кроме того, начальник Управления, уведомляя Общество об отказе в изменении лицензионных соглашений, вышел за пределы своих полномочий, поскольку согласно пункту 52 Административного регламента, утверждённого приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года № 315, решение об отказе во внесении изменений в лицензию вправе принять только Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий Роснедра.
Согласно пункту 47 Административного регламента руководитель территориального органа Роснедра вправе направить заявителю только уведомление об отказе в приёме заявочных материалов с указанием причин отказа.
Представитель Управления не согласился с заявленным требованием. Указал, что пунктом 4.1. «в» лицензионного соглашения к лицензии АБН 00143 ТЭ определено, что минимальный уровень добычи минерального сырья должен составлять 200.000 тонн начиная с 1997 года. На дату предоставления лицензии балансовые запасы баритовой руды и согласованного уровня её добычи (при выходе на проектную мощность в 1997 году), срок отработки месторождения должен составить 26 лет. Предельный срок предоставления лицензии на добычу полезных ископаемых в соответствии с пунктом 7.1. Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, определён в 20 лет, следовательно, положение статьи 10 Закона о недрах неприменимы к участкам недр, для полной разработки которых требуется более 20 лет.
В дополнение к Административному регламенту Федеральным агентством по недропользованию разработаны рекомендации, касающиеся внесения изменений в лицензии на пользование участками недр в части продления сроков действия лицензий (письмо Роснедра от 20 июля 2010 года № АЛ-06-30/6848).
В соответствии с указанным письмом основанием для определения срока, на который может быть продлено действие лицензии для завершения разработки месторождения, является технический проект, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз.
Рабочий проект освоения Толчеинского месторождения не может служить основанием для определения действия лицензии, поскольку данным проектом на дату его утверждения срок окончания разработки месторождения определён в 2019 году.
В то время как по предварительным расчётам, определённым технико-экономическим обоснованием, представленным ЗАО «Барит», срок отработки месторождения с учётом оставшихся запасов по состоянию на 1 января 2010 года определён 2041 годом.
Как указано в письме Роснедра, территориальным органам необходимо строго придерживаться требований действующего законодательства и рассматривать заявочные материалы недропользователей на продление сроков действия добычных лицензий только при наличии в них в обязательном порядке согласованных с Межведомственной комиссией проектных документов на разработку месторождений полезных ископаемых.
По мнению представителя Управления, данное положение письма однозначно указывает на то, что все проектные документы, в том числе, утверждённые и согласованные в установленном порядке до вступления в силу Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118, для продления срока действия лицензии должны быть согласованы с Межведомственной комиссией.
Пояснения представителей лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
Закрытое акционерное общество «Барит» зарегистрировано в качестве юридического лица 12 августа 1997 года Администрацией Боградского района и внесено 15 октября 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерацией по налогам и сборам №3 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 19 № 0311831).
В целях ведения предпринимательской деятельности Обществом получена лицензия на право пользования недрами серии АБН № 00143 ТЭ. Срок окончания действия лицензии декабрь 2014 года.
24 декабря 2010 года Общество обратилось в Управление с письмом № 435 об изменении лицензионного соглашения.
Управление уведомлением от 29 декабря 2010 года № ВК-1177 об отказе в изменении лицензионных соглашений сообщило Обществу, что представленные материалы по комплектности не соответствуют требованиям пункта 39 Административного регламента. В материалах отсутствует:
- копия рабочего проекта по освоению Толчеинского месторождения баритов;
- согласование рабочего проекта по освоению Толчеинского месторождения баритов с межведомственной Комиссией.
Не согласившись с уведомлением Управления от 29 декабря 2010 года № ВК-1177, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Барит» обратилось с заявлением об оспаривании уведомления от 29 декабря 2010 года № ВК-1177 об отказе в изменении лицензионных соглашений 11 февраля 2011 года, о чём свидетельствует штамп арбитражного суда о доставке названного заявления нарочным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает, что срок для обращения с заявлением в арбитражный суд Обществом соблюдён.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Проверяя полномочия Управления, арбитражный суд пришёл к следующему выводу.
Оспаривая уведомление от 29 декабря 2010 года № ВК-1177, заявитель указал, что начальник Управления, уведомляя Общество об отказе в изменении лицензионных соглашений, вышел за пределы своих полномочий, поскольку согласно пункту 52 Административного регламента, утверждённого приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года № 315, решение об отказе во внесении изменений в лицензию вправе принять только Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий Роснедра.
Согласно пункту 47 Административного регламента руководитель территориального органа Роснедра вправе направить заявителю только уведомление об отказе в приёме заявочных материалов с указанием причин отказа.
Поскольку заявитель не извещался о принятии названной комиссией Роснедра решения об отказе во внесении изменений в лицензию, следовательно, такое решение Комиссией не принималось.
Представитель Управления в ходе рассмотрения дела с данным доводом заявителя о превышении начальником Управления полномочий согласился.
Оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд полагает данный довод заявителя обоснованным исходя из следующего.
Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, предусмотрено, что Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4 названного Положения).
Согласно пункту 5.3.9 указанного выше Положения Роснедра осуществляет внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19 января 2007 года № 57 утверждено Положение об Управлении по недропользованию по Республике Хакасия, в соответствии с пунктом 1 которого Управление по недропользованию по Республике Хакасия (далее – Управление), сокращённое наименование – Хакаснедра, является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Республики Хакасия и создано как Территориальное агентство по недропользованию по Республике Хакасия приказом Федерального агентства по недропользованию от 13.08.2004 № 76. Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 №58 переименовано в Управление по недропользованию по Республике Хакасия.
В силу пункта 5.5. названного Положения об Управлении Управление осуществляет представление в установленном порядке в Федеральное агентство по недропользованию материалов и информации для обеспечения подготовки и принятия решений Федерального агентства по недропользованию о выдаче, переоформлении, приостановке и прекращении действия лицензии на право пользования недрами, переоформлении, внесении изменений в лицензии по право пользования недрами, проведения конкурсов и аукционов, разработки условий пользования участками недр.
Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315 утверждён Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее – Административный регламент), в пункте 47 которого закреплено, что в случае, если по результатам рассмотрения поступившие заявочные материалы признаются несоответствующими установленным требованиям, то должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней направляет заявителю подписанное руководителем территориального органа Роснедр уведомление об отказе в приёме заявочных материалов с указанием причин отказа. Заявочные материалы в этом случае заявителю не возвращаются.
В соответствии с пунктом 52 Административного регламента должностное лицо структурного подразделения Роснедр, ответственного за лицензирование, после получения утверждённого протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (по участкам недр, отнесённым к компетенции Роснедр) в течение 10 дней готовит и подписывает у руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Роснедра два экземпляра изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами или, в случае принятия Комиссией решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию, в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий территориальный орган Роснедр уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием причин такого отказа и с поручением проинформировать об этом заявителя в течение 5 дней с момента поступления уведомления в территориальный орган Роснедр.
Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает, что начальник Управления, уведомляя Общество об отказе в изменении лицензионных соглашений, вышел за пределы своих полномочий, поскольку в силу пункта 47 Административного регламента руководитель территориального органа Роснедра вправе направить заявителю только уведомление об отказе в приёме заявочных материалов с указанием причин отказа.
Проверяя оспариваемое уведомление на соответствие его закону или иному нормативному правовому акту, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, в целях ведения предпринимательской деятельности Обществом получена лицензия на право пользования недрами серии АБН № 00143 ТЭ. Срок окончания действия лицензии декабрь 2014 года.
Из обстоятельств дела усматривается, что взаимоотношения сторон по вопросу внесения изменений в лицензию, в том числе и по продлению срока её действия, возникли ещё в 2009 году.
Так, 24.11.2009 ЗАО «Барит» направило руководителю территориального агентства по недропользованию по Республике Хакасия заявку № 375 с приложением пакета заявочных материалов на внесение изменений в лицензию серии АБН № 00143 ТЭ на право пользования недрами по добыче баритовых руд Толчеинского месторождения открытым способом.
Письмом от 23.12.2009 № ВК-1087 Управление возвратило представленный пакет заявочных материалов для его доработки и пополнения.
Представитель Управления в судебном заседании пояснил, что представленный пакет документов по содержанию не соответствовал «Временным рекомендациям к содержанию пакета заявочных материалов на внесение изменений в лицензию на право пользования недрами, представляемых в Комиссию для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (по участкам, отнесенным к компетенции Роснедра)», утверждённым Федеральным агентством по недропользованию 15.05.2006, в связи с чем материалы были возвращены на доработку с подробным обоснованием причин.
05.05.2010 Обществом направлена заявка № 87 с приложением пакета заявочных материалов на внесение изменений в лицензию серии АБН № 00143 ТЭ.
Уведомлением от 14.05.2010 № ВК-440 в приёме заявочных материалов ЗАО «Барит» отказано.
Как пояснил представитель Управления, представленный пакет документов по содержанию не соответствовал Административному регламенту Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утверждённому приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315. Причины отказа подробно изложены в названном выше уведомлении от 14.05.2010.
Письмом от 14.07.2010 № 546 ЗАО «Барит» просило Управление внести в Лицензионное соглашение в пункт 4.5 вместо подпунктов «д», «е», «ж» подпункт со следующей формулировкой: «строительство за счёт собственных средств школы в п. Толчея Боградского района».
15.07.2010 в адрес Общества направлено уведомление № ВК-659 об отказе в изменении лицензионных соглашений в связи с непредставлением ЗАО «Барит» пакета заявочных материалов, подготовленного в соответствии с требованиями пункта 39 Административного регламента.
В письме от 26.06.2010 № 149 заявитель обозначил просьбу - ещё раз рассмотреть высланные в четвёртый раз предложения.
27.07.2010 ЗАО «Барит» направило в Управление заявку № 153 о продлении срока действия лицензии согласно Рабочему проекту на срок отработки месторождения, то есть до декабря 2019 года, в связи с чем Общество направило пакет заявочных материалов на внесение изменений в лицензию серии АБН № 00143 ТЭ.
Письмом от 09.08.2010 № ВК-737 Управление сообщило ЗАО «Барит» о направлении заявочных материалов Общества на рассмотрение в Федеральное агентство по недропользованию в соответствии с Административным регламентом.
06.09.2010 Федеральным агентством по недропользованию принято решение об отказе внесения изменений в лицензию серии АБН № 00143 ТЭ, о чём письмом от 17.09.2010 № ЛБ-865 Управление сообщило ЗАО «Барит» о принятом решении. Решение об отказе мотивировано следующим: в заявочных материалах отсутствует согласованный Межведомственной комиссией Роснедра технический проект на разработку месторождения; ЗАО «Барит» осуществляет недропользование на предоставленном лицензионном участке недр с нарушением требований природоохранного законодательства и существенных условий Лицензионного соглашения.
24.11.2010 ЗАО «Барит» в четвёртый раз обратилось в Управление с просьбой о продлении лицензии по декабрь 2019 года до полного извлечения полезного ископаемого согласно Проекту отработки Толчеинского месторождения баритовых руд с приложением пакета соответствующих документов (письмо № 246).
Уведомлением от 29.11.2010 № ВК-1084 Обществу отказано в изменении лицензионных соглашений в связи со следующим: представленные материалы по комплектности не соответствуют требованиям пункта 39 Административного регламента, а именно - в материалах отсутствует: заявка; копии актов проверок, проведённых территориальными органами Росприроднадзора или иными контрольными органами за последние три года, а также выданные ими предписания; копия рабочего проекта по освоению Толчеинского месторождения баритов, согласованного с Комиссией, осуществляющей согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр на территории Республики Хакасия. Кроме того, Обществу указано на прочие замечания.
Дополнительно к уведомлению Управлением приложена копия письма Роснедра от 20.07.2010 № АЛ-06-30/6848, из которого следует указание строго придерживаться требований действующего законодательства и рассматривать заявочные материалы недропользователей на продление сроков действия добычных лицензий только при наличии в них в обязательном порядке согласованных с Межведомственной комиссией проектных документов на разработку месторождений полезных ископаемых, а также при наличии в заявочных материалов актов проверок органов Росприроднадзора за последние три года, подтверждающих отсутствие нарушений условий лицензии недропользователями.
Письмом от 24.12.2010 № 435 Общество направило в адрес Управления заявку от 24.12.2010 № 436 с приложением соответствующих документов. В заявке ЗАО «Барит» указало, что рабочий проект по освоению Толчеинского месторождения составлен в 1995 году, согласно проекту отработка месторождения завершится в 2019 году при производительности 200 тыс. тонн в год на утверждённых запасах. Обществом составлено технико-экономическое обоснование по уточнению срока отработки месторождения, исходя из условий реализации баритового концентрата, согласно которому срок окончания отработки Толчеинского месторождения составляет 2041 год. Общество считает, что в лицензии необходимо указать уточнённый срок действия лицензии – 2041 год.
Уведомлением от 29.12.2010 № ВК-1177 Управление отказало Обществу в изменении лицензионных соглашений, в связи с отсутствием в представленных недропользователем материалах копии рабочего проекта по освоению Толчеинского месторождения баритов, согласованного с межведомственной комиссией, осуществляющей согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. Заявителю предложено согласовать проектную документацию на разработку месторождения в межведомственной комиссии Роснедра и после согласования в установленном порядке представить в Хакаснедра пакет документов на продление срока действия названной лицензии.
Оспаривая названное выше уведомление от 29.12.2010 № ВК-1177, заявитель указывает на несоответствие его статьям 9, 10, 11, 12 и 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах», пунктам 2, 5 и 15 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 года № 118, пунктам 39, 41, 47 и 52 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утверждённого Приказом Минприроды Российской Федерации от 29.09.2009 № 315.
Письмо Роснедра от 20 июля 2010 года № АЛ-06-30/6848, на которое ссылается Управление в своих отказах в изменении лицензионных соглашений, по мнению заявителя, официально не опубликовано и не зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации, не адресовано неопределённому кругу лиц, не содержит общих предписаний в виде норм права (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, поэтому оно не является нормативным правовым актом. Поскольку названное письмо Роснедра, будучи внутриведомственным ненормативным актом, непосредственно недропользователю ЗАО «Барит» не адресовано, не содержит никаких властных предписаний в отношении заявителя, содержащиеся в данном письме Роснедра рекомендации не являются обязательными для заявителя.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах, в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Согласно статье 10 Закона о недрах участки недр предоставляются в пользование на определённый срок или без ограничения срока. На определённый срок участки недр предоставляются в пользование, в том числе, для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.
Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключён договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Статья 12 Закона о недрах определяет содержание лицензии на пользование недрами.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
В случае значительного изменения объёма потребления произведённой продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определённые лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно статье 23.2. Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утверждёнными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии со статьёй 23.2 Закона о недрах Правительство Российской Федерации утвердило Постановлением от 03.03.2010 № 118 Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – Положение).
Пунктом 1 названного выше Положения предусмотрено, что Положение устанавливает порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр (далее - проектная документация), по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В силу пункта 2 Положения подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Согласно пункту 5 указанного выше Положения проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
Пунктом 15 Положения предусмотрено, что для согласования проектной документации пользователь недр подаёт в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган заявление с указанием своих полного и сокращённого наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» правом нормативно-правового регулирования в сфере установления порядка недропользования наделено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).
Пунктами 5.2.1 и 5.2.3 данного Постановления предусмотрено, что Минприроды РФ вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок государственного учёта лицензий на пользование участками недр и порядок переоформления лицензий на пользование участками недр.
В соответствии с данными полномочиями приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315 утверждён Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее – Административный регламент), в соответствии с пунктом 1 которого Административный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
В соответствии с пунктом 39 Административного регламента заявка на внесение изменений и дополнений подписывается уполномоченным лицом заявителя и подаётся в соответствующий территориальный орган Роснедр.
Заявка на внесение изменений и дополнений в лицензию должна содержать: полное официальное наименование заявителя; его юридический адрес; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации заявителя; ИНН заявителя; просьбу о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием вида, номера, даты государственной регистрации лицензии, наименования участка недр, целевого назначения работ на участке недр; краткую суть предложений по изменениям и дополнениям с указанием причин необходимости этих изменений и дополнений.
К заявке на внесение изменений и дополнений должны прилагаться следующие сведения и документы:
1) предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию на пользование недрами с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе графическими материалами (на бумажном носителе и в электронном виде). Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта;
2) краткий отчёт пользователя недр о выполнении условий пользования недрами (на бумажном носителе и в электронном виде);
3) копия действующей лицензии на пользование недрами со всеми приложениями к ней, зарегистрированными в установленном порядке;
4) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за месяц до момента регистрации заявки на внесение изменений и дополнений в территориальном органе Роснедр;
5) копии актов проверок, проведенных Росприроднадзором (его территориальным органом) или иными контрольными органами за последние три года, предшествующие подаче заявки на внесение изменений и дополнений, а также выданные ими предписания (уведомления);
6) справка налогового органа о наличии (об отсутствии) задолженности пользователя недр по уплате налогов и платежей при пользовании недрами;
7) справка федерального и/или территориального фондов геологической информации о регистрации геологоразведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчётов о результатах завершённых работ на данном участке недр;
8) доверенность, в случае если заявка подписана не руководителем заявителя;
9) проект изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (на бумажном носителе и в электронном виде).
Таким образом, данный перечень документов является закрытым для органа Роснедр в части истребования от заявителя в целях исполнения государственных функций, в том числе и по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, дополнительных документов, помимо тех, что указаны в пункте 39 Административного регламента,
Согласно пункту 41 Административного регламента основанием для отказа в рассмотрении заявки на внесение изменений и дополнений является представление документов с нарушением требований пунктов 39, 42 Административного регламента.
Пунктом 47 предусмотрено, что в случае, если по результатам рассмотрения поступившие заявочные материалы признаются несоответствующими установленным требованиям, то должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней направляет заявителю подписанное руководителем территориального органа Роснедр уведомление об отказе в приёме заявочных материалов с указанием причин отказа. Заявочные материалы в этом случае заявителю не возвращаются.
В соответствии с пунктом 52 Административного регламента должностное лицо структурного подразделения Роснедр, ответственного за лицензирование, после получения утверждённого протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (по участкам недр, отнесённым к компетенции Роснедр) в течение 10 дней готовит и подписывает у руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Роснедр два экземпляра изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами или, в случае принятия Комиссией решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию, в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий территориальный орган Роснедр уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием причин такого отказа и с поручением проинформировать об этом заявителя в течение 5 дней с момента поступления уведомления в территориальный орган Роснедр.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, ЗАО «Барит» имеет лицензию серии АБН № 00143 ТЭ на право добычи баритовых руд Толчеинского месторождения в Боградском районе Республики Хакасия открытым способом, зарегистрированной 4 декабря 1995 года. Срок окончания действия лицензии - декабрь 2014 года.
Как было указано ранее, поскольку в установленный в лицензии АБН № 00143 ТЭ срок полная разработка указанного месторождения не может быть закончена, ЗАО «Барит» начиная с 2009 года неоднократно обращалось в Управление с заявкой о продлении срока действия лицензии, но всякий раз получало отказ со ссылкой на непредоставление необходимых материалов.
Последний раз заявитель обратился в Управление 24.12.2010 с заявкой о внесении изменений в лицензию в части продления срока действия лицензии до 2041 года или на срок до декабря 2019 года, который установлен действующим техническим проектом по освоению данного месторождения.
Оспариваемым уведомлением от 29.12.2010 № ВК-1177 Обществу отказано в изменении лицензионного соглашения в связи со следующим: представленные материалы по комплектности не соответствуют требованиям пункта 39 Административного регламента, а именно - в материалах отсутствует: заявка; копии актов проверок, проведённых территориальными органами Росприроднадзора или иными контрольными органами за последние три года, а также выданные ими предписания; копия рабочего проекта по освоению Толчеинского месторождения баритов, согласованного Комиссией, осуществляющей согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр на территории Республики Хакасия. Кроме того, Обществу указано на прочие замечания.
Между тем арбитражным судом установлено, что ЗАО «Барит» имеет рабочий проект по освоению Толчеинского месторождения баритов, разработанный проектной организацией АО «Сибцветметниипроект» в 1995 году и утверждённый в установленном порядке генеральным директором ЗАО «Барит» в октябре 1999 года.
В соответствии с пунктом 1 Соглашения об условиях недропользования между Хакасгеолкомом и ЗАО «Барит» (Приложение № 1 к лицензии серии АБН № 00143 ТЭ) проект должен быть согласован с Хакасгеолкомом, Саянской РГТИ, Госкомэкологии Республики Хакасия и другими заинтересованными организациями и ведомствами с целью определения соответствия разработанного проекта действующим стандартам, инструкциям, нормам и иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Подпунктом «а» пункта 4.1 Дополнения № 3 к лицензии АБН № 00143 ТЭ, зарегистрированным 11.04.2006, предусмотрено, что проект разработки Толчеинского месторождения должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Управлением, рабочий проект по освоению Толчеинского месторождения баритов получил все необходимые согласования контролирующих органов.
В Дополнении № 2 к лицензии АБН № 00143 ТЭ Хакаснедра констатируют тот факт, что горноотводный акт № 889 от 31.01.2003 для разработки открытым способом Толчеинского месторождения баритовых руд выдан пользователю недр ЗАО «Барит» на основании согласованного технического проекта и является неотъемлемой составной частью лицензии.
Приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Республики Хакасия от 30.10.1998 № 222 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы ТЭО «Освоение Толчеинского месторождения баритов».
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия № 19-Э от 12.11.2004 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы «Корректировка рабочего проекта Толчеинского месторождения баритов».
Управлением Енисейского округа Госгортехнадзора России в августе 2004 года было утверждено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на корректировку рабочего проекта Толчеинского месторождения баритов.
Таким образом, ЗАО «Барит» имеет утверждённый и согласованный в установленном законодательством о недрах порядке рабочий (технический) проект освоения Толчеинского месторождения баритов, получивший положительное заключение государственных экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности.
Ссылку Управления в оспариваемом уведомлении на то, что представленные материалы по комплектности не соответствуют требованиям пункта 39 Административного регламента, а именно - в материалах отсутствует, в том числе, копия рабочего проекта по освоению Толчеинского месторождения баритов, согласованного Комиссией, осуществляющей согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр на территории Республики Хакасия, арбитражный суд считает несостоятельной, поскольку пунктом 39 Административного регламента установлен закрытый и исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны прилагаться к заявке недропользователя на внесение изменений в лицензию. Рабочий (технический) проект освоения месторождения в этом перечне не указан.
Ссылка Управления на обязанность недропользователя согласовать технический проект разработки месторождения с межведомственной комиссией Роснедра арбитражный суд также считает необоснованной, поскольку, как было указано ранее, согласно статье 23.2 Закона о недрах и пункта 5 Положения действия по согласованию проектной документации с комиссией следует осуществлять до утверждения проекта пользователем недр.
По смыслу названных выше правовых норм порядок согласования с межведомственной комиссией предусмотрен только для вновь разрабатываемых технических проектов освоения месторождений, которые ещё не утверждены недропользователем.
Арбитражный суд полагает, что указанные выше правовые нормы не содержат указания на возможность их применения к правоотношениям, возникшим до вступления в силу названных актов законодательства (Положение, Административный регламент), в том числе и в отношении необходимости согласования с межведомственной комиссией ранее утверждённых в установленном порядке технических проектов на освоение месторождений.
Данное обстоятельство согласуется с общими принципами права о том, что вновь принятые правовые документы не имеют обратной силы.
Таким образом, арбитражный суд полагает, что действующий рабочий проект освоения Толчеинского месторождения баритов не подлежит дополнительному согласованию с межведомственной комиссией Роснедра, и является действительным до окончания срока его действия, указанного в самом техническом проекте.
Арбитражный суд согласен с доводом заявителя о том, что в силу указанных выше обстоятельств действующий технический проект не подлежит согласованию с межведомственной комиссией до срока окончания его действия в декабре 2019 года.
Что касается указания Управления о возможности рассмотреть вопрос о продлении срока действия лицензии до 2041 года только при условии разработки заявителем и согласовании в межведомственной комиссии нового технического проекта на этот срок, то арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно статье 10 Закона о недрах участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых.
Пунктом 39 Административного регламента также предусмотрено, что к заявке недропользователя на внесение изменений в лицензию прилагается обоснование необходимости их внесения, сопровождающееся копиями соответствующих документов.
Таким образом, в названных правовых актах основанием для выдачи лицензии и продления срока её действия прямо названо технико-экономическое обоснование разработки месторождения, а вовсе не технический проект освоения этого месторождения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с императивным требованием закона ЗАО «Барит» приложило к своей заявке о внесении изменений в лицензию от 24.12.2010 в Управление, письменное технико-экономическое обоснование увеличения срока отработки Толчеинского месторождения баритовых руд, согласно которому оставшиеся запасы баритовой руды, достигнутая предприятием производительность добычи и уровень спроса на баритовый концентрат и руду в стране и за рубежом в совокупности позволяют ЗАО «Барит» полностью отработать Толчеинское месторождение в срок до 2042 года.
Следовательно, заявитель выполнил требование законодательства о предоставлении необходимых материалов к своей заявке на продление срока действия лицензии.
Арбитражный суд также не может согласиться с доводом Управления о том, что закон не содержит норм, указывающих, что основанием продления срока действия лицензии с целью необходимости завершения отработки месторождения является технико-экономическое обоснование освоения месторождения полезных ископаемых.
В пункте 39 Административного регламента установлено, что к заявке на внесение изменений в лицензию должно прилагаться обоснование недропользователя необходимости внесения данных изменений в лицензию.
Как следует из материалов дела, в соответствии с данным требованием Административного регламента заявитель к заявке приложил письменное технико-экономическое обоснование уточнения срока отработки Толчеинского месторождения баритовых руд.
Управление не привело доказательств того, что заявитель нарушил в этой части требования пункта 39 Административного регламента.
Необоснованной, по мнению заявителя, является и ссылка Управления на пункт 7.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, устанавливающий 20-ти летний срок для добычи полезных ископаемых.
Арбитражный суд полагает данный довод Общества правомерным, поскольку данная правовая норма не препятствует рассмотрению заявки ЗАО «Барит» на продление срока действия лицензии, который может быть установлен Роснедра менее запрашиваемого недропользователем, в пределах, установленных 20-ти годами с момента окончания действующего срока лицензии.
Оценивая письмо Федерального агентства по недропользованию от 20.07.2010 года №АЛ-06-30/6848, на которое ссылается Управление в обоснование своего отказа, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что оно не является нормативным правовым актом и не влечёт правовых последствий.
Указанным письмом Федеральное агентство по недропользованию обязало свои территориальные органы дополнительно, помимо указанных в Административном регламенте документов, требовать от недропользователей предоставления с заявкой технического проекта на отработку месторождения, согласованного с Межведомственной комиссией Роснедра. Такие действия Федерального агентства по недропользованию свидетельствуют о расширительном толковании пункта 39 Административного регламента, определяющего перечень документов, которые недропользователь должен прилагать к своей заявке на внесение изменений в лицензию.
Арбитражный суд, оценивая нормативно-правовой характер акта, исходил из определения нормативного правового акта и правовой нормы, содержащихся в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и рекомендуемых для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации (Приказ от 14.07.1999 №217), уполномоченным Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утверждённых им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
В соответствии с указанным Постановлением Государственной Думы Российской Федерации нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определённой форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Правовая норма - это общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Исходя из указанных признаков понятия нормативного правового акта названное письмо Роснедра таковым не является, поскольку оно официально не опубликовано и не зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации, не адресовано неопределённому кругу лиц, не содержит общих предписаний в виде норм права (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц.
В связи с этим состоятелен довод заявителя о том, что письмо Федерального агентства по недропользованию от 20.07.2010 года № АЛ-06-30/6848 является внутриведомственным ненормативным актом, который непосредственно недропользователю ЗАО «Барит» не адресовано, не содержит никаких властных предписаний в отношении заявителя, следовательно, содержащиеся в данном письме рекомендации Роснедра не являются обязательными для заявителя.
Таким образом, установленные письмом Роснедра от 20.07.2010 года № АЛ-06-30/6848 рекомендации по истребованию от недропользователей при приёме заявок на внесение изменений в лицензии дополнительно технических проектов, согласованных с Межведомственной комиссией, не могут быть применены, поскольку они приняты неуполномоченным органом в нарушение законодательства о недропользовании и прямо противоречат нормативному правовому акту, каковым является Административный регламент, утверждённый Минприроды России.
Кроме того, в силу пункта 7 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, Федеральное агентство по недропользованию не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, арбитражный суд при рассмотрении данного спора не применяет письмо Федерального агентства по недропользованию от 20.07.2010 года № АЛ-06-30/6848 как противоречащее Закону о недрах, Административному регламенту и принятому с превышением полномочий.
Учитывая изложенное выше, требования ЗАО «Барит» подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определённые действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя полностью или в части.
В связи с этим в качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Управление принять, зарегистрировать и направить на рассмотрение в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) заявочные материалы ЗАО «Барит» на внесение изменений в лицензию АБН № 00143 ТЭ в части продления срока действия лицензии, представленные заявителем в Управление 28.12.2010.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает обязать Управление по недропользованию по Республике Хакасия принять и направить на рассмотрение в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) заявочные материалы ЗАО «Барит» на внесение изменений в лицензию АБН № 00143 ТЭ в части продления срока действия лицензии, представленные заявителем в Управление 28.12.2010.
В соответствии со статьёй 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 рублей.
При обращении с заявлением в арбитражный суд ЗАО «Барит» уплатило государственную пошлину в полном объёме платёжным поручением № 23 от 01.02.2011.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Управление по недропользованию по Республике Хакасия.
В связи с этим арбитражный суд взыскивает с Управления по недропользованию по Республике Хакасия в пользу заявителя расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1.Удовлетворить заявление закрытого акционерного общества «Барит».
Признать недействительным уведомление Управления по недропользованию по Республике Хакасия от 29 декабря 2010 года № ВК-1177 об отказе в изменении лицензионных соглашений в связи с его несоответствием статьям 9, 10, 11, 12 и 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пунктам 2, 5 и 15 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 года № 118, пунктам 39, 41, 47 и 52 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утверждённого Приказом Минприроды Российской Федерации от 29.09.2009 № 315.
Обязать Управление по недропользованию по Республике Хакасия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества «Барит» путём рассмотрения заявочных материалов закрытого акционерного общества «Барит» на внесение изменений в лицензию АБН № 00143 ТЭ в части продления срока действия лицензии, представленных заявителем в Управление 28.12.2010, и последующего их направления на рассмотрение в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).
2. Взыскать с Управления по недропользованию по Республике Хакасия, внесённого 06.09.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 19 № 0051191), расположенного по адресу: ул. Хакасская, д. 21, г. Абакан, Республика Хакасия, в пользу закрытого акционерного общества «Барит», зарегистрированного 12.08.1997 Администрацией Боградского района за № 112 и внесённого Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Республике Хакасия 15.10.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 19 № 0311831), расположенного по адресу: ул. Базарная, д. 16а, г. Черногорск, Республика Хакасия, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия И.В. Тутаркова