АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
5 сентября 2013 года Дело № А74-3731/2013
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной
рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности на основании статьи 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее – управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности на основании статьи 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом (почтовые уведомления от 17 июля 2013 года № 08678, № 08679, № 08680 и № 08681), в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия 24 апреля 2008 года, о чём в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись и выдано свидетельство серии 19 № 000729450.
На основании распоряжения главного государственного инспектора Республики Хакасия по пожарному надзору от 20 июня 2013 года № 52 и в соответствии с ежегодным планом проведения проверок на 2013 год в отношении предпринимателя проведена плановая выездная проверка по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности.
В пункте 10 распоряжения предпринимателю предложено представить сертификаты по пожарной безопасности на отделочные материалы.
Распоряжение вручено предпринимателю 1 июля 2013 года, что подтверждается распиской названного лица на сопроводительном письме № 184-2-14-14 от 28 июня 2013 года, содержащем требование о представлении заверенных копий документов, указанных в пункте 10 данного распоряжения.
В запросе от 8 июля 2013 года № 190-2-14-14 управление предложило предпринимателю представить сертификаты соответствия в области пожарной безопасности на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Данный запрос вручен предпринимателю лично 8 июля 2013 года, о чем свидетельствует его подпись.
10 июля 2013 года начальником отделения надзорной деятельности Боградского района УНД ГУ МЧС России по Республике Хакасия (главным государственным инспектором Боградского района по пожарному надзору) составлен акт проверки № 52, в котором зафиксировано непредставление сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности на продукцию российского производства, а именно:
- кабель АВВГ-П сечением 2 х 2,5 одна бухта, длина 70 метров (фотография № 5);
- кабель АВВГ-П сечением 2 х 4 одна бухта, длина 130 метров (фотография № 6);
- кабель ВВГ- Пнг сечением 2 х 1,5 одна бухта, длина 150 метров (фотография № 7);
- кабель ВВГ-П сечением 3 х 2,5 одна бухта, длина 45 метров (фотография № 8).
Акт проверки вручен предпринимателю 10 июля 2013 года, что подтверждается распиской названного лица на упомянутом документе.
10 июля 2013 года главный государственный инспектор Боградского района по пожарному надзору составил протокол об административном правонарушении № 49, в котором квалифицировал выявленные нарушения по статье 19.33 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении вручен предпринимателю 10 июля 2013 года, что подтверждается распиской названного лица на упомянутом документе. В протоколе об административном правонарушении предприниматель указал, что с нарушением согласен, в ближайшее время нарушения будут устранены.
Полагая факт правонарушения установленным, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами глав 25, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, статьёй 19.33 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения лица к административной ответственности, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия должностного лица на составление протокола об административном правонарушении по статье 19.33 КоАП РФ предусмотрены пунктом 42 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктами 1, 2, 5, 8, 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290, приказом МЧС России от 5 апреля 2012 года № 176 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», пунктом 3.11 должностной инструкции начальника территориального отдела (отделения) надзорной деятельности управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Хакасия (главного государственного инспектора города (района) Республики Хакасия по пожарному надзору).
Проверив процедуру привлечения предпринимателя к административной ответственности, арбитражный суд пришел выводу о том, что данная процедура административным органом соблюдена, права предпринимателя на участие при составлении протокола об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом. В частности, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя, права, гарантированные статьёй 25.1 КоАП РФ ему разъяснены, предприниматель в протоколе дал пояснения по обстоятельствам нарушения.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области порядка управления (осуществление государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ, является непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя, продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Субъектом данного правонарушения является продавец – предприниматель.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Контролем (надзором) за соблюдением требований технических регламентов является проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
Подтверждением соответствия признаётся документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 20 Федерального закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии либо обязательной сертификации.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Пунктами 3 и 3.1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Продукция, на которую не распространяется действие технических регламентов и которая при этом не включена ни в один из перечней, указанных выше, не подлежит обязательному подтверждению соответствия.
В пункте 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, определено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, её регистрационный номер, срок её действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, её зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) данный нормативный правовой акт определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Статьёй 141 Федерального закона № 123-ФЗ предусмотрено, что производитель электротехнической продукции обязан разработать техническую документацию, содержащую необходимую информацию для безопасного применения этой продукции.
Техническая документация на электротехническую продукцию (в том числе паспорта и технические условия) должна содержать информацию о ее пожарной опасности.
Показатели пожарной опасности электротехнической продукции должны соответствовать области применения электротехнической продукции.
Согласно части 2 статьи 142 Федерального закона № 123-ФЗ требования пожарной безопасности к электротехнической продукции устанавливаются исходя из ее конструктивных особенностей и области применения. Электротехническая продукция должна применяться в соответствии с технической документацией, определяющей ее безопасную эксплуатацию.
В соответствии с частью 3 статьи 143 Федерального закона № 123-ФЗ вероятность возникновения пожара не определяется в случае, если имеется подтверждение соответствия электротехнической продукции требованиям пожарной безопасности по стойкости к воздействию пламени, накаленных элементов, электрической дуги, нагреву в контактных соединениях и токопроводящих мостиков с учетом области применения электротехнической продукции, входящей в состав электрооборудования.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 144 Федерального закона № 123-ФЗ формой оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности является подтверждение соответствия объектов защиты (продукции).
В силу частей 3, 4 статьи 145 Федерального закона № 123-ФЗ обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.
Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции.
В Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации и подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982 во исполнение статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ, приведены лакокрасочные материалы (эмали, грунтовки антикоррозийные, олифы), кабельная продукция, линолеум, аппараты электрические (выключатели автоматические).
Таким образом, электротехническая продукция, в отношении которой Федеральный закон № 123-ФЗ устанавливает обязательность разработки технической документации, содержащей необходимую информацию для безопасного применения этой продукции, а также включённая в указанный выше Единый перечень, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности.
Статьей 149 Федерального закона № 123-ФЗ определено, что подтверждение соответствия веществ и материалов требованиям настоящего Федерального закона проводится путем декларирования их соответствия или обязательной сертификации с обязательным приложением протокола испытаний с указанием значений показателей, установленных настоящим Федеральным законом, к документам, подтверждающим соответствие веществ и материалов.
Следовательно, помимо представления сертификатов соответствия на упомянутую выше продукцию обязательному представлению подлежат протоколы испытаний с указанием значений показателей, необходимых для оценки пожарной опасности (группы распространения пламени, воспламеняемости, дымообразующей способности, токсичности).
Согласно Выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом экономической деятельности предпринимателя является розничная торговля в специализированных магазинах, одним из дополнительных видов экономической деятельности - розничная торговля строительными материалами.
Предпринимателю принадлежит на праве собственности магазин, расположенный в Республике Хакасия, <...>, литера АА1.
Как следует из материалов дела, предпринимателю вменяется нарушение, выразившееся в непредставлении сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности. Данное правонарушение квалифицировано административным органом как непредставление документов, необходимых для проведения государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Факт непредставления сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, подтверждается материалами дела: актом проверки от 10 июля 2013 года № 52, фотографиями, протоколом об административном правонарушении от 10 июля 2013 года № 49 и не оспаривается предпринимателем.
Данные доказательства подтверждают непредставление либо уклонение предпринимателя от представления документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Выявленные в ходе проверки правонарушения предпринимателем не оспариваются. В протоколе об административном правонарушении предприниматель ФИО1 указала, что с нарушениями согласна, в ближайшие сроки нарушения будут устранены.
Определением от 16 июля 2013 года о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства арбитражный суд предложил предпринимателю в срок не позднее 7 августа 2013 года представить отзыв на заявление с приложением доказательств в подтверждение доводов, доказательства отсутствия в действиях (бездействии) предпринимателя состава спорного правонарушения; документы в подтверждение наличия смягчающих ответственность обстоятельств; в срок не позднее 29 августа 2013 года - дополнительные объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
В установленные арбитражным судом в определении от 16 июля 2013 года сроки какие-либо документы, в том числе мотивированный отзыв на заявление, предпринимателем не представлены, обстоятельства рассматриваемого административного правонарушения не оспорены.
Арбитражный суд с учётом положений части 3.1 статьи 70 и части 1 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расценивает это как признание предпринимателем выявленных управлением в ходе проверки нарушений.
Таким образом, материалами дела подтверждается совершение предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 19.33 КоАП РФ.
Суд усматривает в действиях предпринимателя признаки вины в форме неосторожности, поскольку он имел реальную возможность для обеспечения исполнения соответствующей публично-правовой обязанности (реализация товаров без сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности), но не предвидел возможности наступления вредных последствий нарушения требований технического регулирования, хотя должен был и мог их предвидеть.
Арбитражный суд пришёл к выводу о том, что вина предпринимателя в совершении нарушений, события которых установлены при рассмотрении дела, подтверждена материалами дела. Обстоятельств, препятствующих выполнению предпринимателем требований технического регулирования при реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, арбитражным судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, на момент принятия арбитражным судом настоящего решения не истек.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, судом не установлено.
На основании изложенного, заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 19.33 КоАП РФ подлежит удовлетворению.
Статьёй 19.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) в размере от 40 000 рублей до 50 000 рублей.
В соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, управлением и арбитражным судом не установлены.
Учитывая названные правовые нормы, приняв во внимание характер совершённого административного правонарушения, признание предпринимателем факта совершения правонарушения, что отражено в протоколе об административном правонарушении, а также то, что вменяемое правонарушение совершено предпринимателем впервые, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, арбитражный суд полагает назначить предпринимателю административный штраф в минимальном размере, предусмотренном статьёй 19.33 КоАП РФ - 40 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206, 228, 229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить заявление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности на основании статьи 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1, с. Боград Боградского района Республики Хакасия, свидетельство от 24 апреля 2008 года серии 19 № 000729450 выдано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия, административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу.
Уплата штрафа производится по следующим реквизитам: получатель Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия (ГУ МЧС России по РХ), счёт получателя 40101810200000010001, банк получателя ГРКЦ НБ Республики Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка получателя 049514001, ИНН получателя <***>, код бюджетной классификации 177 1 16 07000 01 6000 140, код ОКАТО 95225840000.
В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу № А74-3731/2013.
Заверенную копию документа об уплате административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья И.А. Курочкина