ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-3966/13 от 19.09.2013 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан                                                                                                      

19 сентября 2013 года                                                                                   Дело № А74-3966/2013

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной,

рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия               (ИНН 1902018760, ОГРН 1041902100019)

к Государственному бюджетному учреждению Республики Хакасия «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» (ИНН 1902004453, ОГРН 1021900676236)

о взыскании пени в сумме 27 348 руб. 70 коп.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (далее – налоговый орган, инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением                    о взыскании с государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» (далее – Учреждение)  27 348 руб. 70 коп. пени за несвоевременную уплату земельного налога               за 2009, 2010, 2011 годы (за период с 01.12.2012 по 31.12.2012).

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу       и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом (почтовое уведомление № 11025, расписка уполномоченного представителя от 25.07.2013,               в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.

Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощённого производства                        в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган представил почтовое уведомление № 07870 в подтверждение вручения копии заявления Учреждению, копию выписки из карточки расчета с бюджетом.

Учреждение отзыв на заявление в арбитражный суд не направило.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Исследовав изложенные в представленных заявителем документах пояснения                    и  доводы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение             для дела.

Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» зарегистрировано 09.07.1997 в качестве юридического лица Администрацией г. Саяногорска (регистрационный № 624), о чём 30.12.2002 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации            по налогам и сборам № 2 по Республике Хакасия внесена запись в ЕГРЮЛ.

Учреждение состоит на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия.

01.02.2010 Учреждением представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2009 год. В налоговой декларации отражён земельный участок с кадастровым номером 19:03:040203:71, актуальной кадастровой стоимостью 106 935 272 руб., по которому применена налоговая ставка 1,5% и заявлена льгота по коду 3022400 «Льготы по земельному налогу в виде освобождения от налогообложения», сумма исчисленного налога отсутствует.

20.07.2012 Учреждение представило в налоговый орган уточнённую налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год, в которой отражён земельный участок            с кадастровым номером 19:03:040203:71, актуальной кадастровой стоимостью                 106 935 272 руб., по которому применена налоговая ставка 1% и заявлена льгота по коду 3022400 «Льготы по земельному налогу в виде освобождения от  налогообложения», сумма исчисленного налога отсутствует.

24.07.2012 налоговый орган направил в адрес Учреждения сообщение № 10-09В/10309 с требованием о представлении письменных пояснений относительно оснований применения льготы, а также представлении уточнённой налоговой декларации по земельному налогу                за 2009 год с исчислением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Сообщение получено Учреждением 01.08.2012.

24.07.2012 налоговый орган направил Учреждению требование № 3893                                о представлении документов для подтверждения применения заявленной льготы                           по земельному налогу, в соответствии с решением Саяногорского Совета депутатов                    от 16.11.2005 № 102 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования г. Саяногорск», а именно, документов, подтверждающих финансирование           из бюджета муниципального образования город Саяногорск. Требование получено налогоплательщиком 01.08.2012.

Письмом от 03.08.2012 № 24-02 Учреждение сообщило налоговому органу о том, что документы, подтверждающие финансирование из бюджета муниципального образования города Саяногорск за 2009 год, предоставить не может в связи с фактическим финансированием из бюджета Республики Хакасия.

09.08.2012 налоговый орган направил в адрес Учреждения письмо № 10-46в/14704                с приглашением явиться 22.08.2012 для подписания акта камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год. Указанное письмо получено Учреждением 20.08.2012.

 По результатам проверки налоговым органом в присутствии уполномоченного представителя Учреждения составлен акт камеральной налоговой проверки от 22.08.2012             № 18059, в котором зафиксирована неуплата (неполная уплата, не перечисление в бюджет) земельного налога в сумме 1 069 353 руб. Копия указанного акта вручена представителю налогоплательщика 22.08.2012.

Уведомлением от 29.08.2012 № 10-46В/15929 Учреждение приглашено                                  на рассмотрение материалов налоговой проверки на 13.09.2012 на 15 час. 00 мин.,                        на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по результатам рассмотрения  -  на 25.09.2012 на 15 час. 00 мин. Указанное уведомление получено Учреждением 05.09.2012 (почтовое уведомление №12107).

25.09.2012 в отсутствие налогоплательщика, надлежащим образом извещённого                     о времени и месте рассмотрения материалов проверки, заместителем начальника налогового органа рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки и принято решение                   № 22450 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно выводам, изложенным в данном решении, налоговым органом установлено, что Учреждением неправомерно заявлена льгота по земельному налогу за 2009 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:03:040203:71, актуальной кадастровой стоимостью 106 935 272 руб., в связи с чем занижена сумма налога, подлежащая уплате             в бюджет, в сумме 1 069 353 руб. (106 935 272 руб.*1%*1).

Указанным решением Учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации                 (с учётом положений статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации), в виде штрафа в размере 42 774 руб. 12 коп., а также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог (по сроку уплаты 01.03.2010) в сумме 1 069 353 руб. и пени в сумме 268 327 руб. 40 коп. Копия решения получена Учреждением 02.10.2012.

Не согласившись с решением налогового органа № 22450, Учреждение обратилось                в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 02.11.2012 № 207 решение налогового органа от 25.09.2012 № 22450 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения – без удовлетворения.

28.01.2011 Учреждением представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год. В налоговой декларации отражён земельный участок с кадастровым номером 19:03:040203:71, актуальной кадастровой стоимостью 106 935 272 руб., по которому применена налоговая ставка 1,5% и заявлена льгота по коду 3022400 «Льготы по земельному налогу в виде освобождения от  налогообложения», сумма исчисленного налога отсутствует.

23.05.2012 Учреждение представило в налоговый орган уточнённую налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, в которой отражён земельный участок                    с кадастровым номером 19:03:040203:71, актуальной кадастровой стоимостью 106 935 272 руб., по которому применена налоговая ставка 1% и заявлена льгота по коду 3022400 «Льготы по земельному налогу в виде освобождения от  налогообложения», сумма исчисленного налога отсутствует.

17.06.2012 налоговый орган направил в адрес Учреждения сообщение № 10-09В/10010 с требованием о представлении письменных пояснений относительно оснований применения льготы, а также представлении уточнённой налоговой декларации по земельному налогу                за 2010 год с исчислением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Сообщение получено Учреждением 29.06.2012.

24.07.2012 налоговый орган направил Учреждению требование № 3891                                    о представлении документов для подтверждения применения заявленной льготы                       по земельному налогу, в соответствии с решением Саяногорского Совета депутатов                       от 16.11.2005 № 102 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования г. Саяногорск», а именно, документов, подтверждающих финансирование            из бюджета муниципального образования город Саяногорск. Требование получено налогоплательщиком 01.08.2012.

Письмом от 03.08.2012 № 25-02 Учреждение сообщило налоговому органу о том, что документы, подтверждающие финансирование из бюджета муниципального образования города Саяногорск за 2010 год, предоставить не может в связи с фактическим финансированием учреждения из бюджета Республики Хакасия.

06.08.2012 налоговый орган направил в адрес Учреждения письмо № 10-46в/14635                 с приглашением явиться 22.08.2012 для подписания акта камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год. Указанное письмо получено Учреждением 20.08.2012.

 По результатам проверки налоговым органом в присутствии уполномоченного представителя Учреждения составлен акт камеральной налоговой проверки от 22.08.2012             № 18058, в котором зафиксирована неуплата (неполная уплата, не перечисление в бюджет) земельного налога в сумме 1 069 353 руб. Копия указанного акта вручена представителю налогоплательщика 22.08.2012.

Уведомлением от 29.08.2012 № 10-46В/15930 Учреждение приглашено                                    на рассмотрение материалов налоговой проверки на 13.09.2012 на 15 час. 00 мин.,                       на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по результатам рассмотрения  -  на 25.09.2012 на 15 час. 00 мин. Указанное уведомление получено Учреждением 05.09.2012 (почтовое уведомление №12107).

25.09.2012 в отсутствие налогоплательщика, надлежащим образом извещённого                    о времени и месте рассмотрения материалов проверки, заместителем начальника налогового органа рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки и принято решение                   № 22452 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно выводам, изложенным в данном решении, налоговым органом установлено, что Учреждением неправомерно заявлена льгота по земельному налогу за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:03:040203:71, актуальной кадастровой стоимостью 106 935 272 руб., в связи с чем занижена сумма налога, подлежащая уплате                 в бюджет, в сумме 1 069 353 руб. (106 935 272 руб.*1%*1).

Указанным решением Учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации                 (с учётом положений статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации), в виде штрафа в размере 42 774 руб. 12 коп.,  а также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог (по сроку уплаты 01.03.2011) в сумме 1 069 353 руб. и пени в сумме 165 901 руб. 21 коп. Копия решения получена Учреждением 02.10.2012.

Не согласившись с решением налогового органа № 22452, Учреждение обратилось                     в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 02.11.2012 № 208 решение налогового органа от 25.09.2012 № 22452 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения – без удовлетворения.

31.01.2012 Учреждением представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год. В налоговой декларации отражён земельный участок с кадастровым номером 19:03:040203:71, актуальной кадастровой стоимостью 106 935 272 руб., по которому применена налоговая ставка 1,5% и заявлена льгота по коду 3022400 «Льготы по земельному налогу в виде освобождения от  налогообложения», сумма исчисленного налога отсутствует.

23.05.2012 Учреждение представило в налоговый орган уточнённую налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, в которой отражён земельный участок              с кадастровым номером 19:03:040203:71, актуальной кадастровой стоимостью 106 935 272 руб., по которому применена налоговая ставка 1% и заявлена льгота по коду 3022400 «Льготы по земельному налогу в виде освобождения от  налогообложения», сумма исчисленного налога отсутствует.

24.05.2012 налоговый орган направил в адрес Учреждения сообщение № 10-09В/9530                с требованием о представлении письменных пояснений относительно оснований применения льготы, а также представлении уточнённой налоговой декларации по земельному налогу                  за 2011 год с исчислением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Сообщение получено Учреждением 28.05.2012.

24.07.2012 налоговый орган направил Учреждению требование № 3892                             о представлении документов для подтверждения применения заявленной льготы                       по земельному налогу, в соответствии с решением Саяногорского Совета депутатов                       от 16.11.2005 № 102 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования г. Саяногорск», а именно, документов, подтверждающих финансирование                 из бюджета муниципального образования город Саяногорск. Требование получено налогоплательщиком 01.08.2012.

Письмом от 03.08.2012 № 26-02 Учреждение сообщило налоговому органу о том, что документы, подтверждающие финансирование из бюджета муниципального образования города Саяногорск за 2011 год, предоставить не может в связи с фактическим финансированием из бюджета Республики Хакасия.

06.08.2012 налоговый орган направил в адрес Учреждения письмо № 10-46в/14636                с приглашением явиться 22.08.2012 для подписания акта камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год. Указанное письмо получено Учреждением 20.08.2012.

 По результатам проверки налоговым органом в присутствии уполномоченного представителя Учреждения составлен акт камеральной налоговой проверки от 22.08.2012             № 18024, в котором зафиксирована неуплата (неполная уплата, не перечисление в бюджет) земельного налога в сумме 1 069 353 руб. Копия указанного акта вручена представителю налогоплательщика 22.08.2012.

24.08.2012 Учреждение представило в налоговый орган возражения на акт камеральной налоговой проверки.

Уведомлением от 29.08.2012 № 10-46В/15931 Учреждение приглашено                                     на рассмотрение материалов налоговой проверки на 13.09.2012 на 15 час. 00 мин.,                           на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по результатам рассмотрения  -  на 25.09.2012 на 15 час. 00 мин. Указанное уведомление получено Учреждением 05.09.2012 (почтовое уведомление №12107).

25.09.2012 в отсутствие налогоплательщика, надлежащим образом извещённого                         о времени и месте рассмотрения материалов проверки, заместителем начальника налогового органа рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки и принято решение                   № 22455 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно выводам, изложенным в данном решении, налоговым органом установлено, что Учреждением неправомерно заявлена льгота по земельному налогу за 2011 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:03:040203:71, актуальной кадастровой стоимостью 106 935 272 руб., в связи с чем занижена сумма налога, подлежащая уплате                  в бюджет, в сумме 1 069 353 руб. (106 935 272 руб.*1%*1).

Указанным решением Учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (с учётом положений статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации) в виде штрафа в размере 42 774 руб. 12 коп.,  а также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог (по сроку уплаты 01.03.2012) в сумме 1 069 353 руб. и пени в сумме 59 420 руб. 38 коп. Копия решения получена Учреждением 02.10.2012.

Не согласившись с решением налогового органа № 22455, Учреждение обратилось            в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 02.11.2012 № 209 решение налогового органа от 25.09.2012 № 22455 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения – без удовлетворения.

В связи с несвоевременной уплатой недоимки по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 годы налоговый орган выставил Учреждению требование № 8 по состоянию                           на 18.01.2013, которым предложил уплатить пени в сумме 27 348 руб. 74 коп.

Указанное требование направлено Учреждению заказным письмом, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 25.01.2013.

Неуплата Учреждением спорной суммы пени по требованию № 8 в установленный срок послужила основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.

Дело рассматривается арбитражным судом в порядке упрощённого производства, предусмотренного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон после истечения сроков, установленных для представления доказательств и иных документов, с особенностями, установленными главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив приведённые инспекцией в заявлении доводы, а также представленные                      в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размера взыскиваемой суммы.

Абзацем 4 пункта 2, пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание недоимки, пеней, штрафов с организации, которой открыт лицевой счёт, производится в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации лицевые счета это счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством; лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-рации, выраженной в пункте 1 Постановления от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвёртым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, взыскание недоимок, пеней и штрафов с бюджетных учреждений может производиться только с учётом особенностей, установленных бюджетным законодательством, согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обращение взыскания на денежные средства бюджетов Российской Федерации возможно только на основании судебного акта.

Арбитражным судом установлено, что Учреждение является организацией, финансируемой из бюджета.

Учитывая изложенное, налоговый орган обоснованно обратился в арбитражный суд             за взысканием пени. Процедура проведения проверки, взыскания задолженности, а также срок обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением налоговым органом соблюдены, требования статей 45, 69, 70, 88, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации выполнены.

Как следует из заявления и выписки их карточки расчета с бюджетом Учреждением           до обращения налогового органа в суд недоимка по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 годы в общей сумме 3 208 059 руб. погашена в добровольном порядке 30.05.2013, то есть                          с нарушением сроков ее уплаты (01.03.2010, 01.03.2011, 01.03.2012 соответственно).

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налога и сбора обеспечивается пенями.

В силу пунктами 3,4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется                        в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Арбитражный суд исследовал представленный заявителем расчёт пени и установил, что пени в сумме 27 348 руб. 70 коп. начислены за период с 01 по 31 декабря 2012 года на недоимку по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 годы по сроку уплаты 01.03.2010, 01.03.2011 и 01.03.2012 соответственно. Пени начислены с учётом установленных законом сроков уплаты налога, периода просрочки и ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации. Арбитражный суд признал расчёт пени верным.

Факт неуплаты спорной суммы пени подтверждается представленной заявителем                        в материалы дела выпиской их карточки расчета с бюджетом.

Учреждение каких-либо возражений по существу заявленных требований, доказательств уплаты взыскиваемой суммы  арбитражному суду не представило, расчёт пени не оспорило, следовательно, требование считается признанным налогоплательщиком, исходя из норм части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и факта надлежащего извещения о начавшемся судебном процессе.

При таких обстоятельствах требование налогового органа является обоснованным                       и подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина по делу в силу подпункта 1 пункта 1 статьи                    333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 2 000 руб. и в соответствии           со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится          на Учреждение.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216, 228, 229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Удовлетворить заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»,                 г. Саяногорск, зарегистрированного в качестве юридического лица 09.07.1997 Администрацией г. Саяногорска, в доход соответствующего бюджета 27 348 (двадцать семь тысяч триста сорок восемь) руб. 70 коп. пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2009, 2010, 2011 годы (за период с 01.12.2012 по 31.12.2012).

2.Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»,                  г. Саяногорск, зарегистрированного в качестве юридического лица 09.07.1997 Администрацией г. Саяногорска, в доход федерального бюджета государственную пошлину  в сумме 2 000 (две тысячи) руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                          И.А. Курочкина