АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Абакан
02 февраля 2009 года Дело №А74-35/2009
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2009 года.
Решение изготовлено в полном объёме 02 февраля 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском районе Республики Хакасия, с. Белый Яр,
к автономному учреждению муниципального образования Алтайского района загородному детскому оздоровительному лагерю «Чайка», с. Белый Яр,
о взыскании 85.130,96 руб. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 3 квартал 2008 года и 3.162,15 руб. пени.
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Даньо Л.А.
В предварительном судебном заседании арбитражный суд с учётом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил завершённой подготовку дела к судебному разбирательству и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании, 21.01.2009, принимали участие
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.01.2009,
от автономного учреждения муниципального образования Алтайского района загородного детского оздоровительного лагеря «Чайка»: ФИО2, директор, паспорт.
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд объявил перерыв в судебном заседании, 21.01.2009, на 13 часов 15 минут 28.01.2009.
В судебном заседании, 28.01.2009, принимали участие
от заявителя: отсутствовал,
от автономного учреждения муниципального образования Алтайского района загородного детского оздоровительного лагеря «Чайка»: ФИО2, директор, паспорт.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском районе Республики Хакасия (далее – Управление Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с автономного учреждения муниципального образования Алтайского района загородного детского оздоровительного лагеря «Чайка» (далее – учреждение) 97.893,47 руб., в том числе: 97.450,66 руб. недоимки по страховым взносам за 3 квартал 2008 года (66.144,71 руб. - недоимки на страховую часть трудовой пенсии, 31.305,95 руб. - недоимки на накопительную часть трудовой пенсии), 442,81 руб. пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам за 3 квартал 2008 года (299,28 руб. - на страховую часть, 143,53 руб. - на накопительную часть).
В судебном заседании представитель Управления Пенсионного фонда в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил сумму задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 3 квартал 2008 года, путём её уменьшения до 85.130,96 руб. (58.445,5 – на страховую часть, 26.685,46 – на накопительную часть), и заявил уточнение требования о взыскании пени, начисленных за период с 12 ноября 2008 года по 21 января 2009 года, путём его увеличения до 3.162,15 руб., (2.144,72 руб. - на страховую часть, 1.017,43 руб. - на накопительную часть).
Таким образом, общая сумма заявленных требований составила 88.293,11 руб.
Арбитражный суд, оценив данное изменение размера требования, с точки зрения его соответствия законам, иным нормативным правовым актам, пришёл к выводу о том, что оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы других лиц. В связи с этим арбитражный суд принимает указанное уменьшение размера требования в части взыскания недоимки и увеличения размера требования в части взыскания пени, начисленной на недоимку по страховым взносам, и рассматривает дело с учётом данного обстоятельства.
Представитель учреждения в судебном заседании признал сумму задолженности в полном объёме. При этом представитель учреждения заявил ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины, ссылаясь на документы, представленные в материалы дела в подтверждение тяжёлого материального положения учреждения. При этом пояснил, что дебиторская задолженность учреждения составляет боле 700.000 руб., которая сложилась в связи с неисполнением обязательств муниципальными бюджетными учреждениями.
Между тем учреждение выполняет социальный заказ муниципального образования Алтайского района по обеспечению детских садов и школ продуктами питания, поэтому не вправе погасить задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за счёт имеющихся на банковском счёте денежных средств, поступивших в виде целевых средств из бюджета.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
Автономное учреждение муниципального образования Алтайский район загородный детский оздоровительный лагерь «Чайка» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия 25 декабря 2002 года, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900538440.
Учреждение зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию – лица, производящего выплаты в пользу физических лиц (работодателя) в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском районе Республики Хакасия.
20 ноября 2008г. учреждение представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган) расчёт авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за девять месяцев 2008 года, согласно которому за 3 квартал 2008 года сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам на страховую часть пенсии составила 83.129 руб., на накопительную часть – 39.864 руб.
25 ноября 2008г. Управление Пенсионного фонда направило в адрес учреждения требование № 80 по состоянию на 25 ноября 2008г. об уплате в срок до 11 декабря 2008г. недоимки по страховым взносам организацией-страхователем за 3 квартал 2008 года и пеней в общей сумме 123.436,7 руб., в том числе: 83.129,19 руб. – страховые взносы на страховую часть пенсии, 39.864,7 руб. – страховые взносы на накопительную часть пенсии; 299,28 руб. – пени, начисленные на страховую часть, 143,53 руб. – пени, начисленные на накопительную часть.
В установленный в требовании срок учреждение уплату не произвёло, в связи с чем Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что требования Управления Пенсионного фонда подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Предприятие является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанностью страхователя согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона является, в том числе, своевременная уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона предусмотрено, что расчётным периодом по страховым взносам признаётся календарный год. Расчётный период состоит из отчётных периодов, которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчётного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчётного периода, включая текущий отчётный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчётный период.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платёж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчёте, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным, в налоговый орган.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчётный (расчётный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчётом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчёта (декларации) за отчётный (расчётный) период, либо зачёту в счёт предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
В силу статьи 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Законом.
В соответствии с пунктами 1, 2, 6, 7 статьи 6.1. Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Срок, определённый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днём считается день, который не признаётся в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, срок уплаты за 3 квартал 2008 года установлен не позднее 11.11.2008.
Статьёй 25 Федерального закона предусмотрено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьёй 25.1 настоящего Федерального закона.
В случае если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 4 статьи 25 Федерального закона).
Согласно представленным в материалы дела расчётам авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за девять месяцев 2008 года, обществом начислены страховые взносы за 3 квартал 2008 года в сумме 122.993 руб. (на страховую часть – 83.129 руб., на накопительную часть – 39.864 руб.).
Как усматривается из материалов дела и пояснений представителя Управления Пенсионного фонда, с учётом частичной уплаты страховых взносов, задолженность учреждения на момент обращения с заявлением в арбитражный суд по страховым взносам за 3 квартал 2008 года составила 85.130,96 руб., из них: 58.445,5 руб. - недоимка на страховую часть трудовой пенсии, 26.685,46 руб. - недоимка на накопительную часть трудовой пенсии.
Доказательств уплаты указанной суммы задолженности по страховым взносам учреждением не представлено.
Порядок взыскания обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также срок обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам за 3 квартал 2008 года соблюдены. На основании изложенного требование Управления Пенсионного фонда о взыскании с общества страховых взносов в сумме 85.130,96 руб. подлежит удовлетворению.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенёй. Пункт 5 статьи 26 Федерального закона устанавливает, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Управлением Пенсионного фонда предъявлены ко взысканию пени, начисленные на недоимку по страховым взносам за 3 квартал 2008 года. Согласно расчёту Управления Пенсионного фонда сумма пени составила 3.162,15 руб. (2.144,72 руб. - на страховую часть, 1.017,43 руб. - на накопительную часть).
При проверке расчёта пени арбитражным судом установлено, что заявителем правильно определён период взыскания пени, исчислено количество дней просрочки.
Таким образом, по результатам рассмотрения дела в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации подлежит взысканию с учреждения 85.130,96 руб. - недоимки по страховым взносам за 3 квартал 2008 года и соответствующие ей пени в сумме 3.162,15 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 3.148,79 руб.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в размере 3.148,79 руб. относится на учреждение.
Вместе с тем учреждение в судебном заседании заявило ходатайство о снижении размера государственной пошлины в связи с тяжёлым финансовым положением.
В соответствии со статьёй 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" в ходатайстве об уменьшении государственной пошлины должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственной пошлину в установленном размере. При этом к документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны относятся: подтверждённый налоговым органом перечень расчётных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты; подтверждённые банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счёте (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счёта (счетов) по исполнительным листам и платёжным документам. К ходатайству прилагаются документы о находящихся на счёте (счетах) денежных средствах.
Согласно справке Хакасского регионального филиала открытого акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк», дополнительный офис в с. Белый Яр, учреждение имеет на счёте остатков денежных средств в размере 2.870,31 руб. Кроме того, учреждение представило доказательства, свидетельствующие выполнение учреждением социального заказа по обеспечению детских садов и школ продуктами питания, а также акты сверок, подтверждающие задолженность бюджетных учреждений перед учреждением.
Учитывая представленные доказательства, арбитражный суд считает возможным удовлетворить ходатайство учреждения и уменьшить размер государственной пошлины до 500 руб.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176, 215, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1.Удовлетворить заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском районе Республики Хакасия.
Взыскать с автономного учреждения муниципального образования Алтайского района загородного детского оздоровительного лагеря «Чайка», с. Белый Яр, зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия 25 декабря 2002 года в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900538440, зарегистрированного по адресу: ул. Ленина, д. 37, с. Белый Яр, Алтайский район, Республика Хакасия, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 88.293,11 руб. (восемьдесят восемь тысяч двести девяносто три рубля) 11 коп ., в том числе: 85.130,96 руб. (восемьдесят пять тысяч сто тридцать рублей) - недоимки по страховым взносам за 3 квартал 2008 года (58.445,50 руб. (пятьдесят восемь тысяч четыреста сорок пять рублей) 50 коп. - недоимки на страховую часть трудовой пенсии, 26.685,46 руб. (двадцать шесть тысяч шестьсот восемьдесят пять рублей) 46 коп. - недоимки на накопительную часть трудовой пенсии), 3.162,15 руб. (три тысячи сто шестьдесят два рубля) 15 коп. - пени за период с 12 ноября 2008 года по 21 января 2009 года за просрочку уплаты страховых взносов за 3 квартал 2008 года (2.144,72 руб. (две тысячи сто сорок четыре рубля) 72 коп. - пени на страховую часть пенсии, 1.017,43 руб. (одна тысяча семнадцать рублей) 43 коп. - пени на накопительную часть пенсии).
2.Удовлетворить ходатайство автономного учреждения муниципального образования Алтайского района загородного детского оздоровительного лагеря «Чайка» и уменьшить размер государственной пошлины до 500 руб. (пятисот рублей).
Взыскать с автономного учреждения муниципального образования Алтайского района загородного детского оздоровительного лагеря «Чайка», с. Белый Яр, зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия 25 декабря 2002 года в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900538440, зарегистрированного по адресу: ул. Ленина, д. 37, с. Белый Яр, Алтайский район, Республика Хакасия, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб. (пятьсот рублей).
3. Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск). Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия И.В. Тутаркова