ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-3596/14 от 29.09.2014 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан                                                                                                         Дело №А74-3596/2014

29 сентября 2014 г.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи В.А. Ламанского при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.А. Кравцовой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>,
ОГРН <***>)

к закрытому акционерному обществу «Промышленный транспорт» (ИНН <***>,
ОГРН <***>)

о взыскании 10 797 221 рубля 13 копеек,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: открытого акционерного общества «Русский уголь»
(ИНН
<***>, ОГРН <***>); общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании представителей:

ответчика – ФИО1 на основании доверенности от №452 от 17 декабря 2013 г.;

ОАО «Русский уголь» – ФИО2 на основании доверенности от 28 августа 2014 г.;

ООО «СУЭК-Хакасия» - ФИО3 на основании доверенности серии 19АА №0193664 от 27 декабря 2013 г.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу «Промышленный транспорт» о взыскании 10 797 221 рубля 13 копеекплаты за пользование вагонами.

Определением арбитражного суда от 04 августа 2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительнопредмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Русский уголь» и общество с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия».

Истец в судебное заседание не направил своего представителя, несмотря на то, что о времени и месте судебного разбирательства был надлежащим образом извещён. До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя.

Представитель  ответчика возражал по доводам, изложенным в отзыве и дополнении.

Представители ОАО «Русский уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» в судебном заседании полагали иск не подлежащим удовлетворению по изложенным в отзывах основаниям.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (перевозчик) и закрытое акционерное общество «Промышленный транспорт» (владелец) 24 августа 2007 г. заключили договор №4 (в редакции дополнительного соглашения от 28 октября 2010 г. №579 с протоколом урегулирования разногласий от 27 января 2011 г.) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Промышленный транспорт», примыкающего к станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Черногорские Копи со станции Новая стрелочными переводами № 33 и № 69 к пути № 1 и стрелочным переводом № 9 к продолжению пути 1БП парка «Б»; со стороны станции Деповская стрелочным переводом № 941 к пути 1АП парка «А», обслуживаемого локомотивом владельца (пункт 1 договора) (т.1 л.д.17-22, 92, 95-96).

Согласно пункту 15 договора перерабатывающая способность по погрузке угля составляет 320 вагонов в сутки, в том числе ООО «СУЭК – Хакасия» – 166 вагонов, ООО «Разрез Степной» и ЗАО «Русский Уголь» – 104 вагона, ООО «Хакасразрезуголь» –                           43 вагона.

В соответствии с  абзацем 1 пункта 20 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28 октября  2010 г. №579 с протоколом урегулирования разногласий от
27 января 2011 г.) за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма  их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами:

- за вагоны, принадлежащие перевозчику – в размере, установленном тарифным руководством № 2;

- за вагоны, не принадлежащие перевозчику – за всё время нахождения таких вагонов на путях общего пользования – в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 тарифного руководства № 2.

20 июня 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с  чем просил временно отставить от движения состав поезда, следующий назначением на станцию Черногорские Копи на ст. Кошурниково 69 вагонов, из них 23 вагона в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 15 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» (т.1 л.д.135).

21 июня 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №1060), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1062) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№1061, 1063) направлены извещения
(т.1 л.д.118, 120, 122, 123) о задержании 20 июня 2013 г. в 10 час. 15 мин. на станции Кошурниково Красноярской ЖД 23 вагонов ОАО «Русский Уголь», 15 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3001 индекс 8887-764-8880 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки, о получении уведомления ЗАО «Промтранс» свидетельствует оттиск входящего штампа ЗАО «Промтранс».

На станции назначения Черногорские Копи 24 июня 2013 г. по прибытии состава поезда №3544 индекс 8880-201-8879 составлены акты общей формы №4897, 4896 от
24 июня 2013 г. (т.1 л.д.109-112), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Кошурниково Красноярской ЖД 20 июня 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3001 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Кошурниково 23 июня 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 73-28 ч. по актам №№4897, 4896.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №085631 на 8 вагонов (т.1 л.д.140-141) и №085632 на 15 вагонов (т.1 л.д.142-143) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 80 643 рублей 80 копеек с НДС.

16 июня 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст. Большая Ирба 71 вагон, из них 9 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 62 вагона ООО «СУЭК-Хакасия» (т.2 л.д.16).

17 июня 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №1055), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1057) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№1056, 1058) направлены извещения (т.2 л.д.21, 23, 25, 26) о задержании 16 июня 2013 г. в 14 час. 05 мин. на станции Большая Ирба Красноярской ЖД 9 вагонов ОАО «Русский Уголь», 62 вагона ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3702 индекс 8891-003-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь»,  ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки. ЗАО «Промтранс» получило уведомления по почте, что подтверждается почтовым уведомлением №01257(т.2 л.д.30).

На станции назначения Черногорские Копи 22 июля 2013 г. по прибытии состава поезда №3542 индекс 8891-003-8879 составлены акты общей формы №8069, 8071 от 22 июля 2013 г. (т.1 л.д.149-151, т.2 л.д. 1-3), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Большая Ирба Красноярской ЖД 16 июня 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3702 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Большая Ирба 22 июля 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 854-25 ч. по актам №№8069, 8071.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №082508 на 9 вагонов (т.2 л.д.31-32) и №082507 на 62 вагона (т.2 л.д.33-35) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 4 072 897 рублей 68 копеек с НДС.

03 июня 2013 г. заместитель начальника станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст. Красная Сопка 68 вагонов, из них 28 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 36 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» (т.2 л.д.58).

04 июня 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №997), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №999) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№998, 1000) направлены извещения (т.2 л.д.63, 65, 66, 69) о задержании 03 июня 2013 г. в 01 час. 58 мин. на станции Красная Сопка Красноярской ЖД 28 вагонов ОАО «Русский Уголь», 36 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3001 индекс 8842-389-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь»,  ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки. ЗАО «Промтранс» получило уведомления по почте, что подтверждается почтовым уведомлением №01180(т.2 л.д.72).

На станции назначения Черногорские Копи 05 июня 2013 г. по прибытии состава поезда №3206 индекс 8842-389-8879 составлены акты общей формы №№6474, 6483 от 05 июня 2013 г. (т.2 л.д.43-46), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Красная Сопка Красноярской ЖД 03 июня 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3001 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Красная Сопка 04 июня 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 29-57 ч. по актам №№6474, 6483.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №076435 на 1 вагон (т.2 л.д.74) и №076436 на 36 вагонов (т.2 л.д.75-76) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 32 854 рублей 15 копеек с НДС.

27 мая 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Подсиний 71 вагон, из них 8 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 63 вагона ООО «СУЭК-Хакасия» (т.2 л.д.93).

28 мая 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №958), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №960) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№959, 961) направлены извещения (т.2 л.д.110, 122, 113, 116) о задержании 27 мая 2013 г. в 13 час. 30 мин. на станции Подсиний Красноярской ЖД 8 вагонов ОАО «Русский Уголь», 63 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3565 индекс 9200-591-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь»,  ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки, о получении уведомления ЗАО «Промтранс» свидетельствует оттиск входящего штампа ЗАО «Промтранс».

На станции назначения Черногорские Копи 02 июня 2013 г. по прибытии состава поезда №3704 индекс 9200-591-8879 составлены акты общей формы №№6227, 6201 от 02 июня 2013 г. (т.2 л.д.82-85), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Подсиний Красноярской ЖД 27 мая 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3565 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Подсиний 28 мая 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 32-55 ч. по актам №№6227, 6201.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №076431 на 6 вагонов (т.2 л.д.118-119) и №076432 на 8 вагонов (т.2 л.д.120-121) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 14 355 рублей 88 копеек с НДС.

02 июня 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Кошурниково 71 вагон, из них 15 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 56 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» (т.2 л.д.147).

03 июня 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №993), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №995) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№994, 996) направлены извещения (т.3 л.д.1, 3, 4, 7) о задержании 02 июня 2013 г. в 19 час. 23 мин. на станции Кошурниково Красноярской ЖД 15 вагонов ОАО «Русский Уголь», 56 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3001 индекс 8887-758-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь»,  ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки. ЗАО «Промтранс» получило уведомления по почте, что подтверждается почтовым уведомлением №01167(т.3 л.д.11).

На станции назначения Черногорские Копи 03 июня 2013 г. по прибытии состава поезда №2506 индекс 8887-758-8879 составлены акты общей формы №№6360, 6359 от 04 июня 2013 г. (т.2 л.д.127-131), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Кошурниково Красноярской ЖД 02 июня 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3001 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Кошурниково 03 июня 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 13 ч. по актам №№6360, 6359.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №076420 на 14 вагонов (т.3 л.д.15-16) и №076421 на 55 вагонов (т.3 л.д.17-19) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 22 903 рублей 44 копеек с НДС.

03 июня 2013 г. заместитель начальника станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателем ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Красная Сопка 71 вагон, из них 44 вагона в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия» (т.3 л.д.38).

04 июня 2013 г. в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1009) и ЗАО «Промтранс» (исх. №1010) направлены извещения (т.3 л.д.44, 46) о задержании 03 июня 2013 г. в 21 час. 21 мин. на станции Красная Сопка Красноярской ЖД 44 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3305 индекс 8842-391-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателем ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителем ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделана на уведомлении соответствующая отметка. ЗАО «Промтранс» получило уведомление по почте, что подтверждается почтовым уведомлением №01180(т.3 л.д.12).

На станции назначения Черногорские Копи 05 июня 2013 г. по прибытии состава поезда №3252 индекс 8842-391-8879 составлен акт общей формы №6484 от 05 июня 2013 г. (т.3 л.д.25-26), в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Красная Сопка Красноярской ЖД 03 июня 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3305 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Красная Сопка 04 июня 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 24-29 ч. по акту №6484.

По ведомости подачи и уборки вагонов №076411 на 44 вагона (т.3 л.д.48-50) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в сумме 28 981 рубля 74 копеек с НДС.

25 июня 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Туба 59 вагонов, из них 1 вагон в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 58 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» (т.3 л.д.67).

25 июня 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №1088), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1086) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№1089, 1087) направлены извещения (т.3 л.д.72, 74, 76, 77) о задержании 25 июня 2013 г. в 08 час. 55 мин. на станции Туба Красноярской ЖД 1 вагона ОАО «Русский Уголь», 58 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №2903 индекс 8891-047-8880 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь»,  ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки, о получении уведомления ЗАО «Промтранс» свидетельствует оттиск входящего штампа ЗАО «Промтранс».

На станции назначения Черногорские Копи 05 июля 2013 г. по прибытии состава поезда №3602 индекс 8891-047-8879 составлены акты общей формы №8358, 8359 от 06 июля 2013 г. (т.3 л.д.55-59), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Туба Красноярской ЖД 25 июня 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 2903 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Туба 05 июля 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 235-45 ч. по актам №№8258, 8259.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №096849 на 1 вагон (т.3 л.д.80), №096850 на 58 вагонов (т.3 л.д. 81-83) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 865 996 рублей 21 копейки с НДС.

02 июля 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателем ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Ужур 67 вагонов в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия» (т.3 л.д.94).

02 июля 2013 г. в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1110) и ЗАО «Промтранс» (исх. №1111) направлены извещения (т.3 л.д.105, 107) о задержании 02 июля 2013 г. в 06 час. 30 мин. на станции Ужур Красноярской ЖД 67 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3803 индекс 8838-016-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателем ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителем ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделана на уведомлении соответствующая отметка, о получении уведомления ЗАО «Промтранс» свидетельствует оттиск входящего штампа ЗАО «Промтранс».

На станции назначения Черногорские Копи 13 июля 2013 г. по прибытии состава поезда №3792 индекс 8838-016-8879 составлен акт общей формы №7767 от 13 июля 2013 г. (т.3 л.д.89-91), в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ужур Красноярской ЖД 02 июля 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3803 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ужур 13 июля 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 265-13 ч. по акту №7767.

По ведомости подачи и уборки вагонов №084567 на 67 вагонов (т.3 л.д.112-114) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в сумме 1 117 410 рублей 32 копеек с НДС.

04 июля 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Канзыба 66 вагонов, из них 10 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 56 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» (т.3 л.д.136).

04 июля 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №1127), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1124) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№1126, 1125) направлены извещения (т.3 л.д.141, 143, 145, 146) о задержании 04 июля 2013 г. в 05 час. 35 мин. на станции Канзыба Красноярской ЖД 10 вагонов ОАО «Русский Уголь», 56 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3706 индекс 9200-723-8880 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь»,  ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки, о получении уведомления ЗАО «Промтранс» свидетельствует оттиск входящего штампа ЗАО «Промтранс».

На станции назначения Черногорские Копи 16 июля 2013 г. по прибытии состава поезда №3630 индекс 9200-723-8879 составлены акты общей формы №№7843, 7844 от 16 июля 2013 г. (т.3 л.д.119-123), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Канзыба Красноярской ЖД 04 июля 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3706 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Канзыба 14 июля 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 257-60 ч. по актам №№7843, 7844.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №085621 на 10 вагонов (т.4 л.д.1-2), №085622 на 55 вагонов (т.4 л.д. 3-5) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 1 056 466 рублей 98 копеек с НДС.

02 июля 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателем ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Коростелево 70 вагонов в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия» (т.4 л.д.18).

03 июля 2013 г. в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1114) и ЗАО «Промтранс» (исх. №1115) направлены извещения (т.4 л.д.23, 25) о задержании 02 июля 2013 г. в 13 час. 00 мин. на станции Коростелево Красноярской ЖД 70 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №2821 индекс 9431-521-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателем ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителем ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделана на уведомлении соответствующая отметка, ЗАО «Промтранс» получило уведомление по почте, что подтверждается почтовым уведомлением №01018(т.4 л.д.30).

На станции назначения Черногорские Копи 10 июля 2013 г. по прибытии состава поезда №3702 индекс 9431-521-8879 составлен акт общей формы №7719 от 10 июля 2013 г. (т.4 л.д.11-13), в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Коростелево Красноярской ЖД 02 июля 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 2821 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Коростелево 06 июля 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 96-25 ч. по акту №7719.

По ведомости подачи и уборки вагонов №084562 на 70 вагонов (т.4 л.д.33-36) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в сумме 356 460 рублей 30 копеек с НДС.

07 июля 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателем ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Подсиний 70 вагонов в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия» (т.4 л.д.53).

08 июля 2013 г. в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1144) и ЗАО «Промтранс» (исх. №1145) направлены извещения (т.4 л.д.58, 60) о задержании 07 июля 2013 г. в 13 час. 00 мин. на станции Подсиний Красноярской ЖД 70 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №2941 индекс 9431-521-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателем ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителем ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделана на уведомлении соответствующая отметка, ЗАО «Промтранс» получило уведомление по почте, что подтверждается почтовым уведомлением №03072(т.4 л.д.63).

На станции назначения Черногорские Копи 10 июля 2013 г. по прибытии состава поезда №3702 индекс 9431-521-8879 составлен акт общей формы №7720 от 10 июля 2013 г. (т.4 л.д.41-43), в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Подсиний Красноярской ЖД 07 июля 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 2941 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Подсиний 10 июля 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 61-37 ч. по акту №7720.

По ведомости подачи и уборки вагонов №084564 на 70 вагонов (т.4 л.д.65-68) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в сумме 187 510 рублей 26 копеек с НДС.

19 июля 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателем ОАО «Русский Уголь» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Минусинск 55 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь» (т.4 л.д.86).

21 июля 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №1177) и ЗАО «Промтранс» (исх. №1178) направлены извещения (т.4 л.д.91, 93) о задержании 19 июля 2013 г. в 13 час. 15 мин. на станции Минусинск Красноярской ЖД 55 вагонов ОАО «Русский Уголь» в составе поезда №2903 индекс 9200-770-8880 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателем ОАО «Русский Уголь» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителем ОАО «Русский Уголь», о чем сделана на уведомлении соответствующая отметка, о получении уведомления ЗАО «Промтранс» свидетельствует оттиск входящего штампа ЗАО «Промтранс».

На станции назначения Черногорские Копи 22 июля 2013 г. по прибытии состава поезда №3666 индекс 9200-770-8879 составлен акт общей формы №8033 от 22 июля 2013 г. (т.4 л.д.73-74), в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Минусинск Красноярской ЖД 19 июля 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 2903 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Минусинск 22 июля 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 58-05 ч. по акту №8033.

По ведомости подачи и уборки вагонов №084563 на 3 вагона (т.4 л.д.95) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в сумме 7208 рублей 50 копеек с НДС.

07 июля 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Кошурниково 70 вагонов, из них 50 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 20 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» (т.4 л.д.122).

08 июля 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №1142), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1140) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№1143, 1141) направлены извещения (т.4 л.д.127, 129, 131, 132) о задержании 07 июля 2013 г. в 02 час. 30 мин. на станции Кошурниково Красноярской ЖД 50 вагонов ОАО «Русский Уголь», 20 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3001 индекс 8887-779-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки, ЗАО «Промтранс» получило уведомления по почте, что подтверждается почтовым уведомлением №03072(т.4 л.д.137).

На станции назначения Черногорские Копи 18 июля 2013 г. по прибытии состава поезда №3644 индекс 8887-779-8879 составлены акты общей формы №№7983, 7981 от 18 июля 2013 г. (т.4 л.д.100-104), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Кошурниково Красноярской ЖД 07 июля 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3001 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Кошурниково 12 июля 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 134-55 ч. по актам №№7983, 7981.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №084565 на 20 вагонов (т.4 л.д.138-139), №084566 на 50 вагонов (т.4 л.д. 140-142) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 539 898 рублей 38 копеек с НДС.

09 июня 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателем ОАО «Русский Уголь» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Крупская 52 вагона, из них 35 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь» (т.5 л.д.11).

10 июня 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №1035) и ЗАО «Промтранс» (исх. №1036) направлены извещения (т.5 л.д.16, 18) о задержании 09 июня 2013 г. в 00 час. 15 мин. на станции Крупская Красноярской ЖД 35 вагонов ОАО «Русский Уголь» в составе поезда №3501 индекс 9200-631-8880 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателем ОАО «Русский Уголь» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителем ОАО «Русский Уголь», о чем сделана на уведомлении соответствующая отметка, ЗАО «Промтранс» получило уведомления по почте, что подтверждается почтовым уведомлением №01217(т.5 л.д.21).

На станции назначения Черногорские Копи 18 июля 2013 г. по прибытии состава поезда №3572 индекс 8880-235-8879 составлен акт общей формы №7928 от 18 июля 2013 г. (т.4 л.д.148-150), в котором зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Крупская Красноярской ЖД 06 июня 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3501 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Крупская 17 июля 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 918-10 ч. по акту №7928.

По ведомости подачи и уборки вагонов №096839 на 31 вагон (т.5 л.д.23-24) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в сумме 1 912 987 рублей 68 копеек с НДС.

12 июля 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст.Ирба 70 вагонов, из них 50 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 20 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» (т.5 л.д.45).

15 июля 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №1155), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1157) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№1156, 1158) направлены извещения (т.5 л.д.50, 52, 54, 55) о задержании 12 июля 2013 г. в 22 час. 40 мин. на станции Ирба Красноярской ЖД 50 вагонов ОАО «Русский Уголь», 20 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3541 индекс 8887-779-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки, о получении уведомления ЗАО «Промтранс» свидетельствует оттиск входящего штампа ЗАО «Промтранс».

На станции назначения Черногорские Копи 18 июля 2013 г. по прибытии состава поезда №3644 индекс 8887-779-8879 составлены акты общей формы №№7984, 7982 от 18 июля 2013 г. (т.5 л.д.29-33), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Ирба Красноярской ЖД 12 июля 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3541 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ирба 18 июля 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 129 ч. по актам №№7984, 7982.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №085619 на 20 вагонов (т.5 л.д.58-59), №085620 на 50 вагонов (т.5 л.д. 60-52) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 510 930 рублей 56 копеек с НДС.

Всего начислена плата 10 807 505 рублей 87 копеек с НДС, с учётом уточнения исковых требований истец просил взыскать 10 797 221 рубль 13 копеек.

Ссылаясь на обязанность ответчика в силу пункта 20 договора от 24 августа 2007  г. №4 уплатить начисленную плату за пользование вагонами, истец обратился в суд.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Правоотношения сторон возникли в связи с исполнением договора от 24 августа 2007 г. №4 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Данные отношения регулируются Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 01 февраля 2011 г. №12745/10, от 18 октября 2012 г. №6424/12, от 10 марта 2009 г. №14391/08  плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования. Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров. Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2010 г.
№ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Тарифного руководства №2, определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.

В силу положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам (не ОАО «РЖД»), устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

В соответствии со статьёй 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчёта платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.

 Исковые требования основаны на условиях договора от 24 августа 2007 г. №4. Стороны согласовали возможность внесения платы в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику. Так, в абзаце 1 пункта 20 договора от 24 августа 2007 г. № 4 предусмотрено, что время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма  их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами: - за вагоны, не принадлежащие перевозчику – за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования – в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 Тарифного руководства №2.

Учитывая правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и  достигнутое сторонами соглашение о взимании платы за пользование не принадлежащими перевозчику вагонами, арбитражный суд отклоняет довод ответчика о ничтожности пункта 20 договора от 24 августа 2007 г. 

В рассматриваемом случае применение ответственности за задержку вагонов на путях общего пользования связано с обстоятельствами наличия вины владельца подъездного пути или его контрагентов за простой порожних вагонов.

Освобождение от внесения платы возможно лишь в случае отсутствия вины перевозчика в передаче грузополучателю подвижного состава.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 22 марта 2012 г. №558р об утверждении   Методических рекомендаций по оформлению задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, к таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

В Тарифном руководстве №1 под перевозкой порожнего вагона понимается перевозка груза на своих осях. Представленные в дело дорожные ведомости на перевозку грузов подтверждают факт просрочки доставки порожних вагонов относительно указанных в ведомостях сроков доставки.

Статьёй 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации  предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приёма на железнодорожной станции назначения стороны определили в протоколе разногласий от 27 января 2011 г. к договору от 24 августа 2007 г. №4 при согласовании условий абзаца 1 пункта 20 договора. В дополнительном соглашении №579, данный пункт в редакции протокола согласования  разногласий от 27 января 2011 г. дополнен абзацем третьим и четвертым, в которых сказано, что плата за пользование вагонами в указанных в данном пункте случаях начисляется на основании акта общей формы, составленного в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика и владельца с указанием причины задержки вагонов, количества всех задержанных вагонов, их номеров и времени начала и окончания задержки вагонов.

Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждённых Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №45, предусмотрено, что задержки приёма от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров удостоверяются актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.

В подтверждение обстоятельств отсутствия своей вины в задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользования и обоснования начисления суммы платы за пользование вагонами истцом (перевозчиком) представлены акты общей формы, ведомости подачи-уборки вагонов.

Согласно представленным истцом актам общей формы следовавшие в адрес ОАО «Русский Уголь» и ООО «СУЭК–Хакасия» в июне, июле 2013 года порожние вагоны задержаны в пути следования на промежуточных станциях из-за неприёма их станцией Черногорские Копи, по зависящим от них причинам:  большого скопления порожних вагонов следовавших в адрес ОАО «Русский уголь» и ООО «СУЭК–Хакасия»  на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс»,  фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», нарушения технологических сроков оборота вагонов.

Ответчик, возражая против предъявленных требований и указывая  на недоказанность его вины и вины его контрагентов в задержке вагонов в пути следования сослался на невыполнение дорогой условия пункта 20 договора в редакции дополнительного соглашения  №579,а именно на отсутствия подписанного уполномоченными представителями перевозчика и владельца акта с указанием причины задержки вагонов, количества всех задержанных вагонов, их номеров и времени начала и окончания задержки вагонов.

Ответчик также сослался на отсутствие в материалах дела актов общей формы, фиксирующих факт наличия обстоятельств, явившихся основанием для задержки вагонов в пути следования, составление которого, по мнению ответчика, предписано Распоряжением ОАО «РЖД» от 22 марта 2012 г. №558р.

Арбитражный суд пришёл к выводу о необоснованности возражений ответчика.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности и взаимосвязи.

Как следует из материалов дела, основанием задержки в июне, июле 2013 года в пути следования вагонов, адресованных  контрагентам  ЗАО «Промтранс», являлись уведомления начальника станции Черногорские Копи и его заместителя о невозможности приёма вагонов ОАО «Русский уголь» и ООО «СУЭК–Хакасия» с просьбой отставить от движения состав поезда.

При этом ветвевладелец – ЗАО «Промтранс» не привлекался к подписанию актов общей формы, фиксирующих на станции Черногорские Копи обстоятельства для начисления платы за пользование вагонами.

Предоставленные в материалы дела справки начальника станции Черногорские Копи подтверждают избыточное прибытие вагонов для контрагентов ответчика на станцию Черногорские Копи. Так, по грузополучателю ООО «СУЭК-Хакасия» в июне 2013 г. на станции ежесуточно находилось более 215 вагонов, в июле 2013 г. – более 281 вагона, по грузополучателю ОАО «Русский Уголь» - в июне 2013 г. более 137 вагонов, в июле 2013 г. более 131 вагона, тогда как договором предусмотрена общая перерабатывающая способность пути 320 вагонов в сутки, в том числе - ООО «СУЭК–Хакасия» – 166 вагонов, ЗАО «Русский Уголь» – 104 вагона. 

У ОАО «СУЭК–Хакасия» при технологической норме оборотов вагонов 11,00 часа фактически вагоны находились под погрузкой в среднем 38,30 часа (в июне 2013 года); при технологической норме оборотов вагонов 11,00 часа фактически вагоны находились под погрузкой в среднем 33,427 часа (в июле 2013 года). У ОАО «Русский Уголь» при технологической норме оборотов вагонов 11,00 часа фактически вагоны находились под погрузкой в среднем 32,43 часа (в июне 2013 года); при технологической норме оборотов вагонов 11,00 часа фактически вагоны находились под погрузкой в среднем 26,5266 часа (в июле 2013 года).

На станциях задержки вагонов Кошурниково, Большая Ирба, Красная Сопка, Подсиний, Туба, Ужур, Канзыба, Коростелево, Минусинск, Крупская, Ирба составлялись акты общей формы о задержке вагонов, фиксирующие причину задержки, номер вагона, наименование грузополучателя. Представителям грузополучателей – ООО «СУЭК-Хакасия» и  ОАО «Русский уголь», а также ветвевладельцу ЗАО «Промтранс» начальником станции Черногорские Копи  ФИО4  и его заместителем вручались извещения о задержке вагонов на определённой станции. По прибытии задержанных вагонов на станцию Черногорские Копи железной дорогой составлялись акты общей формы. 

Материалы дела не содержат доказательств реагирования ответчика на вручённые ему извещения о задержке вагонов при том, что эти извещения содержали причину задержки вагонов, предполагающую взыскание с ветвевладельца платы  по пункту 20 договора № 4.

Из  письменных разногласий ответчика по актам общей формы не следует отсутствие вины грузополучателей в задержке вагонов в пути следования, поскольку в разногласиях указано лишь на то, что задержка вагонов в пути следования не зависела от ЗАО «Промтранс».

Причины задержки вагонов в пути следования, зависящие от перевозчика, судом не установлены.

При указанных обстоятельствах, суд полагает доказанным факт наличия у ОАО «Российские железные дороги» оснований для начисления ответчику платы за пользование вагонами из-за задержки вагонов в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика.

Довод ответчика о том, что акты общей формы не являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку составлены в нарушение требований законодательства и порядка, установленного распоряжением ОАО «РЖД» №558-р, отклонён арбитражным судом. Указанным распоряжением утверждены методические рекомендации по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения, соответственно, прописанный в нём порядок  оформления  задержки вагонов в пути следования носит рекомендательный характер.  В то же время нормативно установлен порядок оформления указанных обстоятельств Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждёнными Приказом МПС от 18 июня 2003 г. №26.

В соответствии с пунктом 4.7 Правил перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. На станции назначения данный акт общей формы передаётся вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

Акты  общей формы, составленные истцом, содержащие сведения о задержке вагонов, отметки о предоставлении на подпись грузополучателям, об отказе от подписи,  являются надлежащими доказательствами факта задержки вагонов.

Ответчик и третьи лица также утверждают о прибытии вагонов в количестве, превышающем перерабатывающую способность станции Черногорские Копи.

Довод ответчика о необходимости освобождения ЗАО «Промтранс» от платы за пользование вагонами по статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, так как вагоны подавались перевозчиком в количестве, превышающем перерабатывающую способность пути, отклонён арбитражным судом, так как  порожние вагоны, поступающие в адрес грузополучателей – контрагентов ЗАО «Промтранс», не принадлежат  ОАО «РЖД», вследствие чего  перевозчик лишён возможности отрегулировать грузопоток.

Совокупность приведённых ветвевладельцем возражений подтверждает, что причины ожидания приёма вагонов ветвевладелецем не зависели от перевозчика, такая зависимость усматривается в действиях грузополучателя либо ветвевладельца, поскольку они могли урегулировать время доставки груза с учётом перерабатывающей способности станции и в зависимости от возможностей подавать соответствующие заявки перевозчику.

Кроме того, положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в данном случае не применимы, поскольку предметом иска является договорная плата.

Суд отклоняет довод ответчика о недоказанности факта нарушения срока доставки, ввиду его несостоятельности, так как дорожные ведомости являются добавочными к основным актам общей формы, что согласуется с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утверждёнными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №27.

Таким образом, истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьёй 39 Устава железнодорожного транспорта, представлены акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов в ожидании их приёма. Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приёма ответчиком.

Обратного ответчиком в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.

Поскольку каких-либо иных, дополнительных доказательств, подтверждающих отсутствие причин в задержке вагонов, зависящих от ветвевладельца, ответчик и третьи лица в материалы дела не представили, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что установленные причины ожидания принятия вагонов ветвевладельцем не зависели от перевозчика.

При установлении судом вышеприведённых обстоятельств, все иные возражения ответчика, отражённые в дополнении к отзыву на исковое заявление, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.

Довод третьего лица (ОАО «Русский уголь») о том, что акт общей формы №4897 от 24 июня 2013 г. содержит сведения не относящиеся к доводам искового заявления (с 20 по 23 июня 2012 г.) отклоняется арбитражным судом как противоречащий материалам дела. Анализ содержания указанного акта свидетельствует о наличии в нём технических ошибок (том 1, л.д.109,110).

Ответчиком заявлено ходатайство об уменьшении предъявленной к взысканию задолженности на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд, рассмотрев ходатайство ответчика, не находит оснований для уменьшения предъявленной к взысканию платы в соответствии со статьёй 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует возможность снижения судом неустойки. Исчерпывающий перечень мер ответственности сторон по договору перевозки установлен положениями главы VI Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Спор по настоящему делу не связан со взысканием неустойки, поскольку предметом заявленного требования является взыскание платы, предусмотренной договором, которая  носит компенсационный характер и не является мерой ответственности в смысле положений статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представленный истцом расчёт платы произведён в соответствии с требованиями законодательства и не опровергнут ответчиком и третьими лицами.

На основании изложенного иск подлежит удовлетворению полностью.

Государственная пошлина по делу составила76 986 рублей 11 копеек и относится на ответчика. Поскольку при подаче иска истец оплатил государственную пошлину в сумме
77 037 рублей 53 копеек
, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 76 986 рублей 11 копеек, а излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 51 рубля 42 копеек подлежит возврату истцу из  федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить исковые требования.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 10 797 221 (десять миллионов семьсот девяносто семь тысяч двести двадцать один) рубль 13 копеек платы за пользование вагонами, а также  76 986 (семьдесят шесть тысяч девятьсот восемьдесят шесть) рублей 11 копеек расходов по уплате государственной пошлины.

2. Возвратить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 51 (пятьдесят один) рубля 42 копеек.

Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) в месячный срок после его принятия. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                          В.А. Ламанский