ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-3839/2011 от 03.05.2012 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Дело № А74-3839/2011

05 мая 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 мая 2012 года.

Решение в полном объёме изготовлено 05 мая 2012 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём А.П. Веселковой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к открытому акционерному обществу «Дорожное эксплуатационное предприятие № 370» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об образовании земельного участка и о признании права государственной собственности,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казённого учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>), администрации города Абакана (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии представителей:

истца – ФИО1 на основании доверенности от 07.11.2011 № 210-180-д,

ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 02.04.2012,

третьего лица ТУФА по УГИ в РХ – ФИО3 на основании доверенности от 10.01.2012 № 0001,

третьего лица ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» - ФИО4 на основании доверенности от 16.11.2011 57,

третьего лица Управления Росреестра по РХ – ФИО5 на основании доверенности от 26.09.2011 № 16-40-42/11.

Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Дорожное эксплуатационное предприятие № 370»:

- об образовании путём раздела земельного участка, расположенного по адресу: <...> Комсомола, 31, кадастровый номер 19:01:060209:11, двух земельных участков – площадью 1108 кв.м. по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1, и площадью 12080 кв.м. по адресу: <...> Комсомола, 3;

- о признании права государственной собственности Республики Хакасия на вновь образованный земельный участок площадью 1108 кв.м. по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1, расположенный под объектом недвижимости – зданием пескобазы площадью 508,7 кв.м., инв. № 95:401:002:000000398 литера Б1.

Определениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 ноября и от 28 декабря 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, администрация города Абакана, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия.

В судебном заседании представитель истца заявил об уточнении исковых требований: просил суд образовать путём раздела земельного участка, расположенного по адресу: <...> Комсомола, 31, кадастровый номер 19:01:060209:11, два земельных участка:

-   площадью 790 кв.м для использования здания пескобазы площадью 508,7 кв.м, инв. № 95:401:002:000000398 литера Б1 по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1 с координатами для :ЗУ1;

-   площадью 12398 кв.м для эксплуатации и обслуживания производственной базы ОАО «ДЭП № 370» с координатами для :ЗУ2;

- признать право собственности Республики Хакасия на вновь образованный земельный участок площадью 790 кв.м для использования здания пескобазы, площадью 508,7 кв.м, инв. № 95:401:002:000000398, литера Б1 по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1 с координатами для :ЗУ1.

Арбитражный суд в соответствии с частью 1 и 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял заявление уточнение исковых требований, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Представитель истца пояснил, что на основании статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, расположенного под объектом недвижимости, находящимся в государственной собственности Республики Хакасия. Здание пескобазы является объектом недвижимости, право собственности Республики Хакасия на данный объект зарегистрировано в установленном порядке и никем не оспорено. Право собственности на объект возникло в 1998 году на основании акта ввода объекта в эксплуатацию.

Представитель ответчика возражал против предъявленных требований. Пояснил, на момент разграничения государственной собственности не землю на спорном земельном участке отсутствовали объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Республике Хакасия. Право собственности Республики Хакасия на здание пескобазы возникло в 2009 году, позднее, чем зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок.  Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 02 апреля 2007 года на территории комплекса Абаканского дорожного ремонтно-строительного управления, расположенного по адресу: <...> Комсомола, 31, здание пескобазы отсутствует, равно как и здание с литерой Б1. На указанном земельном участке находится пескосклад литера Г7 площадью 504 кв. м. Из технического паспорта следует, что пескосклад литера Г7 состоит из металлических столбов и рефленного железа (профлиста) и не имеет фундамента, неразрывно связанного с земельным участком.

Представитель ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» поддержал позицию истца. Пояснил, что спорный земельный участок изначально предоставлялся правопредшественнику ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия», строительство здания пескобазы осуществлялось за счёт средств республиканского бюджета, следовательно, объект является собственностью Республики Хакасия.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия возражал против заявленных требований. Пояснил, что до разграничения собственности на землю право собственности Республики Хакасия на здание пескобазы не было зарегистрировано в установленном законом порядке. После разграничения право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией. Впоследствии земельный участок передан в уставный капитал ОАО «ДЭП № 370». Считает, что принадлежащий истцу объект, обладает признаками самовольной постройки, так как земельный участок под его размещение в установленном законом порядке не предоставлялся, разрешение на строительство не выдавалось.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия указал, что истец не представил доказательства возникновения у него права собственности на земельный участок, так как на дату приобретения истцом права на здание пескобазы, земельный участок уже находился в собственности ответчика.

Администрация города Абакана, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации города Абакана.

При рассмотрении настоящего спора, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

В 1993 году государственному предприятию «Абаканское дорожное ремонтно-строительное управление» выдан государственный акт № РХ-01-001917 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1,189 га по адресу: <...> Комсомола, 31.

25 декабря 1998 года на основании государственного акта № РХ-01-001917 за государственным предприятием «Абаканское дорожное ремонтно-строительное управление» зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1,189 га по адресу: <...> Комсомола, 31.

09 октября 1998 года управлением автомобильных дорог Госкомитета транспорта и дорог (заказчик) и АО «Хакасгражданстрой» (подрядчик) подписан акт приёмки законченного строительством объекта – здания пескобазы Абаканского ДРСУ и ДРСУ-2 по адресу: <...>. Распоряжением Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 21.09.2009 № 180-56-р уточнён адрес принятого в эксплуатацию объекта: <...> Комсомола.

22 января 1999 года на основании приказа государственного комитета транспорта и дорог № 11 здание пескобазы принято на баланс и в оперативное управление Государственного комитета транспорта и дорог Республики Хакасия.

13 мая 2004 года на государственный кадастровый учёт поставлен земельный участок площадью 13188 кв.м по адресу: <...> Комсомола, 31, кадастровый номер 19:01:060209:11 (равнозначен кадастровому номеру 19:01:060209:0011), категория земель – земли населённых пунктов, разрешённое использование – для эксплуатации и обслуживания производственной базы.

12 марта 2004 года мэром города Абакана принято постановление № 393 об изъятии у Абаканского дорожного ремонтно-строительного управления «Хакавтодора» земельного участка площадью 1,189 га по адресу: <...> Комсомола, 31, признании утратившим силу государственного акта № РХ-01-001917 и о предоставлении ФГУ ДЭП № 370 земельного участка площадью 13188 кв.м, по адресу: <...> Комсомола, 31, для эксплуатации и обслуживания производственной базы.

12 марта 2004 года муниципальное образование город Абакан (арендодатель) и федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие № 370 (арендатор) заключили договор № АЮ07139 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель передаёт арендатору в аренду земельный участок общей площадью 13188 кв.м, кадастровый номер 19:01:060209:0011, категория земель – земли поселений, расположенный по адресу: <...> Комсомола, 31, для эксплуатации и обслуживания производственной базы, в границах, указанных на плане границ земельного участка. Согласно пункту 2.1. договора период аренды участка определён сторонами с 12.03.2004 по 05.03.2009. Акт приёма-передачи от 12.03.2004 подтверждает передачу земельного участка в аренду.

13 декабря 2007 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 13188 кв.м по адресу: <...> Комсомола, уч. 31, кадастровый номер 19:01:060209:0011, категория земель – земли населённых пунктов, разрешённое использование – для эксплуатации и обслуживания производственной базы, (свидетельство серии 19АА № 106020).

06 февраля 2008 года заключено соглашение о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 12.03.2004 № АЮ07139.

05 марта 2009 года заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 12.03.2004 № АЮ07139с 05.03.2009. Земельный участок передан Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия по акту приёма-передачи от 05.03.2009.

02 апреля 2007 года ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» составлен технический паспорт комплекса нежилых зданий, строений, сооружений – Абаканское дорожное ремонтно-строительное управление, расположенного по адресу: <...> Комсомола, 31, литера А,А1,А2,А3,А4,а,Б,В1,В1,В2,В3,В4,Г1,Г2,Г3,Г4,Г5,Г7,Г8. Согласно схематическому плану на месте размещения спорного объекта расположена служебная постройка - пескосклад, литера Г7. В качестве фундамента указаны металлические столбы, в качестве стен, перегородок и крыши – рифлёное железо (профнастил).

02 апреля 2008 года Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Хакасия (арендодатель), Государственное учреждение Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» (владелец), Федеральное государственное унитарное дорожное предприятие № 370 заключили договор аренды государственного имущества № 25-р, по условиям которого арендодатель и владелец передают арендатору во временное пользование имущество – пескобазу сборно-разборную, находящуюся по адресу: <...> Комсомола, 31, для использования под склад

04 июня 2009 года ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» составлен технический паспорт объекта недвижимости – пескобазы, расположенной по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1, общей площадью 508,7 кв.м, 1998 года постройки. В качестве фундамента указаны металлические столбы, в качестве стен и крыши – рифлёное железо (профнастил), металлический каркас.

24 сентября 2009 года на основании акта приёмки законченного строительством объекта от 09.10.1998 за Республикой Хакасией зарегистрировано право собственности на объект недвижимости – здание пескобазы общей площадью 508,7 кв.м, инвентарный номер 95:401:002:000000398, литера Б1, по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1 (свидетельство серии 19АА, № 202495).

09 октября 2009 года на основании распоряжения Государственного комитета по управлению государственным имуществом Республики Хакасия от 17.01.2008 № 7 за Государственным учреждением Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» зарегистрировано право оперативного управления на объект недвижимости – здание пескобазы общей площадью 508,7 кв.м, инвентарный номер 95:401:002:000000398, литера Б1, по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1 (свидетельство серии 19АА, № 220930). 

25 декабря 2009 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия утверждён передаточный акт подлежащего передаче имущественного комплекса федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия № 370, на основании которого открытому акционерному обществу «Дорожное эксплуатационное предприятие № 370» передан, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 19:01:060209:11 площадью 13188 кв.м по адресу: <...> Комсомола, 31.

20 июля 2010 года на основании передаточного акта от 25.12.2009 за открытым акционерным обществом «Дорожное эксплуатационное предприятие № 370» зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 13188 кв.м по адресу: <...> Комсомола, уч. 31, кадастровый номер 19:01:060209:0011, категория земель – земли населённых пунктов, разрешённое использование – для эксплуатации и обслуживания производственной базы, (свидетельство серии 19АА № 293684).

Согласно выписке из реестра республиканского имущества от 16.12.2011 здание пескобазы общей площадью 508,7 кв.м, по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1 относится к государственной собственности и принадлежит на праве оперативного управления ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия».

11 февраля 2011 года Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Хакасия обратился в ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 370» с письмом о рассмотрении вопроса о передаче части земельного участка площадью 1057 кв.м, расположенного под зданием пескобазы по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1, в собственность Республики Хакасия.

21 февраля 2011 года ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 370» направило в Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Хакасия предложение заключить договор аренды земельного участка площадью 508 кв.м под зданием пескобазы по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1.

В ответ на указанное обращение в письме от 23 марта 2011 года Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Хакасия сообщил о том, что здание пескобазы по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1 предоставлено на праве оперативного управления ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог», в связи с чем в соответствии со статьёй 20 Земельного кодекса Российской Федерации заключение договора аренды земельного участка невозможно. В письме также содержится просьба согласовать схему расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории М1:1000 и принять решение о разделе земельного участка для последующей передачи в собственность Республики Хакасия.

14 октября 2011 года решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-1464/2011 открытое акционерное общество «Дорожное эксплуатационное предприятие №370» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утверждена ФИО6.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, и невозможность разрешения данного спора о праве на земельный участок во внесудебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации среди предусмотренных законом способов защиты гражданских прав указывает на возможность осуществления такой защиты путём признания права.

В некоторых предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации случаях использовать данный способ защиты гражданских прав может лицо, которое на момент заявления требования о признании за ним соответствующего права этим правом не обладает. В таких случаях судебный акт о признании за истцом права становится основанием возникновения у него права в смысле статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и, следовательно, правоустанавливающим документом.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

Согласно исковому заявлению предметом иска является образование путём раздела земельного участка и признание права собственности на вновь образуемый земельный участок, основанием - нахождение спорного земельного участка под объектом собственности субъекта Российской Федерации. Правовым основанием указаны статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В силу положений пунктов 1, 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Согласно пункту 1 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Удовлетворяя иск о признании права собственности, арбитражный суд лишь подтверждает ранее возникшее право.

Исходя из предмета и основания иска и подлежащих применению норм материального права в предмет судебного исследования входит установление следующих фактов: наличие права собственности на объект недвижимости, находящийся на земельном участке, о признании права на который заявлено требование; возникновение этого права по установленным законодательством основаниям и его действительность, наличие возможности раздела земельного участка.

При установлении указанных фактов в совокупности заявленные требования подлежат удовлетворению.

Исходя из положений части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 6 статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о выборе истцом надлежащего способа защиты права.

Перечень оснований отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности определен в статье 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из пунктов 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

Статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в собственности субъектов Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такие же основания предусмотрены и в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации (статья 17 Земельного кодекса).

Как следует из существа заявленных требований, в качестве основания возникновения права собственности истца на спорный земельный участок указана статья 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса. Возникновение права собственности на спорный земельный участок истец связывает с моментом разграничения государственной собственности на землю.

Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса, введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.

Пунктами 2, 3 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, изложенные в пункте 1 той же статьи.

Истец ссылается на то, что право собственности возникло у него на часть спорного земельного участка, который расположен под объектом недвижимого имущества – зданием пескобазы, находящегося в собственности Республики Хакасия и переданного в оперативное управление Государственному учреждению Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия».   При этом право собственности на земельный участок, в том числе на спорную его часть зарегистрировано за ответчиком в результате перехода этого права от Российской Федерации.

Согласно представленным в дело документам здание пескобазы, площадью 508,7 кв.м, литера Б1, расположенное по адресу: <...> Комсомола, 31, значится в реестре республиканского имущества. Право собственности Республики Хакасия и право оперативного управления Государственного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» на указанный объект зарегистрировано в установленном порядке.

Вместе с тем материалами дела не подтверждается то обстоятельство, что здание пескобазы площадью 508,7 кв.м, литера Б1, расположенное по адресу: <...> Комсомола, 31, на момент разграничения государственной собственности на землю являлось объектом недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (пункт 2 статьи 130 ГК РФ).

Понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.

Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости.

В подтверждение довода о том, что объект, расположенный на спорном земельном участке, является объектом недвижимости, истец ссылается на акт приёмки законченного строительством объекта от 09 октября 1998 года (форма № КС-11), акт приёмки выполненных работ по законченному строительством объекту от 09 октября 1998 года (форма № 2), технический паспорт нежилого здания по состоянию на 04 июня 2009 года, свидетельство о государственной регистрации права собственности Республики Хакасия на здание пескобазы от 24 сентября 2009 года.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что данный объект на момент разграничения государственной собственности на землю не являлся объектом капитального строительства, исходя из следующего.

На момент строительства здания пескобазы и её ввода в эксплуатацию (1998 год) действовали следующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок приёмки законченных строительством объектов: Постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 (в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации) и Временное положение по приёмке законченных строительством объектов, рекомендуемое к применению письмом Госстроя России от 09.07.1993 № БЕ-19-11/13.

Из указанных нормативных правовых актов следует, что приёмка законченных строительством объектов, возведённых за счет государственных средств, осуществляется государственными приёмочными комиссиями. Акт приёмки законченного строительством объекта, составляемый в этом случае, содержит все необходимые сведения о соблюдении установленного порядка строительства.

Сведения о том, что указанное сооружение было возведено как самостоятельный объект недвижимости на земельном участке, отведённом для строительства именно такого рода объекта, в материалах дела отсутствуют.

Приёмка в эксплуатацию здания пескобазы как объекта капитального строительства созданной в установленном порядке приёмочной комиссией не осуществлялась, заключение надзорных органов относительно возможности эксплуатации сооружения как объекта капитального строительства не выдавались.

Кроме того, постановление Правительства Республики Хакасия от 31.07.1998 № 138, поименованное в акте приёмки от 09.10.1998 в качестве разрешающего строительство капитального объекта документа, в материалы дела не представлено.

Представленный истцом в материалы дела отчёт № Р 15-10 об оценке рыночной стоимости не является бесспорным доказательством того, что объект обладает признаками недвижимого имущества, так как составлялся для целей определения рыночной величины годовой ставки арендной платы нежилого здания. Письмо директора филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Хакасия от 16.01.2012 № ф-19/10 также не подтверждает данное обстоятельство, поскольку содержащийся в письме вывод о том, что здание пескобазы является объектом капитального строительства, ничем не обоснован.

Представленный в материалы дела технический паспорт комплекса объектов абаканского дорожного ремонтно-строительного управления в <...> Комсомола, 31, по состоянию на 02.04.2007 свидетельствует о том, что ранее здание пескобызы по результатам технической инвентаризации было отнесено к категории служебных построек с литерой Г7 и учитывалось как пескосклад.

Кроме того, по договору аренды государственного имущества от 02.04.2008 № 25-р истец передавал в аренду ответчику здание пескобазы как сборно-разборную металлическую конструкцию.

Проведение в отношении сооружений технического и кадастрового учета является следствием, а не причиной распространения на конкретный объект правового режима недвижимого имущества, и осуществление в отношении него технического учёта не может служить основанием автоматического признания его объектом недвижимости.

Как следует из совокупности представленных по делу доказательств (технических паспортов, фотоснимков объекта, договора аренды государственного имущества от 02.04.2008 № 25-р), спорный объект представляет собой сборную металлическую конструкцию, имеющую площадь застройки 511,2 кв.м, фундаментом для которой служат металлические столбы, которым крепятся металлический каркас и стены из рифлёного железа (профлист), крыша и ворота также изготовлены из рифлёного железа (профлист).

Впервые здание пескобазы как объект недвижимого имущества проинвентаризировано органом технической инвентаризации только в 2009 году.

Таким образом, объект «здание пескобазы» на момент разграничения государственной собственности на землю не отвечало признакам недвижимого имущества, закрепленным в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии у данного сооружения признаков недвижимого имущества на момент разграничения государственной собственности на землю, в материалы дела не представлены.

Довод истца и представителя Государственного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» о том, что под строительство здания пескобазы в установленном порядке предоставлялся земельный участок, опровергается материалами дела.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В пункте 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Разрешение на строительство пескобазы как объекта капитального строительства органом местного самоуправления – администрацией города Абакана не выдавалось.

Кроме того, объект возведён на земельном участке площадью 1,189 га по адресу: <...> Комсомола, 31, с 1993 по 2004 годы, который находился в постоянном (бессрочном) пользовании у государственного предприятия «Абаканское дорожное ремонтно-строительное управление» на основании государственного акта № РХ-01-001917.

Как полагает истец, право собственности на здание пескобазы возникло у него в октябре 1998 года с момента приёмки объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, ввод в эксплуатацию объекта осуществлялся в период действия Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации в силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Таким образом, право собственности Республики Хакасия на объект недвижимости до его государственной регистрации не возникло.

Следовательно, на момент разграничения государственной собственности на землю отсутствовали какие-либо доказательства, свидетельствующие о нахождении на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества, отнесённого иному уровню собственности.

Права на земельные участки определяются правилами, определенными Земельным кодексом, введенным в действие 30 октября 2001 года.

Основания разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «Введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а критерии распоряжения соответствующими земельными участками - статьей 3 названного Закона.

Поскольку право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 13188 кв. м, расположенный по адресу: <...> Комсомола, 31, кадастровый номер 19:01:060209:0011, зарегистрировано 13 декабря 2007 года, а право собственности Республики Хакасияна здание пескобазы, площадью 508,7 кв. м, расположенное по адресу: <...> Комсомола, 31, литера Б1, зарегистрировано 24 сентября 2009 года, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что у истца отсутствовали основании для приобретения в собственность части спорного земельного участка.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Судебные расходы истца, связанные с назначением экспертизы, составили 2 000 рублей. Денежные средства перечислены истцом на депозитный счёт Арбитражного суда Республики Хакасия по платёжному поручению от 13.02.2012 № 1761218. После получения экспертного заключения указанные денежные средства перечислены на расчётный счёт экспертного учреждения.

Государственная пошлина по делу составляет 8 000, которая в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца и не подлежит взысканию в доход федерального бюджета, поскольку истец в силу подпункта 1.1. пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении иска.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья С.М. Тропина