ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-3856/19 от 05.08.2019 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Абакан

07 августа 2019 года                                                                                    Дело № А74-3856/2019

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2019 года.

Решение в полном объёме изготовлено 07 августа 2019 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Т.В. Усольцевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление

муниципального унитарного предприятия города Абакана «Троллейбусное управление» (ИНН <***>,  ОГРН <***>)

к Республике Хакасия в лице Министерства социальной защиты Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 7 300 994 рублей 37 копеек убытков за счёт казны Республики Хакасия,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика государственного казённого учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения города Абакана» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>).

В судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия города Абакана «Троллейбусное управление» – ФИО1 на основании доверенности от 10 января 2019 года.

Муниципальное унитарное предприятие города Абакана «Троллейбусное управление» (далее – МУП «Троллейбусное управление», предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Республике Хакасия в лице Министерства социальной защиты Республики Хакасия (далее – Минсоцзащиты Хакасии, министерство) о взыскании, с учётом уменьшения заявленного размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 7 300 994 рублей 37 копеек за счёт казны Республики Хакасия.

Определением арбитражного суда от 04 апреля 2019 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения города Абакана» (далее – ГКУ РХ «УСПН Абакана», управление).

Определением арбитражного суда от 29 апреля 2019 года арбитражный суд в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвёл замену стороны ответчика - Министерство социальной защиты Республики Хакасия на Республику Хакасия в лице Министерства социальной защиты Республики Хакасия.

Определением арбитражного суда от 24 мая 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство финансов Республики Хакасия (далее – Минфин Хакасии).

Определением от 05 июля 2019 года судебное разбирательство по делу отложено на               05 августа 2019 года. Судебный акт в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

ГКУ РХ «УСПН Абакана» представило заявление, в котором просило рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя учреждения.

До заседания суда от Минфина Хакасии поступило дополнение к отзыву на исковое заявление.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 1 статьи 123, частью  3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей надлежащим образом извещённых названных лиц, участвующих в деле.      

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении, дал пояснения по обстоятельствам дела с учётом доводов дополнения к отзыву Минфина Хакасии.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие г. Абакана «Троллейбусное управление» зарегистрировано в качестве юридического лица 13 декабря 1993 года Регистрационной палатой Администрации города Абакана за регистрационным номером 1557, о чём                             07 октября 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации                          по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.  

Между управлением и предприятием заключены договоры на предоставление субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан: от 20 января 2017 года № 11.17, от                 30 июня 2017 года № 37.17, от 29 сентября 2017 года № 49.17, от 04 декабря 2017 года                    № 56.17, от 26 декабря 2017 года№ 63.17, от 31 декабря 2017 года № 18.18, от 18 июня 2018 года № 35.18 (с учётом дополнительных соглашений от 04 декабря 2018 года № 1, от                  24 декабря 2018 года № 2, от 29 декабря 2018 года № 3).

Названные договоры заключены сторонами в целях реализации Законов Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года № 84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», от 11 ноября 2004 года № 85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», от 02 октября 2008 года № 43-ЗРХ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия», от 30 сентября 2011 года № 72-ЗРХ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования», от 21 февраля 2014 года № 15-ЗРХ «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, вышедших на трудовую пенсию по старости, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки населения», постановления Правительства Республики Хакасия от 15 мая 2011 года № 62 «Об утверждении Порядка предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия».

Предметом договоров является определение порядка взаимодействия сторон                            по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в части оказания услуг по перевозке льготных категорий граждан в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, на городских троллейбусных маршрутах общего пользования № 1, № 3, № 4, № 5, № 7, № 8 в 2017 - 2018 годах.

В рамках названных договоров предприятие приняло на себя обязательства в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2018 года оказывать услуги по перевозке граждан, имеющих льготу, а управление обязалось по мере его финансирования министерством предоставлять предприятию субсидию за льготную перевозку граждан. Сумма договоров составила:

20 января 2017 года № 11.17 – 9 514 042 рубля,

30 июня 2017 года № 37.17 – 4 757 201 рубль 56 копеек,

29 сентября 2017 года № 49.17 – 1 585 613 рублей 37 копеек,

04 декабря 2017 года № 56.17 – 62 194 рубля 82 копейки,

26 декабря 2017 года № 63.17 – 3 109 031 рубль 18 копеек,

31 декабря 2017 года № 18.18 – 9 514 042 рубля,

18 июня 2018 года №35.18 с учетом дополнительных соглашений № 1, 2, 3 к договору – 11 054 240 рублей 70 копеек.

Во исполнение названных выше договоров из бюджета Республики Хакасия управление перечислило предприятию указанные суммы в полном объёме, что подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Полагая, что указанная сумма не в полном объёме компенсировала провозную плату, недополученную от граждан, воспользовавшихся льготами при проезде на троллейбусных маршрутах, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним                  из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

Согласно положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счёт средств соответствующего бюджета.

Пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ                                 «О государственной социальной помощи» оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счёт средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счёт средств Российской Федерации.

Законами Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года № 84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия»,                                       от 11 ноября 2004 года № 85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц                      и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», от 02 октября 2008 года                          № 43-ЗРХ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия»,                   от 30 сентября 2011 года № 72-ЗРХ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования», от 21 февраля 2014 года                  № 15-ЗРХ «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, вышедших на страховую пенсию по старости, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки населения» отдельным категориям граждан предоставлено право на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), а также право на льготный проезд в общественном транспорте со скидкой 50% от стоимости проезда. Предоставление указанных льгот осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.

Из материалов дела следует, что в целях реализации названных выше нормативных правовых актов Республики Хакасия между управлением и предприятием заключены договоры на предоставление субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан, от                20 января 2017 года № 11.17, от 30 июня 2017 года № 37.17, от 29 сентября 2017 года                     № 49.17,от 04 декабря 2017 года № 56.17 от 26 декабря 2017 года № 63.17, от 31 декабря 2017 года № 18.18, от 18 июня 2018 года № 35.18 (с учетом дополнительных соглашений от 04 декабря 2018 года № 1, от 24 декабря 2018 года № 2, от 29 декабря 2018 года № 3).

В соответствии с условиями договора предприятие обязалось оказать услуги                         по перевозке льготных категорий граждан, а управление - предоставить субсидию по мере его финансирования министерством. В рамках указанного договора из бюджета Республики Хакасия управление перечислило предприятию за перевозку льготных категорий граждан за спорный период субсидию в общей сумме 39 596 365 рублей 63 копейки, исходя из тарифа за одну поездку в 2017-2018 годах в размере 16 рублей при льготе 100% и 8 рублей при льготе 50%.

При обращении с настоящим иском истец представил в материалы дела сведения                     о количестве перевезённых пассажиров, суммах провозной платы и субсидий из бюджета Республики Хакасия за спорный период (по данным движений билетной продукции). Согласно представленным сведениям и данным бланков движения билетной продукции предприятием оказаны услуги по перевозке граждан льготных категорий:

- за период с 01 января по 30 июня 2017 года 780 517 граждан, в том числе: 154 376 граждан, пользующихся льготой 50 % (стоимость проезда составила 8 рублей), и 626 141 гражданина, пользующихся правом бесплатного проезда;

- за период с 01 июля по 30 сентября 2017 года 394 820 гражданин, в том числе: 81 230 граждан, пользующихся льготой 50 % (стоимость проезда составила 8 рублей), и 313 590 граждан, пользующихся правом бесплатного проезда;

- за период с 01 октября по 31 октября 2017 года 152 608 граждан, в том числе: 30 836 гражданина, пользующихся льготой 50 % (стоимость проезда составила 8 рублей), и 121 772 граждан, пользующихся правом бесплатного проезда;

- за период с 01 ноября по 30 ноября 2017 года – 152 608 граждан, в том числе: 30836 граждан, пользующихся льготой 50 % (стоимость проезда составила 8 рублей), и 121772 гражданина, пользующихся правом бесплатного проезда;

- за период с 01 декабря по 31 декабря 2017 года – 141 129 граждан, в том числе: 30216 граждан, пользующихся льготой 50 % (стоимость проезда составила 8 рублей), и 110 913 граждан, пользующихся правом бесплатного проезда;

- за период с 01 января по 30 июня 2018 года – 790 883 гражданина, в том числе: 172 525 граждан, пользующихся льготой 50 % (стоимость проезда составила 8 рублей), и 618358 гражданина, пользующихся правом бесплатного проезда;

- за период с 01 июля по 31 декабря 2018 года – 880 688 граждан, в том числе: 207 029 граждан, пользующихся льготой 50 % (стоимость проезда составила 8 рублей), и 673 659 граждан, пользующихся правом бесплатного проезда.

Как следует из пояснений истца и материалов дела, учёт количества поездок пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, основан на учёте документов строгой отчётности в виде номерных рулонных билетов. Первоначально учёт билетной продукции осуществляется кондуктором, который движение билетной продукции за смену отражает в билетно-учётном листе. Информация из обработанных билетно-учётных листов отражается в бланках движения билетной продукции.

Арбитражным судом установлено, что указанные обстоятельства исполнения договоров соответствует условиям пункту 2.3.1 данных договоров, согласно которому предприятие оказывает услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, по проездным документам утверждённого образца пассажирскими транспортными средствами (троллейбусами) по городским маршрутам регулируемых перевозок, осуществляемых городским наземным электрическим транспортом общего пользования по регулируемым тарифам, и графикам движения транспортных средств (расписаниям), утверждённым Администрацией горда Абакана, с выдачей гражданам льготных категорий проездных документов (билетов) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Доказательств несоблюдения истцом указанных условий договоров ни ответчик,                  ни третье лицо в материалы дела не представили, между тем в силу пунктов 2.1.1 договоров, управление обязано осуществлять контроль над выполнением условий настоящего договора предприятием. 

Из представленных истцом бланков движения билетной продукции за каждый                 месяц 2017 - 2018 годов следует, что стоимость перевозки льготных категорий граждан составила:

- за период с 01 января по 30 июня 2017 года, исходя из тарифа 16 рублей – 10 018 256 рублей (626 141 пассажир льготных категорий х 16 рублей), исходя из тарифа 8 рублей – 1 235 008 рублей (154 376 пассажиров льготных категорий х 8 рублей);

- за период с 01 июля по 30 сентября 2017 года, исходя из тарифа 16 рублей – 5 017 440 рублей (313 590 пассажиров х 16 рублей), исходя из тарифа 8 рублей – 649 840 рублей (81 230 пассажиров х 8 рублей);

- за период с 01 октября по 31 октября 2017 года, исходя из тарифа 16 рублей – 1 948 352 рублей (121 772 пассажира х 16 рублей), исходя из тарифа 8 рублей – 246 688 рублей (30 836 пассажиров х 8 рублей);

 - за период с 1 ноября по 30 ноября 2017 года, исходя из тарифа 16 рублей – 1 813 104 рубля (113 319 пассажиров х 16 рублей), исходя из тарифа 8 рублей – 243 632 рубля (30454 пассажира х 8 рублей)

- за период с 01 декабря по 31 декабря 2017 года, исходя из тарифа 16 рублей, 1 774 608 рублей (110 913 пассажиров х 16 рублей), исходя из тарифа 8 рублей – 241 728 рублей (30 216 пассажиров х 8 рублей);

- за период с 01 января по 30 июня 2018 года, исходя из тарифа 16 рублей, 9 893 728 рублей (618 358 пассажиров х 16 рублей), исходя из тарифа 8 рублей – 1 380 200 рублей (172525 пассажиров х 8 рублей);

- за период с 1 июля по 31 декабря 2018 года, исходя из тарифа 16 рублей, 10 778 544 рубля (673 659 пассажиров х 16 рублей), исходя из тарифа 8 рублей – 1 656 232 рублей (207 029 пассажиров х 8 рублей).

Во исполнение договоров предприятию перечислено: 9 514 042 рубля за период январь – июнь 2017 года; 1 585 613 рублей 37 копеек за период июль – сентябрь 2017 года;                                3 171 226 рублей за период ноябрь – декабрь 2017 года; 9 514 042 рубля за период январь – июнь 2018 года; 11 054 240 рублей 70 копеек за период с июль – декабрь 2018 года. Таким образом, сумма невозмещённых расходов предприятия за оказанные услуги по перевозке льготных категорий граждан составила:

- за январь – июнь 2017 года 1 739 222 рубля = (11 253 264 рубля – 9 514 042 рубля);

- за июль – сентябрь 2017 года 910 078 рублей 44 копейки (5 667 280 рублей – 4 757 201 рубль 56 копеек);

- за октябрь 2017 года 609 426 рублей 63 копейки (2 195 040 рублей – 1 585 613 рублей 37 копеек);

- за ноябрь – декабрь 2017 года 901 846 рублей (4 073 072 – 3 109 031 рубль 18 копеек – 62 194 рубля 82 копейки);

- за январь – июнь 2018 года 1 759 886 рублей (11 273 928 рублей – 9 514 042 рубля);

- за июль – декабрь 2018 года 1 380 535 рублей 30 копеек (12 434 776 рублей – 11 054 240 рублей 70 копеек).

Учитывая изложенное, арбитражный суд признаёт представленный истцом расчёт убытков обоснованным.

Как следует из пояснений представителя ответчика и управления, каких-либо возражений относительно арифметических данных, использованных истцом в расчёте, не имеется. Документы, представленные истцом в обоснование расчёта убытков (бланки движения билетной продукции), ответчиком исследованы, каких-либо вопросов, замечаний к указанным документам не возникло. Согласно пояснениям ГКУ РХ «УСПН г. Абакана» управлением проведена выборочная проверка представленных предприятием сведений, по результатам которой расхождений с информацией, имеющейся в управлении, не выявлено.

Факт выплаты денежных средств в указанных суммах сторонами и третьими лицами не оспаривается.

Арбитражный суд отмечает, что по смыслу пункта 2 статьи 15, пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации под потерями истца при льготном обеспечении граждан (убытками перевозчика) следует понимать стоимость проезда,                        не полученную перевозчиком от льготной категории граждан, а именно – 16 рублей при реализации права пассажира на бесплатный проезд и 8 рублей – в случае оплаты проезда с        50 % скидкой от установленного тарифа. Соответственно, при применении расчётного метода данные бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках при исчислении размера убытков не участвуют.

В этой связи довод Минфина Хакасии о том, что в качестве доказательств о понесённых предприятием убытков истец должен предоставить бухгалтерскую отчётность (бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках), подлежит отклонению как необоснованный.

Исходя из анализа указанных норм права, в предмет доказывания по данному делу входят: факт оказания истцом транспортных услуг по льготной перевозке граждан; стоимость оказанных услуг; размер расходов истца; факт и размер их возмещения.

Все указанные обстоятельства истцом доказаны, ответчиком не опровергнуты.

Арбитражный суд отклоняет как необоснованный довод ответчика и третьего лица               об отсутствии оснований для удовлетворения иска ввиду того, что оплата расходов предприятия на перевозку льготных категорий граждан в соответствии с условиями договоров за 2017 – 2018 годы произведена в полном объёме.

Республика Хакасия, установив указанными выше нормативными правовыми актами определённым категориям граждан льготы в виде бесплатного проезда либо 50%                         от стоимости проезда, приняла на себя обязательства полного возмещения расходов                       по предоставлению этих льгот за счёт средств республиканского бюджета.

Таким образом, компенсация расходов, понесённых истцом, оказывающим услуги льготным категориям пассажиров, предусмотрена нормативными правовыми актами Республики Хакасия, поэтому обязанность надлежащего ответчика компенсировать эти расходы возникла из названных актов, а не из договорных правоотношений сторон. Следовательно, наличие либо отсутствие договорных правоотношений не влияет на право транспортной организации требовать возмещения понесённых расходов в полном объёме.

Арбитражный суд отклоняет довод ГКУ РХ «УСПН г. Абакана» о том, что при определении размера предоставляемой субсидии на перевозку льготных категорий пассажиров стороны руководствовались Порядком предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия, утверждённым постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2011 года № 62. Согласно пункту 9 названного Порядка объём субсидии, предоставляемой перевозчикам за льготную перевозку граждан на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования городских и внутрирайонных маршрутов общего пользования, определяется как произведение среднего количества перевезённых льготников в месяц на установленный тариф за перевозку пассажиров и количество месяцев, за которые рассчитывается объём субсидии. Среднее количество перевезённых льготников исчисляется по данным обследования пассажиропотока, проводимого в порядке и сроки, установленные Министерством социальной защиты Республики Хакасия.

Расходы истца, понесённые в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате проезда на основании нормативных правовых актов, при отсутствии их компенсации являются убытками, которые подлежат возмещению в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Определение субъектом Российской Федерации порядка предоставления субсидии, при условии, что недополученная провозная плата не покрыта                     в полном объёме при предоставлении таких субсидий, не исключает право заинтересованного лица компенсировать недополученную провозную плату                                     из соответствующего бюджета. При этом такое право не поставлено в зависимость                         от исполнения перевозчиком каких-либо условий. Кроме того, поскольку спорные договоры о предоставлении субсидии заключаются на будущий период, то среднее количество пассажиров не может учитывать весь объём пассажиропотока, фактически сложившийся за данный период.

Необходимость представления истцом справок и выставления счетов-фактур на сумму оказанных услуг обусловлена договорами на предоставление субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан. Предоставление указанных документов является обязательным для целей получения субсидии. В рамках исполнения договоров соответствующие документы представлены истцом в полном объёме, данный факт ни третьими лицами, ни ответчиком не оспаривается.

В свою очередь, необходимость предоставления истцом справок и счетов-фактур                    на сумму убытков (фактической разницы), условиями договора не предусмотрена. Правовые нормы, обязывающие истца представить такие документы управлению и арбитражному суду, ответчик не привёл. Претензионный порядок истцом соблюдён.

При исследовании спорных договоров арбитражным судом установлено, что у предприятия фактически отсутствует право отказать в перевозке льготным категориям граждан в случае, когда превышен установленный ежемесячный лимит перевозок льготников, также как и право прекратить перевозки при отсутствии финансирования                 из республиканского бюджета. При таких обстоятельствах критерии предпринимательской деятельности (действие истца на свой страх и риск) арбитражный суд полагает неприменимыми.

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причинённые юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счёт соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Учитывая, что установленные Законами Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года               № 84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», от 11 ноября 2004 года № 85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», от 2 октября 2008 года № 43-ЗРХ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия», от 30 сентября 2011 года № 72-ЗРХ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования», от 21 февраля 2014 года № 15-ЗРХ «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, вышедших на трудовую пенсию по старости, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки населения» меры социальной поддержки отнесены к расходным обязательствам Республики Хакасия, требования истца о возмещении убытков, связанных с предоставлением льготной категории граждан по льготным ценам или бесплатно услуг, подлежат удовлетворению за счёт казны Республики Хакасия.

Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде                       от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями                             и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2016 года № 656 утверждено Положение о Министерстве социальной защиты Республики Хакасия.

Пунктом 2.1.3.1 названного Положения установлено, что министерство при реализации возложенных на него функций осуществляет, в том числе функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия.

В пункте 2.1.3.26 Положения определено, что министерство осуществляет социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальную поддержку ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также льгот по оплате услуг связи.

Арбитражный суд отмечает, что постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 года № 177 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Хакасия, в пункте 3 которого вышеназванное Положение о Министерстве социальной защиты Республики Хакасия признано утратившим силу.

Вместе с тем согласно пункту 4 постановления Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 года № 177 оно вступает в силу с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о переименовании Министерства социальной защиты Республики Хакасия.

На дату принятия настоящего решения запись о переименовании Министерства социальной защиты Республики Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц не внесена.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Хакасия от 23 декабря 2016 года № 121-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (приложение № 8 «Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Хакасия                   на 2017 год»), Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2017 года № 104-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (приложение № 8 «Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2018 год»), Минсоцзащиты Хакасии является главным распорядителем средств республиканского бюджета по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний                      не исполнил возложенные на него обязанности. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счёт казны соответствующего публично-правового образования.

Поскольку обязательства по предоставлению льгот гражданам установлены нормативными актами законодательной и исполнительной власти Республики Хакасия, главным распорядителем средств республиканского бюджета на реализацию мер социальной поддержки является Минсоцзащиты Хакасии, невозмещенные расходы истца в связи с предоставлением льгот (убытки) в сумме 7 300 994 рубля 37 копеек подлежат взысканию с Республике Хакасия в лице Минсоцзащиты Хакасии за счёт казны Республики Хакасия.

С учётом изложенного исковые требования предприятия подлежат удовлетворению в полном объёме.

Государственная пошлина по делу составляет 59 505 рублей, уплачена истцом в размере 59 816 рублей платёжным поручением от 26 марта 2019 года № 509, следовательно, в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика в размере 59 505 рублей, 311 рублей подлежит возврату предприятию из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить исковые требования муниципального унитарного предприятия                    г. Абакана «Троллейбусное управление».

Взыскать с Республики Хакасия в лице Министерства социальной защиты Республики Хакасия за счёт казны Республики Хакасия в пользу муниципального унитарного предприятия г. Абакана «Троллейбусное управление» 7 300 994 (семь миллионов триста тридцать пять тысяч пятьсот двадцать пять) рублей 37 копеек убытков, а также 59 505 (пятьдесят девять тысяч пятьсот пять) рублей расходов по государственной пошлине, уплаченной платёжным поручением от 26 марта 2019 года № 509.

2. Возвратить муниципальному унитарному предприятию г. Абакана «Троллейбусное управление» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 311 (триста одиннадцать) рублей, излишне уплаченную по платёжному поручению от 26 марта 2019 года №509. 

Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                             О.Е. Корякина